Рассказы о Буграх. Шевелёвы. Ч. 1

Род Шевелёвых, предков моих по материнской линии,  идёт от Егора, прапрадеда моего (более ранние предки мне не известны), и о котором мне тоже ничего не известно, кроме имени. О его детях, в том числе и моём прадеде Петре Егоровиче, известно со слов моей мамы Александры Леонидовны (в девичестве Мешковой), а ей об этом рассказывала её мама, Анна Петровна Мешкова (в девичестве Шевелёва).
 
Все они жили в старинном селе Бугры, которое в настоящее время носит название микрорайон «Бугринский» и является частью Кировского района города Новосибирска.
 
Был ли мой прапрадед Егор уроженцем села Бугры – мне неизвестно. Но дети его родились и прожили там. Фамилия Шевелёвых упоминается среди фамилий старожилов села Бугры. Определённо не могу сказать, что мои предки – из тех самых Шевелёвых, поскольку по-соседству с ними тоже жили Шевелёвы, которые не являлись нашими родственниками. Так утверждала моя мама, вероятно, со слов старших.

Пять детей было у Егора: три сына и три дочери. Старшего сына звали Матвей, среднего – Степан и младшего – Пётр. Две дочери Егора носили одинаковое имя – Пелагея. Одна из них была слепая. Их так и называли: Пелагея и Пелагея слепая.  По рассказам моей мамы, замужем они не были и обе провели свои последние годы в доме престарелых.
Третью сестру звали Настасьей Егоровной. У неё была семья и четверо детей, фамилию по мужу не помню.
 
Ниже привожу рассказ моей мамы, Александры Леонидовны Мешковой, записанный мной на листочках почти три десятка лет назад, в июле 1990 года.
Только в этом, 2018 году, я начала работать с этим текстом. Конечно, возникли у меня вопросы, увидела какие-то неточности и нестыковки в мамином рассказе. 
Думаю, после публикации будет возможность ознакомить с этим текстом более широкий круг людей, бывших и настоящих бугринских жителей, и тогда смогу  внести изменения в данный текст. 


РАССКАЗ Александры Леонидовны Мешковой, записан 12 июля 1990 года.

Родилась в Бугринской волости Новониколаевского уезда.  Дом, в котором мы жили (улица Кауракская, 14 – В.Т.), построил мой дед Пётр Егорович. Дед Степан жил в том доме, где сейчас живёт тётя Клава*, а дед Матвей – в том доме, где сейчас живут Пичуговы.

А где же их старый дом стоял? Дед Егор отделил всех трёх сыновей, они жили в отдельных домах. Про деда Егора я ничего не знаю, и где стоял тот старый дом - тоже не знаю.

Моя мама (Анна Петровна Шевелёва – В.Т.) говорила, что они были чалдоны. Я думаю, что чалдоны – коренное население Сибири. Занимались хлебопашеством, имели помногу скота. А хлеб возили далеко, чуть не до Урала. Продавали пшеницу на чай, керосин, ситец, а то и просто на деньги.  Когда Новониколаевск расстроился, появились купцы, стали продавать купцам.  На месте Новониколаевска было село Гусинка.

Все три брата Шевелёвых: и дед Степан, и Матвей, и Пётр были маленького роста. Матвей был меньше всех, но звали его «большак», так как он был старшим. За ним шёл дед Степан, а наш дед Пётр был самым младшим.  Мама рассказывала, что самым ленивым и хитрым был дед Степан. Как на поле поедут – он уж в избушке. Поговорить мастак, а эти – молчуны.

МАТВЕЙ

Дед Матвей был простой мужик. Где-то на сборне все кричат, и дед Матвей – тоже. Его спрашивают: «Дед, а ты чё кричишь?» - «Да чё люди, то и я!». Речь шла о покосах, кажется.
У него покосов было много, так как на каждый «рот» давали долю, а детей у него было много. Землю и луга делили на паи. Кто победнее, тем отводили вначале на дальнем поле. Затем договорились:  часть пашни отводить на дальнем поле, а часть – на ближнем. У нашей семьи тоже было два поля: ближнее и дальнее.

Дед Матвей был очень бедный. У него были единственные стёганые штаны, которые он носил и зимой, и летом, а втоки были до колен. Шапка заплатанная,  ухом вперёд.  Первая жена его умерла, оставив ему пятерых детей: Афанасия, Василия, Матвея, Марию, Пелагею. Он говорил: «Лучше погореть, чем овдоветь. На пятерых-то кто пойдёт?»
Дуня была незамужней, пошла на пятерых, да ещё ему четверых подарила: Филиппа, Ивана, Анну, Павла. В родне её считали неумехой. Рассказывали, она собралась кроить рубаху мужу, а тому нужно было идти куда-то. Дуня ему говорит: «Постой, Матвей, я на тебе ворот вырежу».

Мы звали её бабушка Авдотья. Умерла она после войны, когда её младший сын Паша, ровесник мне (с 1922 года рождения), женился. Сам дед Матвей умер не дожил до коллективизации, которая проводилась в Буграх с 1928 года. Авдотья одна детей поднимала.

Маме моей Паша был сродный (двоюродный) брат, а звал её тётя Нюра, двадцать лет разницы в возрасте. В детстве мы были с ним очень дружны. Он из лучин делал мне всякую кукольную мебель, лопатки. Его звали моим женихом. Кончилась наша дружба, когда мы в школу пошли.
Баба Дуня привела сына в школу и говорит учительнице: Ты на него не реви – он грамот’енный!»
Павел погиб в 1952 году, в возрасте 30 лет. Шёл с работы домой ночью через поле, на него наехала машина. Тогда от кладбища до Башни чистое поле было, ни огонька.


* Первоначально дома братьев стояли рядом, даже ограда была общая. Дом Степана стоял по улице Западной очень близко от моста через Тулу. Со временем река подмыла берег и образовался овраг. Чтобы дом сохранить, его разобрали и поставили вновь рядом с домом Григория Быкова, свёкра Клавдии Степановны Быковой (в девичестве Шевелёвой), дочери Степана Егоровича. Это было примерно в году 1947 или 1948. - В.Т.


После публикации (дополнения и уточнения).

1.Работая над продолжением Рассказов, я прослушивала записи наших с мамой бесед, и оказалось, что допустила неточности, говоря о дочерях Егора Шевелёва, родных сёстрах Петра Егоровича.
Незамужней была сестра Пелагея слепая. У другой Пелагеи была семья: муж Лаврентий Антипьев и приёмный сын Ваня. О судьбе Пелагеи Антипьевой и Вани пока не знаю, буду ещё узнавать у родственников.
Третью сестру звали Натальей (по записям 1990 года – Настасьей).  У неё были две дочери. Наталья также,  как её сестра Пелагея слепая, закончила дни в инвалидном доме.
(Запись сделана в апреле 2013 года).

2. У меня возникли сомнения в достоверности количества детей у Матвея Егоровича, решила уточнить и позвонила своему дяде Леониду Леонидовичу Мешкову, среднему брату мамы. Вот что он мне рассказал.

«У Матвея Егоровича было не девять детей, а семь. Называю в порядке от старших к младшим: Андрей, Василий, Пелагея, Мария, Анна, Иван, Павел.
Дети Андрея Матвеевича: Владимир, Александр, Клавдия*. У Василия Матвеевича четверо детей: Александр, Мария, Анатолий, Владимир. У Пелагеи (мама называла её тётя Поля – В.Т.) двое: Вера и Николай. У Марии - дочь Валентина и сын, имени не помню. У Анны – не помню, уточню. Иван родился в 1919 или 1920 году, погиб на фронтах Великой Отечественной войны, Павел – ровесник мамы, трагически погиб в 30 лет.
Точно не скажу, но от второй жены Авдотьи у Матвея было два сына. Возможно, и Анна – дочь его второй жены Авдотьи.

Теперь о сестре Матвея Егоровича – Пелагее Антипьевой. Её сын (Ваня) умер в 1935 году. Сама Пелагея умерла в возрасте 96 лет в доме престарелых, что находился в деревне Матвеевка (по направлению к Бердску).
 
О доме, где жила семья Матвея Егоровича. Первоначально дома трёх братьев – Матвея, Степана и Петра были все в одном дворе, только к Степану ходили со двора, а к Матвею – с улицы. Дед Матвей дом этот продал и вся семья переселилась на Выселок, там же, в Буграх». (Из моего телефонного разговора с дядей 11.02.2018).

Из Новосибирской Книги Памяти:

ШЕВЕЛЕВ ИВАН МАТВЕЕВИЧ, рядовой. Род. в 1918 (1920) в г. Новосибирске. Призван Железнодорожным РВК. 258 сд. Похоронен на станции Котлубань (балка Хуторная) Городищенского р-на Волгоградской области.

* Клавдия Шевелёва училась в одном классе с мамой. Она есть на фото 1936 года, шестой класс (см. Мамины рассказы о школе. Рассказ 1. Школьные годы. Мои учителя. – В.Т.


На фото: Старый дом Быковых-Шевелёвых в Буграх (?)
По утверждению Натальи Анатольевны Кушниковой (Шевелёвой), правнучки Матвея Егоровича,  - это старый  дом по ул. Западной, 17. По этому адресу жили ее родственники по отцовской линии, то есть потомки Матвея Егоровича.
(Фото из архива А.А. Нелидова)

 ПРОДОЛЖЕНИЕ: Рассказы о Буграх.  Шевелёвы. Ч.2 http://www.proza.ru/2018/02/01/1228


 Полная обновлённая версия 2022 года, включающая все четыре части, здесь:
Рассказы о Буграх. Шевелёвы  http://proza.ru/2022/02/24/1241


Рецензии
Привет, Вера. Начинаю по-немногу возвращаться к жизни.
Вчера заглянула на твою страничку. Сколько нового. Бугры...Читаю и словно слышу голос твоей мамы. Как же бережно ты подаешь материал. Умничка.
В силу обстоятельств мы вернулись домой. И я рада, что это произошло сейчас, когда какие то силы еще есть.

Наталья Еремеева   09.02.2018 05:53     Заявить о нарушении
Наташа, и я очень-очень рада за тебя!
Возвращайся окончательно и беЗповоротно!:-)))
Читай, пиши сама! Буду ждать нового у тебя!
С любовью,

Вера Третьякова   09.02.2018 17:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.