Мини-лекции. История фотографии. Шкальники
Фотоаппарат, оно понятно, но почему шкальные? Это наверное самые простые из всех «серьёзных» аппаратов? Да, они конечно отличаются чем-то в чём-то? Но основное это то, что наводка на резкость (фокусировка) производится чисто на глазок! В смысле нет каких либо устройств для наводки на резкость. Кроме шкалы дистанций, расстояний от фотографа до объекта. И фотограф косым глазом (на глазок) определяет расстояние до объекта и устанавливает его с помощью шкалы на объективе. Попробуйте сами на глазок, а потом проверьте рулеткой и?! Вам понравится! Понравится ли фотоаппарату? И хотя всё о чём мы будем говорить далее будет как бы о шкальных аппаратах, но оно касается и всех, других без исключения! Потому как любой фотоаппарат в прошлом мог стать шкальным! Как тот же «ЗАРЯ», он же в миру «ФЭД».
На рисунке я выбрал пять разных аппаратов, шкальных конечно. Устройства и их предназначения разные. Их объединяет только одно, шкальность... Это самый ходовой в прошлом аппаратик «СМЕНА 8М» рис.1. Фотоаппарат «ЧАЙКА II» рис.5. Основное его отличие, формат кадра. Если у смены он 24х36 мм., то у «ЧАЙКИ» 24х18 мм. Да кадр уменьшился, зато число кадров возросло вдвое с 36 до 72. Внимательный читатель сразу заметил, что видоискатель стоит поперёк. Снимать обычные кадры теперь нужно держа аппарат вертикально. А в остальном та же «СМЕНА»! Правда есть момент! У «ЧАЙКИ» объектив в два раза светосильней «СМЕНЫ»! Ещё два аппаратика из той же серии: «ВЕСНА» рис.2 и «ЗАРЯ» рис.6, который вообще из ряда вон! Это обычный дальномерный аппарат «ФЭД». Вот только по воле конструкторов (ЦК КПСС) ему кое-что, кое-где отрезали?! Дальномер и автоспуск. То есть снять себя у Вас не получится как в случае с «ФЭДОМ»! А в остальном, та же история с объективом. Естественно он более «порядочней» чем у «СМЕНЫ» это во-первых, и во-вторых можно поменять на другой (объектив)! В «СМЕНАХ»-«ЧАЙКАХ» такое не получится!
Если перечисленные аппараты плюс-минус построены по классическим схемам, то аппарат «КИЕВ 30М» («ВЕГА 2»; «КИЕВ»; «КИЕВ 30»; «КИЕВ 303») явление уникальное... Мало того, что он миниатюрный (относительно), «шпионский» но у него, если не считать объектива, всё остальное не от мира сего?! При первом знакомстве меня впечатлил затвор!!! Да, конечно ширина плёнки всего 16 мм. Но для (на память), вполне подойдёт... Вот на рис.4 он и есть, как бы в рабочем состояние... Видоискатель рамочный, большое окошко и есть большая рамка. Объектив встроенный с F = 23 мм. маленькое окошко оно и есть. На рис.4а в окошке объектива (это не объектив) на тёмном фоне красная (цветная) точка говорит о том, что аппарат готов к съёмке. Если точки нет, всё уже отработано и нужно аппарат взвести (и плёнку перемотать на один кадр). На рис.4 стрелочки показывают: зелёная, кнопку пуска затвора (съёмка); пурпурная, два переключателя (рис.7.) левый диафрагма, правый длительность выдержки затвора; жёлтая, кольцо фокусировки (аппарат ведь шкальный!).
Как же всё-таки быть если у Вас с глазомером не совсем, совсем?! Посмотрите на рис.11. Это объектив «СМЕНЫ». На средней полоске виден треугольник-индекс, а на верхнем цифорки. Это метры шкалы дистанций. На глаз определяете, против индекса устанавливаете. Ну, а если у Вас не совсем, то есть на той же шкале ещё и символы. На рис.12 они во всей красе (они не совсем для «СМЕНЫ 8М», скорее как пример). Отчего такие аппараты ещё называют символьными. Там же внизу ещё одни символы погоды (выдержки от 1/15 до 1/250) чем «пасмурнее» погода, тем длительнее выдержка. Если метку на рифлёном кольце (затвора) поставить против символа погоды, то аппарат сделает определённую выдержку и для Вас наступит Щастя! Конечно всё это приблизительно-точно, но? Но всё же это убережёт Вас от очень, ну очень грубых ошибок.
Шкальные фотоаппараты это конечно хорошо, но? Вот только многие вещи придётся делать практически вслепую. Да, можно было купить (достать) экспонометр и не делать ошибок с экспозицией. Таким же способом приобрести дальномер для той же «СМЕНЫ». Но всё равно всё это будет заочным решением... И одним из них определение глубины резкости. Ведь снимая даже плоскую картину можно ошибиться с определением дистанции, а уж если большие пространства то там можно ошибиться по счёту РАЗ! Как же определить эту самую глубину резкости?
Имея шкальный аппарат в чистом виде определить можно не просто, а очень просто, в несколько секунд. Как-нибудь определяете расстояние до ближнего объекта и до дальнего. Добавляете к ним запас прочности, так на всякий пожарный. Крутите объектив до того момента когда Ваши цифорки не встанут на одни и те же значения диафрагмы. Так скажем на объективе «СМЕНЫ» случайным образом оказалось, что против диафрагмы 4 рис.11 стоят значения дистанций (примерно конечно) 1,15м. и 1,5м. Вот это Ваша глубина резкости, точнее глубина резко изображаемого пространства. И если Вы всё снимаете после принятия по случаю и имеете люфт равный от 0,5 м. до 1,0 м., то? То попадёте ли Вы в эту глубину, большой вопрос! А, если серьёзно, то есть риск! И удастся ли повторить съёмку на потом, вопрос конечно интересный?!
Читатели наверняка меня припрут к стенке, типа чё ты нам нагородил? Это всё про, что??? Уж догадался... Столкнулся я здесь, на ПРОЗЕ с женским полом, в смысле с читателями ... И? И, мол нужно всё рассказывать подробнее, издалека... Чуть ли не с времён создания египетских пирамид... И хотя все страницы сборника так или иначе связаны друг с другом, но? Но, кто же там собирается вникать? И придётся всё сначала, про то, что уже рассказано ранее, иначе Вы не поймёте?!
Посмотрите на рис.10. Это попытка объяснить то, о чём я начал Вам втирать?! А, о чём? О понятие: что такое бесконечность применительно к фотографии; что такое глубина резкости и глубина резко изображённого пространства; что такое диафрагма и её роль; что такое ГИПЕРФОКАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ? И главное как всё это применить?!
Итак, рис.10а. Здесь и далее все наши рассуждения будут опираться на геометрическую оптику (в отличие от волновой). Геометрическая, это когда наравление волны света изображается как «луч света». В нашем случае два луча приходят из бесконечности. В фотографии эта бесконечность означает, что лучи света приходят к нам параллельными. А, сама при этом бесконечность может начаться уже совсем близко от Вас. А учитывая дефект нашего зрения, уж очень близко... А, сама близость зависит от разных факторов... Это как иголка? Одна острая для Вашего пальчика, а другая тупая (фу!) для мешка с картошкой очень даже острая... Это про относительность...
Как нам в школе втирали: двояковыпуклая линза поток параллельных лучей (из бесконечности) собирает в бесконечно малую точку! Вот на рис.10а Вы этот процесс и видите. Но как оказалось это далеко не так, даже очень. А, мешает нам всё эта же нечистая сила, называемая АБЕРРАЦИЯ, слово-то какое поганое, импортное... Это всё про иголку... Всё это очень, очень, очень можно отнести к моно лучам (одного цвета), а наш белый свет, это туши свет. Это когда лучи разного цвета преломляются под разными углами, и хоть тресни в бесконечно малую точку они не сойдутся! Так, что точка будет определяться нашим зрением, точнее сетчаткой глаза. Сколько бы лучей не попадало на элемент сетчатки для нас это будет точка!!! А когда попадает на многие элементы расположенные по соседству точи превротятся в кружки. Посмотрим на рис.10b. Как Вы могли заметить, лучи перед тем как превратиться в точку сходятся, а потом? А, потом расходятся (нет не в ЗАГСЕ). Точка схода лучей называется ГЛАВНЫЙ ФОКУС, а F, ГЛАВНЫМ ФОКУСНЫМ РАСТОЯНИЕМ. Сама линза это как простейший объектив для нашего аппарата. Место где мы упражняемся с лучами и точками, есть ФОКАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ.
Если не меняя положения линзы передвигать фокальную плоскость (ближе и дальше от первоначального), то мы вместо точки увидим кружки нерезкости (рассеяния). Но если их будем видеть с нормального расстояния (25 см.), а кружки не будут в диаметре более 0,1 мм., то? То мы будем их воспринимать как ТОЧКИ!!! Это про дефект зрения со знаком плюс! Благодаря такому эффекту всё изображение состоящее из бесконечно малых точек и кружков нерезкости (размером не более 0,1 мм.) мы будем воспринимать как очень резким!!! Вот отталкиваясь от этого мы и будем разбираться далее по понятиям! :-)))
Пододвинем источник света (точку а) из бесконечности к линзе. Лучи уже не буду параллельными, а как на рис.10b, тоесть после линзы они будут сходиться дальше чем фокальная плоскость, а на плоскости будет виден только след в виде кружка нерезкости. Двигая точку а туда-сюда найдём такое рсстояние от точки до линзы будет давать кружки нерезкости не более 0,1 мм. В этом случае точки всего пространства от бесконечности до точки а на фокальной плоскости будем воспринимать как точки. А, расстояние (зелёным цветом) будет глубиной резкости (глубиной резко изображаемого пространства). То есть наша бесконечность приблизится и до довольно близкого расстояния. Так для некоторых объективов это 30-40 метров, а то и ещё ближе! Так почему передняя (для нас) граница «бесконечности» (точки границы а, а, а) резко изображаемого пространства (глубина) получается? Это лишь из-за дефекта зрения... Рис.10b если лучи «бесконечности» сходятся в «идеальную» точку, то передней границы (синие лучи) образуют кружки нерезкости не более 0,1 мм.
Возьмём условно плоскость и на ней точку b. рис.10с. Как видите красные лучи сфокусировались далеко за главной фокальной плоскостью. Так ещё кружок нерезкости стал более 0,1 мм. Вот бы так сделать чтобы все три луча соответствовали необходимой резкости... Сказано-сделано, и? И линзу (объектив) передвинули ближе к точке b. Результат на рис.10d. Я всё это выделил цветом, так, что Вы не связывайте это с верхними сюжетами. Вот, что мы с Вами получили, все три луча сходятся и расходятся так, что все кружки нерезкости соответствуют размеру не более 0,1 мм. Ура! Мы победили... И? Расстояние Гп и есть то непонятное ГИПЕРФОКАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ. Что нам это дало? Посмотрите на рис.8. Это два фрагмента размещённые один над другим. Фрагменты «ЗЕНИТОВСКОГО» объектива «ГЕЛИОС-44-2». Верхний фрагмент, объектив установлен на «бесконечность». Глубина резко изображенного пространства находится от 6 метров до бесконечности (диафрагма 11). То есть, всё,что находится в пространстве от бесконечности и до 6 метров от объектива будет изображено резко. Второй фрагмент (внизу), объектив установлен на ГИПЕРФОКАЛЬНОМ расстояние в нашем случае это 6 м. И теперь против значений 11 (диафрагма) стоят с одной стороны знак бесконечности, а с другой дистанция 3 м. То есть передняя плоскость резко изображенного пространства приблизлась к нам на 3 м. (была 6 м.). Теперь Вы поняли, что есть, что?!
Для сравнения, глубина резко изображённого пространства разных объективов и аппаратов. При относительном отверстие 1:k = 11 Шкала расстояний установлена знаком бесконечность против индекса. Гиперфокальное растояние в метрах, заключено в квадратные скобки.
«Киев-30». Тип объектива не указан. F = 23 мм. [2,4].
«Зенит». Объектив «Мир-1В». F = 37 мм. [2,6].
«Смена 8М». Объектив «Т-43». F = 40 мм. [3,0].
«ФЭД 5». Объектив «Индустар - 61». F = 55 мм. [6,0].
«Зенит». Объектив «Гелиос - 44 - 2». F = 58 мм. [6,0].
Не трудно заметить, что глубина резко изображённого пространства зависит (при прочих одинаковых условий) от величины главного фокусного расстояния. Чем меньше F, тем глубина больше. С другой стороны всё зависит от величины отверстия диафрагмы всё от того же относительного отверстия 1:k. Так если при диафрагме 11 для объектива КИЕВА 30 глубина от 2,4 м. и до бесконечности. В то же время при диафрагме 3,5 глубина будет от 7,5 м. и до бесконечности.
Значит, чтобы увеличить глубину резкости, нужно, что? Правильно, диафрагмировать объектив, ну чтобы раздвинуть границы той самой глубины резкости. Как это будет выглядеть на Вашем будущем снимке видно на рис.9. Зачернённые человечки это то, что будет (было) не резким. Остальное резким (подчёркнуто зелёным). Сравните, в верху объектив открыт полностью, а в низу, задиафрагмирован. Глубина резкости увеличилась! А какая же самая большая глубина резкости? Ну это ведь, как Вы могли заметить, зависит от типа объектива, значение диафрагмы и главного фокусного расстояния. Чем меньше главное фокусное расстояние тем больше глубина резкости..
Вот и славночко, вот и хорошо. Применим диафрагму 16. Найдём значение гиперфокального расстояния. Совместим шкалу расстояний со значением гиперфокального с индексом объектива. И теперь, щёлкаем всё направо и налево. Хорошо-то хорошо, да только если позволит освещение сделать Вам это? Ведь теперь скажем (при диафрагме 16) светосила объектива будет в 16 раз меньше чем при открытом объективе с относительном отверстие 1:4. Но Ваша идея всё же существовала и были аппараты с так называемыми КРАСНЫМИ точками! Если диафрагму и шкалу расстояний поставить на эти точки, то Вам будет ЩАСТЯ! Глубина от и до! Ходите и щёлкайте не думая о какой-то там фокусировке... Выпускался в Беларуссии фотоаппарат-игрушка для детей «ШКОЛЬНИК». У него объектив вообще стоял мёртво на одном фокусе. Наверное на гиперфокальном расстоянии?
Мне лишь осталось добавить к разговору о шкальниках (и не только) бонус со знаком минус! О чём это я? О том, про что пытаются умолчать, о параллаксе в фотографии. И как это всё касается шкальников, а по большому счёту всех аппаратов кроме зеркальных типа «ЗЕНИТ» или «САЛЮТ» и им подобных...
Параллакс от греческого parallaxios «уклонение». Это для видоискателя — несовпадение изображения, видимого в оптическом незеркальном видоискателе (и зеркальном в «ЛЮБИТЕЛЬ»), с изображением, получаемым на фотографии. Параллакс почти незаметен, когда фотографируют удалённые объекты, и весьма значителен при съёмке близко расположенных объектов. Он возникает из-за наличия расстояния (базиса) между оптическими осями объектива и видоискателя. На рис.5 фотоаппарат «ЧАЙКА II» на который наложены пересекающиеся отрезки прямых, пересечения центров: жёлтые, объектива; зелёные, видоискателя. Красная, двойная стрелочка расстояние между оптическими осями. Посмотрите с одного места через окно на улицу поочерёдно разным глазом и всё поймёте. И, чтобы избежать мирового скандала нужно делать некое упреждение ошибок параллакса. Скажем как на рис.6. Это из «Практическая фотография» Д. З. Бунимовича 1952 г. Причём, учитывая разное расположение видоискателя и объектива, коррекцию проводить в соответствие с их расположением. Всё это касается всех двуглазых аппаратов! Даже «ЛЮБИТЕЛЬ», хоть он и считается зеркальным но двуглазым или завуалировано ФОДИУСНЫМ, слово-то какое-то поганое?!!
Ну, вот! Теперь Вы можете как Маяковский сказать про шкальные фотоаппараты, — что ж такое хорошо и что такое плохо!?!
Свидетельство о публикации №218012800415