Браконьеры

                История 1
- Толик, поднимайся! Поехали на рыбалку, кета на нерест пошла. Давай шустрее.
Лешка стоял перед диваном и тряс родственника за плечо. Тот, продрав глаза, опустил ноги на пол и, не сразу сообразив, спросил:
- На какую рыбалку?
- Одевайся, выходи на улицу. Ехать долго, дорога плохая.
Напротив входных дверей стоял мотоцикл с коляской марки ИЖ-Юпитер.
- Садись назад, по песку легче будет ехать. Держись крепче, я перед каждой кочкой тормозить не буду.
Толик послушно сел, обхватив родственника руками. Сделав перегазовку, водитель резко рванул с места.
Дорога шла по тайге, извиваясь узкой лентой между деревьями. Через многочисленные спуски и подъемы по сыпучему песку с ревом кое-как пробирался мотоцикл. Двигатель раскалился до предела, от него воняло гарью, а из выхлопной трубы раздавались выстрелы.
- Ничего, как-нибудь дотянем. Километров пять осталось по кочкарям, дальше лучше будет, - сквозь рев мотора прокричал Алексей, - терпи, братан.  Скоро увидишь  как сахалинцы рыбу ловят. Красной икры вдоволь наешься.
Подпрыгивая вместе с задним колесом мотоцикла, пассажир еле держался, лишь бы не свалиться с сиденья. Иногда его ноги просто болтались в воздухе. Лешка будто специально не объезжал торчащие на дороге корни деревьев. Толян, конечно, понял, что его родственник, как всегда, поддатый.  Но выбора не было, приходилось терпеть.
В начале весны Анатолий переехал с материка на остров по вызову Алексея.  И сейчас Толян работал электриком в механической мастерской. Жена его, Тоня, пошла поваром, трудясь вахтовым методом на буровой. Дети учились в местной школе в поселке нефтяников. Лешка приходился Толе троюродным братом по матери, больше родных у него не было. Давно уже приезжий мужик  мечтал о настоящей рыбалке, и вот наконец-то мечта сбылась.
Приехали на место, остановились метров за двести от речки. Взяв спиннинги и мешки под рыбу, пошли к воде. Место оказалось болотистым, мужики шли, прыгая с кочки на кочку, пока не вышли на берег. Речушка была метров пятьдесят в ширину, заросшая сплошным кустарником с противоположной стороны.
- На, держи, - Лешка протянул Толику алюминиевую палку с примотанной к ней круглой спиннинговой катушкой, – вот этим и будешь рыбачить. Сейчас покажу.
Алексей пальцами стал разматывать миллиметровую леску. Привязал к самому кончику грузило, выплавленное из свинца в форме ложки без ручки. Затем выше груза закрепил большой самодельный тройник, сделанный из четырехмиллиметровой стальной проволоки.  Жало крючков было заточено до остроты иглы. Леха взял тройник, кончиком острия поставил на ноготь большого пальца – снасть не упала.
- Смотри, Толян, тройник должен быть очень острым, иначе не пробьет рыбью шкуру, и она просто уйдет.
Размахнувшись, сделал заброс, стараясь подальше закинуть снасть к противоположному берегу.
- Этот способ ловли называется «подсечка», - произнес родственник.
Мотнув катушку три-четыре раза, Лешка сильным рывком дернул спиннинг в сторону. Подтянув, еще рванул в бок, но никто не зацепился. И только с четвертой попытки леска натянулась и зазвенела словно струна. Рыба, взвившись свечкой вверх, выпрыгнула из воды, желая оторваться от крепкой снасти, но не тут-то было. Японская леска натянулась до предела и все-таки сдержала рывок. Еще несколько раз кетина попыталась освободиться от мощного тройника, вонзившегося ей в спину, но все попытки оканчивались неудачей, тройник все глубже заходил в ее тело. С большим трудом Леха выволок рыбину к берегу. Толик радостно подскочил к ней и, взяв под жабры, выкинул на песок. Рыбина с большой силой билась о землю, беспомощно хватая воздух ртом. Раз за разом удары хвоста становились слабее, а потом и вовсе прекратились – она заснула. Алексей, подняв улов за хвост, сказал:
- Это гонец, килограммов шесть будет. Хороший самец, хотя для нас с тобой самочки лучше. Гонцы – это разведчики, они идут первыми. Массовый ход еще не начался, недели через две рыба валом попрет. Ладно, Толян,  теперь сам пробуй, а я в другое место пойду.
Несколько раз Анатолий пытался закинуть спиннинг, но, не имея сноровки, он не смог этого сделать. То снасть падала возле берега, то запутывалась леска (получалась борода). Пока он с трудом пробовал разобраться со своим оборудованием, братан в это время поймал еще три кетины. Наконец-то у Толика получился дальний заброс. Дернув на себя спиннинг, он почувствовал резкий удар. Рыба, пытаясь сойти с крючков, выскочила из воды, переворачиваясь в воздухе. Тройник вонзился ей в голову, от боли она делала невероятные кульбиты. Трясущимися руками браконьер схватился за леску и потянул на себя. Кета еще раз взмыла вверх, с шумом падая на воду.
- Ну, еще немного… теперь ты никуда не денешься. Иди ко мне, родная, - пересохшими губами  шептал Толян, – ну-ну, хватит дергаться, иди к папочке.
Рыбина, словно услышав эти слова, быстро пошла к берегу. Затем, сделав несколько кругов на одном месте, намотала на себя леску и стремительно рванула вглубь. «Дзинь…», - тонко пропела вдруг оборвавшаяся снасть, остаток крепкой японской лески больно ударил по лицу Анатолия. Схватившись рукой за рассеченную щеку, он в бешенстве бросил на землю спиннинг.
- А! Твою дивизию. Что за леску мне дали. Дерьмо. Мать твою яти, ведь уже почти вытащил на берег.
Толян присел на корягу, матерясь и проклиная все на свете. Успокоившись, пошел к Алексею, чтобы взять у него запасную снасть.
- Ну, ничего, бывает. Думаю, это не последняя рыба в твоей жизни, - успокаивая родственника, произнес Лешка - на, держи, - он протянул ему такой же спиннинг, – старайся как можно быстрее вытащить рыбу на берег. В этой рыбалке нельзя давать ей фору, иначе сорвется, либо леску порвет.
Немного придя в себя, неопытный браконьер сделал несколько попыток закинуть запрещенную снасть. Судьба вновь улыбнулась ему, рыбина засеклась на тройник. Толик довольно быстро справился с ней и вытащил на мель. Зацепилась самочка килограмма на три весом. Воспрянув духом, он несколько раз удачно сделал прицельный заброс, и его усилия не оказались напрасными.  За короткое время он вытащил из воды еще две кетины. Теперь, довольный и гордый собой, он почувствовал уверенность  и чувство превосходства. На противоположном берегу у небольшого плеса стояли два пацана лет четырнадцати. Спокойно, одну за одной, они выдергивали рыбу из речки и прятали в кусты. 
- Похоже, что они с малых лет занимаются браконьерством. Уж больно ловко это у них получается, - подумал Толик, – а сколько же народу сейчас на этой запрещенной ловле, наверное половина поселка.
Через какое-то время подошел Лешка:
- Пора, братан, завязывать. Скоро темнеть начнет. Нам к мотоциклу еще нужно рыбу перетаскать.
Пересчитали улов, оказалось довольно много – восемнадцать рыбин. Разделили пополам, положили в мешки и тронулись в обратный путь. Тяжелая ноша не давала перепрыгивать с кочки на кочку, родственники вымотались до предела.  Пот лился с них градом, ноги и руки тряслись от перенапряжения. Алексею приходилось довольно тяжко, хмель вышел из организма, и силы стали его покидать. Остановившись, он предложил родственнику:
- Братишка, давай штуки по три выбросим из мешков. Тяжело идти, боюсь не донесу.
Выкинув из мешков по три самых больших гонца, браконьеры с трудом потащили свою добычу дальше. До мотоцикла оставалось метров тридцать, внезапно путники услышали звук работающего двигателя. По извилистой дороге медленно ехала машина, это был ГАЗ-66 с будкой. На таком вездеходе ездила рыбинспекция, это знал каждый житель поселка. Родственники попадали между кочек, затаившись и почти не дыша. На развилке дорог 66-ой остановился, из кабины вышли двое. Водитель спросил стоявшего рядом мужчину:
- Ну, что, Саныч, здесь будем стоять или к реке поедем? Хорошее место, дороги здесь сходятся.
Мужчина с кобурой на поясе, помолчав, ответил:
- Дай подумать как лучше. Давай в устье проедем, наверняка там браконьеры стоят, а затем сюда вернемся. Торопиться надо, скоро стемнеет. Быстро за руль и жми на гашетку. Главное в нашем деле это внезапность.
Взревел двигатель вездехода, и машина, прыгая по корням деревьев, быстро исчезла из виду. Браконьеры бегом кинулись в сторону мотоцикла, закиданного еловыми ветками. Побросали рыбу в коляску и выкатили технику на дорогу. Лешка прыгнул на сиденье и с ходу завел двигатель.
- Ну, милый, выручай, - тихо попросил он, обращаясь к мотоциклу.
 Бешено прыгая по ямам и ухабам, мотоцикл несся вперед, оставляя после себя клубы сизого дыма. Луч света от фары метался по сторонам, выискивая дорогу. На одной из кочек Анатолий не удержался и упал на землю, слегка поранив ногу. Ругая водителя, он вновь, прихрамывая, сел на место. Уже в полной темноте родственники заехали в поселок. Теперь им не страшна была погоня. Заглушив двигатель, с облегчением сели на скамейку и с наслаждением закурили. Рыбалка прошла успешно.
- Ты, наверное, не в курсе, Толян, в прошлом году рыбнадзор мужика одного выловил на Большой речке. Так у него в тайге свой мини-заводик стоял, оказалось, он икрой занимался и рыбу солил.  Столитровую емкость икры изъяли и несколько бочек с рыбой. Осудили его и припаяли двадцать восемь тысяч выплатить государству. Это же бешеные деньги, три волги купить можно. Мужик не выдержал и повесился, осталось четверо детей-сирот. А мы что? Какие мы браконьеры? Посолим на зиму штук двадцать кетин, да икры заготовим литра три. Но мы же здесь живем, это вроде бы наше богатство. Как думаешь?
Толик ничего не ответил, взяв мешок с рыбой, направился к дому. По приходу сразу принялся разделывать свой улов. Антонина, сварив тузлук, приготовила икру-пятиминутку. Сели вместе с детьми ужинать, пили горячий чай с бутербродами. Толстым слоем намазывали на белый хлеб сливочное масло и вприкуску ложками ели красную икру из большой чашки.
- Да, хорошая штука – жизнь, - думал Анатолий, в очередной раз опуская большую ложку в посудину с местным деликатесом.






                История 2
В последних числах мая шел массовый ход корюшки. Это был настоящий праздник для жителей поселка нефтяников. Люди старались как можно больше заготовить этой вкусной, но мелкой рыбешки, пахнущей свежими огурцами. Корюшку солили на несколько часов, затем вялили на проволоке до тех пор, пока она не высыхала. Запасливые хозяева солят и сушат сразу по несколько мешков, затем набивают полные карманы и грызут ее вместо семечек. Сахалинский народ очень любит эту рыбу в любом виде, даже жарят ее, не потроша, в ней почти нет кишок. Золотистого цвета жареная корюшка сладковатая на вкус и довольно жирная, она приятно похрустывает на зубах.  Мясо легко отделяется от костей и в руках едока остается лишь хребет с головой, внутри которого среди боковых костей находятся мелкие внутренности. Местные старожилы предпочитают эту вкусную рыбу любой другой, кроме лосося и калуги.
В выходные дни Анатолий собрался ловить корюшку, с работы выделили машину  ЗИЛ-157 специально для этой цели. Мужики договорились встретиться в центре у магазина, кроме Толика подошло еще шесть человек. Видя, что народу немного, Толян решил забежать за родственником. Лешка в это время около дома пилил «Дружбой» огромную лиственницу.
- Леха, бросай пилить! Поехали за корюшкой. Мешки не забудь, - подходя к нему, крикнул Анатолий.
Ни о чем не спрашивая, родственник исчез в сенях и тот час вернулся, держа в мешках пустые мешки.
- Я готов, можно ехать, - заулыбавшись, произнес он.
Мужики быстрым шагом направились к машине.
Среди тайги к самому устью реки проходила старая разбитая дорога. Когда-то давно на этом месте стоял пионерский лагерь, и жители острова привозили сюда своих детей. Позднее финансирование прекратилось, разграбили все, что было можно, и на месте отдыха для детей остались сплошные развалины. С трудом пробираясь по таежной дороге, машина, скрипя своими суставами, еле ползла между наросшими молодыми деревцами. Двадцать километров тайги проехали за два часа. Встали около залива, откуда вытекала речка. Соорудили небольшой костер и за успешную рыбалку раздавили пару бутылок водки. Оставшуюся часть отложили на потом. Вода в реке была еще холодная, снег местами лежал под косогорами. Мужики вытащили сорокаметровый невод и вброд перешли на другую сторону. Кому-то нужно было заходить вглубь, но никто без допинга не соглашался. Лешка быстро разделся до трусов и, проглотив половину стакана водки, схватил в руки палку от невода.
- Ну, кто еще смелый? Подходи, берись.
Вызвался еще один доброволец, махнув сто пятьдесят, привязал веревку к  древку невода.  Речка хоть и не была глубокой, но  в иных местах попадались ямы, и рыбакам приходилось плыть с неводом. Мужик, держа веревку в руке, пошел поперек реки, Леха шел следом за ним, растягивая невод. Ширина была небольшая, мужики спокойно дошли до середины, а дальше направились по течению. Еще двое рыбаков тащили снасть рядом с берегом. Пройдя метров тридцать, Леха закричал своему напарнику:
- Витек, заводи, мне что-то тяжело тащить.
Веревка натянулась, но невод почти не тронулся с места. Лешка опять закричал:
- Мужики, помогайте, мы вдвоем не вытянем.
Толян, скинув штаны, пошел им на выручку. Кое-как втроем подтащили невод к берегу, остальные бросились помогать тянуть его к сухому месту. Большая мотня еще оставалась в воде, мужики, кряхтя и матерясь, с огромными усилиями выдернули его из речки. Большая ловушка была полностью забита серебрящейся рыбой.
- Вот это улов, так улов, - возбужденно вскрикнул Толик, – я никогда не видел столько рыбы.
Все дружно принялись набивать мешки корюшкой, получилось девять штук. Рыбу перетаскали на траву и разложили мешки в ряд.
- Пусть обтекает, все легче будет, - голосом командующего сказал Леха.
- Ну, что, мужики, давайте по сто грамм, да еще пару раз заведем. Или может, хватит уже? – спросил он.
- Да ты, что, Алексей? Только начали рыбачить. Надо побольше наловить, потом поздно будет, ведь корюшка всего три дня идет, - зароптали рыбаки.
Еще несколько раз заводили снасть, но результат был уже не тот, в лютню набивалось по полтора – два мешка.
- Наверно рыба стояла косяком, вот мы и захватили ее, а сейчас она разошлась по реке мелкими стайками, - рассудил Лешка.
- Здесь единственное место, где можно выводить невод на берег, дальше пойдут обрывы и коряги. Давайте покурим часок, потом еще заведем, а пока перекусим.
Подкинули дров в прогоревший костер и всей компанией расселись вокруг. Допили оставшуюся водку и принялись закусывать тем, что у кого было. Где-то рядом протарахтел мотоцикл, перед мужиками появился Васька Дубов, поселковый хвастун и скряга.
- Здорово, земляки, - поприветствовал он компанию, – как рыбалка? Много наловили?
- Нам хватит, - неприветливо ответил Леха.
Вдруг Васька увидел лежащие рядами мешки с рыбой. В одну секунду взгляд его стал ласковым и заискивающим, он подбежал к рыбе и стал пересчитывать тару.
- Вот это ни хрена себе! Сколько наловили! Куда вам столько? Может, со мной поделитесь, а?
Захмелевший Лешка ответил за всех сразу:
- Да бери, не жалко. Сколько унесешь за один раз, все будет твое.
С виду Васька выглядел крепышом, мощная шея и длинные мускулистые руки. Он смело подошел к затаренной рыбе:
- Ну-ка, мужики, подсобите.
Широко расставив ноги, словно заправский грузчик, Василий скомандовал:
- Давай, грузи…
Под завязку наполненный мешок лег ему на спину. Чуть согнувшись в пояснице, Васек попросил:
- Кидайте еще один. Что я порожним пойду?
Рыбаки, подняв с земли тяжелую ношу, опустили на его хребет. Васька согнулся еще ниже, мелкими шагами пошел через брод. Груз был тяжелым, ноги проваливались в илистое дно до колен. Мужики наблюдали со стороны, как их односельчанин под тяжким гнетом еле передвигал ногами.
- Что же делает с человеком чрезмерная жадность, - думали они, глядя на его мучения.
Дойдя до середины брода, Васька вдруг упал головой в воду, рыба придавила его. Мужики бросились на помощь. Пока несчастного вытаскивали на берег, один мешок, увлекаемый течением, далеко уплыл вниз.
- Ну, что, скряга, жадность фраера сгубила. Домой поедешь без корюшки, твоя рыба уплыла, - с обидой и презрением произнес Лешка.
Мужики хотели было догнать уплывающий мешок с корюшкой, но Леха махнул рукой:
- Не стоит из-за одного мешка купаться в воде. Не будем жадничать, как некоторые, обойдемся тем, что у нас есть. Пошли рыбу грузить.
Поближе подогнали машину и перетаскали груз через брод. Усталые, но возбужденные мужики залезли в кузов и тронулись в обратный путь. Васька Дубов еще долго сидел на берегу о чем-то размышляя, затем завел свой драндулет и укатил.







 


Рецензии
Очень хорошее знание материала делает рассказ настолько достоверным, что хочется присесть за стол вместе с героями и попробовать свеженькой икры (пусть и браконьерской)!

Людмила Козлова Кузнецова   30.01.2018 17:59     Заявить о нарушении