Прокофьев Гавриил Михайлович

Родился 25 марта (7 апреля) 1907 года в селе Белое Кадомского района Рязанской области (Россия) в семье рабочего. Русский. В 1922 году окончил школу фабрично-заводского ученичества в городе Кадом, после чего работал слесарем на заводе в городе Выкса Нижегородская области, затем — на Московском автосборочном заводе КИМ.
В РККА с 20 июня 1929 года.
Окончил Московскую военную школу спецслужб ВВС в 1931 (1932) году, получил специальность авиатехника и был направлен в Севастопольскую военную школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
Вскоре школу перебазировали в город Ейск, и его, как лучшего техника, перевели из учебной эскадрильи в боевую эскадрилью. В свободное от работы время он посещал лекции по теории лётной подготовки и вскоре по личной просьбе был зачислен курсантом отделения лётчиков-наблюдателей, причем сразу на 2-й курс.
В 1934 году окончил Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей, после чего служил штурманом авиационного отряда тяжелобомбардировочной эскадрильи в строевых частях ВВС Московского военного округа.
Присвоено звание старшего лейтенанта.
В сентябре 1936 года в качестве штурмана самолета ТБ-3 командира отряда 89-й тяжелобомбардировочной авиационной эскадрильи И. И. Проскурова совершил перелёт из Москвы в Хабаровск, для оказания помощи поврежденному самолету АНТ-25 В. П. Чкалова. Расстояние в 6.860 километров было пройдено всего за 29 часов 47 минут. За успешный полёт и установление рекорда, в числе других участников перелёта был удостоен благодарности в приказе наркома обороны СССР № 0124 от 19 августа 1936 года.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с октября 1936 года по май 1937 года в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи и 12-й  бомбардировочной  группы  республиканской  авиации. Вначале служил штурманом бомбардировщика Потез-54 в эскадрилье под командованием В. С. Хользунова, затем с ноября 1936 года — штурманом скоростного бомбардировщика СБ в составе эскадрильи под командованием майора Э. Г. Шахта, а с февраля 1937 года — под командованием И. И. Проскурова.
Имел псевдонимы «Феликс», «Феликс Альенде».
29 мая 1937 года в составе двух самолетов СБ (пилоты – И. И. Проскуров и Н. А. Остряков) принимал участие в налете на германский броненосец «Дойчланд» в районе острова Ибица. Самолёты сбросили несколько бомб, добившись двух прямых попаданий и одного близкого разрыва. Хотя бомбы были весом всего 50 кг, они причинили кораблю значительный ущерб. Взрывы в районе передней надстройки и в центральной части корпуса, вызвали серьёзный пожар. Погибло 24 немецких моряка, 82 было ранено.
Всего в Испании совершил несколько десятков боевых вылетов на бомбардировщиках Потез-54 и СБ.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В июне 1937 года присвоено звание майора.
Летом 1937 года был назначен помощником флаг-штурмана ВВС РККА, на этой должности руководил перебазированием самолётов И-15 и СБ из Средней Азии в Китай.
В 1938 году присвоено звание полковника.
В 1938 году был назначен флаг-штурманом ВВС. Но вскоре обратился к наркому обороны с просьбой освободить его от занимаемой должности и назначить вместо него более опытного штурмана.
В январе 1939 года он был назначен начальником Полтавских высших авиационных курсов штурманов, которые ещё предстояло сформировать.
Окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба (учился с сентября 1939 года по 1940 год).
Снова служил в должности начальника Полтавских высших авиационных курсов штурманов в Харьковском военном округе.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года.
Лётчики Полтавских курсов под его командованием несли боевое дежурство по прикрытию Штаба Юго-Западного направления в Полтаве. После эвакуации Курсов в Краснодар командовал группой бомбардировщиков (в составе 39 СБ и 9 ДБ-3), сформированной на базе курсов, которая в течение полутора месяцев воевала на Перекопе и Сиваше, находясь в оперативном подчинении начальника ВВС 51-й Отдельной армии. Затем в Ставрополе, руководил действиями группы Курсов по воздушной разведке войск противника.
26 июля 1942 года при отступлении из Ставрополя был тяжело ранен в бедро при миномётном обстреле аэродрома, долгое время находился на излечении в госпиталях Пятигорска, Чкалова и Москвы.
После выздоровления был назначен начальником Краснодарской высшей офицерской школой штурманов ВВС.
7 августа 1943 года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
Руководил Краснодарской высшей офицерской школой штурманов ВВС до 1947 года.
Окончил Военную академию Генштаба в 1949 году, в 1951 году — её военно-исторический факультет.
Работал заместителем начальника кафедры Военно-воздушной академии (Монино).
30 декабря 1961 (1964) года в звании генерал-майора уволился в запас.
Проживал в посёлке Монино Щёлковского района Московской области (Россия).
Умер 14 июня 1991 года. Похоронен в Монино на Гарнизонном кладбище.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, майору Гавриилу Михайловичу Прокофьеву было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 43).

Награжден двумя орденами Ленина (27.06.1937, 05.11.1954), двумя орденами Красного Знамени (02.01.1937, 15.11.1950), орденом Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), двумя орденами Красной Звезды (08.03.1938, 03.11.1944), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «30 лет Советской Армии и Флота» и другими. 


Рецензии