Династия

СВЕТЛИЦКИЕ: «ДИНАСТИЯ – ЭТО ЗНАЧИТ «УМЕТЬ»

Их немного, но они есть – семьи, где от старших младшим передается не только фамилия, но и профессия, которой они по праву гордятся. Один из представителей такой семьи – житель Сосновой Поляны Александр Сергеевич Светлицкий. Он делится с нами воспоминаниями о своем отце – ленинградском художнике и архитекторе Сергее Павловиче Светлицком.

Династия

– «Стисни зубы и молча пройди по печальным местам…» – так, кажется, писал Вадим Шефнер, вспоминая блокаду. Вот и я, когда бываю на Васильевском острове, иду и с какой-то щемящей тоской вспоминаю своего отца: здесь он жил, работал, любил, здесь он выживал в лютую блокадную зиму. – Так началось неторопливое повествование сына о Сергее Павловиче.

На языке древних греков «династия» означало «владычество».
– Впрочем, есть и другое значение этого слова. «Династия» – это значит «уметь», – добавляет Александр.
Светлицкие умеют многое. Дед Сергея Павловича Петр Дмитриевич служил музыкантом в Киевском оперном театре. Отец Павел Петрович был известным петербургским, а впоследствии и ленинградским архитектором (кроме петербургских зданий стоит вспомнить постройки на территории Пулковской обсерватории, где он выступал соавтором А.В. Щусева). Брат Сергея Павловича Борис Павлович был архитектором и графиком, а дядя, Григорий Петрович Светлицкий, стал первым народным художником Украинской республики, входившей тогда в СССР.

А вот и герой нашего рассказа. Cкупая запись, которой начинаются все каталоги произведений художников – «Сергей Павлович Светлицкий (1913–1992)». А за ней стоит труд художника-архитектора, большое количество его работ, непростая жизнь. И страшная зима 1941–1942-го. И гордость сына.

Блокада

Сергей Павлович был на последнем курсе Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, когда началась война. Рядом – жена и двухмесячная дочка. Как студента-дипломника его не мобилизовали на фронт. И ему еще нужно было найти свое место в изменившемся городе. Пользуясь строительными навыками, Сергей Павлович нанялся сантехником и разнорабочим в больницу им. Веры Слуцкой, на 1-й линии Васильевского острова по соседству со своим домом. В эту первую, самую лютую зиму жена слегла с тяжелой пневмонией. Работа в больнице позволила молодому художнику достать немного лекарства для жены. Чуть окрепнув, она ходила на больничную помойку и рылась там в поисках объедков, делая из них прикорм для грудного ребенка. Вдумайтесь только: право искать остатки еды на помойке она выменяла на кольцо! Страшное, тяжелое время наступило для ленинградцев.

Сергей Павлович вспоминал, как однажды, прибивая что-то в детской палате, он встал на стремянку и выронил молоток прямо на лежащего внизу ребенка. Стремянка зашаталась под ним… «Ну всё, – подумал, –  что будет с малышом???». Проходящая мимо санитарка, увидев испуганного сотрудника, спокойно произнесла: «Ребеночек лежит уже несколько дней мертвенький, а на него можно получить питание еще живым». Вот так и выживали.
В эту суровую зиму художник начал работать над циклом рисунков, запечатлевших жизнь блокадного города. Он создавал наброски, впрочем, иногда это были уже окончательные рисунки.

Эвакуация

В феврале 42-го стала возможной эвакуация Академии художеств по Ладожскому озеру в Самарканд, а в мае художника вместе с семьей наконец вывезли в Ярославль. В эвакуации Сергей Павлович продолжил работать над серией блокадных рисунков. Их было 48, впоследствии послуживших основой для выставки «Ленинград в дни блокады» в Музее обороны Ленинграда.

Здесь же он написал четыре этюда с видами Карабихи («Некрасовские места»), 17 акварелей «Ярославль в дни отечественной войны», картины «Помощь фронту» («Молотьба»), «Посылки фронту». Все работы были приобретены Ярославским краеведческим музеем.

«Слово написанное»

«Бумага и перо творят чудеса: унимают боли, укрепляют мечту, возвращают утраченную былую надежду. Слово написанное обладает могуществом», – писал Пауло Коэльо. И это чудо случилось.

Весной 1942 года в Ленинград прибыл Шотландский альбом. На 28 альбомных страницах вклеены небольшие листки со словами приветствия и поддержки, а также с именами и адресами женщин Шотландии, направивших эти весточки. В течение нескольких месяцев женщины – рабочие фабрик и заводов сначала Шотландии из городов Эрдри и Коутбриджа, а потом и всей Великобритании – писали послания героическим ленинградкам. Это был массовый порыв женщин, протестующих против войны.

В Ленинграде решили отправить в Шотландию ответное послание – Ленинградский альбом. В его оформлении принимали участие художники А.П. Остроумова-Лебедева, В.В. Милютина, Я.О. Рубанчик и брат художника Б.П. Светлицкий. Этот альбом стал настоящим произведением искусства. В запасниках Русского музея отыскали красивую золотую парчу, тканную серебром, – для коробки. Переплет обтянули льняным небеленым полотном, украсили старинной вышивкой шелком. На форзацах были изображены советский и шотландский гербы и флаги. Остроумова-Лебедева так отозвалась об альбоме: «Он очень красив. Может, даже слишком…». Сегодня он хранится в библиотеке Митчелл (Глазго).

Время уходит… Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор не перечитаешь, а в эсэмэсках нет души… Передо мной драгоценное пожелтевшее письмо художника его жене Ксении Агафоновой: «…Получил твое письмо от 12 апреля. Как жаль, что меня не было на Аленушкином дне рождения… Я чувствую из твоего письма, что ты очень тоскуешь без меня. Милая моя, я тебе пишу каждый день, и редкий день пропускаю… Наверное, ты получаешь эти письма пачкой…».

Возвращение

В 1944 году Сергей Павлович возвратился в Ленинград. В 1944–1945 гг. в качестве члена правительственной комиссии по восстановлению городов при Совете министров Белоруссии он часто выезжал в белорусские города и подолгу там находился. Его работы были использованы при восстановлении Минска, Могилева, Гомеля. Лишь в 1945 году он наконец защитил диплом выпускника Академического института им. И.Е. Репина. А тема его дипломной работы – проект Морского вокзала в Ленинграде.
В 1947–1951 годах Сергей Павлович работал в Ленинграде как архитектор-реставратор по восстановлению комплекса зданий Государственного Эрмитажа. Тогда же он принял участие в оформлении экспозиции Музея обороны Ленинграда.

Объем работ Сергея Павловича в эти и последующие годы впечатляет: он словно торопился наверстать все, что не успел совершить в военное время: серия зарисовок «Города Белоруссии в войне» (Фонд Республиканского Музея в Минске); серия акварелей «Ярославль в дни войны» (Фонд Краеведческого музея Ярославля); серия открыток; проект реконструкции улицы Дзержинского; оформление книг (обложки, титулы, заставки) и многие другие работы; деятельность, связанная с выполнением заказов для различных музеев местного значения, в числе которых Центральный музей железнодорожного транспорта России в Петербурге.

Он выполнял диорамы и картины по заказу разных музеев страны. В основном это военная и железнодорожная тематика, блокадный Ленинград. Многие работы выполнялись в соавторстве с женой художника Ксенией Владимировной Агафоновой. Была в его творчестве и лениниана – рисунки городских зданий, связанных с жизнью и деятельностью В.И. Ленина, с революционными событиями. Сергей Павлович занимался оформлением музеев, посвященных пушкинским местам в Ленинградской области: поместье Ганнибала в Суйде, дом станционного смотрителя в Выре, домик Арины Родионовны в Кобрине. Позднее возникла серия пастельных рисунков, воспевающих пушкинские места.

Живопись сопровождала Сергея Павловича всю его жизнь. В архиве семьи Светлицких сохранилось много его натюрмортов, городских пейзажей. Писал он много и с удовольствием. Его любимая техника – «масло». Работы художника хранятся в Музее обороны и блокады Ленинграда, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Центральном музее железнодорожного транспорта, Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и в других коллекциях.

Дань памяти

С 1946 года художник сотрудничал с создававшимся тогда Музеем обороны Ленинграда. Музей просуществовал до 1953 года, и только в 1989 году был возрожден как Государственный музей обороны и блокады Ленинграда. Сергей Павлович был одним из первых художников, подаривших ему свои работы.

5 сентября 2017 года в этом музее состоялось открытие выставки «Блокадный рисунок. Архитектор С.П. Светлицкий». Блокада… А какого она цвета? – Лишь контраст черного и белого. А как страшно! Жизнь столкнулась со смертью... И лучик надежды: добро ведь все равно победит!

В подготовке выставки активное участие приняла семья его сына – Александра Сергеевича Светлицкого. А как иначе? Они дружны. Они хранят память предков. И хотя сын стал исключением из правила – он не пошел по стопам своего знаменитого отца, но творческая цепочка не прервалась: его внук Борис Александрович Светлицкий продолжил дело своего деда: он стал архитектором.

Сергей Павлович умер в 1992 году. А его произведения пережили и блокаду, и перестройку, и лихие девяностые, и санкции. Искусство вечно.


Рецензии