Дневник Анны Франк голландская сестра по несчастью

«Дневник Анны Франк»: голландская сестра по несчастью Тани Савичевой
Опера Григория Фрида, 26 января, Концертный зал Мариинского театра

На эту необычную оперу я попала благодаря приезду своего голландского друга. Он пробыл в Петербурге всего два дня, и она пришлась как раз на первый день его визита. Как же не послушать эту оперу на «голландскую» тему?! Думаю, в Нидерландах нет ни одного человека, кто бы не знал имя еврейской девочки Анны Франк и содержание ее знаменитого дневника. Более двух лет она вместе с семьей и семьей знакомых пряталась в особом потайном убежище на складе, в дневник записывала свои мысли и переживания. Страх, тоска, томление в неволе, мечты о свободе, радость воспоминания о прежней обычной, но такой прекрасной спокойной жизни – все есть в этом собрании подростковых впечатлений и терзаний. Но выжить и спастись, в конце концов, удалось только одному – отцу Анны. Все остальные, когда их обнаружили, попали в концлагерь, в Терезин и Аушвиц, так голландцы называют Освенцим. Это была гигантская фабрика смерти! Там все они и погибли, ни в чем не повинные, мирные обычные люди. Вся их вина состояла в том, что они были евреями!
После войны, когда голландское правительство объявило о желании выявить свидетельства людей о жизни страны после захвата ее немцами, и стало известно об этом дневнике. Он был опубликован, переведен на многие языки, в частности, на русский. И композитор Григорий Фрид  почти 60 лет назад  создал на его основе либретто, написал монооперу.  В ней все необычно: одно действующее лицо, музыка, терзающая слух и душу, но передающая атмосферу события и внутреннего состояния героини. Минималистские декорации – черно-белая видео-проекция окна, за которым видно, то небо с плывущими облаками, то глухая кирпичная кладка, один раз вместо окна появляются медленно приближающиеся въездные ворота в концлагерь Освенцим-Биркенау (Аушвиц); из предметов на сцене – кровать, лестница-стремянка, фигуры шести других товарищей по несчастью, перед каждой стоит обувь. И в конце спектакля на сцене остается только она. Сразу вспоминается библейское: «И сказал Бог: … сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».  А еще в памяти всплывает  памятник евреям, утопленным в Дунае в Будапеште, – множество бронзовых туфель и ботинок, навечно оставшихся на речном берегу… Но евреи там шли не на святую землю, а, скорее, на Галгофу, на муку смертную…  Фашистские крохоборы собирали и использовали все: стоптанную обувь, остриженные волосы (набивали матрацы и подушки), золотые зубные коронки, человеческий жир (делали мыло), пепел из крематориев концлагерей, где сжигали и живых людей (удобряли поля)… И это делали цивилизованные европейцы?! Нормальные?! 
Для солиста и музыкантов опера явно непроста: чтобы музыка была воспринята слушателями, ее исполнение надо довести до совершенства, точно расставить эмоциональные акценты, добиться необходимой фразировки, позволяющей передать и настроение, и ужас ситуации, и смертельную опасность. Но важна и игра артиста. И в этом спектакле все сошлось: он потрясает, ужасает, пугает. Слишком многое, что происходит в мире сегодня, вызывает опасение, что ничему люди не научились на этом страшном опыте. И Диане Казарян удалось не только успешно справиться с вокальной стороной партии, но и найти верные интонации, нужные эмоции и драматические средства, которые сделали ее героиню запоминающейся трагической фигурой… У Анны Франк есть важные слова: «У человека всегда остается прекрасное:  природа, солнце, свобода». Не зря голубое небо за окном становится в спектакле символом свободы и красоты мира. Этот символ использовали и создатели памятника всем жителя Голландии, сгинувшим в Аушвице-Освнциме.  В небольшом сквере в Амстердаме  на земле лежит большое зеркало, составленное из шесть квадратов – по три в два ряда. В нем отражается прекрасное небо. Местные неофашисты-вандалы прошлись по нему дубинками, теперь небо отражается в разбитых зеркалах, еще красноречивее показывая, какой ужасной  разрушающей силой был фашизм.В другом месте оперы есть свидетельство решающей роли советской армии в исходе войны: «Благодаря победам на русском фронте все настроены оптимистически. Здесь каждый день ждут чрезвычайного сообщения из Москвы».
 В Петербурге тема Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, Холокоста имеет особое звучание! Тем более в январские дни, когда отмечаются годовщины прорыва блокады Ленинграда и полного ее снятия! А в этот раз моноопера «Дневник Анны Франк» была приурочена к Международному дню памяти жертв Холокоста (International Holocaust Remembrance Day), учрежденному  Генеральной Ассамблей ООН совсем недавно – в 2005 году.
Анна Франк в Голландии настолько же известна как Жанна Д’Арк во Франции и Зоя Космодемьянская или Таня Савичева, писавшая дневник в блокадном Ленинграде, в России. Правда, в последнем я не очень уверена, поскольку неразумные, а, порой, и вредные реформы в образовании последнего десятилетия сделали из нашей молодежи, как минимум, «Иванов, не помнящих родства».  А в  Амстердаме в центре города целое здание отдано музею Анны Франк. В него трудно попасть, потому что там всегда стоит очередь.  Тут же  стоит памятник девочке.
Правда, тут есть маленький нюанс. В литературе пишут, что в годы Второй Мировой войны в Голландии погибли 90 процентов живших там евреев. Это колоссальная цифра! То есть почти все! Своеобразный европейский рекорд! Но немецкие власти там не зверствовали, как в Белоруссии или на Украине, хотя и защищать евреев было некому – королевская семья бежала из страны сразу, как войска Вермахта перешли голландскую границу. Армия капитулировала на пятый день, хотя считалась сильной и хорошо подготовленной. Большинство населения быстро начало сотрудничать с немцами. Соседи сообщали о евреях (доносы писали), местная полиция выявляла евреев, отправляла их в специальные пересыльные концлагеря (гетто), созданные голландскими властями. И уже оттуда их везли на смерть в Освенцим-Айшвиц, Терезин и другие места уничтожения. Голландцы пачками записывались в войска SS. Даже в известном голландском фильме «Черная книга», повествующем  о сопротивлении и коллаборационизме в Голландии в годы войны, есть эпизод, когда страну уже освободили войска союзников, а немецкие смертные приговоры продолжают приводиться в исполнение! Абсурд! А в одной из публикаций написано, что в Голландии не было значительного количества судебных процессов над пособниками фашистов: «Нельзя же судить весь народ!» И сегодня эта страна осуществляет международный суд, Гаагский трибунал претендует на объективность… 
Тем не менее, захват Голландии и геноцид евреев – чрезвычайно болезненная тема для голландцев, особенно для немолодых.  В этом смысле Голландия – особая страна. Начиная со Средних веков, в ней давали приют всем гонимым европейским евреям. И испанским, и португальским, когда, начиная с XVI века, в этих странах возникала  беспощадная резня евреев. Один из знакомых голландцев старшего поколения подчеркивал, что в их стране практически у каждого в роду есть евреи, поэтому впору сказать: «Поскреби голландца, найдешь еврея». Значит, в годы войны многие могли  исчезнуть в печах крематориев, организованных  немецкими нацистскими властями. Ведь немцы провозгласили себя высшей расой, разделили людей по «сортам».  Евреи должны были полностью исчезнуть, в Праге Гитлер собирался создать на базе еврейского града «музей исчезнувшего народа». 
Мариинский театр исполнением монооперы «Дневник Анны Франк» вносит свой вклад в то, чтобы преступления нацизма не были забыты, а, значит, не повторились ни в каком виде.


Рецензии