Интеллектуальный вызов?
В одном из философских словарей это понятие трактуется "как некая форма и порядок жизни, противостоящая варварству".
Оно возникло в античные времена, когда греки, а затем римляне всех, кто не вписывался в их культуру, принадлежал другим народам, называли варварами.
Можно подумать, что среди самих греков и римлян не было варваров, ибо в нашем сегодняшнем понимании варвары - это жестокие, необузданные, способные на всякие преступления и разрушения люди.
Но в то же время большинство людей, конечно, старается вести себя адекватно, то есть, цивилизованно - сдержанно, культурно, с понимаем интересов других граждан.
Но насколько далеко ушла от варварства сама цивилизация, которая породила множество стран и континентов, а те -её?
Вопрос не случайный, и не только потому, что существуют ИГИЛ, Талибан и прочие подобного типа современные варвары.
А в том, что сегодня о варварстве нельзя судить, исходя лишь из греко-римских трактовок.
Сегодня оно многолико и внешне часто ведёт себя вполне прилично, то есть, -цивилизованно. И тем страшнее могут быть его результаты.
Вот появилось такое словечко - "прекариат", а, вернее, целое явление под этим обозначением.
Его авторство приписывают профессору Лондонского университета Гаю Стэндингу, издавшему в 2011 году книгу "Прекариат.Новый опасный класс".
По его мнению, современное общество состоит из олигархата, салариата(когда люди заняты на постоянной основе и имеют гарантированный социальный пакет) и прекариата(когда люди заняты на временной, не отвечающей их профессионализму работе, без всяких социальных гарантий).
В западных страна,. где процент безработицы очень высок, представителей прекариата становится всё больше, ниже их по социальной лестнице лишь беднота и люмпены.
И вот учёные умы Запада стали размышлять над тем, как решить проблему прекариата. И придумали "гениальный" выход:раз работа временная, непрестижная, не по избранной профессии, зачем вообще работать? Тем более, что скоро роботы заменят людей, и потребность в последних будет всё больше уменьшаться.
Профессор истории из США Джеймс Ливингстон написал на эту тему книгу с длинным заглавием, первая часть которого гласит:"Нет работы".
"Большинство экономистов так ратуют за полную занятость и отсутствие безработицы, будто иметь работу - это некое самоочевидное благо,- пишет Ливингстон.- При этом они упускают из виду, насколько работа может быть опасной или унизительной, и сколько ресурсов может отнимать...Дерьмовая работа для каждого не решает социальных проблем".
"Такое положение дел - не просто экономическая катастрофа,- считает профессор,- но и моральный, и даже духовный тупик. Но одновременно его можно воспринимать как интеллектуальный вызов,- возможность представить себе будущее, где работа не закаляет характер, но структурирует жизнь и не является средством к существованию".
А на какие средства жить? Государство должно выплачивать таким людям минимальный базовый доход, а жизнь свою они будут строить сами:заниматься, чем хотят, например с детьми, волонтёрской помощью, ходить в спортзал, кино...
А где государство возьмёт средства на социальные выплаты? За счёт повышения налогов на богатых людей и корпорации.
Интересно, хотели ли были все эти "мудрые" профессора быть в роли бывших прекариатов? По сути, речь идёт о том, что очень значительную часть общества постепенно сведут на нет как личности, ещё при жизни вытолкнуть их на побочную линию цивилизации.
Это ли не варварство?
И в то же время гложет мысль:а, может, мы, наоборот, являемся свидетелями очередного этапа цивилизации, которое отнюдь не радует нас, но - "нас не спрашивают", она развивается по своим законам, отсеивая "лишних" людей?
Ведь она должна достичь каких-то неведомым нам высот, и, похоже, чем больше приближается к ним, тем меньше ей нужны люди, которых она заменяет машинами.
Но как же без людей? Кто же будет развивать технологию до самого высокого уровня?- Узкий круг людей высокого интеллекта, которые останутся и будут новой движущей силой развития, а прекариатов уже и в помине не останется.
И от этих "высоколобых" появится и новое, более развитое потомство.
Вот только, будет ли оно ещё и высокодуховным, неизвестно. Почему-то кажется, что нет. Как бы хороши не были машины, душу и эмоции живого человека они не смогут заменить.
Мир без человека скучен и уныл. И поэтому, наверное, цивилизации в конце концов завершают свой цикл существования, поскольку машинный мир, взявший верх над человеком, в конце концов приходит в негодность.
Может, так и заканчивали своё существование предыдущие цивилизации, а человек исчезал раньше, чем умирала она? Ведь никто не знает, когда человек появился на земле, как, каким образом, почему стали открываться разные виды его, а учёные упорно ищут и какое-то недостающее звено между ними?
Находят и удивляются, насколько иные виды близки к нынешним видам людей, а иные и превосходят весом черепа и мозга.
Так что же такое - цивилизация?
Не думайте, что знаете ответ на этот вопрос.
Свидетельство о публикации №218013001776