ТВ-Культура о новом прочтении

Ведущая Сати Спивакова, медленно подбирая слова (у нее времени навалом), задает своему гостю банальные вопросы. (Я не видела титров,  по-моему, гость - режиссер Большого театра Александр Титель). Гость  излагает свои эстетические принципы постановки, примерно, так:

- Неофита, пришедшего в театр первый раз, надо чем-то зацепить, чтобы он задумался и полюбил оперу. Театр должен приглашать зрителей к размышлениям и, вообще, должен заставлять меломана думать, заглядывать в себя, отыскивать в себе неизвестные доселе глубины и т.д.  И главное – (режиссер улыбнулся), - слушатель должен воспитывать в себе чувство юмора.

Высказывания иллюстрируются фрагментами спектаклей:

 «МЕДЕЯ» Керубини

На сцене - пианино с открытой крышкой. Словно зубы, черные и белые, блестят его клавиши. Вокруг развалины, которые должны символизировать трагедию героев, но напоминают аккуратные копны сена на колхозных полях. Медея (Хибла Герзмава) в темном платье без отличительных признаков моды каких-либо времен. Толстый тенор, одетый в полуфренч, галифе и сапоги, едва дышит в кожаной портупее. Атрибутика гражданской войны в России, но поют – на итальянском языке! (Естественно, ведь Керубини  - итальянский композитор).

«СНЕГУРОЧКА» Н.А. Римского-Корсакова

На фоне белого экрана-задника – разрушенный кирпичный дом типа «хрущевка». Дом лежит на боку, занесенный снегом. Вокруг толпа бомжей или нищих, завернутых в одинаковые бурые одеяла. С развалин, как с горы, скатываются на собственном заду парнишки из кордебалета. Они же катают по сцене огромный, в рост, снежный шар. Из шара торчат человеческие ноги – еще живые, они болтаются. Над кем так изуверски пошутили? Кого обрекли на жуткую смерть? Хор и кордебалет веселятся.

Это всего лишь несколько секунд действия. Я была поражена и не смогла оценить пение хора, не заметила музыки… Неужели режиссер не знает, что человек, закатанный в снег, погибает довольно быстро, и это вовсе не повод для веселья? Или берендеи у режиссера в новом прочтении не древние русские язычники, а садисты? Каким образом слушатель должен пробуждать у себя чувство юмора, глядя на нищую толпу, убивающую человека?

Ужасно…

Зачем идти «в кильватерном строю» за западом, отрекшимся от понимания классического искусства? Отчего бы не написать новую, современную оперу, нечто фантастическое, где можно наворотить несовместимого с невозможным, петь, орать, бегать, плясать, словом,  выражать себя в эстетическом формате ХХI века? Не мюзикл (недоношенное дитя оперетты), а полноценную оперу для полноценных голосов. Зачем мучить классиков? Или все композиторы заняты шоу-бизнесом и забыли, как надо писать оперы и симфоническую музыку? Или нет талантов, чтобы создать свое, оригинальное, поэтому режиссеры цепляются за громкие имена прошлого?

* * *

19 апреля 2018

       В газете «Завтра»  (№15, апрель, 2018) журналист Марина Алексинская пишет, как Большой театр «ведет тонкую, на грани фола игру».
       Бывший главный театр СССР, а ныне просто Большой, «в своей новейшей истории встроился в систему Pax Americana», избрав своим художественным языком соответствие глобальному бизнесу. Оперная классика, извлеченная театром из загашника русской культуры, взывает к традиционным ценностям, пишет Алексинская. Разумное, доброе, вечное – месседж русских композиторов потомству – трансформировано режиссерами Большого в неописуемо уродливое зрелище.
       Несоответствие музыкальных образов безобразиям, творящимся на сцене, отрывает слушателя от музыки. Так уж устроена психика, что нормальный человек не может слышать красоту музыки, созерцая извращения глупости. Уже четверть века режиссеры ведут подрывную работу против красоты и нравственности, добиваясь диссонанса в сознании зрителя.  Оторвать нравственный посыл искусства и втюхать зрителю чувство неполноценности - вот чем занимаются режиссеры  Большого (и не только!) за бюджетные миллионы.
       Кстати, кто они такие, эти режиссеры? Откуда свалились на голову русской классики? Валерий Фокин, худрук питерской Александринки, поставил лет десять назад «Пиковую даму» (Герман бегал по игорному дому в нижнем белье!); Лев Додин перенес действие «Пиковой» в дурдом; Кирилла Серебренникова все уже знают; Римас Туминас худрук театра имени Вахтангова;  Александр Титель прославился Снегурочкой»; музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев (вы не поверите!) проживает во Франции.         
       Есть еще  и художники-постановщики, но, по сравнению с режиссерами, это так себе, мелочевка и слов не стОит. В общем, команда что надо. Держись, культурная среда, то ли еще будет!
       Да кто они такие в сравнении с великими русскими композиторами?! Они ничто. Их забудут вчера. Они нули в искусстве. На них ходят поглазеть из любопытства, как на чудо заморское. Меломаны просто закрывают глаза и слушают музыку.

       К чему я это все пишу? Грядет принятие сто первого закона по культуре.


Рецензии
Замечательно! Это то же ощущение, которое владеет и мною. Спасибо, Галина!

Михаил Мороз   03.02.2018 17:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.