Слобода-Бешкиль. Рождество у Пяти озёр

Слобода-Бешкиль. Рождество у «Пяти озёр»


Вечером перед морозной рождественской ночью микроавтобус из Тюмени почти два часа вёз паломников в село с интересным названием в храм Рождества Христова на рождественскую литургию.  До службы оставалось более трёх часов, и это время дало возможность узнать историю церкви, осмотреть её интерьер. Гостеприимные сельчане угостили тюменцев чаем  в школьном зале-столовой, где стояла украшенная ёлка, и ожидали гостей ряды столов. Школа и церковь создали культурный и духовный центр села. Барельеф профиля организатора Октябрьского переворота на стеле во дворе школы белел в темноте на фоне стен храма.

У входа в церковь был сооружён большой  вертеп в виде пещеры-шалаша из веток. Внутри храма был оформлен рождественский уголок с детскими поделками. Заботливо побелённые стены держали на себе редкие и старинные иконы, бережно собранные и сохранённые в прошлые  времена. Не все иконы были отреставрированы, но это придавало им колорит древности и намоленности. Аккуратная компактность интерьера создала благостный уют и намоленную доброту. Чистый дощатый пол устелили  ковры.

Икону Илии, стоявшего на скальном камне, прихожане нашли в одном сельском доме, как прикрытие отверстия в стене, и с трудом уговорили хозяев отдать реликвию в церковь. Лик Казанской Божьей матери прибыл из села Покровского.  Узнаваемая Абалакская Богородица охраняла покой села.
На иконе два мудрых человека стояли в полный рост – один  средних лет, другой пожилой – их православные вспоминают тринадцатого февраля. В древности силой веры и лекарств они исцелили многих страждущих. Врач Кир познаниями и искусством был известен в Александрии. Он ушёл в пустыню от гонений императора Диоклетиана и там лечил молитвой. Воин Иоанн пришел к Киру и стал его помощником. Они духовно поддерживали христиан-мучеников. Градоправитель Сириан нашёл врачевателей и заставлял их отречься от веры, но ему это не удалось. Сириан подверг пыткам и врачей, и женщин, за которых заступались эти праведники.  Святых казнили, но они не отреклись от веры.

На скромном дощатом алтаре внимали празднику Рождества установленные иконы. Праздничную икону Рождества Христова густо украшали хвойные ветки, кашпо на полу держали собой белые цветы вперемежку с хвоей.  Храм был заботливо  прибран  в ожидании праздника и  гостей из Тюмени.
Порядок и традиции в селе оберегали казаки -  опора России. В селе Слобода-Бешкиль они стали передавать опыт служения Родине  кадетскому классу, в котором воспитывали три десятка разновозрастных мальчиков всей округи под патронажем  Тюменского клуба имени Александра Невского. Радовала выправка и дисциплина, уважение к православию и серьёзность юных кадетов, их духовно-нравственное воспитание. Мальчики всю ночь помогали священнослужителям в проведении церковной службы со знанием православных традиций. Они с честью носили как камуфляжную форму и кубанки, так и  церковные рясы во время литургии.
Служба началась в полночь. Сквозь  стены храма тихо протекал колокольный звон. Храм заполнился сельчанами, среди которых было  немало детей и молодёжи. Перед началом литургии служительницы читали тексты из книги проповедей.  Я узнала о том, как нёс свои дары четвёртый волхв Артабан.

Персидский ученый Артабан продал свой  дом  и купил три драгоценных камня: сапфир, рубин и жемчужину, чтобы преподнести их великому Царю. Но один камень ему помог спасти больного, от которого он узнал город рождения великого Царя – Вифлеем.  Другой камень дал возможность спасти ребёнка от гибели, и он от его матери узнал, что надо путь держать в Египет.  Артабан  долго искал Царя Истины и  бережно хранил жемчужину. Через тридцать лет  постаревший волхв услышал, что в Иудее появился  Посланник Божий и творит чудеса.  Поспешил Артабан в  священный город. Люди спешили на Голгофу, где привели на казнь Иисуса из Назарета, который называл Себя Сыном Божиим, Царем Иудейским. Артабан, рыдая, пошёл, чтобы выкупить Его у палачей, но жемчужиной  спас девушку от рабства. От камня, упавшего  на седую голову, Артабан упал  и, истекая кровью, шёпотом обратился к Господу.  Услышав голос с небес: «Истинно, истинно говорю тебе: что ты сделал ближним своим, ты Мне сделал», мудрец облегченно вздохнул и ушёл в мир иной. Господь принял  дары Артабана.

Служитель храма читал у праздничной иконы Евангельское послание апостола Павла. Певчие женщины старательно выводили молитвы. Многократное «Господи, помилуй» звучало медленно и выразительно.
Священник передал всем слова рождественских посланий патриарха всея Руси Кирилла и митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия. Добрые пожелания сводились к мысли – возрождению православия  и сохранению Родины, учёту ошибок прошлого, в котором за красивыми лозунгами открылись войны и беды. Каждый прихожанин из торжественных слов взял себе то, что ему по сердцу и в состоянии принять разумом. После литургии всем кадетам, достойно выполнившим свои обязанности по церковной службе,  вручили рождественские подарки.

В три часа утра после окончания службы всех прихожан, детей из кадетского класса и их воспитателей пригласили на трапезу в школьную столовую. В это раннее утро местные школьники показали возле ёлки небольшой спектакль - рождественскую сказку. Юные артисты показали с трогательной старательностью добрый и неожиданный сюжет о двух девочках, которых сопровождали ангелочки с крыльями и встречали волхвы в халатах и тюрбанах.
Ведёрки девочек по их делам и поступкам наполнялись подарками или камнями. В диалогах были уместны  поговорки и православные примеры. Финал был добрым: девочке в ведёрко, заполненное камнями, все положили подарки, потому что она осознала свои ошибки. Завершилось представление душевной рождественской песней, от которой наворачивались на глаза слёзы умиления:

"…В пещере ослик кушает овёс,         
В яслях лежит Христос,             
Осленок носом тянется к Нему,
Звезда глядит во тьму.
…Волхвы дары свои Ему несут,
За ними важно вслед
Верблюды длинноногие идут,
Звезда им дарит свет…"


Красивое название слободы Бешкиль переводится, как пять озёр.  В 17 веке году пришлые крестьяне заложили крепость-слободу у реки Исеть, и в середине девятнадцатого века там на средства прихожан выросла белокаменная церковь с тремя престолами Рождества Христова, Николая Угодника и Воздвижения Креста.
Строили всем миром. Из села Рафайлова завезли кирпич, по старинной технологии заводили раствор -  из извести, песка и воды. Связкой служили взбитые яйца, благо курочки в селе неслись исправно. Сельчане вложили свой  труд в постройку храма и бережно сохранили его историю, чтили имена всех  священников, каждый из которых много сделал для православной общины.
История сохранила сведения о том, что на этой станции  останавливался будущий император цесаревич  Александр Второй со своим учителем поэтом Жуковским.  Помнит станция пересадки ссыльных декабристов.
К началу двадцатого века Слободо-Бешкильское село Исетского района обустраивало свою жизнь, имелись училище, ряд магазинов, мельницы, мельница, маслодельня, кузница.

Двадцатые годы грозно прокатились по Исетскому району. В годы гонений на православие в ближних сёлах были уничтожены все храмы, и только церковь Рождества Христова уцелела и принимала прихожан на службы.
Недобрая сила уничтожения русского православия добралась до этого храма в послевоенные шестидесятые. Здание церкви стали бездушно и безжалостно разрушать рьяные партийные хозяйственники, проявив неуважение к ментальности русского народа и его истории, к труду сельчан,  возводивших храм. Снимались колокола, купола, осыпались стены. Но вера не ушла в забвение, хранились спрятанные иконы. Люди помнили имя своё – русский народ. Старую церковь  в годы гонений ушлые партийцы превратили в склад удобрений.

 Тысячелетие крещения Руси было началом защиты умиравшего храма. В девяностые годы двадцатого столетия, когда перестроечная туча накрыла страну, православная вера мобилизовала Россию,  стали восстанавливаться храмы.  Осенью последнего года уходящего века церковь Рождества Христова возродилась: разграбленная и  израненная разрухой,  была вновь освящена.
На Покров Богородицы прошла первая литургия. Народ выходил из небытия безверия. Сельчане восстанавливали разрушенное – начали с крыши. Казаки приводили церковь к прежнему виду. Пол пришлось вскрыть и заменить, так как в него просочились химикаты. Меценаты и благотворители от фирм помогли храму утварью и материалами, и  их имена с благодарностью помнит история села.

 В первом году нового века в декабрьский рождественский день на башенку храма поднялся новый большой купол, как покоритель космоса, впитавший звёзды. Победа над безумием и бездушием  восторжествовала блеском креста. На купольной башне  сельский монтажник бережно устанавливал символ православия. Подъёмный кран выполнял с честью свою обязанность под слова: «Господи благослови».  Когда купол встал на место, село выдохнуло слова: «Самое святое возвращается на место». Прихожане стали приносить сохранённые старинные иконы, намоленные прадедами. Начались церковные службы.

 До разграбления гражданской войной плыл над селом звон семи колоколов. Затем надолго замолк их голос. Помог в восстановлении звонницы композитор Александр Новиков: вложил свои средства в заказ на Урале девяти колоколов для маленького сибирского села.
Православное рождество пятого года нового века отметилось новыми колокольными переливами. Возродились крестные ходы и рождественские концерты. К празднику сооружали ледяные пещеры-вертепы.

Впервые православные провели обряд Крещения в реке Исеть, который начался крестным ходом. От храма с хоругвями и иконами степенно шли сельчане по снегу за батюшкой -  впереди дети в казачьих кубанках и белых рясах, женщины в шубах и валенках.  В ветренно-морозном воздухе звучали молитвы над деревенскими домами. Крепко стоял на льду высокий деревянный православный крест. Священник с кадилом освятил небольшую прорубь, окружённую плотным рядом сельчан, окунул в неё крестик, и из ведёрка окропил стоявших. Потом окунулся в ледяную воду, не снимая рясы. За ним последовали казаки, сняв одежду. Мальчики без боязни ныряли в прорубь.  Мужество согревалось верой.
Храм Рождества Христова, вставший  на защиту русского православия рядом со школой, стал стержнем добра, центром духовной и культурной жизни. Дети и инвалиды в интернате получали рождественские подарки.
 
Культура патриотизма воспитывалась в детях наряду с духовной. В дни празднования великой Победы мальчики, встав на колени, чтили память погибших сельчан возле памятника Славы. Их серьёзные глаза  светились гордостью за свою страну.
В маленькой Слободе «Пяти озёр»  с полуторатысячным населением, как и в каждом русском селении, было отчётливо видно, что женщины – это опора России, правильно воспитанные дети – светлое будущее страны,  казаки – крепкий каркас защиты Родины.
Село Слобода-Бешкиль – одна из маленьких частиц России, которыми крепка страна. Жители сибирской глубинки своими руками и сердцами бережно хранят историю и  берегут  душу страны.

2018-01-07


Рецензии
Спасибо. Прочитала с большим интересом.

Арина Петропавловская   07.08.2023 15:36     Заявить о нарушении
Да, Арина. В небольших селеньях можно увидеть много интересного и душевного)))

Ирина Жгурова   18.10.2023 21:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.