Мэтры, парижанка и другие персонажи. Первая часть

ВОРОБЫШКИ (рассказ-сценарий)

ПРОЛОГ           Одинокий пилигрим, -что зовет тебя в дорогу?
               Голос ветра средь руин, что несет пески пустынь,
               Поиск Истины и Бога, или Ветхих Знаний дым?
                ( Из стихотворения ,Пилигрим, А.Давидюк)

          Неожиданности случаются где угодно, и чаще всего там, где их не ждут.  На то они и неожиданности. То, что во время киносъемочного процесса приходит идея снять свое кино, точно  неожиданностью не назовешь. В мире массовки- групповки, в особенности, такие идеи исходят от каждого второго. Люди, попав на съемочную площадку, на другой день уже становятся "экспертами" кинопроцесса. Внутри себя, многие из них уже и сценаристы, и режиссеры. С актерством похуже. Но все, что произошло в нашем случае, действительно стало неожиданностью - мы реально начали снимать фильм.
          Но, все по порядку. Томясь на съемочной площадке, в статусе групповки (это ступень выше массовки), мы с товарищем ожидали каждый своей сцены. В этот день мы были заняты в разных. Мой друг и коллега по цеху Александр, долго смотрел в пространство, а потом медленно перевел взгляд на меня. Как-будто что-то взвешивая, произнес:
         - Есть предложение снять фильм. Вернее короткометражку. Самим снять.-
Наблюдая легкий скепсис в моих глазах, он волнуясь, торопливо добавил:
          -У меня уже есть почти готовый сценарий. Музыкальный. Музыка записана в черновом варианте, а кое-что и в студии.. У тебя же, есть опыт монтажа. Что-то снимем, что-то скачаем, совместим с музыкой. Идет? Хотя бы попробуем.
          - Это что-то вроде клипа... Сценарий твой и музыка твоя?
          - Да, и исполнение тоже. Конечно, этому немало лет. Но жанр и сюжеты актуальны. Да что я тут говорю - на, почитай.
           И он быстро достал из своей сумки небольшую папку с аккуратно отпечатанными листами. Как раз в это время его позвали в кадр. А я начал читать, вчитываться и погружаться в сценарий. Меня увлекло. Я, кажется, сам начал присутствовать во всех перипетиях недавней, очевидно реальной жизни и тех событий.
          Сценарий объединял три истории глазами одного человека - музыканта в подземном переходе.  Любовный роман в поезде - "Парижанка", история бродяги из Америки, по случаю оказавшегося в России - "Гарри из города Чикаго" и историю бывшего детдомовца, прошедшего 90-е, выжившего и ставшего состоятельным человеком — "Воробышки".
           Мне сразу же приглянулась новелла ( а сценарий был написан именно в стиле новеллы) под названием «Парижанка». Уже само название пробуждает в воображении лучшие образцы этой романтической, вечно влюблённой нации.

                ЧАСТЬ "ПАРИЖАНКА"

  " Подземный переход в метро. Музыкант, лет сорока пяти. Внутри самомнение в сочетании с мудростью. Снаружи неухоженность. Артистичное лицо, тонкие черты, небритость, вечная усталость. Спившийся романтик. Открывает футляр-кофр. Располагается с гитарой в руках. Начинает с перебора.

          "Вновь ложатся пальцы на истертый гриф,
           И смолкает вечно шумный переход.
           Перелистывая пожелтевший стих,
           Сиплым голосом о чем-то он поет.
           Он наверное, еще не слишком стар,
           Но вино - его бодрящий эликсир.
           Верный друг его потрепанный футляр,
           Переход - его давно прижитый мир.               

           Припев:
        Звуки рвутся, синкопируя подчас,
        Удивляя знатоков и простаков.
        В нём живет цыганский транс и русский пляс,
        Откровения веков и мотыльков".

    Идет импровизация, соло, переходящее в общий шум толпы, в  метрополитене. На этом фоне выделяется один, прохожий, молодой человек, студент старших курсов. Внешность приятная, походка спортивная. Скептик - романтик.  Внутри всегда позитив. Проходя мимо музыканта, он уходит вверх, на платформу вокзала, к вагону поезда. В купе уже находится женщина, лет тридцати пяти. Смотрит в окно. В вагоне почти пусто - не сезон. То-есть осень-ноябрь, либо март....
            Начинается роман в дорожном стиле. Студент, давая возможность даме переодеться, выходит в тамбур. Закуривает. Спустя некоторое время, в тамбур заходит женщина. Она переодета в халат, с некоторой откровенностью. В руке ее дорогая, не прикуренная сигарета. Молодой человек, естественным образом ухаживает. После первой затяжки женщина поднимает глаза, пристально смотрит, как будто  что-то вспоминая. Опускает глаза и отходит, поправив волосы и еще раз посмотрев на парня. Он волнуется. Докурив и минуту поразмыслив, тоже возвращается в купе. Через минуту дверь защелкивается изнутри. На фоне окна появляются скрещенные руки, в ритме меняющие свои импульсы (сжатие - разжатие). Темнота. Луна в окне поезда. Освещенное лицо курящего парня. Спящая женщина, волосы на подушке.
    В соседнем купе сидят три человека. Мужчины. На столе карты, выпивка и закуска. Среди них наш гитарист (из перехода). Лукаво глядя перед собой, поет песню "Парижанка". По ходу песни идут картинки: Париж, женщина в уличном кафе, прогулки по Елисейским полям. Все это с дамой "из поезда". Иногда вмешиваются кадры сплетенных рук, глаз, вглядывающихся друг в друга. Это кадры из купе. Все в романтике. Без откровенных сцен.
              Песня " Парижанка,"
        "Она была, как парижанка,
         Как Елисейские поля
         Дитя Монмартра и цветок Монмартра, -
         Такой всю ночь она была.

        1. Она была, почти, как парижанка
         С волнующей романтикой в глазах.
         Капризных губ веселая огранка
         И сипотца, и даже дрожь в руках.

         Она себя вела высокомерно
         До первого желанья покурить,
         Да в прошлом было лучшее, наверно,
         А будущего может и не быть.

         Припев.
        2. Ей так хотелось быть в заглавной роли
           Вчерашнего, безоблачного дня,
           Что нынешний фрагмент казался болью,
           Которая свалилась на меня.

           И я сыграл того, кто был ей нужен,
           И ей понравилась игра.
           Но счет оплачен, кончен ужин,
           Потушим свечи до утра.
      Припев:
        Она была, почти как парижанка,
        Как Елисейские поля.
        Дитя Монмартра и цветок Монмартра,
        Такой всю ночь она была."

         Песня заканчивается на импровизации с участием аккордеона и скрипки, соответствуя жанру.
        По окончании песенной импровизации на вокзале у вагона женщину встречает мужчина намного старше ее. У него серьезное, озабоченное лицо. Достаток виден в одежде, манерах. Парень из вагона выходит последним. Они чужие."             
        Прочитав всю сцену, я понял, что здесь больше не сказано, чем сказано.
      - Я прав, друг мой, Александр? Может расскажешь.
Он слегка смутился, потом улыбнулся вглубь себя, и начал рассказывать свою настоящую, взятую из его жизни историю:               
         "Мы встретились в кафе средней руки, что стояло по дороге к метро.  Там готовили чудные баварские колбаски и делали отличный кофе. Смакуя чашкой ароматного напитка, я заметил, или даже как-то ощутил, перемену в зале кафе - как-будто погода "поменялось к лучшему".
        Бесшумно, грациозно по залу прошлась женщина. Стать, пшенично-рыжая коса роднили ее с породистой лошадью. А когда она, взяв кофе, повернулась - это сходство стало очевидным. Огромные глаза, высокие скулы, скульптурная шея и подрагивающие ноздри, наверно от аромата кофе - все ее роднило с этими прекрасными представителями природы.
        За моим столиком было свободно и она, улыбнувшись встала рядом со мной. Мы познакомились. Она часто меня здесь видела (в уголке этого кафе находилась ее фотостудия) и это была ее, женская скрытая инициатива. Очевидно, что ей было одиноко, а я был похож, как оказалось, на одного из ее бывших мужей. Потом, в огромной однушке, на Тверской, она мне все это рассказала. Попивая коньяк или шампанское под хороший джаз, мы часами сидели в джинсах и полурасстегнутых рубахах, вплетаясь друг в друга. Не переходя главной грани мы были очень близки.  Говорили полушепотом и рассказывали что-то по очереди. У нее действительно была жизнь полная приключений. Много лет она танцевала в Парижских варьете, меняла и хоронила своих нескольких мужей, играла на скачках и, просто в казино. Потом случились серьезные неприятности. Вернулась в Москву, ей что-то угрожало "там".               
        В ее комнате было много красочных постеров и немало антиквариата, а еще огромный  диван, хорошей кожи, где, в основном мы и проводили свои легкие безумства.
        Конечно, что-то должно было вмешаться и разрушить этот рай. Этим что-то оказалась ее дочь. Она приехала откуда-то с южных регионов и встала на пороге, держа за руку трехлетнего малыша. Копия, первая мысль прошла в голове художника, коим я всегда оставался. Вылитая мать в молодости. Перехватив ее взгляд  на дочь я все понял. То-есть, что  наш МИР разрушен.

           "Мы мессу отыграли по умершей любви
            В разрушенном соборе утихли ее звуки
            Игрою забавляться мы больше не смогли,
            Опустим головы идя на путь разлуки...»
                ("Разрушенный собор" стихи А.Давидюк) 
        В ее взгляде было все: жалость за свои годы, ревность к молодости, раздражение, на грани еле сдерживаемой истерики. Мы вышли. Она покурить (хотя делала это очень редко), я засобирался. Взглядом разрушенного, одинокого человека она смотрела вдаль длинного коридора, иногда "возвращаясь" ко мне. Я взял ее дрожащие пыльцы, подержал немного, поцеловал в шею (она уже мысленно отсутствовала) и ушел. У лифта я повернулся - она стояла, обхватив лицо руками. Наверно она так делала при каждой потере, рефлекторно.
         Больше мы не виделись, хотя пару раз я поздравлял ее с чем-то по телефону. Осталось яркое впечатление, оно и выражено в стихах, а, потом и в песне.
         - А может отдельный фильм об этом снимем?
         - Не думаю, деталей много. Хотя...
         - Да, здесь и о полноценной новелле можно подумать. Дать ей развитие. Подумай. Лично мне нравятся такие истории. Но вернемся к сценарию, Сцену в вагоне, где снимать будем в тупике с покачиванием камеры?
          -  Можем взять билеты в Брянск или поближе. Главное, чтобы актриса не переборщила с гонораром.
          - Кстати, а где возьмем актрису?
           - Есть... образ «ремарковской» героини. Недавно на одном кастинге познакомились. Будем убеждать в перспективном будущем нашей затеи. Ты, здается  мне , это  умеешь, как мало кто.
           Тут зарделся я.
     Отработав очередных "важных господ", в кадре, мы зашли в кафе на этаже киностудии. Подкрепиться кофе, продолжить читки и обсуждение. Я, все-таки азартный человек, и, конечно меня это увлекло. Однако, после прочтения  «Парижанки» я заметил:
          - Все-таки тела маловато. Мне бы хотелось больше и ярче.
           -Я вижу, коллега, фантазия разыгралась. Да, магия француженки, а если она еще и русского разлива - это духи высшей пробы. Подумаем...
           "Евгений!- на площадку!"- это уже меня.
Вернувшись, я не застал друга на месте, он был "в кадре", и я продолжил "погружение".
    Читая следующий сюжет под названием "Гарри из города Чикаго", я обратил внимание на то, что к этому сюжету мой друг относился совсем по другому, чем к предыдущему. То-есть, легко - ему нравился сам стиль музыки. Рок-н-ролл.
Это ведь, все-таки музыкальный фильм. А, мой друг Александр, в недалеком   прошлом, был хорошим музыкантом.

                ЧАСТЬ "ГАРРИ"

           "Молодой человек из предыдущего эпизода проходит по перрону в одиночку. Он идет последним. На перроне пусто. Лишь на лавочке в лохмотьях, завернутый по привычке в газеты, лежит человек. Бродяга - бомж. Парень его проходит, удаляясь. Мы видим, что человек в лохмотьях не спит. Он бодрствуя, дремлет. Будто медитируя его глаза куда-то, чуть улыбаясь, безучастно вглядываются. Все, что происходит вокруг полностью им контролируется. Сам он почти не заметен в общей картине, человечески мимикрируя. Но на перроне появляется персонаж, который с первых шагов попадает под тотальную слежку бомжа. Это высокий, хорошо одетый " браток "- бизнесмен, лет 45, хорошо во хмелю. Его цель пребывания на перроне не совсем понятна - оттого настораживает хозяина лавочки. Мужчина задумчиво идет, периодически останавливаясь, как-бы что-то взвешивая, беспорядочно прикуривает. В руке бутылка дорогого французского коньяка. Но он его не пьет.
            Побродив по платформе несколько минут, решительно махнув рукой уходит. Его походка становится тверже. Проходя мимо бродяги задерживается, оставляет бутылку рядом с бомжом. Ухмыльнувшись, уверенно идет к городу, унося с собой свою историю.
            Как только мужчина отошел от лавочки, бродяга, с виду спящий, ловко, хотя с преувеличенной траекторией схватил бутылку и, вскакивая на "полуприсест" прячет ее за пазуху. Убедившись, что его никто из конкурентов не пасет(не контролирует), бродяга начинает жадно хлебать из горлышка. Захлебывается и кашляет. Глаза слезятся. Но на третий припуск к бутылке успокаивается. Принимает горделивое выражение и пьет уже спокойно и с достоинством. Вытирает рукой губы, прячет бутылку, задумывается, глядя в небо. Там пролетает самолет. Глаза вдруг останавливаются "в положении и в выражении". (Фон шум самолета)  Взгляд бродяги уходит далеко и высоко. Он улыбается, рот почти неподвижен. Одни глаза - там светло, там есть прошлое.
Вот семья, в кирпичном многоэтажном доме, каких много в Чикаго. Рабочий район. Вокруг дома шумят машины, внутри дома шумят люди. Ужин переходит в крепкий скандал. Длинноволосый парень в джинсах клеш, не доев, уходит из-за стола. Ему лет 16. На улице сразу-же встречает таких же, по образу и подобию. Небольшой группой они бродят сначала просто по улице, потом, посовещавшись, направляются определенно в темный закоулок. Покурив травки, повеселев, продолжают свой путь в никуда.
В картинке: парк, хохот, разборки.
        Группа перекати-поле гуляет где попало. У освещенных витрин, по грязноватым улицам. В глаза бросаются афишные столбы, щиты с рекламой. Привлеченные афишей на стене они заглядывают в концертный зал заводского клуба. На сцене хорошее освещение. Огромный биг-бенд. Идет репетиция. Парни рассаживаются и слушают. На сцене, сначала с разминки, с клавишных высоких нот, музыканты переходят на четкий рок-н-ролл:
          Песня " Гарри из города Чикаго".
          1. "В Чикаго утром, газетный хлам
              Бродяге Гарри тело согревал.
              О переменах писали там, -
              Мол, бизнесмены всех мастей давайте к нам.
              Что за день бог послал собрал в ладонь.
              Брюки и галстук взял в прокате.
              И Пан Америкен доставил к нам
              Гарри, бродягу из Чикаго.
                На Гарри бросился весь бизнес-мир
                Все банки разом двери распахнули
                "Добро пожаловать в российский сыр
                Нам все равно, что вы ночной бродяга с улиц."
              Гарри преподнесли свой лимузин
              Офис и окна на Тверскую.
              И секретаршу - ангел как, Мерилин,
              Все говорят: Хау ду ю ду ю.
          Припев:
           Гарри из города Чикаго -
           Самый богатый человек.
           Гарри, бродячая дворняга
           Стал владельцем улиц в городе Москве."

          2. В Чикаго утром газетный клок
             В осенний ветер бродяге душу грел.
             Открыв страницу он, вдруг встал, как столб-
             Дружище Гарри на него с листа глядел.
             Как тараканий полк ползет на свет,-
             Так в Старый Свет пошли бродяги.
             И Пан Америкен везет Москве
             Нищих Нью-Йорка и Чикаго.
           Припев.

     Во время исполнения картинки сцен из американской хроники: небоскребы, война во Вьетнаме, казино в Лас-Вегасе, стриптиз бары. Прилично одетый в дорогой костюм Гарри, семья, бутылка, скандал. Парк, бутылка, бедняк - Гарри, газета, с информацией о перестройке в СССР, прилет Гарри в Россию. Типичная для тех времен история - Гарри делают богачом, "подставляют" в финансовом плане, и выкидывают в подпитии где-то в глубинке. С трудом он пробирается в Москву. И вот он здесь, на привокзальной лавочке. Так он мысленно ближе к Америке. Его не трогают. Экзотика - бомж - иностранец.  Но в его душе все еще тихо звучит музыка, в стиле Новоорлеанского блюза. Глаза Гарри все также блестят - далеко и лихорадочно. Мысленно он в Чикаго.
         -   Много трудных сцен - подытожил я.
         - Чикаго можно снять и в Капотне. Там такой фактуры много. Совместим с
  хроникой - Вьетнам, Горбачев у трапа и т.п.
      Конечно, я устал от детализации сюжета о Гарри. Это его похмелье, эмоции и т.д., мрачноватость безнадеги удручала и утомляла. Но, Алекс сказал, что все перекроет рок-н-ролл. Я ведь еще не слышал звучание самой музыки. Попив еще кофе, через выдох взялся за третью сцену. Мой друг сказал, что она главная, квинтэсенция. Ведь и сам сценарий, и сцена называются "Воробышки". Осознав "промах" с Гарри, он подмигнул мне и сказал:
      - Пойдем от обратного.
 И включил мне в наушниках песню под тем же названием (Воробышки). Просто - гитара и голос. Но через интонацию и текст я услышал целую эпоху 90-х. И  понял - здесь, как и в «Парижанке», не выдуманное.
      - Можешь поглубже погрузить меня в эти события? – Спросил я, не особо надеясь. Хотя, очевидно, он ждал этого.
      - Вот видишь эту вырезку из газеты?- В файлике была аккуратно сложена ксерокопия газетного листа - Она ровно из того времени - и он показал сохраненные страницы " Московского комсомольца".
       Информация 1994 года впечатляла - доллар -1980 рублей, сахар - 400 рублей. А еще год то этого и сахар, и гречка по талонам. Но конкретный интерес вызвала заметка " Бойня на Бауманской ".
- Здесь погиб мой друг  - подытожил он. Теперь все читалось и усваивалось само собой.

                ЧАСТЬ "ВОРОБЫШКИ"

            Южная глубинка. Облупившиеся стены одноэтажного строения. Табличка на двери поясняет, что это Детский дом. Ветхий деревянный забор с огромными дырами-лазами. У забора, скрывая их, растут кусты сирени, акации, рябины, черемухи. Подворье - трава - подорожник, песок, грунт. Подростки играют в "Пекаря". Игрок бросает палку в фигуру - жестяные банки горкой. Их надо сбить. Рядом стоит "сторож", он должен после того, как собьют банки, достать кого то своей палкой. Передать ему должность сторожа.
       - Кисель - слышится ребячий голос - я тебя задел.
               - Да ничуть, лишь чутоха, за штанину - не считается.
                - Тогда чеши отсюда, правила учи!
    Палка, направившись к "фигуре" летит, увеличиваясь в размере, прямо в объектив камеры. "Фигура" разбивается со взрывом.
            Картина: взорван и искорежен дорогой автомобиль. Фото убитых и искалеченных людей.
            Сцена: "стрелка", разговоры в стиле "пальцовки", по понятиям.
            Пересчитывание большого количества денег руками и машинкой.
Фрагменты поочередно - казино, "стрелка", казино, перестрелка. Газетные вырезки, сводки о погибших. Похороны в Америке.
    Наш персонаж, браток в хорошем костюме, крепыш с проседью на висках, в самолете. Он везет часть земли с могилы, часть праха, в мешочке на родину, на Украину. И еще часть земли для похорон в Подмосковье. География души.
    Шереметьево.
            Таможенник держит в руках небольшой пакет с землей.
            - Для похорон на родине - поясняет наш персонаж.
            - Душа и память вечна - остальное прах  - таможенник, философски комментируя, возвращает пакет.

      Ресторан.
     Музыканты играют в живую. За отдельным, овальным столом, для  большого количества  гостей, сидит одинокий посетитель. Тот самый крепкий мужчина, из самолета. Волевое, спокойное лицо, возраст - лет 45. Волосы с проседью. Глубокий, задумчивый взгляд. Он один. Он выпивает и закусывает. Иногда разговаривает сам с собой. Никого не ждет. На столе, напротив кресел - стульев, по овалу стола рюмки. Их много, наполнены. На стуле, рядом  сумка, в ней пакет - "земля ".
     Музыканты играют. Мужчина подходит к вокалисту, дает 100 долларовую купюру. Тот поет песню " Воробышки". Мужчина садится за свой столик.

                Песня: "ВОРОБЫШКИ".
                Припев: «Воробышки купаются в пыли,
                А я на них гляжу, глазами детства.
                Детский дом, краюха на двоих,
                Пустое, безответное наследство.
                Быть может, я сюда ещё вернусь.
                И угощу ребят простым обедом,
                Детства дом, ты радость, ты и грусть,
                Идущая, по жизни моей следом».
              1. «Сегодня - я почтенный господин,
                Сегодня мне всё можно,
                Сегодня, я за столиком один,
                И оттого на сердце так тревожно.
                Недавно, нас так много было всех,
                Страничек в записных нам не хватало.
                Недавно, ещё слышен был ваш смех,
                Но годы, вас землёю забросали».
                Припев:
                «Воробышки купаются в пыли,
                А я на них гляжу, глазами детства.
                Детский дом, краюха на двоих,
                Пустое, безответное наследство.
                Быть может, я сюда ещё вернусь.
                И угощу ребят простым обедом,
                Детства дом, ты радость, ты и грусть,
                Идущая, по жизни моей следом».
              2. «Звенело, лето молодости той,
                Смешными были наши погонялы,
                А к детям возвращались мы зимой,
                Сиротам, так папаш, не доставало.
                Сиренью, поросли заборы там,
                Где что-то, мы туда - сюда, таскали,
                В сирени, теперь плиты по крестам,
                Ну, а сирот, по - жизни, больше стало».
                Припев:
                «Воробышки купаются в пыли,
                А я на них гляжу, глазами детства.
                Детский дом, краюха на двоих,
                Пустое, безответное наследство.
                Быть может, я сюда ещё вернусь.
                И угощу ребят простым обедом,
                Детства дом, ты радость, ты и грусть,
                Идущая, по жизни моей следом».

          Под звуки импровизации скрипки, мужчина выходит на улицу и идет к дорогому джипу. Минуту подумав, как - бы сверяя степень алкоголя, ухмыльнувшись, уходит прочь.
           В руке бутылка французского коньяка... Он бродит между вокзальной площадью и перроном. Увидев бродягу в газетных лохмотьях, оставляет ему бутылку и уходит в метро,в подземный переход".
              - Сцена в ресторане,  знакомые лабухи есть?
      - Да, это уже согласовано с друзьями. Они лет пять ждут своего часа. Земляки, музыканты работают в ресторане, в Солнцево.
      - А рюмки  - это что-то из жизни?
      - Конечно, они  имеют особый смысл. Кстати, помнишь в фильме "Пепел и алмаз"? Там Збигнев Цыбульский зажигал рюмки со спиртным и, поминая погибших в войне товарищей- подпольщиков, толкает их вдоль барной стойки.
       - Честно говоря не видел этот фильм.
               - Посмотри, это классика. А Збышек  - великий актер, своего и не только, времени. Жаль, трагически ушел. Давай расскажу о том, что знаю. Не фильм, конечно.
        И он спокойно и сосредоточенно начал: "Сцена с рюмками - это некий ритуал. Как- то, еще  в юности, я сам  видел это и даже был частью этого действа. Так "прощался с друзьями" Лимон, дядя Леня. Жил по соседству. Лимон отбывал срок за угон вертолета, с которым хотел бежать из страны.
        - Военный летчик?
        - Боевой цеховик. Невысокий, крепкий и немногословный еврей, он был очень авторитетным человеком. Но десяток инсультов подкосили Лимона.
        - Годы отсидки дали о себе знать или старые раны и кореша?
        - Да нет, все банальней - дети. Вернее один. Его любимый и неродной сын. Лимон после отсидки начал новую жизнь. Завел семью, тоже новую. Взял женщину с пацаном, родили своего. Поставил дело, построил новый, добротный дом. Всех пристроил к делу. Но Вовка, неродной, которого любил за дерзкий характер, талант, парень обладал красивейшим голосом, одаренность во всем  - спорте, музыке, делах  - спился. И все развалил: и дело, и свою семью и Лимона.
Лечили сотни раз - бестолку. Сгорел в дурдоме или в доме для инвалидов.
        - Когда же мы....
        - Национальная трагедия, которая в те времена вышла на свой пик. Не только наша. Но большие перемены, и не к лучшему все пропустили через себя по разному. Многие, как раз и не смогли пережить. Это бедствие не имеет национальности. Так вот, когда еще все были "почти живы" я, по приезду, зашел к ним. Проведать, узнать как дела, проведать того самого Вовку. Мы с ним в детстве и юности были очень дружны.
       Тетя Галя, добрая, трудолюбивая, красивая женщина пригласила меня в "залу", где и была сцена с рюмками. Там сидел во главе огромного длинного стола, красивого орнамента, дядя Леня, «Лимон». Напротив многочисленных стульев стояли приборы с наполненными рюмками.
               - Это он с друзьями прощается - пояснила грустная хозяйка дома. Дядя Лёня уже был очень болен, говорить не мог. Он взглядом, (глазами) пригласил сесть за стол, выпить или пригубить. Лимон ласково глянул на меня (я рос на его глазах и с его детьми), потом перевел взгляд на стоявшего в дверях уже полупьяного сына, с грустью и жалостью.
                Была длинная, тяжелая пауза. Потом еще раз глянул на меня - пора. И я ушел, с тяжелым сердцем. А увиденное осталось во мне навсегда.
               - Да, это действительно ритуальная сцена. И, безусловно она очень важна. Лимон, наверное, скоро "ушел"?
               - Да. Он потерял смысл, и друзей, и веру в будущее детей. Грустно.
Или вот, еще рюмка. Шмидт. Рисковый, "на грани", всегда веселый, умеющий сказать и смешно, и веско. Азартный. С малолетства работал "на молотке", сапожником. В карты, "железку", бильярд, шашки, шахматы (он помнил огромные комбинации и чтил великих гроссмейстеров) всегда играл на деньги. Отчаянный в драке. Его очень любили свои и боялись чужие.
                - Сапожником, на молотке? Я думал они все идут в ювелиры или хотя-бы в банкиры.
                - Слова "шмон" и "шухер" знаешь? Так их тоже не Нестор - летописец придумал. Так вот, его семья уже жила в Америке, (это насчет банкиров).
Полный достаток. Высокий статус в иерархии. Но стрельба, или, как писали в "Московском комсомольце"- "Бойня на Бауманской" остановили все это, вернее его.. Хотя ситуация была вроде безобидной  - обычный "арбитраж".               
                Хоронили в трех местах: Америке, Украине и в Подмосковье, его любимой Малаховке.
                - Ты был там, как ощущение? После "Аллеи Славы""?
                - Тяжелое. Кажется Шмидт и другие ребята из " Аллеи" смотрят сверху с укором на нас, на наше  время. Все не так, как им хотелось и мечталось...
          Пока мой друг, глядя куда-то вдаль пил остывший кофе, я вернулся к финальной части:
                «Под звуки импровизации скрипки, мужчина выходит на улицу. Идет к своему джипу. Минуту подумав, как-бы сверяя степень алкоголя, ухмыльнувшись уходит прочь. В руке бутылка французского коньяка. Он бродит между вокзальной площадью (трех вокзалов) и перроном. Потом, увидев бродягу в газетных лохмотьях, оставляет ему бутылку и уходит уверенной походкой вниз, в метро.
                Он принял решение - завтра с друзьями они закупят что-то важное для детей и детского дома, что в Подмосковье. Мысленно он видит удивленные лица детишек - воробышков и усталое, улыбающееся всеми морщинками лицо пожилой няни.
                Толпа. Наш старый знакомый музыкант отрешенно играет. Кто-то остановился и слушает. "Браток-бизнесмен" подходит к музыканту, бросает в его футляр сто долларов. Немного послушав, уходит. Поодаль, под стенкой стоит "наш студент". Чуть дальше передвигается Гарри - после выпивки хочется музыки и тепла.               
                Увидев купюру, музыкант собрал ее и остальные деньги. Защелкнул футляр, начал собираться. Звучит продолжение первоначальной, прологовой композиции " Переход ":
                "Но смолкает вечно шумный переход,
                Лишь сейчас напомнит о себе спина.
                Сколько жить еще - день, час, а дай бог год.
                Жизнь его, как ненадежная струна.
                Оттого рука, защелкнув свой футляр
                Снова тянется к баклажке на груди
              Каждый вечер тебе публика верна,
              Но у вас с ней очень разные пути,
              Но у вас с ней совсем разные пути......
               .
      Собрав свой скарб, выпив несколько глотков из баклажки, музыкант, лукаво улыбнувшись, подхватывает футляр и уходит. Музыка звучит без голоса в импровизации на основную тему.»

                ЭПИЛОГ

                - Концовка малообещающая. Давай, может пофантазируем и кого-нибудь перенесем в наше время, не меняя внутреннего сознания  90-х. Есть знакомые креоники...
                - Жень, в тебе все-таки ученый - археолог бурлит. Из предыдущей жизни. Здесь все серьезно. Ведь это целое поколение здоровых парней - естественный отбор: кто, как Гарри, на самое дно, кто приспособился и даже разбогател. Ну, а бунтари - авантюристы, в основном украшают многочисленные погосты. Ты же сам видел газету 1994 -года, - доллар 1980 рублей, сахар - 400 рублей кило. И по 2 кг на руки! Сейчас многие этому не верят. А зря! - распалился он. - Концовка многообещающая! Дети получили стимул и надежду!
                - А музыкант - Омар Хайям?
                - Лукавая улыбка музыканта, это, как многоточие. Ведь это один  из его дней, один блок его зарисовок. А история жизни продолжается и даст нам еще массу новых сюжетов, так что, не суди сразу  - голос моего коллеги теплел. - Музыкант  - подмигнул мне Саша - нам еще много чего расскажет.
         - Материал интересный, жизненный, а деньги есть? -Почти не сомневаясь в ответе спросил я автора материала.
         - Это вечный вопрос, увы. Я был даже на "Мосфильме" у серьезных дядек.
          - И что мэтры?
          - Порассуждали вслух, как это будет продаваться, и оценив работу в полмиллиона денег дяди Сэма, посоветовали поискать деньги на стороне. Тогда и поможем. Но отзыв дали положительный, в профнепригодности не обвинили.
          - Вежливый отказ, дипломаты. Ну и как предлагаешь действовать?
                - Снимать самим. На любые фотокамеры, гаджеты, монтировать и делать "пилот" или просто "черновики". Возможно, тогда и найдется инвестор.
                -Что ж, я думаю, что это нам по силам. Кое в чем я уже поднаторел -и  через выдох  добавил:
                - Ну что же, тогда еще по кофе. За начало воплощения! - завершил я затянувшуюся до последней электрички беседу.
                А уже в электричке меня охватило азартное предвкушение большого приключения. Пульс участился.
                Все-таки я азартный человек.
 
               Конец первой части. Продолжение следует.               


Рецензии