Настроение. Чувствование. Эмоция. Переживание

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.
 
Часть III. Природная душа (Anima).
 
Глава 1. Настроение –> Чувствование –> Эмоция -> Переживание.

Необходимо сразу же пояснить, что чувствование - это ещё не чувство. Чувствование ситуативно, как и эмоция. Чувство же надситуативно. Чувствование - это то, что чувствует субъект в данный момент времени. Оно отражает динамику возникновения и прекращения чувства. То есть, чувствование - это кратковременное чувство, а чувство - это то, что субъект чувствует на протяжении долгого времени после того, как чувство возникло и перед тем, как чувство угасло. Чувство по сравнению с чувствованием стабильно (статично), хоть и подвержено постепенному изменению, вплоть до укрепления или разрушения и исчезновения.

В психологии вместо слова "чувствование" применяют наукообразный термин "эмоциональный тон ощущений". Чувствование же в словарях помечают как слово старинное и книжное. Однако же, термин "эмоциональный тон ощущений" хоть и относительно новый, всё же является более книжным, ибо применим только в психологических текстах. Ведь никто из психологов/психотерапевтов не спросит у своего клиента: "Какой у вас сейчас эмоциональный тон ощущений?", вызывая у того состояние замешательства ("Что, простите?"). Все по старинке спрашивают: "Что вы сейчас чувствуете?", или "Что вы чувствуете по этому поводу?".

Многие люди, в том числе и психологи, не видят разницы не только между чувством и чувствованием, но и между эмоцией и чувством (а также между чувством и отношением). Так и пишут: "Эмоции (чувства)", или "Чувства (эмоции)". В лучшем случае делается различие: "Эмоции и чувства". Но это различие видят только в ситуативности (кратковременности) эмоций и в предметности (долговременности) чувств.

"Таким образом, в отличие от эмоций, носящих кратковременный характер реагирования на ситуацию, чувство выражает долгосрочное отношение человека к тому или иному объекту" (стр. 290. Эмоции и чувства. Е.П.Ильин).

В той же книге Е.П.Ильин описывает правильное соотношение между понятиями: "Если дать сравнительную оценку соотношений между тремя основными составляющими эмоциональной сферы - эмоциональным тоном ощущений, эмоциями и чувствами, то можно сказать, что эмоциональный тон ощущений - ЕЩЁ не эмоция, а чувство - УЖЕ не эмоция."

Только  странно видеть эмоциональный тон ощущений до самих эмоций. Скорее это чувственный тон ощущений. Ещё лучше назвать это старинным и разговорным (отнюдь не книжным) словом "чувствование":

"И стал сходить по темной лестнице, волнуемый странными чувствованиями." (А.С.Пушкин. Пиковая дама.)

Здесь чувствования (эмоциональный тон ощущений) находятся до волнений, а волнения - это и есть эмоции. 

[emoveo, movi, motum - выдвигать, отодвигать, приводить в движение.
e. pontum - взволновать, e. muros - потрясать.
moveo, movi, motum - двигать, приводить в движение, приходить в движение, двигаться.
motus - движение, колебание, движение душевное, побуждение.
emissio - выпускание, высылание, бросание, метание
emphasis - выразительность, сила выражения.
expressio - выдавливание, выжимание; expresse - выразительно, ясно. (Латино-русский словарь. Ростов н/Д: изд-во "Феникс, 2000.)] 

Логично отнести чувствования и чувства к психосенсорике, а эмоции и отношения - к психомоторике. При этом надо иметь в виду не рядоположенность, а иерархическую надстроенность чувств над чувствованиями и отношений над эмоциями. Соответственно этой иерархии чувства формируются из чувствований, а отношения выражаются в эмоциях. Лучше сказать, что отношения (внутренние диспозиции, эмоциональные установки) довлеют над эмоциями и регулируют их, а эмоции есть выражения того, что субъект чувствует сейчас. О чувствах и отношениях, появляющихся из переживаний, будет написано в следующей главе. 

По чувственному тону ощущений "проехались" в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:
"...чувствование иногда отождествляется с чувственным тоном ощущений и представлений, т. е. с оттенками приятности или неприятности, окрашивающими ощущения. Такое отождествление, если и считать его верным, требует ограничения, ибо, даже если мы признаем чувственный тон за тот характерный признак, которым чувствования отличаются от познавательных процессов, все же никто не станет называть своеобразные комплексы психических состояний, как радость, страх или гнев, "чувственным тоном" ощущений."

И всё же в этом наукообразном термине есть нечто существенное, а именно - тон, связывающий чувствование с настроением и его тональностью, мажорной или минорной (звук), светлой или тёмной (цвет). В психофизиологическом плане тональность настроения зависит от тонуса, в котором находится организм.

"Тонус (лат. tonus, от греч. tоnos — натяжение, напряжение) (физиологическое), длительное стойкое возбуждение нервных центров и мышечной ткани, не сопровождающееся утомлением. Т. нервных центров называется такое состояние тех или иных отделов головного и спинного мозга, при котором они непрерывно посылают импульсы по соответствующим эфферентным нервам, длительно поддерживая определённое функциональное состояние органов и тканей. Наибольшее значение для организма имеет Т. центров блуждающего нерва и симпатической нервной системы, регулирующих деятельность сердца, Т. сосудодвигательных центров и др. Под мышечным Т. понимают длительное напряжение или сокращение мышц, обеспечивающее поддержание определённой позы и положения тела в пространстве (Т. скелетных мышц), давления в полости пищеварительных органов, мочевого пузыря, матки, а также кровяного давления (Т. гладких мышц)." (БСЭ в 30 томах. В.Г.Залов).

За тонус отвечает первый функциональный блок мозга (по А.Р.Лурии) - блок регуляции тонуса и бодрствования. Основную роль в этом блоке играет ретикулярная формация в стволе головного мозга. Она состоит из восходящих и нисходящих волокон. И в каждом из них есть активирующие и инактивирующие разделы. Через активирующие разделы проходит возбуждение, через инактивирующие - торможение. Баланс между возбуждением и торможением - уравновешенное состояние нервной системы. Дисбаланс выражается либо в возбудимости, либо в тормозимости, либо в смене одной фазы на другую, т.е. в тонической цикличности (циклотимии, циклоидности).

Тремя источниками активации являются, по А.Р.Лурии, обмен веществ, приток новой информации и двигательная активность с регулирующими её программами, планами и намерениями. Очень похоже на первый уровень соматопсихики (Поведение -> Отражение -> Деятельность). Причём поведение можно понимать и как поведение организма в среде, их взаимодействие, так и поведение внутренних органов, обменивающихся между собой веществами (внутренние обменные процессы).

Активация/инактивация делится на неспецифическую (общую) и специфическую (дифференцированную). Всё, что связано со спецификой, относится к сенсорным и двигательным функциям. Соответственно, общий тонус можно обозначить как настроение, специфический тонус сенсорной системы - как чувствование, специфический тонус моторно-мышечной системы - как эмоцию.

В самом настроении есть то, что выделяется из него в виде чувствования и эмоции. Это самочувствие и работоспособность.

Самочувствие - результат интеграции сигналов, поступающих из внутренних органов. Т.е., основную роль в нём играет интерорецепция. У самочувствия есть два противоположных состояния: хорошее и плохое. Переходы между ними: от плохого к хорошему - улучшение, от хорошего к плохому - ухудшение. От самочувствия зависит то, что субъект чувствует: удовольствие или неудовольствие. На фоне плохого самочувствия, заболев, сложно почувствовать удовольствие даже от еды, не говоря уж об остальном. Единственное, что может его принести болеющему организму, так это сон. Не зря его называют целительным. 

У работоспособности тоже два состояния: бодрость и усталость. Основную роль в работоспособности играет проприорецепция (сигналы о состоянии мышц, связок, суставов). Если энергия в двигательном аппарате истощилась, субъект чувствует усталость. И он не только её чувствует субъективно, она присутствует в нём объективно, т.е. независимо от того, что субъект может себе навоображать. Если уровень энергии в мышечном каркасе упал, то для субъекта становится мало возможным выражать то, что он чувствует в данный момент, в виде эмоций. Ведь эмоции - это движения конечностей тела (жесты и позы) и движения лицевых мышц (мимика), голос и интонирование речи. Трудно выражать свои чувства, если для их выражения в данный момент нет сил.

Наверное, каждый из нас был в такой ситуации, когда он предлагал другому поучаствовать в каком-нибудь мероприятии, заняться каким-либо серьёзным делом, или, наоборот, повеселиться, тот отвечал на это предложение: "Нет настроения." А на дальнейшие расспросы о причинах отсутствия настроения получал ответы, вроде: "Неважно себя чувствую" или "Устал, хочется отдохнуть."

Естественно, при этом присутствует и экстероцептивная, т.е., когнитивная составляющая настроения: неоправданность ожиданий, расстройство планов, неблагоприятные для субъекта события, неудачи в реализации замыслов, ... В общем, всё то, что описывалось в прошлой части как умонастроение. В данном случае, это негативное умонастроение, например, негативная критика (отрицательное оценочное суждение) в адрес всей личности предлагающего заняться чем-то или отдельных её поступков.

Получается, что настроение - это многоуровневое, многокомпонентное нечто, находящееся внутри субъекта, и сопровождающее его поведение, отражение и деятельность. Это нечто есть одновременно и сомато-психическое состояние, и сомато-психический процесс. В нём есть что-то стабильное, и что-то динамичное. Динамика в нём - от интереса, статика - от склонности. Ведь природная душа есть развитая форма одного (третьего) из уровней соматопсихики, включающего в себя интерес, влечение, увлечение и склонность.

Собственно, все процессы в природной душе являются мотивационными. Интерес - мотив (просто мотив), влечение - побудительный мотив (мотив-стимул), увлечение - целеобразующий мотив (мотив-цель), склонность - мотивация. Душа - то, что побуждает (мотивирует) тело двигаться в определённом направлении (к цели). 

Психологи, пытавшиеся определить понятие настроения, выхватывали его отдельные стороны. Вот, например:

"По А.Изену, настроение - это течение или поток гедонически ориентированных идей, мыслей и образов, извлекаемых из памяти. Их объединяет общий положительный или отрицательный гедонический тон.
К.Прибрам рассматривает настроение как некий мониторинг окружающих жизненных обстоятельств.
По Л.М.Веккеру, настроение - это душевное самочувствие, которое человек испытывает наряду с физическим самочувствием.
Некоторые авторы вообще предпочитают не говорить о настроении, вместо этого используется термин "эмоциональный фон" (эмоциональное состояние), который отражает общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации и себе самому (Хомская, 1987). (Е.П.Ильин. Эмоции и чувства. стр. 59).

"Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределённым, туманным, почти мистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое "расположение духа", как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т.д. (недаром подчинённые, идя на приём к начальнику, стараются узнать, в каком он находится настроении). Именно так С.И.Ожегов (1975) и определяет настроение: как внутреннее душевное состояние, как направление мыслей, чувств и как склонность что-либо делать. Рассматривает настроение как настрой и Л.В.Куликов (1997)." (Там же, стр. 58).
 
Настроение, действительно, часто отождествляют с желанием и с настроем. Е.П.Ильин против отождествления настроения и настроя: "Мне также представляется, что не следует отождествлять настрой и настроение, хотя первый и является следствием второго. Настрой отражает желание, готовность человека проявлять ту или иную активность. Он связан с произвольной регуляцией психического состояния. Настроение же пассивно по своему генезу." (Там же, стр. 63).

Да, но... Настроение и настрой Е.П.Ильин растождествил, но тут же отождествил настрой и желание, а желание - с готовностью проявлять активность. К тому же насколько настроение и настрой нетождествены друг другу? Ведь какой-нибудь орган тоже нетождественен всему организму, хоть и находится внутри него. Тоже самое и с этими феноменами. Настрой можно рассматривать как часть настроения, исходящий из работоспособности и готовности осуществлять ту или иную деятельность.

Если человек устал, то у него нет готовности продолжать конкретную деятельность или начинать другую. При этом он может желать это делать. Поэтому откладывает дело на другой период времени, например, на завтра, чтобы, отдохнув, с новыми силами взяться за достижение своих целей. А новые силы - это и есть бодрый, рабочий, или боевой настрой. Что совсем не противоречит тому, что у человека в данный момент времени есть бодрое, рабочее, или боевое настроение.

Желание - это уже такой душевный феномен, который будет значительно выше уровнем, чем настроение, чувствование и эмоция. Желание - это уже выход к воле, к способности что-то делать и сделать, преодолевая внешние и внутренние препятствия. У слова желание есть старинный синоним - воление. Воление - процесс эмоционального воображения/мышления. Воля - способность волить и при этом смочь реализовать своё воление. 

Фактически Е.П.Ильин признал тесную связь между настроением, чувственным тоном и эмоцией: "Такое понимание настроения мне представляется наиболее реалистичным. Оно означает, что и эмоция, и эмоциональный тон - это тоже настроение. Когда человек радуется, все видят, что у него хорошее настроение, когда огорчён - что у него плохое настроение. Но это означает, что настроение и эмоция, проявляемые в данный отрезок времени - это одно и то же. Следовательно, нет никаких оснований разделять эмоции и настроение, как это делается в большинстве учебников по психологии." (Там же, стр. 60).

Всё же, разделять стоит. Главное, чтобы при этом не отрывать их друг от друга. Связь явлений означает раздельность связанных явлений, а не их тождество.

Устройство души на её первом уровне можно сравнить с устройством самолёта. Настроение в этой метафоре будет топливом, загруженным в баки. Показания разных датчиков и приборов для ориентирования в пространстве-времени, а также в состоянии различных частей самолёта - это то, что человек чувствует (чувствования). Кнопки, рычаги, педали, штурвалы - то, с помощью чего пилоты управляют самолётом, меняя попутно показания приборов, - эмоции. От заполненности топливных баков зависит работа ориентирующих приборов и управляемость самолётом посредством механизмов. Топливо кончилось - самолёт падает. Перспектива такого окончания полёта требует расчёта топлива и  времени посадки самолёта. Чтобы сесть, не разбившись, заправиться топливом по-новой и продолжить полёт, если он ещё не окончен.

Другими словами, чувствования ориентируют нас во внешнем и внутреннем пространстве-времени, а эмоции мобилизуют нас на определённую работу (деятельность). Мобилизованность - это собранность энергии в один пучок - силу. Или - концентрация сил. Напряжённое состояние моторно-мышечной системы. А энергия поступает из "заряженных батарей" ретикулярной формации и вышележащих отделов первого мозгового блока - блока регуляции тонуса и бодрствования. Состояние "батарей" отражается в настроении.

Так, например, если мы куда-то, куда нам сейчас очень нужно попасть, не успеваем, то мобилизуем свои энергетические ресурсы и становимся более мобильными, т.е. даём газу и ускоряемся в направлении цели (уходящего поезда, закрывающихся дверей, ...). Но если мы в этой гонке устаём, то замедляем своё движение и останавливаемся на время. А иногда нас тормозит какое-нибудь другое внутреннее (закололо в боку) или внешнее обстоятельство (выросла преграда). После того, как мы вовремя куда-то успели, мы демобилизуемся, т.е., расслабляемся.

Отсюда следует, что стоит различать возбуждение и напряжение, а также торможение и расслабление. Хоть напряжение является следствием возбуждения, а расслабление - следствием торможения.

Когда Вундт анализировал то, что он чувствовал во время эксперимента с метрономом, он выделил три измерения чувств: а) возбуждение - успокоение; б) удовольствие - неудовольствие; и в) напряжение - разрешение (разрядка). Правда, то, что он имел под чувствами, лучше отнести к переживаниям - целостным паттернам, этаким чувственно-эмоциональным образам, являющимся переходным процессом от чувствований к чувствам.

Похоже определял переживание и К.К.Платонов. Во второй части своего определения он просто скопировал измерения, выделенные Вундтом: переживание - "это атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения".

Первая часть этого определения - довольно туманная конструкция (из трёх пальцев). Что такое атрибут сознания? И почему этот атрибут не содержит образа отражаемого? Получается, что сознание не содержит образа отражаемого в переживании события, по поводу которого субъект испытывает возбуждение, удовольствие и напряжение. Сознание безОбразно? БезобрАзие какое-то...   

Думается, что это уже издержки советской психологии, представители которой с лёгкой руки Л.С.Выготского, крепко связали переживание с осознанием и сознанием. А ведь переживания не всегда осознаются. Для того, чтобы они осознавались, к ним нужно особое внимание - специальное вникание в свои переживания и в переживания другого живого существа (животного или человека). Процесс такого вникания называется эмпатией - вживанием или вчуствованием, в результате которого возникает сопереживание и сочувствие. Для того, чтобы переживания осознались, они должны перейти некий порог силы, стать "пиковыми", острыми.

Но вернёмся к нашим трём баранам. То бишь, трём измерениям переживания. Очень похоже на то, что возбуждение/успокоение - параметр, свойственный настроению, удовольствие/неудовольствие - чувствованию, а напряжение/разрешение - эмоции.

То, что человек чувствует в данный момент времени, есть слагаемое из двух составляющих - мнения (оценочного суждения) и настроения. Эмоция, в свою очередь, - это слагаемое из настроения и ума. Читая это, нелишне взглянуть ещё раз на схему вверху этого текста.

Настроение определяется (тем же Е.П.Ильиным) как эмоциональный фон в данный момент. Чувствование немного отдаляется от настроения в прошлое. Эмоция - акция и реакция на перспективу, на ожидание какого-либо события, например, встречи с другом/подругой. Можно обрадоваться тому, что происходит сейчас... Ой, уже произошло. Это когда сейчас прошло или уходит в прошлое. И можно обрадоваться будущим приятным событиям. В общем, это такой круг, по которому переживания могут накручиваться (настроение1 -> чувствование -> эмоция -> настроение 2).

Но что такое переживание? Ведь не зря говорят: "эмоциональные переживания", "переживание эмоций", и т.п.. Эмоции - это всё-таки напряжение, стресс. Очень сильные эмоции - это уже аффект, вспышка, взрыв эмоций. И они возмущают (приводят в неспокойное состояние) как внутреннюю среду, так и творят страшные дела во внешней среде. А другие субъекты, по отношению к которым творятся эти дела, тоже приходят в буйное состояние, и могут чем-нибудь огреть впавшего в буйство.

Всё это приводит к взаимному травмированию, физическому или психическому. Это надо пережить, т.е. перенести с достоинством или уже без. Для этого нужно другое качество - выносливость. То, что человек пассивно претерпевает в какой-нибудь драке, в бою, при пытке, он ещё и пытается активно внутри себя перетерпеть, выдержать удары других субъектов или удары судьбы. Выносливость, терпение, выдержка.      

Вот и выходит, что переживание - это не только внутреннее состояние и процесс, но и внешне выраженная попытка выжить в боестолкновении. Выжить самому и выжить кого-нибудь с занятой им территории. Пережить тяжёлые события и пережить кого-нибудь, кто от этих событий погибает. Бывает, что от сильных эмоций кто-то не выдерживает и скоропостижно умирает. Например, от сильной радости при неожиданном благоприятном событии (радостной вести или встрече с любимым человеком после долгой разлуки).

Однако не всё так трагично для одних и триумфально для других. Есть и относительно спокойные переживания, приятные и неприятные, т.е., те, которыми чревата обычная, мирная жизнь. Например, эстетические и этические переживания. Любовные. Родительские и детские. Мистические и религиозные. Переживания от восприятия художественных произведений: музыкальных, живописных, поэтических, литературных, киношных,... И, конечно, творческие переживания: муки и радость творчества, вдохновение и творческий застой. 

Названия трёх выделенных Вундтом измерений переживания полезно было бы откорректировать. Возбуждение/успокоение переименовать в возбуждение/торможение. А напряжение/разрешение переименовать в напряжение/расслабление.

В этой системе координат минимум возбуждения будет приходиться на максимум торможения,  минимум торможения – на максимум возбуждения, а начальной точкой отсчёта, нулём, будем считать баланс процессов возбуждения и торможения.  Минимум приятного будет приходиться на максимум неприятного,  максимум приятного – на минимум неприятного, а баланс приятного и неприятного будет опять же нулём. Что будет обозначать нуль в этой системе координат – зависит от обстоятельств. Либо это будет нейтральность, индифферентность раздражителя, либо его амбивалентность. То же самое и с напряжением/расслаблением. 

Таким образом, мы можем нарисовать трёхмерное пространство переживаний, где каждой точке пространства будет соответствовать одно определённое переживание (чувственно-эмоциональное состояние), обладающее своим, индивидуальным, волновым рисунком, паттерном.  Перемещение этой точки в пространстве будет означать процесс трансформации того или иного переживания в некое другое.

Здесь можно было бы заняться описанием переживаний, находящихся в том или ином секторе пространства переживаний. Но это долгое занятие, которое значительно перегрузило бы текст этой главы. 

Из сопоставления первых уровней тела (соматопсихики), духа и души:

Душа: Настроение -> Чувствование   ->   Эмоция   -> Переживание
 Дух:    Познание    ->   Ощущение     ->  Восприятие  ->  Образ
Тело:  Поведение   ->   Отражение    ->  Деятельность -> Опыт,

видно, что переживание соответствует житейскому опыту.

Переживание само есть внутренний опыт - то, что субъект испытывает на себе и в себе при взаимодействии с внешним миром и извлечении из этого взаимодействия определённого жизненного опыта. Другими словами, переживание - это внутреннее, чувственно-эмоциональное, сопровождение внешнего опыта. Не зря английское слово experience переводится на русский как: опыт, опыт работы, переживание, жизненный опыт, испытание, и т.п.. 


Рецензии