Мини-лекции. История фотографии. Дальномеры

О принципе наводки на резкость с помощью дальномера мы говорили в мини-лекции, РЕЗКОСТЬ, здесь же я Вам покажу как это выглядит реально. Помните старый анекдот? Ну, это про то как пьяный посетитель пришёл на приём к пьяному начальнику? И, вот заходит в кабинет, а там два стола и два начальника сидят! Посетитель в замешательстве: «Извините, а к кому из вас можно обратиться?» Два начальника посмотрели на посетителя и одновременно: «А, вы по одному заходите. А, не вдвоём?!» К чему это я? А к тому, что мы в жизни используем свой дальномер, только не все об этом почему-то знают?

Я дико извиняюсь, но если у Вас два глаза и они в норме, то Вы смотрите сейчас на монитор сведя два глаза с помощью мышц поворачивая оптические оси глаз, чтобы видеть одну точку, а не две как в анекдоте. И для одних (большинства?) это настолько привычно, что это делаете на «автомате». Это с одной стороны, а с другой, не все могут глядя в тот же проклятый монитор наоборот развести глаза так, чтобы у Вас началось двоение? Мало того навести усилием резкость на скажем отдельные буквы (объекты). Я могу! Есть такие картинки «хитрые» которые в обычном состояние люди воспринимают как какой-то мусор?.. Но если развести глаза, то увидите предметы причём в виде объёмных изображениях. Да, они будут состоять из того же «мусора»... Попробуйте, Вам понравится!

Вот на таком принципе работает дальномер, и в фотоаппаратах тоже. Только используются не два глаза рис.2, а два зеркала причём одно из них (левое) полупрозрачное. То самое куда и таращится наблюдатель. В качестве второго используется призма рис.2-6 Получается, что он видит одновременно два изображения. И если всё как на рисунке, то изображение видно без искажения (двоения, как в анекдоте). А, чтобы видеть два изображения и только интересующее Вас, а не весь мир на пути изображения вспомогательного зеркало ставится экран (диафрагма, рамка с отверстием). Хочу заметить, что изображение после диафрагмы мы видим слегка окрашенным. Где и как это окрашивается я не знаю? Пока считаю, с помощью светофильтра, находящийся на самой диафрагме?. Светофильтром пропускающие лучи определённого цвета (жёлтого, зелёного...). Я здесь применяю жёлтый светофильтр. И тогда... На рис.2а увидите то, что Вам покажет дальномер: оригинальное изображение через полупрозрачное зеркало и на его фоне жёлтый кружок с изображением от вспомогательной призмы. В данном случае как в анекдоте Вы видите двоение. Если дальномер наведён на резкость то двоения не будет и Вы увидите Петропавловку какая она есть, но часть (центр) будет виден в виде кружка жёлтого цвета. А, далее дело техники, - связать наводку на резкость объектива с идеальной картинкой дальномера.

Существует (существовал) дальномер в виде отдельного устройства, дальномер для шкального аппаратика «СМЕНА». Дальномер так и называется, «СМЕНА». Но существовал и ещё подобный дальномер, «БЛИК». Казалось бы всё так отлично и даже хорошо, да не очень?! Ведь вся система работает через посредника, через Вас стало быть! Дальномер лишь ограждает Вас от больших ошибок и не более... Стало быть надо связать объектив с дальномером и Вам будет ЩАСТЯ! И ведь связали! Как пример, оптикомеханическая схема дальномерного аппарата «ЗОРКИЙ» времён моего детства. Аппарат упоминается даже в книге Бунимовича за 1952 год! Если верить Википики, то аппарат выпускался Красногорскими пацанами аж с 1948 года. Вот на фото рис.1 тот самый, легендарный «ЗОРКИЙ». И на фото аппарата с дальномером, Вы и видите два круглых окошка дальномера , а посередине прямоугольное видоискателя. Если Вы внимательны и даже (какой ужас) сообразительны, то наверняка задались вопросом: «А, почему бы Красногорским не объединить видоискатель с дальномером, а?» Им тоже пришло, правда не сразу, только с выпуском следующей серии «ЗОРКИЙ-3». И уже все последующие модели начали выпускать именно в таком виде. И как пример, украинский «КИЕВ». Не считая всяких прибамбасов упражнялись лишь в виде окошек дальномера (оно для Вас слева), то круглое, то прямоугольное.

Рассмотрим работу дальномера в связке с объективом аппарата «ЗОРКИЙ». Объект наблюдается через полупрозрачное зеркало рис.2-1. Второе изображение получается при прохождении лучей света от объекта через клинообразное окошко дальномера рис.2-5, призму-зеркало рис.2-6 и пройдя через диафрагму (с светофильтром???), объединяется в зеркале рис.2-1. Вращая объектив рис.2-3 мы заставляем через эксцентрик рис.2-4 и рычаг поворачивать на некоторый угол рычаг с призмой. Тем самым подгоняем изображение с призмы к прямому изображению на поверхности зеркала рис.2-1. А, для чего то самое КЛИНООБРАЗНОЕ ОКОШКО (КЛИН)? С помощью клина выравнивают положение двух изображений (прямого и с двойным отражением) по ВЕРТИКАЛИ! По горизонтали с помощью юстировки объектив - дальномер. Там у каждого аппарата своя «свадьба». К слову, полупрозрачное, значит половину пропускает через себя половину отражает. Не знаю как там пацаны Красногорские решали, но в моём раздолбанном «ЗОРКОМ» полупрозрачное зеркало подкрашено синеватым цветом, а двойного отражения желтоватым цветом...

Несколько иная оптическая схема у «КИЕВА». Как видите все дальномерные премудрости превращены в монолит! Устройство и принцип действия. Видоискатель-дальномер состоит из блока СКЛЕЕННЫХ призм рис.4-4, в месте склейки которых под углом 45° к глазу нанесен полупрозрачный светоделительный слой; клинового компенсатора, состоящего из неподвижной плоско-вогнутой линзы, подвижного сегмента, плоско-выпуклой линзы, укрепленного на подвижном основании; телескопического видоискателя из двух линз: передней, — отрицательной рис.4-2 и задней, — положительной рис.4-1. Работа дальномера тесно связана с работой тубуса объектива рис.4-7 и сводится к тому, чтобы правильной установкой тубуса сфокусировать объектив на объекте съемки.

Итак, прямое изображение просматривается через окуляр видоискателя рис.4-1,2, призму-зеркало рис.4-3. Второе изображение через световод рис.4-4 через линзы клинового компенсатора рис.4-5 и рис.4-6. В таком виде как на рисунке это всего лишь параллелепипед и угол падения луча при прохождении систему не меняется. При повороте же рычага рис.4-10 линза рис.4-5 меняет своё положение и вместе с линзой рис.4-6 образует клин. Падающий луч света от объекта подвергаясь преломлению меняет своё направление. Тем самым мы можем подгонять два изображения: прямое и двойного отражения. Как практически это работает? Здесь связь объектива фотоаппарата с дальномером более хитрая чем у «ЗОРКОГО».

Если верить старинному писанию, то с помощью колёсика рис.4-12 вращается шестерня рис.4-11. Та же в свою очередь приводит в движению шестерню рис.4-8 связанную с объективом рис.4-7 и червячной передачей с шестернёй рис.4-9. Последняя давит на рычаг рис.4-10 и поворачивает линзу рис.4-5. Если объект съемки находится на близком расстоянии, то чтобы оба изображения совпали, поворачивают плоско-выпуклую линзу рис.4-5, которая меняет параллактический угол а. Чем ближе объект съемки, тем больше нужно повернуть плоско-выпуклую. И последнее, окна в отличие от «ЗОРКОГО» прямоугольные равно как и диафрагма с прямоугольным отверстием рис.4а.

Вот такая загогулина придумана на Украине! Хотя... Злые языки говорят о том, что все железяки, копии послевоенного немецкого импорта?..

Ещё большая экзотика в устройстве дальномера, аппарата «МОСКВА-2». Он же раскладушка. В исходном состояние, он коробочка... Для съёмки его раскрывают и?.. Получается, что корпус-коробочка отдельно, а объектив отдельно! Связь через светонепроницаемую гармошку, канал соединяющий объектив с камерой. Поэтому основной дальномер находится в корпусе, а два клина связанные с объективом отдельно. Вращая объектив мы поворачиваем взаимно оптические клинья и тем самым изменяем направление приходящих лучей в дальномере. Кому уж очень интересно, то на рис.5 сам аппарат, а на рис.6 остальное...

На рис.5 соответственно:

a) рукоятка наводки резкости объектива и поворота клинового компенсатора;
b) сам клиновый компенсатор, повязанный с объективом шестерёночными передачами;
с) окно дальномера для лучей приходящих после компенсатора;
d) окно дальномера прямого наблюдения и изображения двойного отражения;
е) отрицательная линза видоискателя.
f) положительная линза видоискателя.

На рис.5а те самые клинья компенсатора, а на рис.5b и рис.5c два крайних положения клиньев и как меняется направление лучей...
На рис.6 то, что и является собственно дальномером. Монолит из двух склеенных призм можно сказать такой же как и в «КИЕВЕ». Остальное одни шестерни и: рис.6-6 рукоятка с помощью которой производится вращение объектива рис.6-4 и клинового компенсатора рис.6-9. Так уж получилось, но мы с Вами рассмотрели три типа дальномеров: с поворотным зеркалом-призмой; с компенсатором из двух линз и клиновым компенсатором. Конечно, сейчас с появлением цифровых аппаратов, дальномеры остались лишь в ностальгическом прошлом... Но мы же про историю...


Рецензии