Рояль

Яркие лучи солнца пробиваются сквозь плотные занавески - им нет преграды. Вся комната залита ярким солнечным светом, весеннее утро в самом разгаре. Это было замечательное утро, когда душистая сирень в саду только-только распустилась и испускала тончайший запах: запах чего-то чистого и светлого. Так вот, этот запах вместе с солнечными лучами превращал обычную комнату в сказочное место.
Небольшой рояль, который стоял в самом центре комнаты, также попал под эту "солнечную радугу" и светился, точно новенький. Сегодня его еще не открывали, и он стоял безмолвно, не разрушая этого утреннего великолепия. Но тишина продолжалась недолго.
Топ, топ... В коридоре послышался топот маленьких ножек. Двери открываются и в комнате появляется маленькое белокурое создание: пушистые волосы, две изумрудных бусины и маленький забавный ротик. Малышка остановилась прямо перед роялем: большой, блестящий и чёрный - он так и манил к себе. И девочка поддалась его влиянию, проворно усевшись на стульчик перед инструментом. "Анна, куда ты опять убежала?" - в коридоре послышался мужской голос. Через несколько секунд в
комнате появляется мужчина лет тридцати пяти - отец этого прекрасного создания. Он подходит к роялю, садится и пересаживает дочурку на колени.
- Зачем ты опять от меня убежала?
- Не знаю, папа... Что это такое, папа?
- Это рояль, доченька.
- А зачем он нужен?
- Чтобы играть на нем.
- А зачем на нем играть?
- Ну как же... Музыка ; это одно из самых замечательных изобретений человечества. Музыка уносит нас в мир фантазий, в мир спокойствия и умиротворенности, открывает нечто прекрасное... А вот и наша мама, давай попросим ее сыграть на рояле.
На пороге появилась молодая женщина, в легком ситцевом платье и застыла. "Мама, мама, ; малышка спрыгнула с папиных колен и окунулась в нежные объятия, - мама, поиграй на рояле, поиграй, пожалуйста!"
"Ну что ж..." - Женщина улыбнулась, молча села за клавишии... Это была не просто музыка, а что-то нечто невероятное; мелодия лилась из-под клавиш, словно горный ручей, то нежно и тихо, то усиливаясь и нарастая. Мама играла "Лунную Сонату" Бетховена, которая так и осталась в памяти пятилетней Ани как самое яркое детское воспоминание...
***
Зимний вечер. За окном метель убаюкивала своей песней, а в комнате трещали в камине дрова. Тепло и уютно. Чёрный лакированный рояль открыт, лежит нотная тетрадь...
- Ну же, Анечка, какая это нота? Ну?
- До...
- А эта?
- Ре...
- Неправильно, это ля! Какая ты, Анна, невнимательная! О чём ты сегодня думаешь?
Тринадцатилетняя Анечка посмотрела на маму.
- Знаешь, мама, я, наверное, не буду заниматься музыкой. Ни к чему всё это!
- Что ты такое говоришь, доченька! Ты же сама хотела научиться играть "Сонату..."
- А теперь не хочу, не хочу!
Аня вскочила со стула и выбежала из комнаты...
***
Осенний холодный моросящий дождь за окном. Капли сиротливо спускаются по стеклу. Сыро и холодно. Октябрь.
А в огромном зале горят люстры, играет музыка. Гости ходят, пьют шампанское и беседуют в ожидании именинницы. Молодой Анне, вернувшейся из Петербурга, сегодня восемнадцать.
И вот, наконец, появилась виновница торжества: нежная и легкая как дуновение ветра, она быстро-быстро спустилась с лестницы, часто перебирая тоненькими ножками. Легкое платье сидело на ней изумительно, распущенные белокурые волосы аккуратно уложены в причёску по последней петербургской моде. Гости зааплодировали. Затем пошли поздравления. Преподносились подарки, говорились пламенные, восторженные речи! Все восхищались молодой Анной.
- Анечка, я слышала, вы долго учились в консерватории? - обратилась к девушке одна пожилая дама
- Да, мадам!
- А почему бы вам не сыграть что-нибудь для нас?
- И правда, доченька,- отец подошел и приобнял девушку, - покажи же нам, чему ты научилась в консерватории.
Аня смущенно покраснела: "Что же вам сыграть, господа и дамы?"
- А сыграй нам, доченька, - папа посмотрел на Аню - "Лунную Сонату", Бетховена".
Девушка посмотрела на отца: "Ну что ж, папенька, раз вы просите..."
"Просим, просим! Все просим!"- кричали восторженно гости.
Аня села к роялю. Подняла крышку. Нежно прикоснулась пальчиками к клавишам, словно здороваясь с каждой из них. Она вспомнила детство, весеннее утро, и мамину игру на рояле... Как она играла именно ЭТУ Сонату... Аня давно сама ее не играла... Чего-то боялась... наверное, воспоминаний...
Она прикоснулась к клавишам и... начала играть... В зале была абсолютная тишина. Пальцы быстро бегали по клавишам, ножка отбивала такт... И тут Анне стало нехорошо. Она поняла, что плачет. Слёзы катились по щекам, падая на инструмент... Девушке стало очень горько, мама больше никогда не сыграет ее любимую Сонату, потому что она умерла... Никогда... Дальше девушка уже играть не смогла, она выбежала из зала навстречу осеннему дождю, который скрыл ее слезы.
***
Ясное весеннее утро, солнечные лучи пробиваются в комнату, которая наполнена запахом сирени. Цветы здесь повсюду: на подоконнике, на столе, на рояле... Анна Николаевна открыла глаза... "Еще одно весеннее утро," - подумала она. В комнату вошла молодая девушка, двадцати лет.
- Ну как ты себя чувствуешь, бабушка?
- Да, внученька, получше... получше...
- Тебе чего-нибудь хочется? Ты только скажи, я всё сделаю!
- Помоги мне встать.
Девушка помогает своей восьмидесятивосьмилетней бабушке встать с постели.
- Я хочу, чтобы ты мне сыграла, на рояле...
Девушка молча пересаживается и открывает крышку.
- Твою любимую, бабушка?
- Да, родная...
Весенняя тишина прерывается нежной мелодией... Анна Николаевна не без труда подсаживается к внучке... Она закрывает глаза и наслаждается музыкой. Это всё та же "Лунная Соната" Бетховена, которая сопровождала ее всю жизнь: с раннего детства и до самой старости, связывая со многим – от первых детских воспоминаний, до первых разочарований. Чтобы она не делала – соната всегда звучала в ее голове, в ее сердце…
Анна Николаевна слушала, не открывая глаз, может быть, уже в последний раз… Птицы все также пели за окном в саду, все также пахла сирень, наполняя пьянящим ароматом комнату, а Анна Николаевна еще долго сидела возле рояля…


Рецензии