Песнь о моем Сиде - героический эпос

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников средних веков. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Испанский героический эпос «Песнь о моем Сиде» отобразила освободительную борьбу испанского народа против поработивших его в начале 8 века (711 г.) арабских завоевателей (мавров). Это произведение проникнуто большим патриотическим пафосом. Особенно интенсивный характер эта национально-освободительная война (так называемая реконкиста) приобрела в 11 – 13 веков, когда испанцам удалось овладеть почти всем полуостровом (под властью арабов осталось лишь Гранадское королевство, просуществовавшее до 1492 г.) Патриотическим порывом были охвачены все общественные круги Испании.
В атмосфере большого патриотического подъема была написана и «Песнь о моем Сиде» (середина 12 века), дошедшая до нас в единственной рукописи начала 14 века. Рукопись эта была значительно попорчена. В «Песне» изображены подвиги знаменитого испанского воина 11 века Рой Диаза де Бивар, прозванного Сидом (арабское – господин). Исторический Сид (1043 – 1099) оставил по себе разную память. Рой (Рун, Родриго) Диас граф де-Бивар родился в королевстве Кастилии (на Пиренейском полуострове) при короле Фердинанде 1. Служил, по смерти Фердинанда, сыну его Санчо2 и принимал деятельное участие в борьбе этого последнего с братом его Албфонсом6, к которому и перешел на службу после смерти Санчо. Женился на близкой родственнице короля, Химене, дочери графа Овиедского. Около 1081 г. был изгнан Альфонсом и провел несколько лет на службе князя Юсуфа Аль-Мутамина Сарагосского. Во главе дружины своей ходил Сид на христианских владетелей и на мавров, добывая немало выгод от своих походов и облагая данью магометанских князей. В промежутках между войнами служил Альфонсу и ходил с ним в Южную Испанию. В 1093 году осадил мавританскую Валенсию и, взяв город измором, жестоко наказал жителей. Умер в своих новых владениях в 1099 г., оставив после себя двух дочерей, вышедших замуж за инфанта Наваррского и графа Барселонского.
История, не оспаривая мужества Родриго де-Бивара, приписывает ему также суровость и лукавство. Народная испанская поэзия пошла по иному пути. Она воспевала его подвиги и носила яркий отпечаток тогдашней борьбы мавров и христиан. Поэма, проникнутая народным духом, воскрешает рыцарскую эпоху Испании и изобилует подробностями, характеризующими быт и нравы того времени. Образ Сида, облагороженный  народной любовью, облечен чертами героизма. Его непостоянный характер приводит к столкновениям с королем, высокой знатью в лице графа Гарсии и инфантов Карионских, с которыми у него не возникает дружбы, несмотря даже на то, что инфанты на какое-то время становятся его зятьями. Сид выступает как типичный народный герой. Он разделяет народное стремление к свободе и возглавляет борьбу за нее, обладает свойственными народу отвагой, гордостью, высоко развитым чувством собственного достоинства, находчивостью, юмором. Все это проявляется у него прежде всего, когда он борется против мавров. Присущие Сиду чувство собственного достоинства и способность сразить противника острым словом блестяще раскрыты в эпизоде разбора в кортесах дела о недостойном поведении зятьев героя. Здесь от Сида достается не только самим зятьям, но и их защитникам, таким, как спесивый трус граф Гарсия, превращенный разоблачениями Сида в посмешище для присутствующих.
«…Мой Сид Кампеадор встал на ноги скоро:
  «Слава Богу, и вам, королю и сеньору.
  Рад я мечам, Коладе и Тизону.
  Про иное ищу я с инфантов Карриона.
  Когда взяли из Валенсии дочерей моих кровных,
  Дал им златом и сребром я три тысячи ровно.
  И за эту мою ласку отплатили мне злобой».
          ------
  «…Скажите, что я вам сделал, инфанты Карриона.
  Все готов я исправить по решению сбора,
  Но зачем истерзали вы сердце мне горем?
  При уходе из Валенсии я дочек вам отдал
  С превеликою честью и именьем огромным.
  Если вы их не любили, о собаки и воры,
  Зачем вы их вывели из Валенсии-феода,
  За что вы их избили и плетью и шпорой…»
Своеобразна  художественная  манера, для которой характерен не только пафос и гиперболизация, но и теплота при обрисовке героя – к его имени постоянно прилагается эпитет «мой» («мой Сид»), стремление показать его с семейно-бытовой стороны, подчеркнуть его юмор.
«…Как я вам ее (бороду) дергал в той крепости Кабра,
  Когда Кабру я взял с бородой вашей графской,
  По щепотке тут драл каждый мальчик плюгавый.
  Там, где выдергал я, до сих пор вы плешаты…»
Успехи реконкисты вдохновили народных поэтов. Герои реконкисты заняли прочное место в народном испанском эпосе – об этом говорит  и замечательное произведение «Песнь о моем Сиде».


Рецензии