Васька

ВАСЬКА

Отрывки из романа «Южноморск»

13 мая 2008 года, вторник.

Васька Харламов довольно потянулся и закрыл тетрадь. Всё, уроки сделаны, а времени ещё осталось больше часа. Васька уже давно заметил, что с приходом волшебников намного полегчало с учёбой. И задания все понятные, и даже как будто меньше начали задавать. Всё чаще половина времени на самоподготовке у него уходила на компьютерные игры. Нет, сначала он честно делал все уроки. Только один раз, ещё когда они жили по группам, от так хотел скорее заняться играми, что небрежно сделал домашнее задание. Юрий Михайлович (он пришёл к ним на замену Зое Петровне) заставил всё переделать, заняв свободное время после полдника. Да ещё в наказание три(!) дня не разрешал включать компьютерные игры. И это тогда, когда Васька только вошёл во вкус! Раньше у них компьютеров вообще не было, он и не знал, что есть на свете такое замечательное занятие – компьютерные игры. Так что Ваське одного наказания вполне хватило. Уяснил накрепко – сначала сделай уроки, потом развлекайся. После той каторги, в которой они жили при прежнем директоре (чтобы тому в колонии так жилось!), Васька не уставал радоваться каждому дню. И даже учительница, Нина Николаевна, уже не раздражала. Обзывать детдомовцев она перестала, когда с ней поговорил Пётр Макарович, а через две недели они с ней вообще распрощаются. Если в новой школе, при детдоме, учителя будут такие же, как новые воспитатели, то и учиться наверняка будет замечательно.
Сейчас Васька собрал ранец на завтра, ещё раз блаженно потянулся и посмотрел на тумбочку у окна, на которой отдыхал Кешка.
- Кеша, на полдник чего хочешь? – спросил он.
- Ничего не хочу, - лениво зевнул фамильяр. – Мы с местными белками сейчас так наугощались, что в меня больше ничего не влезет. Но на ужин я всё равно хочу один сырник, - торопливо добавил он.
- Ладно, будет тебе сырник, - снисходительно пообещал Васька.
Фамильяр у Васьки появился на майских праздниках, когда они жили в палаточном лагере, а их спальный корпус переделывали. Тогда Васька попал в группу исследователей-спасателей, прилетевшую на планету запуганных аборигенов. Получилось так, что аборигенов набралось больше, чем спасателей, лично Васька спас двух аборигенов.
После окончания игры, когда начали раздавать подарки всем участникам, Васька сам лично отдал два подарка своим спасённым. Один захотел игру, второй – коробочку «самобранку». Спасатели получали подарки во вторую очередь. Когда к нему подошли его спасённые и спросили, какие подарки он хочет, Васька объявил: «давайте живой подарок и игру». Васька получил две коробки и сразу упаковал их в свой рюкзак. Остальные тоже убрали свои подарки, Олег Васильевич объяснил, что подарки можно будет открыть только дома, а пока их обучили, как их нужно открывать. 
Когда они вернулись в детдом, Васька не сразу открыл свои подарки. Они все, хоть и знали о перестройке, но всё же не ожидали, что в здании будут такие кардинальные (это слово Васька услышал от старших) перемены. У каждого из них была с собой схема расположения их семей и отмечены их собственные комнатки. Но схема – это одно, а когда ты по эскалатору (!) поднимаешься на свой этаж, а там всё незнакомое, с замирающим сердцем находишь дверь, на которой светится надпись «Вася Харламов» - это что-то! Вспомнив инструкции воспитателя, Васька приложил ладонь к двери, и она мягко скользнула в сторону! Полчаса, не меньше, он исследовал свою комнатку, просто задыхаясь от восторга. И только потом, когда начал укладывать рюкзак в шкаф, вспомнил о подарках.
Васька взял в руки коробку с живым подарком, зажмурился и заявил:
- Хочу Кешку, такого, как в мультике, умного и разговаривающего!
В коробке зашуршало, послышался нетерпеливый стук. Трясущимися руками Васька открыл коробку, а там… настоящий мультяшный Кешка, как он и мечтал!
- Чего так долго не открывал? – сварливо осведомился Кешка, перелетая на стол.
- Прости, - покаянно отозвался Васька, - с комнатой знакомился.
- Ладно, прощаю, - снисходительно отозвался фамильяр. – Это мы тут жить будем? – спросил он, осматривая комнату.
- У нас ещё двор есть, - торопливо пояснил Васька, - а там выход в другой мир. В том мире зла нет, а там, где мы с тобой сейчас находимся, тебе лучше не бывать, опасно.   
Вот так у Васьки и началась новая жизнь. Кешку он выпускал только в общую столовую, просил на улицу не вылетать. Да Кешка и не рвался. Ему простора и на Авроре было достаточно.
В компьютерные игры Васька перестал играть после возвращения из лагеря. Им с Кешкой вполне хватало удовольствия, получаемого от той игры, которую Васька получил за спасение испуганного аборигена. Там были такие приключения! Васька даже и не представлял, что такие бывают. Самое главное, Кешка так же увлёкся этой игрой, им других и не надо было.
Но сейчас Кешке было не до игры, поэтому Васька решил пойти в мастерские, к мастеру Ивану Сергеевичу. Вдруг токарный станок сейчас свободен, можно поучиться на нём работать.
У Васьки с детства была тяга к мастерству. В дошкольном детдоме воспитатели поощряли это стремление малыша, он там много самоделок из картона изготовил. А в этом детдоме времени и возможности не было. Сейчас вот появилось и то и другое. Оставив Кешку блаженствовать около окна, Васька решительно вышел из комнаты. Старейшина их семьи Горностаев, Саша Невзоров, сидел в гостиной-столовой, что-то озабоченно переписывая в толстую тетрадь. Увидев Ваську, он вопросительно глянул на него:
- Помощь с уроками нужна? – спросил он.
- Не-е, - отмахнулся Васька. – Я всё сам сделал, просто мало задали. Хочу до полдника в мастерские сходить, с Иваном Сергеевичем позаниматься.
- Хорошее дело, - одобрил Саша. – Тогда счастливо, - и он снова уткнулся в свою тетрадь.
Васька вышел из гостиной семьи в коридор и зашагал в сторону перехода. На улицу он выходить не собирался. День был холодным и дождливым, не хотелось надевать верхнюю одежду. Прямо перед ним из гостиной семьи Рысей (старейшина Варя Губина) выскочил Серёжка Климук (он уже сменил фамилию) и тоже помчался к переходу.
- Серёга, - окликнул Васька приятеля. – Ты куда это несёшься?
- А? – оглянулся Серёжка. – Привет, Васёк! Сделал уроки и тороплюсь к маме. Юлия Константиновна сегодня её примет, начнёт лечение. Я ей сказал, что мама сама хочет излечиться, вот Юлия Константиновна и согласилась её принять.
- И чего? – спросил Васька. – Вылечится и твои поженятся?
- Вряд ли, - вздохнул Серёжка, - они ведь друг с другом почти не были знакомы. Даже не помнят, что встречались. И потом у папы в доме инвалидов симпатия появилась. Мама Вера мне посоветовала лучше не вмешиваться в их личную жизнь. Они же меня не разлюбят, если сами не будут вместе.
- Не скажи, - умудрённо посетовал Васька, - мои вон, как разошлись, так сразу меня и разлюбили.
- Всё равно, я решил, что не буду мешать папе ухаживать за Наташей. Она девчонка классная, и ко мне хорошо относится. И маму мою жалеет. Я же теперь знаю, когда люди искренне что-то чувствуют. А мама Вера сказала, когда моя мама захочет вылечиться, то и у неё жизнь наладится.
- Ну неужели ты хочешь вернуться к матери от той волшебной жизни, которая у нас началась в детдоме? – спросил Васька.
- Ничего ты не понимаешь, Васька, - Серёжка с жалостью посмотрел на приятеля. Мама – это самое большое волшебство на свете. Жить я, конечно, буду в детдоме, но и  мама с папой у меня тоже будут.
- Всё равно мне никакой семьи не надо, - упрямо набычился Васька. – Мне и в детдоме сейчас так клёво, что я в семью ни за что не пойду. Посмотрел я на своих родителей, мне таких совсем не хочется.
- А знаешь, - оживился Серёжка, - Вера Ивановна говорила, что мы сами до рождения выбираем, у кого нам родиться. И если мы сами выбрали таких родителей, можно попытаться понять, почему. Я вот пытаюсь.
- Ну и что, понял? – насмешливо спросил Васька. – Я вот сразу понял, зачем я выбрал родителей, которые сдали меня в детдом. Затем, что в детдом придут волшебники, и жизнь у меня будет волшебная и без родителей.
- А мне кажется, что мне маму стало жалко, вот я и родился у неё, чтобы помочь ей найти себя в жизни. И папе помог, он ведь из-за меня согласился заняться лечением, врачи обещают, что со временем зрение у него полностью восстановится. Папа сейчас думает, какую специальность ему выбрать, чтобы и зарабатывать хорошо и радость от работы была. Скорее всего, он станет строителем, я тоже хочу на архитектора выучиться.
*
Но в этот день Ваське было не суждено попасть в мастерские. По дороге туда его позвала Вера Ивановна:
- Васенька, зайди ко мне.
Ваську этот вызов заинтересовал, но нисколько не встревожил. За эти полтора месяца новой жизни все воспитанники поверили, что в детдоме они в полной безопасности. Здесь всегда поймут, помогут, поддержат. Он кивнул на прощание Серёжке и по переходу быстро перебежал в новый четырёхэтажный корпус. Васька замедлил шаги только у кабинета директора, но стучать не стал, поскольку дверь была открыта. Просто вошёл и сообщил:
- А вот и я.
- Проходи, Василёк, - ласково улыбнулась ему Вера Ивановна. – Присаживайся, я с тобой поговорить хочу. Ты пока не знаешь, кто тебя Васильком называет, а в мире есть два родных тебе человека, которые тебя любят и страдают от того, что не могут с тобой встречаться.
- Это кто? – невольно заинтересовался Васька, удобно устраиваясь в кресле.
Хотя он и бравировал перед Серёжкой, что никто ему не нужен, но втайне завидовал приятелю, когда тот упоминал о встречах с отцом и особенно о разговорах с ним. Как бы Ваське хотелось, чтобы был рядом родной человек, который понимал бы его, именно его. Нет, грех жаловаться, и воспитатели и персонал детдома были внимательны, заботливы. Но они были для всех. А Ваське хотелось быть для кого-то особенным. И сейчас он со скрытым волнением смотрел на Веру Ивановну, страстно желая, чтобы она подтвердила, что есть на свете человек, которому нужен именно он, Васька.
Вера Ивановна начала издалека.
- Мы с тобой внимательно изучили твоих родных со стороны твоей мамы, - напомнила она, - и они все тебе очень не понравились.
- А чему там нравиться? – насупился Васька. – Все злые, скандалят целыми днями. Нет уж, такая родня мне не нужна.
Родители разошлись, когда ему исполнился один год. Отец уехал в центральную Россию, за матерью Васьки, Надеждой, начал ухаживать разведённый мужчина с десятилетней дочерью. Васька им был не нужен, Надежда сдала его в дом ребёнка, не сообщив никому из родственников. 8 лет назад Надежда родила ещё мальчика, и у них ещё пятилетняя дочь. Вера Ивановна, по просьбе Васьки, показала ему, как живут в семье его матери. Там каждый день ругань, скандалы, 20-летняя падчерица ведёт разгульную жизнь, не собираясь уходить из отчего дома. В общем, Васька заявил, что в такую семью он не хочет идти.
- Вот поэтому ты и про папину родню не захотел узнавать, - сочувственно и понимающе сказала сейчас Вера Ивановна. – Посмотрел только на папу, у которого так семьи и не получилось. Живёт, как перекати-поле. Это трава такая, - пояснила она, увидев недоумение в глазах мальчика. – Она не растёт на одном месте, а ветром её перекатывает с места на место.
- Точно, как мой отец, - ухмыльнулся Васька. – Он, небось, про меня и не вспоминает.
Несмотря на старание казаться равнодушным, застарелая горечь всё равно прорвалась в голосе мальчика.
- Вот ты и не пожелал дальше ничего узнавать, - продолжила разговор Вера Ивановна. – Но тут такое дело. Послезавтра у тебя день рождения, поэтому я и решила узнать про всех твоих родственников. Ведь не может же быть, чтобы все были такими плохими.
- И что, есть и хорошие? – глаза Васьки с надеждой уставились на Веру Ивановну.
- Есть очень хорошие, - подтвердила Вера Ивановна.  – Вот посмотри, в этой станице, - она показала станицу на карте края, - живут младшая сестра твоего папы, твоя тётя Люба, и их мама, твоя бабушка. Бабушку зовут Наталья Григорьевна. Она все эти десять лет, после развода твоих родителей, пишет письма твоей маме, умоляя её сообщить хоть немного о тебе. Каждый год к 15 мая она посылает посылку с подарками тебе ко дню рождения, а в течение года отправляет переводы, посылает деньги для тебя, - пояснила Вера Ивановна. – Деньги и посылки твоя мама получает, а на письма не отвечает. Бабушка у тебя очень душевный человек, она детский врач. И твоя тётя Люба тоже очень хорошая. Она работает в школе, учительница начальных классов. Ученики её обожают. Муж у тёти Любы, твой дядя Артём, заведует автомастерской в Агрокомплексе. У них только одна беда – нет детей. Врачи говорят, что и не будет. Но вот тут ты можешь им помочь.
- Я, - удивился Васька, - а как я им помогу?
- Твой браслет, - пояснила Вера Ивановна. – Если ты согласишься познакомиться с ними, и они тебе понравятся, то ты можешь посчитать их своей семьёй. Олег Васильевич вам ведь рассказывал, как ваши браслеты-обереги помогают не только вам, но и вашим близким. Вы полюбите друг друга, и тогда твой браслет вылечит тётю и дядю, и у тебя будут двоюродные братишки и сестрёнки.
- И тогда я им стану не нужен, - привычно негативно отреагировал Васька. – Если сейчас они и полюбят меня, то это потому, что у них никого нет. А как появятся другие дети, то вся любовь к ним и перейдёт. Так? – мрачно спросил он, но по его напряжённому взгляду Вера Ивановна поняла, как страстно он хочет, чтобы его переубедили.
- Не так, милый, - оправдывая его ожидания, возразила Вера Ивановна. – Когда ребёнок рождается, родительская любовь к нему рождается вместе с ним. Она ничего не отнимает от любви к уже существующим детям. А бабушка и тётя любят тебя с рождения и никогда не разлюбят. Не такие это люди, - заверила она жадно слушающего Ваську. – Они все эти десять лет после развода твоих родителей не видели тебя, ничего о тебе не знали и очень переживают из-за этого. Твоим бабушке и тёте даже в голову не приходит, что мама может от тебя отказаться. Иначе бабушка давно бы добивалась, чтобы взять тебя к себе, чтобы ты жил в их семье.
- Ну ладно, - сдерживая внутреннюю дрожь, сказал Васька. – Тогда я согласен с ними познакомиться. Раз Вы говорите, что они хорошие, попробую поверить.
- Я приглашу твою бабушку на твой день рождения, - скрывая улыбку, сообщила Вера Ивановна. – А пока держи мой тебе подарок, на этот диск я записала, как живёт семья твоих бабушки и тёти, чтобы ты пока заочно с ними познакомился.

15 мая, четверг.

И вот он настал, долгожданный Васькин день рождения! Утром, за завтраком, к ним в семью пришла Вера Ивановна и вручила ему подарок, о котором Васька даже мечтать не осмеливался – настоящий мультитул. Что-то похожее он видел у Ивана Сергеевича, мастера по труду. Но Васькин мультитул был намного лучше, потому что его собственный! Васька от радости даже не сопротивлялся, когда мама Вера его поцеловала. За такой подарок он и на «телячьи нежности» согласен.
- Угощение в класс Олег Васильевич привезёт на третьей перемене, - сообщила Вера Ивановна. – Это чтобы ты после уроков не задерживался. Сразу домой беги. Бабушка будет здесь к часу дня, я её встречу на автовокзале и привезу.
Мультитул Васька в школу не взял – незачем. С недавних пор смешными и наивными кажутся ему его мечты, чтобы одноклассники ему в чём-то позавидовали. Ничего хорошего в зависти нет, очень тягостное это ощущение, когда тебе кто-то завидует. При их волшебной жизни поводов для зависти у остальных школьников не счесть. А им каково ощущать это?! Браслеты делают их всё более чуткими к чувствам других людей. А радость за другого они ощущают только у себя дома, но не в школе.
Васька немного побаивался, что Нина Николаевна будет недовольна, когда Олег Васильевич привезёт угощение на третьей перемене. Ничуть не бывало. Нина Николаевна так лебезила перед Олегом Васильевичем, что Ваське даже за неё неудобно было. А Карина сказала, что это Нина Николаевна хочет, чтобы её взяли в детдомовскую школу. Многие учителя об этом мечтают, ей брат говорил. Васька содрогнулся, но быстро успокоился – никогда мама Вера эту грымзу в детдомовскую школу не возьмёт. Потом ему стало немного стыдно за такие мысли, потому что Нина Николаевна, узнав от Олега Васильевича, почему он привёз угощение раньше (Олег Васильевич сообщил ей, что к Ваське бабушка приезжает, которая его десять лет не видела) отпустила Ваську с четвёртого урока. Так что Васька раздал угощение одноклассникам и Нине Николаевне (все уже знали про волшебную коробку и заказывали самые разные напитки) и поехал домой вместе с Олегом Васильевичем.
Они только въехали во двор детдома, как следом за ними появилась машина Веры Ивановны. Из машины вышла не очень молодая, но совсем не пожилая женщина, кого-то Ваське смутно напомнившая. Это он потом догадался, что это он сам очень похож на бабушку. Она увидала Ваську и уже ничего вокруг не замечала.
- Василёк, - воскликнула бабушка (ну, а кто же ещё), - мальчик мой родной, наконец-то я могу тебя обнять!
И она действительно обняла Ваську, прижала к себе и начала целовать в макушку, приговаривая:
- Маленький мой, как же я по тебе истосковалась! Прости, мой родной, но мне и в голову не пришло, что мама может от тебя отказаться. Я бы тебя сразу к нам забрала. Мы с твоей тётей Любой все эти годы мечтали увидеть тебя, сказать, как мы тебя любим.
Васька даже не подумал сопротивляться объятиям бабушки. В них ему было так хорошо, уютно, от бабушки приятно пахло. Он даже не вспоминал о том, как раньше отзывался о «телячьих нежностях».
- Вася, - окликнула его Вера Ивановна. – Веди бабушку в свою семью, празднуйте. Когда понадоблюсь, позовёшь, хорошо?
- Хорошо, - кивнул Васька и потянул бабушку за руку, - пойдём в мою комнатку, посмотришь, как я живу.
- Пойдём, - охотно согласилась бабушка. – Ой, подожди, вещи забыла, - спохватилась она, забирая из рук Веры Ивановны большую сумку, которую та достала из багажника.
- Давай мне, - солидно сказал Васька, перехватив сумку. – Вещи должны носить мужчины, - веско добавил он.
Около часа бабушка с Васькой наслаждались обществом друг друга. Сначала Васька показал бабушке гостиную семьи, бабушка выставила там на стол гостинцы, которые привезла с собой. Они пообедали вместе с младшими воспитанниками, которые уже пришли из школы. А потом Васька привёл бабушку в свою комнатку, подробно рассказал ей о своей новой жизни. Ему даже не хотелось вспоминать, как они жили прежде, и бабушке он решил не рассказывать о прошлой жизни. Бабушка радовалась за внука, видя его воодушевление, восхищалась, как замечательно они сейчас живут. Познакомилась с Кешкой, они друг другу понравились. Потом бабушка осторожно спросила:
- Васенька, а с нами жить ты точно не хочешь? А то мы были бы очень рады.
- А тебе мама Вера не говорила, как мы можем жить вместе? – спросил Васька.
- Говорила, - подтвердила бабушка. – Она сказала, что если ты захочешь, они могут твоё поместье подсоединить к нашему подворью. И тогда мы всегда будем вместе. Ты как, согласен?
- Я согласен, - облегчённо вздохнул Васька. – Вот смотри, у меня из окна, вернее, это не окно, а стеклянная дверь, можно выйти во дворик. А за двориком начинается моё поместье. Сейчас мы с тобой ещё погуляем по детскому дому, я тебе всё покажу, а потом мы позовём маму Веру, и она сделает выход из моего дворика в ваш двор.  И мы можем пойти туда и повидаемся с тётей Любой. И тебе не надо будет снова ехать на автобусе.
- Ты смотри, - восхищённо вздохнула бабушка, - и правда волшебство, а мне всё не верилось.
- Ну пойдём, бабушка, - поторопил Васька, - у нас тут много всего интересного.
Они вышли во двор и остановились. Пока Васька думал, с чего начать экскурсию для бабушки, из дома вышли Настя с Николкой. Васька не удержался:
- Ребят, а ко мне бабушка приехала, - похвастался он.
- Здравствуйте, - поздоровались оба.
- А Вы на Ваську похожи, - решил сказать приятное бабушке Николка.
- Это я на неё похож, - поправил его Васька. Он только сейчас заметил, что на голове Насти повязан платок.
- Ты чего это платок повязала? – спросил он.
- Мы в церковь идём, - важно отозвалась Настя. – А туда женщинам нужно приходить в платках.
- Так это женщинам, - насмешливо передразнил Васька, - а ты ещё девчонка. А чего это вы в церкви забыли?
- Сегодня по святцам именины Глеба, - так же важно пояснил Николка, - нашего двоюродного брата Глебку дядя Саня Медведевский окрестит и будет ему крёстным отцом. У Глебки отца нет, он его бросил, когда Глебка только родился, вот теперь у него будет папа от Бога. Такие папы самые надёжные.
Настя с Николкой убежали. Васька посмотрел на бабушку, она о чём-то задумалась, глядя вслед ребятам.
- Бабушка, ты о чём думаешь? – спросил Васька.
- Я вот думаю, может быть, ты согласишься, чтобы тётя Люба с дядей Артёмом стали твоими крёстными родителями, - сказала бабушка. – Подумай, Василёк, ладно? - попросила она. – Вот побываешь у нас на выходные, присмотрись к ним.
- Ладно, подумаю, - пообещал Васька. – Пойдём, я тебе мастерские покажу, бассейн, да у нас вообще много чего интересного.




Рецензии
С большим интересом окунулась в ваш рассказ. Понравился...

Галина Польняк   24.02.2019 20:03     Заявить о нарушении
Больщое спасибо за отзыв! Я так радуюсь, когда мои произведения нравятся!
Всего Вам самого хорошего, радости жизни!

Вера Забелина   25.02.2019 11:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.