Вынужденная посадка

За  отличную  службу  в  рядах  Советской  армии  Сашу  наградили  краткосрочным   отпуском  на  Родину  и  внеочередным  званием  младшего  сержанта. Знал  ли  он  тогда, что  такие  заслуги  могли  привести  к  непоправимой  ситуации.  Полный  радости,  Саша  шел  в  штаб  по  свежему  осеннему  снегу,  за  отпускными  документами  и  весь  вечер,   прокалывая второпях  пальцы,    пришивал  новые  погоны  со  знаками  различия  на  парадную  форму.
Сослуживцы наперебой  поздравляли  с  такой  наградой,  земляки  передавали  привет  Тюмени,  а  отцы-командиры  читали  нравоучения,  как  вести  себя  в  дороге  и  предупреждали  обязательно  не  опоздать с  отпуска. По  рассказам  старослужащих  побывавших  в  отпуске  и  слышавших  такие  рассказы  от  других,  ни  один  отпускник  в положенное   время  с  отпуска  не  вернулся.  Поэтому,  Саша  со  спокойной  душой  собирался,   все  десять  дней  не  считая  дороги,  провести  в  кругу  семьи, родственников  и друзей, а  обратно  на  какой  транспорт  хватит  средств  тем  и  добираться  до  Дальнего  востока.   Путь, конечно,  не  близкий.  Домой,  Саше  хотелось  доехать  быстрее,  а  на  чём  он  ещё  не  решил,   дело  в  том,  что  на  железнодорожный  транспорт  у  военнослужащих  проезд  бесплатный,  а на  авиабилет  надо    доплачивать.  Деньги  у Саши  были,  в  Советской  армии  начала  восьмидесятых,   выплачивали  должностные  оклады  в  таких  размерах: Рядовым - три рубля  восемьдесят  копеек,  командир  отделения  получал  десять,  двенадцать  рублей,  а  Саша  получал  двадцать  два  рубля,  больше  получали  только  офицеры. Не  знаю,  по  какой  интуиции,    сначала    Саша    направился из  воинской  части,  которая  находилась  в  десяти  километрах  от  Хабаровска,  на
  железнодорожный  вокзал,  куда  его  довёз  земляк  на  дежурной  машине,  проездом  в  штаб.

На  железнодорожном  вокзале  Саша  рассчитывал  оформить  проездной  на  скорый  поезд.  Возле  кассы  для  военнослужащих  очередь  была  большая,  тут  надо  добавить,  что  Хабаровск-  город  наполовину  военизированный, предприятия,  подразделения  и  поэтому  в  городе,  очень  много  военнослужащих,  что  и  творилось  на  железнодорожном  вокзале. На  ближайшие  два  дня даже  на  простые  поезда  мест  не  было,  проводить начало  своего  короткого  отпуска  в  холодном  вокзале  не  хотелось  и  в  раздумьях  взять  купейный  билет  с  доплатой  Саша  начал  пробираться  в  общие  кассы. Тут  случайно  встретился  взглядом  с  земляком  и  однокурсником   из  Тюмени   Виктором Малаховым,   младшим    сержантом.  Обнявшись,  они  наперебой  начали  друг  друга  расспрашивать  о  местах  службы,  о  том  куда,  кто    направляется,  оказалось,  что  Виктор  тоже  едет   домой  после  демобилизации  с  группой  сослуживцев. Места  до  Красноярска  им  обещали  в  ближайшее  время,  на  Сашин  вопрос: Почему  до  Красноярска - Виктор  ответил:  больше  никуда  мест  нет,  там  на  других  поездах  уедем.  Такая  поездка,  Сашу  не  прельстила,  и  он  предложил,  проехать  на  такси  до  аэропорта  и  полететь  самолетом,  так  же  пересадками,  в  любом  случае  быстрее,  чем  на  поезде,  на  что  Виктор  ответил,  что  они  уже  проездные  сдали  для  оформления,  тут  Саша  попрощался  с  ним,  пожелал  счастливой  дороги  и  направился  в  аэропорт.  На  улице  была  позёмка,  стояли первые,  октябрьские  морозы  и  температура  опускалась  вечерами   до   тридцати и  более  градусов.         

Аэропорт  Сашу  встретил   приятным   внутренним  теплом  и  чистотой. Возле  воинской  кассы  оформляли  проездные  три офицера - секретчика  в военном,  один  с  дипломатом  пристёгнутым  наручниками  к  рукам,  почему  секретчики,  да по  роду  службы  Саше  приходилось  с  ними  встречаться. После  них,  мило  улыбаясь,  приятной  внешности  девушка  сообщила  Саше,  что  есть  места  на  самолёт: Хабаровск-Новосибирск   вылет  в  22-20  Москвы,  а  там  с  Новосибирска  с  двух  аэропортов  по  два  самолета  в  день  до  Тюмени  без  проблем долетишь.  Сашу  этот  ответ  очень  обрадовал  и  он   с  доплатой  зарегистрировал  свой  проездной.  Пройдя  вдоль  рядов  зала  ожидания,  в  поиске  свободных  мест  Саша  увидел  кафе  и,  посмотрев  на  часы,  заметил,  что  обед  плавно  совместился  с  ужином  и  не  плохо  бы  подкрепится.  С  удовольствием  и  с  двойной  радостью,  наличием  в  кармане  зарегистрированного   проездного  и  горячих,  разных  блюд  после  армейских  каш,  он  принялся  уплетать  жареного  цыплёнка,  жадно  запивая  горячим  кофе.  Закончив  прием  пищи  первый  раз  без  команды,  Саша  расположился  на свободном  месте  рядом  с  кафе  и  мирно  предвкушал  свой  прилёт  в  Тюмень.  До  регистрации  оставалось  часа  два, как  громкий женский  голос  с  динамиков    прервал  его  нежные  размышления  сообщением  о  задержке    рейса  по  метеоусловиям  до  утра. Такая  задержка  Сашу  не  очень  расстроила,  хотя  сон  в  самолете,  был  бы  более,   предпочтительнее,  из-за  сохранения  дипломата  с  подарками  для  родителей. По  этому,  всю  ночь  пришлось  охранять  дипломат  в  полусне. Под  утро   всё  тот же  голос,  теперь  уже  огорчил  его  задержкой  рейса   до  вечера, по  тем  же  метеоусловиям.

Днём  Саша  вышел  на  улицу,  где  пурга  крутила  снежное  полотно  до  неба, а  мороз  начал  пробирать его уже  через  несколько  минут,  снежинки  кололи  лицо  как  иголки,  не  докурив  сигарету, он  вернулся  успокоенный  правдивой  задержкой   рейса  в  тёплый  аэропорт.  Вечером  всё  повторилось,  задержка  рейса  до  утра,  здесь  выяснилось,  что  не  спать  вторую  ночь  невозможно  охраняя  свою  кладь,  пришлось  сдать  дипломат  в  камеру  хранения  и  как  следует  выспаться.  На  третий  день  задержку  объявили  до  22-20,  это  было  время  вылета  по  расписанию,  поэтому  у  него  в  душе  появилась  надежда.  Подтвердить  которую  Саша  сразу  пошел   на  улицу,  там  потеплело,  ветер  стихал,  видимость    увеличилась  метров  на  пятьсот,  по  соображениям  Саши  можно  было  взлетать  прямо  сейчас.  Когда-то   он  слышал, о  том,  что  Советская  авиация  всепогодная,  но  тут - же  вспомнил, что  это  говорилось  о  военной  авиации,  у  которых  база  и  вес  намного  меньше  и  ответственности  за  жизнь  пассажиров  на  борту  нет. Объявления  регистрации,  заждавшиеся  пассажиры,  ждали  уже  возле  стойки,  Саша  не  торопился,  после  трёх  дней  ожидания  лётной  погоды  в  душе  появилась  какая  та  неуверенность  в  том,  что  действительно  состоится  этот  полёт. Тут  его  мысли  прервал  нежный  голос  девушки  с  динамиков  объявлением  о  начале  регистрации,  неведомая  сила  подняла  его  и  направила  к  камере  хранения за  дипломатом. После  регистрации, в  накопителе,  яркий  свет  ламп  дневного  освещения,  позволил  рассмотреть  пассажиров    внимательнее.  В  основном  это  был  воинский  контингент  рядового  и  офицерского  состава,  среди  них  Саша  узнал  трёх  секретчиков  с  прикованным  дипломатом,  были  и  семьи  с  маленькими  детьми.  Посадка  проходила  под  яркими  лучами  прожекторов, за  светом  которых  стояла  непроглядная  ночь. ТУ-154  встречал  обвисшими крыльями,  словно  уставший  сокол,  от  длительного  ожидания.

В  салоне  самолёта,  встретили  Сашу  милой  улыбкой  две  стюардессы,  и  угрюмый  стюард,  который  помог   уложить  шинель   за  три  места впереди  салона,  над  своим  местом  было  всё  занято. Усевшись  на  свое  место  возле  окна,  Саша  подумал, как  бы    было  хорошо  выспаться,  если  полёт  проходил  без  промежуточной  посадки  в  Улан-Удэ.
С  мыслями  о  том,  что  рейс  есть  рейс:  Хабаровск -  Улан-Удэ  - Новосибирск  и  ни  кто  его  не  переделает,  взглянув  на  часы,  он  погрузился  в  долгожданный  сон.  Во  время  набора  высоты,  проснувшись,  Саша  посмотрел  в  окно  и  далеко  внизу   увидел  ночные огни  Хабаровска  и  узнал  красивые  перетяжки  фонарей   Уссурийского  бульвара,  летом  во  время  увольнительной  ему  приходилось  прогуливаться  по  этим  местам. Когда  самолёт  набрал  высоту,  Саша  снова  уснул. На  этот  раз  он  проснулся  от  перегрузки  при  круговом  снижении  самолёта. Объявлений  не  было,  посмотрев  на  часы,  Саша  с  удивлением  рассматривал  время  4-05  утра  и  не  верил  своим  глазам, в  это  время  должна  была  быть  посадка  в  Новосибирске.  Секундная  стрелка  мерно  обходила  циферблат, а  в  голове  чередой  рождались  вопросы: А  где  Улан-Удэ?- А  где  дозаправка? Пассажира  спящего  в  салоне  самолёта  нельзя    оставлять  на  момент  дозаправки. Не  находя  ответы  на  свои  вопросы, Саша  заметил  что  самолёт неординарно  заходит  на  третий  круг.  Объявлений  не  было,  тревожное  чувство  появилось  у  Саши  в  душе. На  очередном  развороте  он  увидел  внизу  огни  взлётной  полосы, пролетев  чуть  дальше,  с  ужасом  узнал  огни  фонарей  Уссурийского  бульвара,  красиво  поднимающиеся  вверх  по  склону.


Ему  не  хотелось  верить  своим  глазам, череда  не  совпадений:  часы; бульвар,  он  по  несколько  раз  вглядывался  то  на  часы,  то  на  огни  Уссурийского  бульвара, которые  неумолимо  говорили о  том,  что  внизу  всё-таки  город  Хабаровск  и,  пролетав  четыре  часа в  воздухе,  они  вернулись,  как  говорят  у  военных  на  базу. База  встречала  во  всеоружии,  когда   самолёт  снизился  так,  что  были  видны  аэродромные  сооружения,  Саша  с  застывшим  дыханием  увидел  вдоль  взлётной  полосы   машины «УАЗ»   скорой  помощи с  чередованием  красных  пожарных  машин  «Ураган»,  их  количество  и  протяженность  цепи  на  половину  длины  взлётной  полосы,  напомнило  ему  копию  эпизода  из  кинофильма  «Экипаж».  Сомнений  не  оставалось,  что-то  случилось  с  самолётом,  а  близость  к  земле по  высоте,  давала  хоть  какую-  то  долю   надежды,   которая  пропала  когда  самолёт,  пролетев  на  бреющем полете,  над  взлётной  полосой резко  начал  набирать  высоту.  Так  повторилось  пять  или  шесть  раз, на  последнем  круге  Саша  уже  узнавал  лица  водителей  пожарных  и  скорых  машин,  которые  нервно  курили  в  кабинах.  Самолёт,  не  долетев  до  конца  взлётной  полосы,  ударился  задними  шасси  об  полосу,  наклонившись  на  правое  крыло  и  разворачиваясь  влево  сбив  фонарь  указатель  границы  окончания  взлётной  полосы, с  россыпью  искр   круто  с  рёвом  двигателей и  дрожью  по  всему  корпусу  начал  набирать  высоту. Надежды  кончились,  в  один  момент  казалось,  что  двигатели  не  справляются  с  таким  крутым  углом  подъёма  и   самолёт  остановится  и  начнёт  падать.


Пассажиры  начали  беспокоиться,  послышался детский  и  женский плач  и  крики  в  адрес  экипажа. Когда  самолёт  набрал  высоту,  и  выровнялся,  в  динамиках  послышался  треск,  и  прозвучало  долгожданное   объявление:
 Уважаемые  пассажиры,  по  техническим  причинам  наш  самолёт  совершает  вынужденную  посадку  в  аэропорту  города  Хабаровска,  всем  одеться,  убрать  колющие  и  режущие  предметы  с  одежды,  принять  вертикальное  положение,  пристегнуть  привязные  ремни,  аэрофлот  приносит  извинения  за  причиненные  неудобства.В  проходе  появился  стюард  с  мраморным  лицом  и  начал  с  верхних  полок  подавать  одежду  пассажирам  и  успокаивать  женщин  с  плачущими  детьми,  дойдя  до Сашиной  шинели,  он  взял  его  в  руки,   принёс  и  подал  Саше. В  это  время  Саша  с  трудом  снимал  с  кителя  знаки  отличия,  надев   шинель,  он  уложил  их  в  боковые  карманы.  В  голове  у  Саши  мгновенно  пролетела    вся  его  короткая  молодая  жизнь.  Все  девушки,  которые  безумно  влюблялись  в  него,  а  он  был  равнодушным  к  ним,  и  все  девушки в   которых  он  без  памяти  влюблялся,  а  они  не  отвечали  взаимностью. Все  молитвы,  которым  учила  бабушка  при  жизни,  были  прочитаны  не  один  десяток  раз. У  Саши мелькнула  мысль,  вот  и  приехал  в  отпуск,  в  «цинковом  гробу»,  и  зачем  надо  было  стараться,  служил  бы  себе  как  все  два  года без  отпуска  и  ничего  бы  не  случилось. Раздумья  прервал  очередной  вираж  самолёта,  с  резким  снижением  самолёт  пошел  на  посадку,  казалось  от  безысходности,  он  вложил  в  этот  маневр  все  оставшиеся    силы.
Всё  так  же,  пройдя  на  бреющем  полете, перед  машинами  экстренной  помощи,  самолёт  рухнул  на  полосу  и  завилял  по  ней  как  пьяный  таксист. В  конце  полосы,  самолёт  ударился  об  бруствер  снега  и  прорезав  его  крылом,   раскидывая  вихри  снега,    вылетел   влево   на  поле.   Не  доезжая  до  ограждения  аэродрома  метров  пятьдесят, с  рёвом  двигателей  на  реверсе   застрял  в  сугробах.  Экипаж  выключил  двигатели,  и  наступила  долгожданная,  продолжительная  тишина. Тихая  радость  жизни,  которую  ни  кто  не  прерывал. В  это  же  время  Саша, всматриваясь  в  окно  самолета,  видел,  как  внизу  по  сугробам  ходят  люди  в  синих  спецовках  и  осматривают  самолёт. Всё  это  было  уже  безразлично,  самое  главное  живые  и  весь  этот   кошмар    похожий на  сон  закончился.  По  полю   медленно  подъезжал  «Краз -  лаптёжник»  с  прицепом  для  самолётов,  прицеп  это  длинная  труба  посередине  с  двумя  колёсами.  Зацепили  и  начали  дергать  самолёт,  но  вытащить  не  смогли,  через  некоторое  время  подъехал  ещё  один  транспорт  и  двойной  сцепкой  вытащили  самолёт  из  сугробов,  и,  протащив  по  взлётной  полосе,  затащили   через  огромные  раздвижные  двойные  ворота,  во  внутрь большого  ангара  расположенного  рядом  с  аэропортом. Через  несколько  минут,  когда  ворота  закрылись, на  борту  самолёта  прозвучало  объявление:
 «Уважаемые  пассажиры,  наш  самолёт  совершил  вынужденную посадку  в  городе  Хабаровске,  Ваши  билеты  действительны,  в  течение  двух  часов  Вам  будет  предложен  другой  самолёт, всем  оставаться  на  своих  местах  к  выходу  Вы  будете  приглашены  дополнительно,  Аэрофлот  приносит  свои  извинения  за  причиненные  неудобства».
Так  простояли  в  ангаре  около  часа,  потом  Саша  в  окно  увидел,  как  в  больших  воротах  ангара  открылись  маленькие  ворота  и  в  них  въехал  микроавтобус «РАФ»
резво  подъехав  к  переднему  шасси  самолёта,   с  разворотом  остановился.  Из  микроавтобуса,  вышли  люди  в  летной  форме,  с  большими  фуражками  и  множеством  полос  на  погонах.  В  летных  званиях  Саша  не  разбирался,  но  воинский  опыт  подсказывал  ему,  что   это  крупные  чины,  приехали  разбираться  с  инцидентом,  едва  не  переросшим  в  катастрофу.  Когда  объявили  высадку  пассажиров  Саша,  выходя  из  самолёта  через  неплотно  закрытые  шторки,  увидел  двух  заплаканных  стюардесс  целующих  друг друга.    Спустившись  с  трапа, он  подошел  к  одному  из  аэрофлотовских   чинов  находящихся  возле  переднего  шасси   и  спросил: что  случилось?  Ответ – обрыв  рулевой  тяги  и  заклинивание  правого  шасси  не  успокоил  Сашу. При  таких  двойных  неисправностях,  редко  кому  удавалось  посадить  самолёт.  Перед  заходом  в  аэропорт   Саша  обратил  внимание  на  мужчину  спрашивающего   сына  лет семи: Женя  полетим  ещё,  на  что  тот  весело  ответил- Полетим  Папа.  Через  минут  сорок  объявили  регистрацию на  Сашин  рейс,  ни  минуты  не  задумываясь  лететь  или  нет,  он  двинулся  к  стойке. В  накопителе стояли,  так же  три  секретчика,  ну  эти  вынуждены  он  подумал,  а  кто  ещё  отважится,  были  ещё  несколько  военных  и  мужчина  с  сыном  Женей,  что  очень  развеселило  Сашу  и  со  словами  полетим,   он  двинулся  вместе  со  всеми   восемью  пассажирами  к  самолёту.  При  подходе  к  самолёту  он  ахнул,  стоял  новенький  Ил-62,  который  всех  восемь  пассажиров,  прямым  рейсом  без  посадки  в  Улан-Удэ  доставил  в  Новосибирск. Стюардессы  Ил-62  за  всех  отказавшихся  от  полёта  ста  человек,  хотели  угодить  полетевшим  пассажирам,  угощая  их  различными  лакомствами,  но  Саша  и  другие  пассажиры  пообедав,    крепко  уснули  поле  бессонной  ночи  над  Хабаровском.


Рецензии
Прочитала с интересов, Спасибо. Радовалась за пассажиров и ЛГ ( то есть, видимо, за автора). Он молодец, что снова полетел.
С уважением,

Ирина Удовика -Дегтярева   19.02.2024 19:11     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв,

Искандар Хамитов   19.02.2024 15:04   Заявить о нарушении