Наталья Пак. Такое холодное шведское кино

Другие произведения Натальи Пак

http://www.proza.ru/2018/01/29/638

http://www.proza.ru/2018/01/29/642

http://www.proza.ru/2018/01/19/1529



Рекомендовано к просмотру от 18 лет. Дело не в цензуре, нет. Дело в том, что просмотр фильмов шведского режиссёра Ингмара Бергмана – крайне трудный процесс, как игра на выбывание. В какой-то момент со словами "я вообще ничего не понимаю!" один из зрителей обязательно покинет игру. Но пройти это испытание стоит. Хотя бы для себя. Кризис религии, семьи и личности – эти темы Бергман поднимает почти во всех своих работах. И чтобы понять философию великого режиссёра, желательно забыть обо всех фильмах, которые вы смотрели раньше, и быть готовым к осознанию сложнейших смыслов.


Земляничная поляна

Мораль этого фильма может быть истолкована довольно просто: эгоизм и черствость по отношению к близким приводит к одиночеству. Но "Земляничная поляна" не только о сожалениях и ошибках прошлого. Старый профессор Исак Борг едет в Лунд, чтобы получить награду за 50-летнюю научную деятельность. По дороге в прошлое доктор встречает благодарных пациентов, молодых попутчиков, несчастных супругов, свою мать. Каждая из этих встреч – воплощение какого-либо этапа жизни доктора. Пациенты – профессиональное признание, попутчики – молодость и беззаботность, супруги – семейные проблемы, мать – одиночество. Таких метафоричных моментов в фильме довольно много. Это и часы без стрелок, и оживший труп Исака в гробу, и зеркальность образов Исака и его сына (оба мертвы внутри).
Живой труп или просто человек без лица, герой вновь переживает моменты, о которых сожалеет и которые уже не изменить, но которые можно переосмыслить. И никогда не поздно вернуться на свою земляничную поляну и обрести умиротворение.
Конечно, в фильме не обошлось и без религии. Но на фоне остальных проблем эта тема терялась. Ведь в общем-то неважно, есть бог или нет, и неважно, что лучше выбрать – науку или религию, когда главная причина всех проблем или их отсутствия – это семья.

Персона

Можно выделить несколько стадий просмотра этого фильма: скука, непонимание, интерес, осмысление. Но каждый из этих этапов стоит того, чтобы его пройти. Это действительно необычное кино, медленное, скучное, но глубокое и даже страшное. Кино, в котором отражается одна из граней Бергмановской темы молчания.
Известная актриса Элизабет Фоглер внезапно замолкает во время спектакля. Сестра Альма, пытаясь помочь пациентке и прервать её молчание, рассказывает ей о своей жизни и чувствах. Фоглер, представляя собой идеал, чей-то кумир, но осознавая свою ничтожность и трусость, молчит. Альма, напротив, не боится раскрыть даже самые тёмные стороны души. Вместе они составляют одну личность или же представляют собой две противоположные личности, одна из которых признает, что в ней нет ничего.
Тема искусства, а именно, киноискусства также вплетается в картину. Необъяснимые начальные и конечные кадры фильма не дают ни вопросов, ни ответов. Либо это всего лишь игра режиссёра со зрителем, либо это напоминание о том, что кино – это тоже ничто, обыкновенная выдумка, в отличие от реальности.



Шёпоты и крики

В "Шепотах и криках" есть все, что нужно для настоящего шведского фильма. Мысли о самоубийстве, смерть, отчужденность. Фильм действительно страшный. Если бы он был черно-белым, был бы ещё страшнее. Но Бергман, выбрав три основных цвета, красный, белый и чёрный, все же создал гнетущую атмосферу, добавив раздирающие крики и молящий шёпот.
История о трёх сёстрах, которые лишь поначалу кажутся любящими, разворачивается в поместье. Все воспоминания, каждое из которых окрашивается кричащим красным цветом, также связаны с одним лишь местом. Эта отчуждённость от окружающего мира проявляется у сестер по-своему. Тяжелобольная Агнес искренне любит сестер, но только у служанки Анны может найти настоящую поддержку. Мария, с виду лёгкая и беззаботная, игнорирует попытки мужа покончить с собой. Карин не позволяет даже прикосновением потревожить свой собственный мир. Ни Мария, ни Карин не в состоянии преодолеть страх перед смертью Агнес и не способны на проявление жалости и заботы к сестре. Они скорее сами нуждаются в помощи.
В итоге шепоты и крики затихают, страдания прекращаются, как сестёр, так и зрителей. Но неприятный осадочек остаётся. Куда же без этого.

Лето с Моникой

Наверное, это самое понятное кино Бергмана, не требующее от зрителя никаких умственных, духовных и моральных усилий. После просмотра нескольких фильмов Бергмана настраиваешься на определённый лад. В течение всего фильма ожидаешь какого-то подвоха, момента, когда перестанешь понимать, что происходит. Но герои и их поступки просты и понятны. А события развиваются по обычному сюжету: влюблённые Моника и Харри бросают дом, работу и уплывают на лодке подальше от проблем, вместе проводят лето, едят грибы и пьют кофе. Но грибы надоедают, спиртовка кончается, Моника беременеет, и наступает осень. А значит, возвращение в город, к прошлой жизни становится неизбежным. Итог этой истории, как всегда, не очень весёлый. Но от просмотра остаётся все же приятное впечатление, наверное, потому что можно быть абсолютно уверенным в том, что фильм понят от начала и до конца.

Седьмая печать

"Седьмая печать", одна из основных работ Бергмана, объединяет тему молчания и религии. Бог не слышит людей, либо слышит, но молчит, не пытаясь помочь. Также и герой фильма рыцарь Антонио Блок обращается к богу, но не получает ответа и даже исповедуется не перед священником, а перед Смертью.
Вместе с оруженосцем Антонио возвращается домой из Крестового похода. Герой хочет найти ответ на главный вопрос, который не даёт ему покоя. Кто позаботится о человеке в загробном мире: Сатана, Бог или всех ждёт лишь пустота? Вступая в шахматную игру со смертью, Антонио берет у неё отсрочку в надежде победить её. Но рано или поздно каждого закружит пляска смерти, как рыцарей, так и актёров.
Одна из главных особенностей этого фильма заключается в переплетении серьёзного и смешного, бытового и философского. Ведь несмотря на приближение смерти и её неизбежность, жизнь продолжается, где есть место супружеским изменам, шуткам и таким простым радостям, как земляника и парное молоко.


Рецензии