Лек. 12. Современные нетрадиционные религии
12.2. Неохристианские религиозные течения
12.3. Неоориенталистские течения
12.4. Саентологические, эзотерические и неоязыческие культы
12.1. Нетрадиционные религии. В последние годы во многих странах, кроме традиционных религий, распространяются новые религиозные течения, которые не присущи духовной и культурной матрице этноса, на ментальном уровне не укоренены, но распространяются вследствие активной миссионерской деятельности, зачастую навязчивой и агрессивной (и хорошо финансируемой). К новым религиозным движениям относятся и так называемые неорелигии, которые сформировались недавно. Их появление обусловлено как изменением мировоззренческих парадигм, так и личностной духовной инициативой отдельных личностей, которые, используя в качестве основы отдельные традиционные вероисповедания или синкретизм нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию – чаще всего в форме тоталитарной секты с признаками культа основателя религии. Обычно они не слишком многочисленны, но их влияние на общественную жизнь измеряется не количеством последователей, поскольку миссионеры направляют свои усилия на привлечение в подобные организации прежде всего представителей элит, а также молодежи – социально активной части общества. Способствуют приобщение к новым религиозным течениям социально-экономическая и политическая нестабильность, жажда духовного поиска для выражения личных духовно-ценностных ориентиров. Молодежь, зачастую еще не определившуюся в своем отношении к религии, привлекает экзотика неведомых культов. Выделяют несколько типов нетрадиционных религий: неохристианские, неоориенталистские, саентологические, и неоязыческие религии.
Неорелигиям свойственны следующие черты: 1) Авторитаризм харизматического лидера, воспринимаемого как спаситель, небесный избранник или посланник божий; 2) Эклектичность вероучения, которое создается путем синтеза первобытных языческих представлений, христианства, восточных религий, оккультизма, принимая во внимание и научные достижения; 3) Специфичность социального состава последователей, главным образом имеющих образование выходцев из среднего класса; 4) Оппозиционность по отношению к традиционным религиям; 5) Строгая регламентация религиозной жизни: от последователей требуется отказ от личного имущества, изменение места жительства, к ним применяются технологии психологического манипулирования, контроль за их поведением, духовная и физическая изоляция от общества. Нередко вероучение новых сект представляет собой смесь, порой примитивную, разнородных верований, культурных традиций, цивилизационных установок.
12.2. Неохристианские религиозные течения (их еще именуют учениями евангельского типа) возникают на основе традиционного христианства (преимущественно протестантского толка) с целью приспособления его к требованиям времени, основываются на Библии как основном вероисповедном источнике и на личности Иисуса Христа как центральной фигуре своих религиозных доктрин. Лидер церкви считается пророком, посланником Бога. Одним из наиболее распространенных неохристианских течений являются Свидетели Иеговы (до 1931 года были частью «Исследователей Библии», англ. Bible Students).Это международная религиозная организация. По подсчётам самой организации, на август 2009 года число членов этой организации во всем мире достигало 7 313 173 человека. В конце 70-х годов XIX века Чарльзом Тейзом Расселлом в США было основано движение «Исследователей Библии», а для издательской деятельности – «Общество Сторожевой Башни, Библии и трактатов». При Джозефе Рутерфорде произошёл раскол внутри организации, вызванный изменением принципов управления и некоторых учений организации, в результате чего от Общества отделились несколько групп. В 1931 году последователи Рутерфорда приняли своё современное название — Свидетели Иеговы. Во многих странах мира эта организация не имеет статуса религиозной, и является просто юридическим лицом.Так же, как и представители большинства христианских церквей, Свидетели Иеговы считают, что их вероучения основываются на Библии. Они широко её используют для того, чтобы обосновать положения своего вероучения. Свидетели Иеговы называют себя христианами, говоря, что они осуществляют возврат к учению и религиозной практике первых христианских общин. Свидетели Иеговы главным образом изучают Библию, они имеют пособие для изучения Библии, которое называется «Чему на самом деле учит Библия?», в ней изложены основные учения Библии в понимании свидетелей Иеговы. Среди особенностей религиозных воззрений Свидетелей Иеговы можно отметить следующее: 1) Природа Бога, Иисуса Христа, Святого Духа: Употребление имени Иегова как личного имени единого Бога; Отрицание учения о Троице; Иисус Христос — сын Бога, вторая личность во Вселенной, искупитель человечества, Царь Божьего Царства, глава христианского собрания, посредник между Богом и людьми (первосвященник), но он не является Всевышним Богом; Святой Дух — это действующая сила Иеговы, а не лицо и не часть Троицы. 2) Другие имена Иисуса Христа: Архангел Михаил — имя Иисуса Христа, действующего в небесной сфере; Аваддон, он же Аполлион (ангел бездны); 3) Поклонение Богу: Поклоняться можно только Иегове. Поклонение святым, иконам, молитвы кому-либо, кроме Иеговы, а также участие в патриотических церемониях и празднованиях, на которых воздается особая честь человеку (например, дни рождения), рассматриваются как явное или скрытое идолопоклонство; Всё, что делается для Бога, считается священным служением. В узком смысле служением называют участие в проповеднической деятельности; 4) Природа человека: Отрицание учений о бессмертной душе. Душой считается сам человек, как и любое другое живое существо; Духом человека считается нематериальная безличная сила, благодаря которой человек живёт и с исчезновением которой он умирает. Существование духов умерших отрицается, но считается возможным, что демоны могут выдавать себя за умерших; 5) Эсхатология: Свидетели Иеговы считают, что присутствие Иисуса Христа уже началось, однако в невидимой форме (греч. ;;;;;;;; «парусия» (наличие, присутствие, буквально: «присутствие рядом»). Согласно нынешнему пониманию свидетелями Иеговы библейской хронологии, время невидимого присутствия Христа после Его возвращения началось осенью 1914 года. Этот период закончится пришествием Христа; С точки зрения свидетелей Иеговы существует особый класс людей: «помазанники» или «малое стадо», число которых ограничено 144 тысячами, которые после смерти отправляются на небо (воскресая в духовных телах), и «другие овцы», включая «великое множество», не ограниченное числом, которые после Армагеддона будут жить на Земле; Свидетели Иеговы верят в устранение существующей сейчас «системы вещей» и восстановление рая на Земле, который будет существовать вечно; Живущие на земле свидетели Иеговы не будут принимать участия в уничтожении злых людей в Армагеддоне, но будут наблюдателями того, как это сделает Бог; однако воскресшие к небесной жизни свидетели Иеговы — из числа «помазанников» или 144 000 — примут под руководством Иисуса Христа непосредственное участие в истреблении злых уже как «духовные личности»; В течение 1000 лет после Армагеддона будет происходить великое воскресение людей, во время которого будут воскрешены к жизни большинство живших на Земле людей; После Армагеддона под правлением Иисуса Христа как царя над Землёй, она будет превращена в Рай и через 1000 лет сам Иисус покорится Иегове и земля будет передана Иегове вместе с совершенным человечеством, состоящим из нынешних Свидетелей Иеговы (выдержавших все испытания), воскрешённых праведников и неправедных, изменившихся за 1000 лет, после чего их ждет последнее испытание сатаной и окончательное уничтожение сатаны и последовавших за ним. Свидетели Иеговы почитание креста, также как и иконопочитание, считают идолопоклонством. Но в отличие от протестантов, они отвергают не только почитание креста (как орудия убийства Христа), но и любое его использование в качестве символа. Они не празднуют основные христианские праздники: Рождество, Пасха и другие, так как считают их нехристианскими, корни которых уходят в язычество. Отмечается только Вечеря воспоминания смерти Иисуса Христа один раз в год. Свидетели Иеговы полагают, что в день Вечери вкушать символы Тела и Крови Христовых — пресный хлеб и сухое красное вино — могут только помазанники. От каждого Свидетеля Иеговы ожидается, что он будет регулярно проповедовать другим о том, что сам узнал из Библии и публикаций «верного и благоразумного раба», участвуя в распространении последних вместе с собранием. При этом Свидетели Иеговы отказываются праздновать дни рождения на основании того, что в библейские времена истинные служители Иеговы не праздновали дни своего рождения. Также ими не отмечаются государственные и светские (Новый год, 8 марта, 1 мая, 9 мая) праздники, так как считают их частью поклонения «кесарю», и отказываются исполнять государственный гимн, отдавать честь флагу и другим государственным символам. Свидетели Иеговы считают тяжёлым грехом блуд, под которым они понимают любые половые отношения между лицами не состоящими в браке. Убийство и самоубийство также считаются тяжёлыми грехами (аборт приравнивается к убийству). Грехом считается курение, азартные игры, пьянство и приём любых наркотиков (без медицинского назначения). Спиртные напитки употребляются умеренно. В одежде и украшениях подобает быть скромными. Осуждаются ложь, воровство, финансовые махинации. Запрещается воровство, в том числе мелкое. По мнению свидетелей Иеговы, даже бедность не оправдывает воровство. Осуждаются ложь и обман, как в личной сфере, так и в сфере отношений с властями (суд, уплата налогов). Руководящим советом свидетелей Иеговы на всех членов религиозной организации налагается целый ряд запретов и ограничений. Они в основном обусловлены следующими соображениями: во-первых, от принявшего крещение свидетеля Иеговы требуется не только полностью принять учение «Божьей видимой организации», но и привести весь свой образ жизни в соответствии с декларируемыми ею морально-этическими принципами; во-вторых, важная роль отводится поддержанию позитивного имиджа организации; в-третьих, свидетель Иеговы должен быть ограждён от внешних влияний, способных посеять зерно сомнения и поколебать его уверенность в истинности вероучения Общества Сторожевой Башни, соответственно, ограничены любая деятельность и контакты, которые потенциально способны породить сомнение в правильности учения. Для поддержания имиджа Организации «в миру» от свидетелей Иеговы требуется соблюдение чистоты и опрятности, скрупулёзное соблюдение принятых в обществе норм вежливости и хорошего тона. Одежда должна быть скромной: женщинам следует избегать коротких юбок, обтягивающих брюк. Предпочтительны длинные юбки, блузки и платья, брюки допустимы только в неформальной обстановке. Мужчины должны быть гладко выбриты: не приветствуются бороды, щетина. Особые требования предъявляются к форме одежды во время проповеднической деятельности. Так, мужчины должны быть одеты в классический костюм при обязательном наличии галстука (в очень жаркую погоду допускается отсутствие пиджака, в ряде стран — и галстука). Ряд ограничений касается языковой культуры. Категорически запрещена нецензурная лексика. В речи запрещено употреблять обороты, которые могут косвенно указывать на веру в суеверия, на обращение к потусторонним силам, например, употреблять в разговоре фразы «Боже мой!», «Господи!», в качестве заменителей ругательств — «чёрт побери», «чёрт с тобой» и т. д. Запрещено чинопочитание, лицеприятие или этническая нетерпимость, будь то по положению в обществе, расе, национальности, религии, языку, культуре. От свидетелей Иеговы требуется полный отказ от участия в политике и военном деле, включая участие в деятельности предприятий, непосредственно связанных с вооружёнными силами, а также отношений с другими религиозными течениями и организациями. Запрещены занятия любыми боевыми искусствами и видами спорта, связанными с насилием (бокс, карате). Запрещено проявление злобы, гнева, ярости, раздражения, крика или оскорбительной речи. Требуется полный отказ от переливания крови, а также запрещено принимать вовнутрь пищу и медикаменты, содержащие компоненты крови (см. вероучение), есть “удавленину” — мясо задушенных животных, с которого не была спущена кровь. Свидетелям Иеговы разрешено смотреть телевизор и посещать кинотеатры, но набор разрешенных к просмотру категорий фильмов и телепередач весьма ограничен. В частности, рассматриваются как неприемлемые жанры фильмы ужасов, боевики, эротика. Также не одобряются научно-популярная литература и фильмы, пропагандирующие теорию эволюции. Считаются неприемлемыми некоторые жанры музыки, в частности, рэп и хэви-метал. Строго не рекомендуется участие в охоте ради развлечения. Под строгим запретом — любые азартные игры, участие в лотереях (в том числе благотворительных). Свидетелям Иеговы прямо не запрещено заниматься бизнесом и делать карьеру (если это не влечёт за собой нарушение других запретов). Однако большинство свидетелей Иеговы придерживаются принципа «уравновешенного отношения к работе», довольствуясь малопрестижными, но востребованными должностями, приносящими стабильный доход, позволяющий материально обеспечивать семью (жилье, одежда, пропитание) и большее время уделять проповеднической деятельности. Женщины часто являются домохозяйками, поскольку первостепенное внимание уделяется воспитанию детей в духе ценностей и вероучения свидетелей Иеговы. Кроме того, уверенность свидетелей Иеговы в близости Армагеддона и Нового Божьего мира лишает смысла рассчитанную на длительную перспективу деятельность, связанную с профессиональным и карьерным ростом, и отнимающую много времени, необходимого для проповеднической деятельности.
12.3. Неоориенталистские течения (от лат. ориенталис – восточный) – не связанные с христианством восточные религии, пересаженные на западную почву. Основателями ориенталистских направлений чаще всего бывают различные гуру, йоги, свами, махараджи. Общим для таких групп является положение о том, что все существующее – иллюзорно, а за ним скрыта истина природы, гармоническая и справедливая. Задача последователей заключается в том, чтобы при помощи медитации слиться с этой истинной природой. Почти отсутствуют неорелигии на основе ислама, который продемонстрировал значительную устойчивость (чему, вероятно, способствовал последовательный монотеизм и несложный культ). Самой известной из современных неоориентальных организаций является «Международное Общество Сознания Кришны» (МОСК, религиозная организация вайшнавов), именуемое также «Движением Харе Кришна». Этот восточный культ в традициях индуизма получил широкое распространение во многих странах мира, включая Западную Европу и Америку.
Учение кришнаитов по своему происхождению связано с индуизмом. Кришнаиты считают свое вероучение и культ органическим продолжением, современной интерпретацией древнего ведического учения. Основная работа называется «Бхагаватгита, как она есть». По форме она представляет собой пристрастный перевод «Бхагаватгиты», шестой книги знаменитой эпической поэмы «Махабхарата», этого «Нового Завета» индуизма, с авторскими комментариями и дополнениями.
Таким образом, кришнаиты хотят подчеркнуть, что их религия не является каким-то новообразованием. Она имеет давние корни и базируется на «ученической преемственности», возникла на заре творения, когда Кришна — Верховная личность Бога — заключил ведическое учение в сердце Брахмы, первого живого существа во Вселенной. Брахма передал это знание своему сыну и ученику Нерьяде, позже ставшему духовным учителем Шрилы Вьясадевы, составителя Вед. В XX в. эта цепь дошла к Бхактиведанте Свами Прабхупаде (1896–1977), который смог изложить это учение на понятном для человека нашего времени языке — языке людей, воспитанных в традициях европейской культуры.
Вероучение кришнаизма основано на принципе монотеизма. В соответствии с этим вероучением, существует единый абсолютный Бог, который выступает в трех проявлениях: Бхагаван, Брахман и Параматма. Бхагаван — это сторона Бога, обладающая непостижимыми качествами, концентрирующая в себе все богатство, могущество, красоту мира. Брахман — это внеличностная сторона, абсолютная истина, непостижимая, бесконечная сила. В Параматме проявляется Верховная Душа, которая находится в сердце каждого живого существа вместе с индивидуальной душой — дживой.
В соответствии с великим множеством действий, у Бога великое множество имен, но главное из них — Кришна. Остальные боги воспринимаются как аватары (воплощения) Кришны. Такой аватарой выступает в кришнаизме и Иисус Христос. Кришнаизм, как и многие другие вероисповедания, возникшие в XX в., стремится стать религией объединения. Поэтому он включает в свой пантеон всех богов традиционных религий.
Кришнаиты придают большое значение учению о двойной природе мира: духовного и материального. Человек также представляет собой существо, которое состоит из двух начал: духовного и материального. Духовное начало служит основой человека; тело лишь оболочка души, и душа постоянно изменяет эту оболочку. Следуя традиции ведической религии, кришнаиты утверждают, что душа способна перевоплощаться в 8 400 000 форм жизни. Эти перевоплощения происходят по закону Кармы и могут длиться бесконечно. Только приняв человеческий облик, душа получает возможность разорвать цепь перерождений, развить свое первоначальное духовное сознание и осознать себя неотъемлемой частицей Господа. Освободиться от материального мира, развить в себе сознание Кришны способен каждый человек. Для этого он должен посвятить себя преданному служению Богу. Это служение лежит в основе бхакти-йоги, которая состоит из девяти видов деятельности.
Бхакти-йога составляет основу культовой деятельности кришнаитов. Цель этой деятельности, по их мнению, состоит в том, чтобы полностью погрузиться в духовное сознание, восстановив свои взаимоотношения с Богом, и развить в себе любовь к Богу, изначально присущую каждому живому существу. Один из важных принципов, на которых базируется культовая практика кришнаитов, состоит в самоограничении человека. Кришнаит должен свести к минимуму потребности материального тела, чтобы поднять свое сознание на высший уровень и сохранить время для духовной деятельности. Самоограничение включает в себя отречение от мирской жизни и всех благ, которые она предоставляет человеку. Идеальной формой такого отречения является прежде всего отказ от собственности, пожертвование средств в пользу «Общества Сознания Кришны» и переход на положение монаха или монахини в храме. Те, кто не переходит к монашескому образу жизни, могут продолжать свою деятельность в мире, зарабатывая себе на жизнь и внося пожертвования в храмы.
Много внимания в кришнаизме отводится пищевым ограничениям. Кришнаитам запрещается употребление в пищу мяса, рыбы, яиц. Они также запрещают употребление наркотиков и алкоголя, кофе, чая, табака. Осуждают половые отношения, не предназначенные для продолжения рода.
В культовой практике кришнаитов большая роль отводится омовению. Чистота тела, по их мнению, — это одно из важнейших качеств кришнаита. Омовения рекомендуется делать два-три раза в день. Большое место в культе кришнаитов занимает ритуальное богослужение в храме. Богослужения проводятся каждый день, с 4.00 до 21.00.
Особое значение кришнаиты отводят медитации. Во время медитации человек полностью отрешается от этого мира и концентрируется на любви к Богу. Исключительная роль во время медитации отводится маха-мантре (великой мантре): «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе». С точки зрения кришнаитов, мантра — это воспевание святых имен Бога. В течение дня кришнаиты должны произнести эту мантру 1728 раз. Как утверждают учители кришнаизма — гуру, повторение мантры необходимо для того, чтобы полностью сконцентрировать сознание на Боге, войдя в молитвенное состояние и медитируя на звуки его имени. Медитации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.
Кришнаиты придают религиозное значение всей жизнедеятельности своих последователей — «преданных». Поэтому в качестве культовой деятельности выступают и уборка и храме, и перевод на другие языки учения Свами Прабхупады, и благотворительная деятельность. За каждым «преданным» закреплены определенные обязанности, а выполнение их осознается как осуществление религиозной обязанности, форма проявления любви к Кришне и служения ему. Наиважнейшей же признается миссионерская деятельность и проповедь учения, в том числе переводческая и издательская деятельность (см. текст 9.2).
Основными ячейками религиозной жизни кришнаитов являются храмы. При храмах, как правило, создаются проповеднические (миссионерские) центры, где получают систематическое религиозное образование и воспитание «преданные», пришедшие в общину. Все храмы в административном отношении самостоятельны. Вместе с тем деятельность кришнаитских организаций четко координируется на трех уровнях: региональном, зональном и национальном. На низовом уровне координация проходит через региональные советы, которые состоят из представителей храмов региона; на национальном уровне — через совет руководителей самых крупных храмов данной страны. Таким образом МОСК представляет собой нечто вроде конфедерации самостоятельных национальных религиозных организаций. Мировой центр «Международного Общества Сознания Кришны» находится в Индии — в городе Маяпур в Западной Бенгалии, здесь раз в год представители МОСК из разных стран собираются на свои съезды. В целом считается, что в Индии насчитывается не менее 100 тыс. активных членов МОСК, среди которых много уважаемых ученых, политиков и общественных деятелей, в США — более 20 тыс., абсолютное большинство из которых — молодежь в возрасте до 25 лет, в Англии кришнаитские храмы и празднества посещает 40–50 тыс. человек.
Первая заявка на регистрацию кришнаитской общины в СССР была подана в 1981 г., однако разрешение Совета по делам религий при Совете Министров СССР было получено только в 1988 г., более того кришнаиты подвергались преследованиям и многие из них побывали в психбольницах, тюрьмах и лагерях. В наши дни они владеют собственной радиостанцией «Радио Кришналока». В Москве находятся принадлежащие «Обществу» два храма, издательский центр, две гимназии, филиал института Бхактиведанты, а также кафе «Фортуна», в котором предоставляется бесплатное питание нуждающимся. Часть средств МОСК получает из различных фондов, а также от продажи роскошно иллюстрированного издания «Back to Godhead».
12.4. Сциентизм, неоязычество, эзотерические культы в своих культах опираются на разнообразные религиозные традиции, однако не просто эклектически их соединяют, а создают собственные учения, систему обрядов, религиозную организацию, претендуя нередко на статус сверхрелигии. Им свойственен культ лидера, создание собственных вероисповедных источников, идея богоизбранности последователей. Эзотерические (оккультные) объединения – вневероисповедные мистические течения, которые основываются на вере в существование сверхъестественного мира, мистические представления о нем и магические способы общения с ним и использования его в собственных интересах. Неоязычество (чаще всего бывает проявлением “родноверства” – возвращения к вере предков) характеризуется возрождением дохристианских верований с некоторой их модернизацией; иногда в них сохраняется политеизм, иногда они превращаются в монотеистические (путем выделения какого-либо одного божества или синкретизации разных божеств в одном). Сциентистские (наукологические: от лат. scientia – знание, наука), или сайентологические движения – наиболее современная форма нетрадиционной религиозности, сторонники которой пытаются объединить науку и религию, отражать проблемы современного постиндустриального общества в религиозно-реалистическом духе. Мистико-оздоровительные движения, в которых соединяются элементы религии и народной нетрадиционной медицины. Сатанизм – наименование течений, которые возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла: демонами, Сатаной и проч. Сатана представляется им бунтарем, борцом за ничем не сдерживаемую, неограниченную свободу (в этом якобы и состоит суть его конфликта с Богом), всесильным и всемогущим.
Оккульти;зм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название мистических учений, утверждающих о существовании скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром. Подобные учения признают существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для “посвящённых”, прошедших через особую инициацию и специальную психологическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психологическими потрясениями, переживанием смерти и “нового рождения”, усматривается в достижении “высшей ступени” сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. “тайным знаниям” – воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. Оккультизм – это изучение оккультного, то есть «скрытого» знания. Он позиционирует себя как философскую систему мировоззрения, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установить законы, управляющие всеми явлениями; при этом предполагается, что случайностей не бывает и каждое действие является следствием другого действия. Он может включать в себя такие элементы, как магия, экстрасенсорное восприятие, астрология, нумерология, хиромантия, спиритуализм, осознанные сновидения и карты таро. Оккультизм – это философия жизни, где редкие формы природных явлений оказывают на жизнь человека неуловимое и малопонятное влияние в весьма значительной степени. Оккультные представления о человеке как о микрокосме, воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, легли в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно объясняются в оккультизме друг через друга; человеческие волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные прямо воздействовать на мир. В секреты оккультизма нельзя проникнуть путем одного только изучения, ему нужно целиком посвятить себя. Только открыв для себя эти тайны, человек способен познать богатые залежи фундаментальной доктрины перевоплощения, т.е. колебание души между Видимым и Невидимым, что проливает свет на все аспекты жизни. В оккультных учениях часто присутствует сильный религиозный элемент, и многие оккультисты связывают себя с такими религиями, как христианство, иудаизм, одинизм, индуизм, зороастризм, буддизм и ислам. Прилагательное «оккультный» часто применяется в общем смысле к тем религиозным феноменам и верованиям, что не являются общепринятыми среди основных религий. По мнению сторонников оккультизма, он не противоречит принципиально христианству, так как христианство вообще не противоречит никакому знанию. В христианстве оккультизм и занятия оккультизмом осуждаются. Современное христианство к оккультизму относит такие направления, как магия, сатанизм, спиритизм, теософия, антропософия. Если целью мистической (религиозной) практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то, согласно представлениям сторонников оккультизма, он совмещает в себе все тайные знания, связи с определённой религией может и не быть. Оккультизм, гадание и подобные практики относят к нерелигиозной мистике. Представители оккультизма считают, что люди искусственно закрыли себя для восприятия целого рода оккультных явлений природы, которые воспринимались в прежние времена, когда сознание не было так подавлено рационалистическими ограничениями. Они утверждают, что наука родилась из магии и должна неизбежно вернуться к своим магическим истинам, что магия и есть неизвестное естествознание. Оккультизм считается изучением внутренней природы вещей, в противоположность внешним характеристикам, изучаемым наукой. Оккультизм основан на иррациональном типе мышления, не допускающем разделения объективной и субъективной сферы. Оккультизм предлагает рассматривать все вещи, как состояния сознания, а затем указывает, как добиться контроля над сознанием субъективно, что в последствии находит объективное отражение, посредством которого можно манипулировать планом человеческого разума. На практике оккультизм занимается исследованием скрытых природных сил, которые он считает возможным использовать для практических целей. Эти силы, которые часто персонифицируются и вызываются заклинаниями, проявляются якобы в форме звуковых и световых явлений, материализации (возникновения новых материальных форм) и т.д. Эти силы не являются сами по себе ни добром, ни злом; все зависит от того, кто и как их использует. Зачастую термины «оккультизм» и «эзотеризм» применяются как синонимы. Эзотери;зм (от др.-греч. ;;;;;;;;; – внутренний) – в первоначальном значении понятия – философское учение, доступное только ограниченному, «внутреннему» кругу лиц, в противопоставление к экзотеризму – общедоступному знанию. Другие определения описывают внутренний, духовный путь к познанию, схожий с мистицизмом, или «высшее», «абсолютное» знание. Помимо этого, понятие «эзотерика» применяется для описания широкого спектра различных духовных и оккультных учений и практик. Эзотеризм представляет не одну общую традицию или единую систему взглядов, а, также как и в психологии, множество отдельных школ мысли, групп и движений, некоторые из которых столь своеобразны, что могут весьма сильно отличаться друг от друга. Эзотерическая психопрактика, ныне редко сохранившаяся в рамках некоторых мистических традиций, используется ограниченным числом адептов и носит преимущественно прикладной характер. В качестве примеров такой практики можно назвать суфизм внутри ислама, каббалу внутри иудаизма, нэйдань внутри даосизма, йога внутри индуизма, чань (эзотерический буддизм, он же дзогчен, он же дзен) внутри буддизма, исихазм внутри православия. Цели эзотерических систем, на первый взгляд, совпадают с религиозными – осознанное изменение личности. Эзотерические системы так же предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Базой указанных изменений являются Повышенные Состояния Сознания, которые отличаются от так называемых «изменённых состояний сознания» (достигаемых последователями многих религий или психокультов) тем, что изменения Личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер. Эзотерическая самотрансформация, «изменение личности» – лишь средство, а целью является итоговое расширенное мировосприятие. Эзотеризм характеризуется дихотомией между тайными и открытыми каноническими формами, которые присутствуют и во многих религиях (например, в исламе). Но ни внешнее (открытое), ни внутреннее (тайное), при всей своей разностности, не являются взаимоисключающими. На определённом уровне развития внутренняя духовная жизнь может оставаться в гармонии с внешней. Многие философские воззрения эзотеризма совпадают с библейскими или взяты из тех же источников, что и раннее христианство. У многих тайных эзотерических течений есть своя история, уходящая в глубину веков на тысячи лет (пифагорейство, герметика, позже – каббала). Европейский эзотеризм оформился в XVII-м в. в Орден розенкрейцеров и позже вошёл в различные течения, такие, как масоны, филадельфы. Предполагается, что ни Запад, ни Восток не должны утрачивать присущие им духовные компоненты: выработка космически-религиозного мировоззрения мыслится как воссоединение разнородных элементов совокупного духовного опыта, взаимное проникновение духовных традиций, их взаимообогащение. Человеку западной культуры следует более уважительно относиться к интуиции, мистическому переживанию, психологически насыщенному отношению к человеческой жизни. Нередко привлекают и прагматические соображения: получение психотерапевтического эффекта, нервной разрядки, представление о том, что овладение эзотерическим знанием вводит в круг элиты, позволяет вести рафинированный образ жизни.
Неоязычество охватывает своим влиянием отдельных представителей национально ориентированной интеллигенции, которые видят в мировых религиях чужую религию, а процесс возрождения язычества рассматривают как основу для возрождения нации. В современной России существует группа неоязыческих культов (свыше 20 объединений), представленных, например, московской неоязыческой Славянской общиной, группой Доброслава, орденом-миссией «Джива-храм Инглии», Родная вера и т. д. Для всех этих объединений характерно обращение к духовным дохристианским традициям, исповедание многобожия — поклонение Перуну, Мокоши, Стрибогу, Дажьбогу и т. д., отмечание языческих праздников и проведение языческих ритуалов в том виде, в котором они себе их представляют.
Первые же язычники появились значительно раньше — в 70-е гг. в кругу авторов и читателей самиздатовского национал-патриотического журнала «Вече», издававшегося Владимиром Осиповым и Анатолием Ивановым (Скуратовым). Первое же легальное языческое богослужение было проведено в декабре 1989 г. в окрестностях станции Салтыковская Горьковской ж.-д. Объектом богослужения был славянский языческий бог солнца Хорс. Участники акции жгли огромные костры из уложенных восьмиугольников бревен, водили хороводы и наблюдали ритуальные рукопашные бои ратоборцев из Клуба славяно-горицкой борьбы. В мероприятии участвовало более 100 человек. Около 25 новообращенных прошли церемонию «антикрещения» — отказались от своих христианских имен и получили новые «имена во Хорсе».
Свидетельство о публикации №218012900692