Детские воспоминания о еде и не только...

    
КАПУСТА.Выросла я на Сахалине, где сначала не было ни овощей, ни фруктов. Японцы, которых выселили  с южной части Сахалина, многое выращивали. Переселенцы привезли с собой скот, но он сдох от перемены климата, и тяжёлой дороги. Вырастить ничего не удавалось из-за постоянных дождей и короткого лета. Ели завезённую тушёнку, крупы, сухой лук и картошку, спрессованные в брикеты-круги. Прогорклое  подсолнечное масло привозили в бочках, был и комбижир. Помню праздник, когда мама привозила из Южно-Сахалинска вилок свежей капусты, и варила борщ.
МОЛОКО..Привезённые с материка коровы сдохли.  От японцев остались местные коровы, с огромным до земли выменем, широкие и приземистые.  Они давали огромное количество синего жидкого молока, так как  трава на сопках, в человеческий рост высотой, была очень сочная. Хозяева приобрели сепараторы и пропускали через него молоко – только тогда можно  было его пить. Помню, каждое утро, мама в постель давала мне тёплое парное молоко, которое приносила нам соседка.
МОЙ ПЕРВЫЙ ПРИГОТОВЛЕННЫЙ ОБЕД. Позднее сахалинские корейцы стали выращивать овощи  и свиней. Появился и в нашем городке базарчик, где продавали, в основном, чим-чу (корейскую острую капусту). Мама часто болела, и когда она уезжала  на материк на лечение, мы с папой готовили сами. Папа не имел кулинарных способностей – помню его кулеш «подпрыгивай и ешь»- густая пшённая каша с картошкой. В классе втором я у соседки спросила, как варить борщ и сварила сама первый обед под её руководством. Отец был очень доволен.
ДИКИЕ ЯГОДЫ. Зато диких ягод было очень много – черника, голубика, клюква, красника, малина, костяника, брусника. Но варенье не варили, т.к. не было сахара. Однажды, я ушла с соседкой в лес и никому об этом не сказала. Родители очень переволновались. Я принесла ведро красники - в простонародье её почему-то называли клоповкой, это ягода, которая чем-то похожа на клюкву, но с запахом земляники и очень кислая. Растёт только на Сахалине. Мама меня отругала, сахара не было и ягоду высыпали соседским курам.  Вареники с черникой и голубикой мама делала. Считалось высшим пилотажем отварить их так, чтобы ни один вареник не лопнул. Но это удавалось редко, и вареники, почти всегда ,были синие, но очень вкусные.
ЯЙЦА И КУРЯТИНА. Заводить кур мои родители не собирались. Но как-то у соседки курица высидела цыплят и я взяла одного в руки, чтобы посмотреть. После этого курица стала его нещадно бить ,и соседка отдала цыплёнка мне со словами «всё равно, убьет». Цыплёнок жил у нас дома, спал со мной или в пышной шевелюре отца, спрыгивая время от времени на пол, чтобы  какнуть. Потом, выросла красивая рыже-пёстрая птица, которая спала и ела из одной миски с собакой. Родители сказали, что Пипу (так мы его назвали) скучно и они купят для него кур. Папа сварганил хилый курятник, купили несколько курочек и петушка. Но Пип с ними общаться не стал, по-прежнему, дружил с собакой. Куры несли немного яиц, потом, яйца заканчивались на какое-то время, курица исчезала и приходила с цыплятками. Своих кур, мы есть не могли – они все у нас были с именами и каждая, со своим характером. Когда была необходимость зарезать курицу, родители менялись курицей с соседями. Но это было очень редко. Пип, оказался курицей, и закончил свою довольно долгую жизнь, в зубах у здоровеной овчарки, т.к. собак не  боялся.
КОНФЕТЫ. Конфеты на Сахалине были дефицитом, как и сахар. Их привозили с материка в буфеты райкомов на партийные конференции. Мои родители покупали сразу несколько килограммов впрок. Помню ириски, мятные конфеты, «Южную ночь». Как-то, пришли ко мне подружки и мы стали играть в магазин. Я знала, где лежит запас конфет, и  выволокла коробку наружу со словами,  « съешьте по одной и  будем играть, но не есть». Когда пришли родители, в коробке почти не осталось конфет – их все «купили».
РЫБА. Мама рыбу не любила и очень редко её готовила. Считалось, что самая лучшая рыба, это корюшка. Ловили её зимой. Пахла она свежими огурцами. Её жарили  непотрошёную, т.к. она шла на нерест не питаясь,  и  вялили- сотнями штук. Хранили в трёхлитровых банках. Горбуша не очень пользовалась дома успехом, свежую,  мама считала сухой. Изредка, делала фаршированную рыбу или котлеты с добавлением свиного сала. Запомнилась мне неприятная история с рыбой. Мама заболела. Дала мне последние деньги и попросила купить мандарин, которые привезли в магазин. Я пришла в магазин , там была огромная очередь. Стояли за мандаринами и рыбой навагой . Я отстояла в очереди больше часа, и когда она подошла, почему-то, протягивая деньги, сказала – наваги… Дома меня стали ругать за огромный кулёк с навагой. Мама растолковывала мне, что рыбу в нашей семье не едят, что она хочет мандарин, и заставляла меня отнести рыбу назад. Я плакала и обещала всё съесть сама… Рыбу, к конечном итоге,  мелко порубили и скормили курам.
КРАБЫ. На Сахалине, много было крабов, причём, огромных. Были экземпляры огромные -когда взрослый рослый мужчина держал краба за ноги – вторая половина ног краба лежала на земле. Так вот, мы семьёй садились за стол есть варёного красного краба. У каждого в руках – ножницы, которыми разрезали панцирь и доставали мясо, сочное, сверху окрашенное в цвет алого панциря и белоснежное внутри. Я больше никогда не ела таких вкусных крабов. То, что потом покупали в банках или замороженными упаковками в магазине – это не то. Однажды, родителям принесли четыре средних краба. Родители налили в выварку воды, поставили на печку, которая топилась углём ,положили крабов, закрыли крышкой и куда-то ушли. Я была в школе. Когда пришли, крабов в выварке не было. Они оказались живыми и вылезли из неё, когда вода нагрелась. Трёх крабов нашли быстро. Четвёртого не могли найти долго. Через несколько дней, он сам откуда-то вышел на высоких ногах на середину комнаты. За стойкость его пожалели и выпустили в море.
ЯБЛОКИ. Яблоки и вообще никакие фрукты на Сахалине не росли. Когда, кто-нибудь привозил яблоки с материка, детей угощали не целым яблоком, а дольками. Как долго мы сосали эти дольки, они казались нам вкуснее конфет. Когда, я уже училась в старших классах,  на остров стали привозить импортные китайские яблоки и мандарины,  упакованными в ящики с рисовыми опилками.
МЁД. Впервые мёд я увидела и попробовала в девять лет. До этого я думала, что сгущённое молоко – это мёд и удивлялась, что это не так – мед же  сладкий и густой. В девять лет меня родители взяли впервые на материк в отпуск. Мы объехали полстраны, побывали у всех родственников и , наконец-то, я увидела как растут яблоки, вишни и сливы. Попробовала арбуз и дыню и мёд. Мёд мне не понравился, сгущёнка показалась вкуснее.
ВИНОГРАД. Виноград был несбыточной мечтой. Как-то мама взяла меня с собой в командировку в Южно-Сахалинск.  На обратном пути с нами ехала женщина, которая в бидоне везла виноград, отдельными ягодками. Как мне хотелось его попробовать. Женщина  показала виноград, но не угостила. Виноград  родители купили в поезде, когда мы ехали в отпуск. Он мне очень понравился  и я его очень много съела и объелась.


Рецензии
http://world.lib.ru/k/kulikow_e_a/sahalinskajaedadoc.shtml

Люда привет!
Я каюсь... украл у тебя этот рассказ про крабов. Извини. На суде признаю себя виновным в нарушении копирайта. Однако, я РАНЬШЕ тебя это опубликовал, используя твои устные рассказы.

Я давно к тебе не заглядывал. Вижу много нового. Успеха
Женя

Евгений Аркадьевич Куликов   24.04.2020 23:06     Заявить о нарушении
Очень тебе рада. Интересно прочитать твой вариант. Спасибо, что зашёл на мою страничку. Успеха и тебе. Люда.

Людмила Зембицкая   24.04.2020 23:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.