Лек. 11. Основные направления и течения в исламе


11.1. Суннизм
11.2. Шиизм
11.3. Ибадизм, фундаментализм
11.4. Суфизм

11.1. Суннизм — ортодоксальное направление в исламе. Сунниты отличаются от шиитов тем, что по их представлениям Сунна — это один из источников мусульманского вероучения и права наряду с Кораном. Суннизм также отличается и отношением верующих к наследственности верховной и духовной власти — халифа-имама. Светского и духовного главу мусульман должны избирать члены общины. Точнее говоря, никаких всенародных выборов в арабском мире никогда не существовало, избрание всегда происходило в узком кругу лиц, приближенных к пророку или его преемникам, а мусульманской общине надлежало подтвердить свершившийся факт. Но даже таким «недемократическим» (с нашей точки зрения, разумеется) способом человек мог стать халифом не благодаря происхождению, а благодаря собственным способностям (история арабского халифата знает множество случаев, когда абсолютную власть захватывали сыновья рабынь). Сунниты настаивают на том, что именно они точно следуют Корану, указаниям Мухаммада и его сподвижников. Объявив себя последователями «истинной веры», сунниты рассматривают всех иноверцев как «заблудших». Суннизм делится на четыре религиозно-правовых школы (мазхабы) — ханифиты, шафииты, маликиты и ханбалиты. В VIII – IX вв. в суннизме возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Все суннитские мазхабы считаются правоверными, равноправными и поэтому мусульмане могут придерживаться любой из них. По численности сунниты составляют более 1 миллиарда 550 миллионов человек — около 90 % всех исповедующих ислам.

11.2. Шиизм (араб. аш-шиа — сторонники) считали, что главой мусульман — имамом — может стать только кровный родственник Мухаммада, так как именно на него может сойти божественная благодать, которая осеняла основателя ислама. По мнению шиитов, таким был Али ибн Абу Талиб — двоюродный брат пророка, состоявший в браке с его дочерью Фатимой, четвертый «праведный» халиф (656—661). Каковы различия в толковании ислама у суннитов и шиитов? Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али. Сунниты и шииты по-разному выбирают высшую власть. У суннитов она принадлежит избираемым или назначаемым духовным лицам, а у шиитов представитель высшей власти должен быть исключительно из рода Али. Имам. Для суннитов это духовное лицо, которое заведует мечетью. Для шиитов это духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда. Сунниты изучают весь текст сунны, а шииты только ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи. Исмаилиты верят в то, что насчитывается семь пророков: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммад и Исмаил. От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов - демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века. Шииты верят, что однажды в лице «скрытого имама» придёт мессия. В исламском мире шииты и другие близкие к ним течения составляют меньшинство (около 10% от общего количества мусульман), но они очень активны и оказывают значительное влияние на мусульманское движение не только на Востоке. В различные периоды социальная напряжённость в отдельных частях мира ислама провоцирует суннитско-шиитские противоречия. Шиизм распространен преимущественно в Иране (85 % из 75 млн. населения) и Ираке, Ливане, Йемене и Бахрейне. Главные святыни шиитов находятся в Ираке. Это города Куфа, где был убит халиф Али, расположенный неподалеку Неджеф, где он похоронен и Кербела, центр высшего религиозного образования, место последнего упоокоения имама Хусейна, внука Пророка.

11.3. Ибади;зм (абадиты;;;) — исламское течение, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов. Ибадиты возникли в VII веке в Ираке; получили название по имени Абдуллаха ибн Ибада. Однако информация, содержащаяся в ибадитских источниках, показывает, что Ибн Ибад играл второстепенную роль в создании и руководстве движения ибадитов, по сравнению с его первым имамом и основателем, которым был Джабир ибн Зейд. Различия ибадизма с суннитским и шиитским исламом. При том, что ибадизм является одним из исконных направлений в исламе, исследователи вынуждены характеризовать его в сравнении с более известными широкому европейскому читателю суннизмом, шиизмом, му‘тазилизмом и т. п. Так, в отличие от шиизма, в котором верховная власть должна передаваться по наследству внутри Дома Пророка — имамов, потомков Али ибн Абу Талиба и его жены, дочери Пророка Фатимы; а также суннизма, в котором верховные правители мусульманской общины должны быть из Курайшитов, ибадиты считают, что имамом всей общины может быть любой мусульманин. Хотя ибадиты составляют 1 % от всех мусульман, сегодня они все ещё существуют во многих частях мусульманского мира. В современном мире ибадиты составляют большую часть населения Омана (около 75 %) и имеют общины в Алжире (Мзаб), Тунисе (Джерба), Ливии (Нафуси и Зуара). Также многие ибадиты жили на острове Занзибар в Танзании.

11.4. Суфизм — эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Суфии (араб. суф — шерсть, суфий — человек, одетый в грубую шерстяную одежду аскетов), представители которого призывали полностью отказаться от всего земного и целиком посвятить себя Богу.  Они создали собственные братства, напоминающие ордена христианского монашества. По всему исламскому миру братства суфиев построили специальные здания для странствующих суфиев — дервишей (перс. бедняк), которые служили вместе с тем и школами, и местами встреч и диспутов между суфиями, и помещениями для проведения особых суфийских обрядов. С течением времени в суфизме сложилась и мистическая традиция, был разработан собственный язык, в котором общеизвестные слова наполнялись совсем другим смыслом, выработаны особые обряды и упражнения, которые постороннему наблюдателю напоминали танец. Выполнение этих упражнений в соединении с многократным повторением молитвенных формул, специально подобранным музыкальным сопровождением, употреблением тонизирующих напитков, по мнению, суфиев, должно было привести к отречению от земного мира и приближению к божественной реальности (см. текст 7.7).
Слово тасаввуф («суфизм») в Коране и сунне не упоминается. Однако основы суфизма были сформулированы пророком Мухаммедом и нашли отражение в хадисах. В течение IX века появляется ряд суфийских школ и активная разработка теории и практики суфизма. Наиболее влиятельными школами в то время были басрийская, багдадская и хорасанская. Несмотря на сопротивление суннитских богословов, которые видели в суфийских деятелях своих соперников в борьбе за влияние на верующих, в XII—XIII веках суфизм становится важным элементом религиозной жизни мусульманского общества. В некоторых мусульманских странах, как, например, в Турции, деятельность суфийских тарикатов была запрещена. Основными составляющими суфизма принято считать аскетизм, мистицизм, утончённую духовность, подвижничество. Целью суфизма является воспитание «совершенного человека», который свободен от мирской суеты и сумел возвыситься над негативными качествами своей природы. Традиционно считается, что в течение XII—XIV веках в суфизме сложилось 12 основных братств: рифаия, ясавия, шазилия, сухравардия и др. Яссавия — суфийский тарикат, основанный Ахмедом Ясави. Получил распространение у тюркских народов Центральной Азии.
Ахмед Ясави родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там его учителем был Арсланбаб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани. К тому времени, когда он вернулся в Ясы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в хильвет - келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце. Ясави похоронен как национальный святой. Он считается национальным святым всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию. Учение, которое основал Ахмед Ясави, получило название тариката Ясавия.
Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 223 года спустя после его смерти по личному указанию эмира Тимура над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» в качестве признания, а также в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников. Строительство мавзолея началось в 1396 году сразу после победоносного похода Тимура против хана Золотой Орды Тохтамыша. Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии (высота главного купола 44 метра, диаметр 22 метра). Купол (как и шанырак в юрте) для тюрков является признаком продолжения рода, символом единства и гостеприимства.


Рецензии