Лек. 9. Православие и протестантизм

9.1. Православие - одна из конфессий в христианстве.
9.2. Церковь и православное духовенство
9.3. Протестантизм
9.4. Основные течения протестантизма

9.1. Православие - одна из основных конфессий в христианстве. Еще в V в. от только что сформированной Христианской Церкви стали отделяться разные национальные Церкви, число которых со временем превысило полтора десятка. В это же время в восточной части Римской империи — Византии, сложилась самостоятельная церковная организация, которая в 1054 г. разорвала и без того не слишком крепкие связи с Западной Христианской Церковью. Произошло это событие путем наложения взаимных анафем (отлучение от Церкви) со стороны папы римского и константинопольского патриарха, формально снятых только в 1965 г. (см. текст 6.9). Это событие получило название Великого Раскола (Схизмы). Так возникли два основных течения в христианстве — католицизм и православие.
 Православие возникло еще с разделением в 395 году Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Но окончательный раздел произошел и, православие сложилось, как самостоятельная церковь только в 1054 г. с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. Католицизм и православие отличаются друг от друга и процессом богослужения. В православном храме во время богослужения надо стоять. В католическом храме верующие сидят и встают только при пении определенных молитв. В православном богослужении не используется музыка, только чтение и пение, в католической службе к этому добавляется еще и музыкальное сопровождение (орган, фисгармония). В православном храме святое место — алтарь — отгорожен от собственно храма иконостасом, в католических храмах иконостасов нет. В оформлении интерьера православного храма преобладают иконы, в католических храмах — скульптурные композиции.
Если православие в организационном плане представляет собой совокупность автокефальных Церквей, объединенных общей догматикой, культом, но несколько различающихся в обрядах и признающих только духовный авторитет константинопольского патриарха, то Католическая Церковь представляет собой единую организацию во главе с Папой Римским.
Православие постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с кон. 10 в. (см. Крещение Руси), с 1448 г. Русская православная церковь. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих. Христиан разных Православных Церквей насчитывается по самым минимальным оценкам 150—200 млн человек (по максимальным — в 1,5—2 раза больше), и живут они в основном на территории бывшего СССР (Беларусь, Россия, Украина, Грузия, Молдова) и странах Юго-Восточной Европы (Сербия, Болгария, Румыния, Греция), а также в странах Ближнего Востока (Ливан, Сирия, Иордания) и Северной Африки (Египет).
Отличия православия от других ответвлений христианства начинаются уже с того, что считать источником своего учения. Первым источником веры православие считает Священное Писание (т. е. Библию), называя его «боговдохновенным», т. е. написанным по наитию и при содействии Святого Духа (2Тим.3:16). В качестве второго источника называется Священное Предание.
Только христианским Преданием зафиксированы такие основные положения христианского вероучения, как догмат о Троице, почитании Богородицы, о богочеловечестве Иисуса Христа и др. Католицизм также признает Священное Предание, однако в состав Предания дополнительно включаются решения других Вселенских соборов, которые происходили в Римской Церкви после 1054 г. (всего 21), и официальные документы Римских Пап.
Православные верят: В единого Бога, который создал мир и человека (Бог представляет собой тождественность трех равноправных лиц: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого); в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; в Иисуса Христа — Бога-Сына, который воплотился (т. е. принял человеческий вид, родившись через непорочное зачатие от Девы Марии) и добровольно принес себя в жертву за грехи человечества (был распят на кресте, на третий день воскрес, а через 40 дней вознесся на небо) и придет снова «в силе и славе», чтобы судить живых и мертвых и установить вечное Царство на земле, как и на небе; в бессмертие души, в существование ада и рая, где находятся души умерших до Страшного суда. Согласно православному вероисповеданию спасти свою душу можно только в границах Церкви, которая является «мистическим телом» Иисуса Христа, посредником между Богом и людьми.
В православии, как и в любой другой религии, с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основу этих действий составляют семь главных обрядов — таинств. В православии существует семь таинств: крещение, миропомазание, причастие (евхаристия), покаяние (исповедь), брак, елеосвящение (соборование), священство.
Таинство крещения — символизирует принятие человека в лоно Церкви. Оно совершается также и в воспоминание о том, как и сам Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Крестителя. В Православной Церкви ребенка трижды погружают или обливают водой. Посредством таинства крещения, как учат богословы, человеку прощается первородный грех (а если крестится взрослый человек, то и грехи, которые он совершил до момента крещения): подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Именно после осуществления этого таинства человек становится христианином. По традиции человек в крещении получает имя святого, которому посвящен день, в который он родился или крестился. Таинство крещения совершают только священники.
Таинство миропомазания совершается в Православной Церкви сразу после крещения и составляет с ним, собственно, один обряд, уходящий своими корнями времен Моисея. Священник помазывает новокрещеного миром (особым ароматическим оливковым маслом, которое состоит из смеси нескольких душистых веществ), делая знак креста на разных частях тела с произнесением слов «Печать Дара Духа Святого. Аминь», т. е. если в крещении человек становится христианином, то таинство миропомазания помогает человеку оставаться им.
Таинство причастия (или святая евхаристия), по христианскому вероучению, было установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»
В воспоминание об этом Церковь установила таинство причастия, которое состоит в том, что верующие причащаются хлебом и вином на главной службе Православной Церкви — литургии. Литургия структурно состоит из трех частей.
1.Первая часть литургии — проскомидия. На ней священник готовит вещества для литургии, нарезает хлеб (просфоры), вливает вино в чашу и разбавляет водой [«один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». Вторая часть литургии — Литургия оглашенных. «Оглашенными» в первые века христианства называли людей, готовящихся принять крещение, им не разрешалось присутствовать на причастии. Во время литургии оглашенных происходит чтение Евангелия, заканчивается эта часть литургии словами «Оглашенные изыдите, все оглашенные изыдите». В это время все оглашенные спешно покидали храм. Отсюда и происходит выражение «бежит, как оглашенный». Третья, завершающая часть литургии называется Литургия верных, на ней и происходит превращение («пресуществление») вина и хлеба в Тело и Кровь Иисуса Христа. Сначала причащаются в алтаре священнослужители, затем миряне, присутствовавшие на литургии и приготовившие себя к причастию (обязательной исповедью, постом и молитвой). Православная Церковь считает, что только на основе этого таинства человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом.
Таинство покаяния (исповеди) — обязательный атрибут религиозной жизни православного христианина. Осуществление таинства покаяния состоит из двух важных актов. Первый — исповедование грехов. Оно представляет собой раскрытие перед священнослужителем своих ошибок, нарушений заповедей Божьих и церковных предписаний. Считается, что искреннее исповедование грехов духовно очищает человека, снимает с него бремя грехов, удерживает его в дальнейшем от всякого рода прегрешений. Поэтому второй важной составной частью таинства является отпущение грехов, которое может дать лишь священник или епископ. Сначала, в раннем христианстве, покаяние носило публичный характер. Позднее появилась тайная исповедь, содержание которой священник должен хранить в тайне.
Таинство брака — важный момент религиозной жизни человека. С точки зрения православного вероучения, семья — это домашняя Церковь. В этой Церкви рождается христианин, через крещение он приходит к Церкви, получает христианское воспитание и умирает как христианин. Духовное содержание этого таинства состоит в том, что на будущих супругов сходит Божья благодать, которая обеспечивает неразрывный символический союз, основанный на любви, верности и взаимной помощи вплоть до смерти.
Таинство елеосвящения (соборование) осуществляется над больным человеком. Таинство состоит в смазывании лба, щек, уст, рук и груди освященным елеем, которое сопровождается чтением молитв, семи евангельских чтений. Духовное содержание этого таинства, по учению Церкви, состоит в том, что больной человек очищается от забытых или неосознанных грехов и получает Божью благодать, которая помогает ему выздороветь духовно и физически. Соборованием это таинство называется потому, что его принято совершать собранием (собором) семи священников, правда, сейчас это могут быть и меньше.
Таинству священства Православная Церковь придает особый смысл. Оно осуществляется при посвящении человека в духовный сан, т. е. в ту или иную степень священства. Существует три степени священнослужителей: первая — диакон, вторая — священник, третья — епископ. В совокупности все эти категории составляют церковную иерархию. Каждая из ступенек священства имеет свои особенности в облачении, за каждой из них закреплены определенные права и обязанности. Высшим духовным лицом в Православной Церкви является патриарх.

9.2. Церковь и православное духовенство. Патриарх — высший духовный сан в православии, титул главы автокефальной поместной Православной Церкви. Титул патриарха установлен Вселенским Халкидонским собором (451 г.). В конце VI в. константинопольский патриарх получил титул «Вселенского патриарха» и право высшего надзора за соблюдением церковных канонов и законов, созыва Вселенского собора и возведения епископов в сан митрополита. В 884 г. константинопольский патриарх Фотий составил специальные постановления о патриаршей власти, которые определяют границы власти и привилегии патриарха. В IX—XI вв. из Константинопольского патриархата выделились православные автокефальные поместные церкви, которые получили патриаршее устройство. После разделения Христианской Церкви (1054 г.) на западную (Римско-Католическую) и восточную (Греко-Православную) титул патриарха закрепился за иерархами Восточной Церкви. В России патриаршество было установлено в период правления Бориса Годунова. До этого времени глава церкви носил титул митрополита Московского и всея Руси. Первый патриарх Московский и всея Руси — Иов — был избран собором русских церковных иерархов в 1589 г. Православное духовенство делится на черное (монашество, люди, принявшие монашеские обеты безбрачия, послушания и нестяжания) и белое (священники, вступившие в брак прежде, чем принять сан).
«Черное» духовенство: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, архимандрит, игумен, иеромонах, архидиакон, иеродиакон. Первые четыре сана (архиереи) — высшие в церковной иерархии — обозначают разные ранги епископского звания. Все названные саны иногда даются просто за личные заслуги, но могут быть связаны с занятием определенных должностей. Так, митрополиты обычно возглавляют главные епархии, административно-территориальные церковные округа; архиепископы — некоторые другие большие или важные епархии; епископы — остальные епархии. Архимандриты чаще всего являются настоятелями больших монастырей и ректорами духовных учебных учреждений. Игумены возглавляют другие монастыри. Последнее звание могут носить и настоятельницы женских монастырей (игуменья). Иеромонахи — монахи, имеющие сан священника. Архидиакон — старший диакон-монах в монастырях или состоящий при высшем православном церковном иерархе. Иеродиакон — монах в сане диакона. «Белое» духовенство имеет следующие саны: протопресвитер, протоиерей, священник (иерей), протодиакон и диакон. Сан протопресвитера в конце XIX в. в Русской Православной Церкви носило всего несколько человек: (главы воинского, морского и придворного духовенства.) Сейчас в сан протопресвитера возводят за особые заслуги перед Церковью и тоже чрезвычайно редко. Сан протоиерея дается настоятелям церквей, а сан протодиакона — диаконам кафедральных соборов, но в эти саны могут возводиться и просто за заслуги священники и диаконы.
Монашество (греч. — одинокий) представляет собой одно из наиболее значимых и, наверное, ярчайших явлений христианской жизни и христианского религиозного опыта. В жизни всегда существует определенная дистанция между идеалом и его реальным воплощением, и чем больше эта дистанция, тем более ценным становится идеал. Монашество стало не чем иным, как истинным осуществлением идеала христианского образа жизни. Родиной монашества был Египет. Преподобный Антоний Великий, осуществлявший в ІІІ в. подвиг поста и молитвы в пустынном уединении, стал основоположником отшельнической формы монашества. Немного позже начал свой монашеский подвиг преподобный Пахомий Великий, в прошлом римский воин, ставший родоначальником мужских общежительных монастырей. Сестра святого Пахомия основала первые женские общежительные монастыри. В VIII в. на Афоне появляются первые монашеские поселения. Вскоре Афон достигает вершины своей славы, и до нашего времени его 20 монастырей остаются самым большим центром православного монашества. Монашество называют схимой, монахов — схимникамиозначает «образ». По своему идеалу он становится земным ангелом и небесным человеком. Его цель — достижение вечной жизни и обожения по ангельскому образу. Для этого он приносит такие основные обеты: 1) отказа от мира и всего, что в мире; 2) послушания настоятелю; 3) сохранения безбрачия. У примитивных народов безбрачие и бездетность считались самым страшным проклятием; они означали безнадежность, окончательную смерть. В христианском монашестве, наоборот, безбрачный образ жизни ведет к будущей славе воскрешения, когда люди не вступают в брак, не выходят замуж, но находятся как ангелы на небесах. В безбрачии и суровом воздержании преодолевается господство стихийного естественного начала в человеческой жизни.
Прежде чем стать монахом, мирянин должен пройти период послушничества — выполнения тех или иных работ в монастыре. Если настоятель монастыря убеждается, что послушник твердо намеревается стать монахом, он совершает обряд пострига. Этот обряд происходит от ветхозаветной символики посвящения человека Богу и обрезания волос как знака рабства в греко-римском мире. У человека, принимающего постриг, волосы на темени выстригаются крестообразно в ознаменование посвящения Христу и принятия монашеских обетов. Существуют три ступени такого посвящения: 1. Постриг в рясу, когда монах получает новое имя и право носить широкое и длинное монашеское одеяние (рясу) и головной убор — камилавку. Монахов, получивших такое посвящение, называют рясофорными монахами. 2. Постриг в малую схиму. Постригаемый в схиму приносит новые, более суровые обеты и еще раз получает новое имя в ознаменование окончательного отречения от мира, лежащего во зле. После пострига в малую схиму монах надевает мантию, откуда и происходят выражения «постричь в мантию» и «мантийный монах». 3.Постриг в великую схиму требует более сурового воздержания и более суровых аскетических подвигов. Принимая постриг, монах отрекается от своей воли и дает обет полного послушания наставникам даже в мелочах, что не исключает, а предполагает постоянное моральное усилие и работу совести. У тех, кто принял сан до пострига в великую схиму, он остается. В этих случаях сан звучит соответственно: схииеромонах, схиархимандрит и даже схиепископ. После пострига в великую схиму монаху вручают еще куколь (головная накидка, спускающаяся на плечи, грудь и спину). Куколь по форме напоминает детский чепчик и означает детскую беззлобность, которую должен проявлять монах.
Существуют монастыри с более или менее суровыми уставами, могут различаться требования и к разным категориям монахов одного и того же монастыря (например, великосхимники постятся строже других; занятым тяжелой физической работой во время поста даются послабления и т. п.). По традиции монахи не должны употреблять мясную пищу, а молочные продукты и рыбу могут употреблять в ограниченном количестве и лишь в особые дни. В истории Православной Церкви монашество повлияло на многие стороны христианского учения и способа жизни. На Руси монашеские обители — монастыри — даже были центрами образования, национального сознания и духовной культуры. Кроме осуществления таинств, православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение святым и реликвиям, кресту, иконам, праздники и посты.
Культ святых — посмертное почитание лиц, наделенных сверхъестественными свойствами. Пантеон общецерковных святых, например, Русской Православной Церкви насчитывает более 450 лиц и продолжает пополняться до сего дня (для сравнения: в Римско-Католической Церкви насчитывается несколько тысяч святых, но их почитание не так значительно). Поклонение кресту — один из важнейших элементов православного культа. Крест — символ христианской веры. По православному учению, крест олицетворяет мученическую смерть и грядущее воскрешение, ибо «так как смерть (вошла) чрез посредство древа, то надлежало, чтобы чрез древо же были дарованы жизнь и воскресение». Крестом увенчаны православные храмы, украшены облачения священнослужителей, его носят на теле верующие; во время молитв, богослужений верующие и священнослужители делают крестное знамение (крестятся). Культ икон — живописных или рельефных изображений Иисуса Христа, Богоматери, святых, апостолов, мучеников — имеет широкое распространение в православии. Православные храмы внутри покрыты росписью и обильно украшены иконами как в иконостасе (перегородке, отделяющей алтарь от храма), так и на стенах. Неотъемлемой частью культовой практики православия являются праздники и посты. В церковных календарях каждый день связан с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста.
Пост — это особое время, которое человек посвящает Богу. Дни поста верующие посвящают молитвам, чтению Священного Писания, размышлениям над своими грехами, исповеди, посещению церкви. В эти дни верующие должны воздерживаться от употребления мясной и молочной пищи; избегать веселья и развлечений, очищая себя физически и духовно. В православии существуют многодневные и однодневные посты. В общем, в Православной Церкви насчитывается не менее 250 постных дней в году.
Особой чертой Православной Церкви является ее устройство. Православие не имеет единого центра, как католицизм, а представляет собой совокупность автокефальных (независимых) Церквей. Оно состоит из: 15 автокефальных Церквей, согласно официальному церковному перечню (диптиху). Самая крупная из них — Русская Православная Церков (50–100 млн.)..
 
9.3. Протестантизм - (от лат. Protestans — публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Римский папа Лев X ввел практику индульгенций 18 октября 1517 года в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме. А 31 октября 1517 года немецкий священник Лютер на двери Замковой церкви в Виттенберге (Саксония) вывесил 95 тезисов. Непосредственно Реформация происходила в Германии и Швейцарии. Ее основоположник Мартин Лютер (1483—1546). выступил против распространенной практики индульгенций (отпущения грехов за деньги), которая противоречила основам христианской морали и раздражала широкие круги верующих. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению).
1. Первый догмат в этой формуле — догмат об оправдании одной верой. С точки зрения М. Лютера, ни добрые дела, ни исключительные заслуги перед матерью-Церковью, ни знатность происхождения или богатство не могут гарантировать человеку спасения души. На этом пути человеку может помочь только искренняя религиозная вера в искупительную жертву Христа, который добровольно принял страшную и мучительную смерть, чтобы смыть с рода человеческого первородный грех Адама. Вместе с тем вера, приносящая человеку уверенность в собственном спасении, не освобождает его от необходимости совершать добрые дела: «…Он должен действительно заботиться об усмирении своей плоти путем постов, бдений, трудов и других разумных методов и о подчинении ее Духу, чтобы она повиновалась и сообразовывалась с внутренним человеком и с верой, и чтобы она не восставала против веры».
2. Догмат о милосердии Божьем прямо вытекал из первого, ведь человек, поверивший в то, что Господь, не будучи ничем обязанным миру, жертвует тем не менее ради него своим единым Сыном, видит в Нем уже не грозного судию, который хочет осуществить как можно скорее Страшный суд (так понимала образ Бога Католическая Церковь, заинтересованная в прибылях от индульгенций), но заботливого и милосердного Отца, готового понять и простить любого, невзирая на степень его праведности или греховности.
3. Признание абсолютного авторитета Священного Писания, как единого источника веры в Бога, чье основное содержание как раз и состоит в проповеди веры в Милость Божью.  Основной источник вероучения — Священное писание. Реформаторы провели огромную работу по переводу Библии, прежде известной в древнееврейской, греческой и латинской версиях, на национальные языки народов Европы. Сам Лютер сделал хрестоматийный перевод на немецкий язык Нового Завета. В 19-20 вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (т. е. только как нравственного учения). Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Общее число приверженцев протестантизма ок. 325 млн. человек.
В протестантизме сформировались три основных особенности:
1. Принцип «всеобщего священства». «…Все христиане равно принадлежат к духовному состоянию, и между ними нет другого отличия, кроме разве что отличия по должности [занятию], — объяснял М. Лютер, — …так как лишь Крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан. А если папа или епископ совершают помазания, посвящают в сан, делают тонзуру, освящают, одеваются не так, как миряне, то все это возвышает только лицемеров и дураков, но никогда не превращает в христианина или в духовное лицо <…>. Поэтому необходимо, чтобы священник у христиан был только должностным лицом. Пока он служит, он возвышается; если его смещают, он такой же крестьянин или горожанин, как и другие».
В культовой практике протестантских Церквей принцип «всеобщего священства» реализовался прежде всего в устранении привилегированного положения духовенства и церковной иерархии как посредника между Богом и людьми. Каждый христианин, будучи крещенным, получает то же самое посвящение на общение с Богом, право на проповедь и осуществление богослужения, право причастия под двумя видами. Поскольку пасторская деятельность требует особой квалификации, то служители культа в протестантизме сохраняются. Однако у них принципиально другой статус, чем в католицизме. В частности, протестантский священнослужитель лишен права исповедовать и отпускать грехи; в своей деятельности он подотчетен общине, которая его избирает; для него упразднено безбрачие.
Основой церковной организации любых протестантских вероисповеданий стали, как и во времена раннего христианства, автономные общины во главе с проповедниками. Хотя в некоторых направлениях протестантизма (лютеранство, англиканство) сохраняются и должности и полномочия епископа, общее руководство той или другой церковью осуществляет Синод, или Конгрегация, в которой пропорционально представлены как священнослужители (пресвитеры, или пасторы, которыми, кстати сказать, в последние десятилетия могут быть и женщины), так и наиболее видные и деятельные члены протестантских общин. В протестантизме ликвидировано монашество и закрыты монастыри.
Вообще, Христианская Церковь в протестантском понимании имеет три уровня: 1. Вселенская Церковь, которая состоит из искупленных кровью Христа людей всех народов, языков и рас,пребывающих на небесах и на земле. 2. Поместная Церковь из верующих определенной территории или населенного пункта. 3. Домашняя «Церковь», которая по своей структуре и содержанию в миниатюре воспроизводит религиозную общину. Отец в ней играет роль своеобразного пресвитера, духовного и одновременно юридического главы. Соответственно, мать выполняет функции диакониссы – помощники мужа. Старшие дети — образец для младших, их наставники. Это обстоятельство обуславливает необычайно консервативное отношение протестантов к разводам и безбрачию, а также большое количество детей в их семьях.
2. Принцип «дешевой Церкви» — в протестантизме упразднены всякие внешние и внутренние украшения и иконы, великолепие богослужения и церемониала. В протестантских молитвенных домах остались голые стены и кафедра для проповедника, с них сняты колокола. Богослужение в протестантизме сведено главным образом к молитве, проповеди, пению псалмов и чтению Библии. Из 7 таинств сохраняются два: крещение и причастие, причем они рассматриваются скорее как символические или церемониальные действия. Отброшены почитание мощей и реликвий, праздники в честь святых.
3. Принцип «мирского аскетизма», в соответствии с которым повседневная мирская деятельность считается разновидностью религиозной практики человека и способствует последующему спасению души. Поэтому от человека как норма повседневной жизни требовалось то, что раньше возлагалось в основном на священников, монахов и людей, которые добровольно избрали путь святой жизни, — наследовать евангельскому пожеланию «пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» (1 Кор. 7:31), постоянно искоренять разного рода мирские склонности путем внутренней самодисциплины. В целом, давая оценку протестантизму как религиозному явлению, нельзя не согласиться с позицией К. Маркса: «Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы не сердце человека». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1 – С. 422)

9.4. Основные течения протестантизма. Протестантизм не претерпел важных вероучительных и обрядово-культовых изменений, но в организационном плане он раскололся на великое множество разных групп и сект. По некоторым подсчетам, их число уже превысило 20 тыс. и продолжает увеличиваться со скоростью 2—3 религиозные организации в неделю. Вместе с тем среди многочисленных протестантских направлений исторически выделялись три — лютеранство, кальвинизм и англиканство.
Лютеранство - это старейшее и самое многочисленное течение в протестантизме получило свое название от имени основоположника Реформации — Мартина Лютера. Сегодня в его рядах пребывает до 45—70 млн человек в 68 странах (здесь и в дальнейшем расхождения в цифрах объясняются тем, что первую, т. е. минимальную цифру, называют непредубежденные исследователи, а другую — представители той или иной конфессии). Наиболее распространено лютеранство в Германии и Скандинавских государствах — Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии. Как направление в протестантизме лютеранство отличается двумя основными особенностями: сохранением епископальной организации; принципом «государственной Церкви». Этот принцип был установлен еще во время Реформации в XVI в., тем не менее действовал он до 1918 г. Соответственно ему каждый князь на своей территории возглавлял церковную организацию своей земли. В Скандинавских же странах сегодня, как и раньше, король (королева) считаются главой Церкви, а сама она является важным государственным институтом.
Кальвинизм - получил свое название по имени второго по значению деятеля Реформации — Жана Кальвина (1509—1564), насчитывает 40—50 млн приверженцев в основном в Европе (Голландия, Шотландия) и США. Это самое радикальное и демократическое направление протестантизма. Наиболее характерной особенностью вероучения кальвинизма является учение об абсолютном предопределении, которое в определенной мере опирается на известное евангельское выражение о том, что ни один волос не упадет с головы человека без Божьей воли (Мф. 10:29—30). «Предопределением, — писал Ж. Кальвин в своем «Наставление в христианской вере», — мы называем предвечный замысел Бога, в котором Он определил, как Он желает поступить с каждым человеком. Наиболее показательной организационной особенностью кальвинизма считается автономия отдельных общин и полное отделение кальвинистских организаций от государства. Поэтому современный кальвинизм реально расколот на великое множество разных организаций, которые, как правило, имеют в своих названиях слово «реформистский». Правда, на ранних этапах своей истории кальвинизм впадал в другую крайность, претендуя на то, чтобы создать теократическую общину, где бы Христос был хозяином во всех областях жизни — с претензиями встать над светской властью, контролировать даже частную жизнь граждан; с суровым ограничением культурной жизни там, где она не вкладывалась в жесткие рамки упрощенного культа и морали самоотречения.
Англиканство — течение протестантизма, которое возникло в Англии в середине XVI в., когда вступивший по личному поводу в конфликт с папством английский король Генри VIII заложил основы самостоятельной национальной церковной организации. Поэтому из всех течений протестантизма англиканство выделяется большей близостью к католицизму. Особенно заметна эта близость в организационном плане, поскольку Англиканская Церковь полностью сохраняет церковную иерархию и три степени священства (диакон, священник, епископ, причем к первым двум степеням в последнее десятилетие стали допускать и женщин). Кроме того, в Церкви существуют и два архиепископа. Архиепископ Кентерберийский считается примасом, т. е. первым епископом Церкви, ее фактическим главой, в то время как король (королева) — лишь номинальный глава Церкви, обладающий правом назначения высших церковных иерархов, созыва собраний духовенства и считающийся последней инстанцией в решении богословских вопросов. Всего в мире насчитывается до 70 млн приверженцев Англиканской Церкви, большинство из которых проживают в Англии, Шотландии, Ирландии, Уэльсе.
Баптизм — самая многочисленная и активная из всех протестант-ских организаций. Хотя истоки баптизма уходят в XVII в. (первые баптистские общины возникают в Голландии в 1609 г. в среде протестантских эмигрантов, вынужденных покинуть родные страны из-за своих религиозных убеждений), свой нынешний статус баптизм обрел только в ХХ в. Главная отличительная особенность баптизма — крещение во взрослом — погружаю, крещу). При этом баптисты рассуждают примерно следующим образом: какая вера может быть у новорожденных? А без веры обряд крещения не может иметь силы. При крещении же взрослого человека имеются и вера, и свобода выбора, и сознательное наложение на себя связанных с избранной религией обязанностей. Поэтому, в отличие от прочих протестантов, у баптистов крещение не начинало обращение в веру, а напротив, увенчивало его.
Баптисты руководствуются еще несколькими основополагающими принципами. К ним относятся: 1. Авторитет Библии как надежного и вполне достаточного руководства в вере и в поведении. Поэтому Уставы баптистских общин обращают внимание на то, что их члены «обязаны быть хорошо осведомленными с Библией, внимательно изучать ее», «заботится о чистоте сердца, приличном внешнем виде и достойное Иисуса Христа поведение». 2. Всеобщая миссионерская деятельность. В этой связи баптисты сравнивают себя с первыми христианами, несущими свет истины языческому окружению, и видят свое главное предназначение во вторичном завоевании мира для Христа. Недаром в религиозных песнопениях баптистов часто звучит рефрен: «Хоть одну хотел бы душу Иисусу привести». 3. Коллективизм в повседневной жизни и религиозной практике, поскольку они считают жизнь в сообществе единоверцев предвестием будущей жизни в Царстве Христовом. Сегодня более чем в 100 странах мира насчитывается, по данным баптистов, более 80 млн их последователей. Крупнейший центр баптизма — США, где баптисты составляют вторую по численности (после католиков) религиозную группу.


Рецензии