Как я учился играть на скрипке

Один раз, когда я был еще маленьким и ходил во второй класс, мама повела меня в Концертный зал Консерватории слушать концерт скрипичной музыки. Правда, я больше хотел, чтобы мне купили собаку, но мама сказала, что скрипичная музыка намного лучше. Я с этим утверждением не согласился, однако мама была в семье главной, и мне пришлось идти с ней на концерт.

Попав в зал, я замер от восторга. Передо мной раскинулся огромный холл с величественными колоннами и мягкими ковровыми дорожками. Я сразу же подумал, что в нем поместилось бы много-много собак, хватило бы на весь наш класс. А, может даже, на всю школу. Еще мне понравился зрительный зал, но он был слишком заставлен креслами.

Мы уселись на свои места. Прозвенел третий звонок, погас свет, и дяди и тети начали играть на разных инструментах. И все почему-то смотрели на дядю, размахивавшего перед ними руками. Мама мне объяснила, что этого дядю зовут дирижером, он в оркестре самый главный и всем показывает, как нужно играть.

Концерт мне не понравился, хотя дяди со скрипками очень старались, и все остальные тоже. Когда мы вышли после концерта на улицу, мама спросила, хотел бы я научиться так же играть на скрипке, как те дяди на сцене. Я ответил, что нет. А потом спросил, платят ли тем дядям за их выступление, и если платят, хватит ли этих денег на покупку собаки. Мама ответила: «Конечно». И тогда я согласился начать играть на скрипке. Честно говоря, сначала я хотел стать дирижером, потому что руками махать я могу хоть целый день, но не придумал, где мне взять столько незанятых дяденек и тетенек с инструментами.

На следующий день мы пошли в магазин музыкальных инструментов и купили скрипку. Она была очень красивой, с маленьким изящным корпусом красновато-оранжевого цвета. Я подумал, что научиться играть на такой красивой скрипке совсем нетрудно.

Мама сказала, что для того, чтобы хорошо играть, надо много учиться, и отвела меня в музыкальную школу. Однако набор в школу уже закончился и нам велели придти на следующий год. Мама сильно огорчилась, но я ее успокоил, сказав, что ходить еще в одну школу вовсе не обязательно, и я начну играть прямо сейчас. Но мама сказала, что у нее есть знакомая преподавательница консерватории как раз по классу скрипки и, может быть, она согласится со мной позаниматься. Я тоже согласился, подумав, что начать лучше сразу с консерватории, потому что после консерватории денег, наверное, платят больше, чем после музыкальной школы.

Мы дождались воскресенья и пошли домой к маминой знакомой. Она поставила меня возле письменного стола и постучала по нему карандашом, после чего попросила меня повторить. Я с удовольствием постучал ей в ответ. Так мы перестукивались с ней почти час. Наконец она заявила, что у меня нет слуха. Я возмутился и сказал, что всё слышу, что она про меня говорит, а если она не расслышала, как я стучу, то у неё самой нет слуха.

Преподавательницу музыки, которая согласилась бы со мной заниматься, в конце концов, мы нашли по объявлению в газете. Она приходила к нам целый месяц и учила меня каким-то ненужным вещам типа нот или постановки рук.

В конце месяца мама сказала, что заплатила за занятия много денег. Я сильно расстроился, потому что раньше мама говорила, что лишних денег нет и собаку она мне не купит. Я твердо сказал маме, что играть я умею и без всякой учительницы и нечего ей зря платить деньги.

На следующий день я взял скрипку и отправился по соседям давать концерт скрипичной музыки. Сначала я зашел к дяде Ване, который жил этажом выше и который всегда угощал меня конфетами. После того, как он согласился послушать, как я играю, я положил скрипку на плечо и стал изо всех сил водить смычком по струнам. На мой взгляд, получилось очень здорово и громко. Я даже пожалел, что играю в маленькой комнате, а не в Концертном зале Консерватории. Наверное, я играл даже громче, чем те дяди на сцене, потому что дядя Ваня побледнел, схватился за сердце и лихорадочно начал капать себе какие-то капли в стакан, а дяди Ванин кот истошно заорал и бросился под кровать. Потом дядя Ваня закрыл глаза, наверное, от удовольствия, как некоторые зрители в Концертном зале, и долго неподвижно сидел в кресле. Кот из-под кровати так и не вышел, а только глухо урчал в самой глубине кровати. Но кот меня интересовал мало, потому что у него не было денег.

Когда дядя Ваня открыл глаза, я ему сообщил, что билет на мой концерт стоит сто рублей, но для соседей я делаю скидку 50 процентов, и что сейчас я поиграю еще немного. Дядя Ваня опять схватился за сердце, вытащил из кошелька сто рублей и отдал мне, сказав, что сдачи не надо. Потом он сказал, что не забудет мой концерт до самой смерти и что в ближайшие дни приходить не надо, иначе мне для него придется играть марш Шопена. Я почесал в затылке и сообщил, что марш Шопена я еще не выучил, но обязательно выучу и снова приду к дяде Ване. Но дядя Ваня почему-то очень просил меня не торопиться.

После дяди Вани, воодушевленный первым успехом, я отправился к тете Маше, которая жила этажом ниже. Она всегда со мной здоровалась и интересовалась, как у меня дела в школе. В школе я учился плохо, но тете Маше говорил, что хорошо, чтобы она иногда разрешала погулять с ее шпицем. Я сообщил ей, что с сегодняшнего дня с большой скидкой даю ежедневные концерты скрипичной музыки. Потом широко расставил ноги, рассчитывая на продолжительность своего выступления, и стал вдохновенно водить смычком вверх-вниз. Однако долго мне играть не пришлось, потому что неожиданно отчаянно заскулил, а затем горько взвыл шпиц. Я посмотрел сначала на шпица, а затем на тетю Машу. Выражение ее лица было таким же, как у мамы, когда у нее недавно сильно болел зуб. Только у тети Маши сильнее текли слезы. Она, как и дядя Ваня, дала мне сто рублей и попросила пойти поиграть в другом месте.

Так за два часа я обошел все квартиры в доме. Когда я пришел домой и подсчитал выручку, то у меня оказалось ровно две тысячи рублей. Было бы еще больше, только не во всех квартирах открыли мне двери, хотя в некоторых я слышал шорох в коридоре. Наверное, не все любят скрипичную музыку. Еще мне было интересно, больше или меньше меня зарабатывают дяди на сцене Концертного зала Консерватории. Но, в конце концов, это было неважно, ведь теперь я мог купить себе собаку за собственноручно заработанные деньги.

Вечером с работы пришла мама. Сначала она рассердилась и хотела вернуть все деньги. Но соседи отказались и сказали, что я их честно заработал. А в следующее воскресенье мы с мамой поехали на птичий рынок и купили мне очаровательного маленького пушистого щенка, которого я так долго хотел.

P.S. Сейчас я на год вырос и уже хожу в третий класс. У меня есть замечательная собака Скрипка, названная так в честь моей бывшей скрипки, которую мама торжественно передала в музыкальную школу, чтобы и другие дети могли давать скрипичные концерты. Правда, мне было жалко ее отдавать, потому что кроме собаки, я хотел себе еще велосипед. Но мама категорически запретила мне больше давать скрипичные концерты. Однако недавно мне подсказали, что если я буду писать рассказы и стихи и читать их разным дядям и тетям, то скоро куплю себе велосипед.
Дяди и тети, знайте: сегодня я иду к вам в гости! Цена на этот рассказ – сто рублей, но для вас действует 50-процентная скидка!


Рецензии