Как бы я управлял российским регионом 1

   На первый взгляд подобная претензия, на управление регионом, с моей стороны, является почти абсурдом. Но поскольку это почти сослагательное условия, то я считаю это вполне правомерным.

   Во- первых, что собой сегодня представляет любой российский регион? Насколько он комфортен для проживания жителей и удобен для управления властью? Можно проводить массу исследований и расчётов, но отсутствие приемлемых критериев делает эти расчёты на сегодня просто бесполезными. А вот сравнительный качественный анализ может выявить векторы направлений по которым можно работать.

   Например, какова плотность населения успешно развивающихся стран? Как правило, от 100-150 человек на один квадратный километр. А какова плотность населения в российских регионах? Например, в Псковской и Новгородской областях около 13-15 человек на кв. км., то есть меньше почти на порядок. И какие наши претензии и к кому? И я пока не утверждаю, плохо это или хорошо. Но я уверен лишь в том, что управлять регионом с плотностью 13-15 чел. на кв км надо совсем  по другому, чем регионом с плотностью населения 100-150 чел. на кв. км. Это управление должно осуществляться с большей интенсивностью и большей эффективностью, чтобы уравнять их потенциал. А что происходит в России? Регионы с малой плотностью населения являются не очень успешными.

   Какая основная экономическая база каждого региона? В каждом регионе мы имеем классическую триаду: земля, капитал и трудовые ресурсы. Это «золотая триада» любого российского региона. Здесь следует вспомнить экономический опыт времён «Плана Маршалла», когда наименее эффективными оказались инвестиции в землю, чуть выше эффективность инвестиций оказалась в трудовые ресурсы, ещё выше — в капитал, но самой высокой эффективность инвестиций была в интеллектуальные сегменты, почти в 2-3 раза выше, чем в капитал. А в российских регионах, особенно на муниципальном уровне, знают об этом?

   Ещё один острый вопрос по российским меркам: а что из «золотой триады» является с самыми большими ресурсами на уровне российских регионов?  Наверное, земля, которая по всей России составляет около 26 млн га пустырей. И как в регионах преимущества России превращают в основной ударный ресурс поднятия экономики, учитывая, что по параметру трудовых ресурсов и свободного капитала Россия не может соперничать с экономически развитыми странами из-за своей демографии и финансовой сферы?

   Теперь о безработице в российских регионах. Что за рабочие места существуют в регионах, где плотность населени 15-20 чел на кв км? Если исключить детей и пенсионеров в этих регионах, то при нормальном размещении предприятий, рабочей силы должно не хватать до 20-30%, но реально там безработица в пределах 10% и особенно в молодёжной среде. Более того, ещё надеются на гастарбайтеров, мигрантов из ближнего зарубежья.

   Удивляет ситуация, когда губернатор приходит на встречу к Президенту России с тонкой папочкой, в которой несколько листочков с цифрами. Казалось бы, к Президенту надо приходить с несколькими томами, в которых должны быть аргументы, что такого положения в регионе терпеть нельзя и региону из центра надо помогать. Но это же надо обосновать. А как обосновать, имея перед собой тонкую папочку? В регионе должно быть, как минимум, три работающих фонда: региональный резервный фонд (РРФ), регитнальный фонд развития (РФР) и фонд социальной помощи и выравнивания семейных бюджетов (ФСП и ВСБ). РРФ покрывает расходы при чрезвычайных ситуациях, РФР обеспечивает экономическое развитие региона, а ФСП и ВСБ позволяет оказывать разную социальную помощь, что позволит несколько выровнять семейные бюджеты бедных и богатых и сократить «сумасшедшую» разницу между ними. Все три фонда должны обеспечиваться из налогов региона, отчислением из федеральных налогов и сборов-пошлин из числа высокооплачиваемого работоспособного населения (из денежного обеспечения «парашютов»). Тогда и у бедных не будет «обиды» на богатых. Чем больше будет богатых, тем больше достанется бедным. И губернатора папочка для докладов будет потолще.

   Но это не всё. Руководителю региона при заступлению на должность, надо знать все «тонкие» места региона. А как это сделать? Да очень просто. Попросить население региона дать свои жалобы, предложения, проекты и всё «чем болеет» регион в письменном виде. Да, будет много разного, в том числе и мелких просьб. Весь этот материал распределить по министерствам и службам регионального правительства и социальной значимости. При обработке этого материала может оказаться, что мелких просьб, которые легко устранимы, окажется очень много. Их можно будет устранить, изменив систему и так далее. Обработанный материал для исполнения можно передать и муниципальной власти, в части её касающейся. С этим материалом можно «бравировать» и на приёме у Президента - «Народ требует»! И не надо будет дожидаться, пока Президент сам предъявит свою «зелёную папочку» с жалобами населения.

   Всё это покажет, что к «голосу народа» прислушиваются, что руководителю региона доверяют, что народ учится управлять хотя бы своим регионом. Далее эту практику необходимо будет оформить законодательно и это уже будет не самодеятельность чиновников, а чаяния народа.

   В системе управления регионами (её совершенствования) работы непочатый край и эту работу давать на откуп чиновникам ни в коем случае нельзя. Они ведь только исполнительная власть.    

   


Рецензии