Отшельник-глава1

Дервиши, дервиши едут ,кричала толпа детей выбегая из  узких улиц  на майдан в центре аула. Где уже появился первый ишак ведущего караван дервиша. Караван был в самом деле внушительный, хотя дервишей там было мало. Караван состоял из 150 вьючных животных – лошадей,мулов и ишаков. Если не считать  пеших в караване. Караван был из Персии и следовал дальше в горы Аварии и в Кази-Кумух. В составе каравана были и несколько аульчан которые присоединились к каравану по пути.
       Караван сарай находится около майдана и имел внушительные размеры.Рядом с караван – сараем располагались всевозможные мастерские – дуканы  - ювелиров, медников, обувщиков и кузнецов если не считать целую кучу дуканов смешанных товаров.
       Приход каравана – это всегда важное событие,караван приносил с собой разные новости из большего мира не считая товаров . Обычно по прибытии  каравана банщик растапливали  печи в хаммаме грея воду, прислуга проворно готовила для клиентов необходимое. Одним словом было шумно и весело. Больше всех  радовались приходу каравана цирюльник и банщик,ибо они знали что с начала все должны искупаться и бриться а после  путнику пройдут по дуканам и  чайханам.
   Несколько  ишаков по приезду каравана сразу отделились от каравана и продолжили путь  наверх к Ханаке который стоял выше майдана около мавзолеев святым угодникам веры. Это были суфийские монахи – дервиши.Их легко можно было отличить от всей толпы по своему одеянию – по остроконечным колпакам и латанным и перелатанным в разноцветные заплаты халатам. Чем больше заплат на халате тем почетнее и знатнее бывали дервиши.Им не был писан никакой закон ибо они никогда ни при каких обстоятельствах никогда не делании зла никому.Они готовы были при первом – же зове о помощи отдать последнее нуждающемуся  при этом сами могли целыми сутками не есть не пить и при этом не теряли самообладания и силу. По повадкам ишаков видно было что они не в первый раз посещали Ханаку, ибо животные уверенно ступали наверх чуя ночлег и корм.Дервиши – же шли им во след, не торопясь иногда они останавливались переговаривая со встречными горцами, приветствуя их.Солнце клонилось к закату,в аул возвращались те кто был на полевых работах, на ремонте дорог и мостов,на заготовке угля и дров.Вместе со всеми возвращалась в аул сельская знахарка Бегим-султан, довольно пожилая горянка которая еще держалась не давая старости слишком близко к ней подступиться. На ней вместе с несколькими горцами и горянками лежало бремя здоровья горцев аула если не считать ее старую мать Махтумага-ади , которая тоже иногда подсобила им если у них не хватало опыта и знаний в их деле. Старуха в последнее время плохо видела и по ее рецепту  Бегим-султан в последнее время собирала необходимые травы и коренья для ее лечения. Махтумага –ади часто лечила людей заклинаниями которых она читала со старой ветхой книги, выучить которых нельзя было ибо в книге было написано что если пропустить хотя-бы одну букву заклинания то заговор может иметь обратную силу вплоть до смерти или больного или знахаря.
Аул –точнее город с шестидесяти тысячным населением находился в шести переходах от Гнцаха /Ныне Гянджа/,имел статус культурного и административного центра гор, где проживали многое и многие вольные общества со своими адатами-законами и административными границами.Жили горцы в мире и дружбе, помогая друг другу при необходимости и что было удивительным – тогда горцы не делились на лакцев, аваров или кумыков а просто назывались Хунзахцами,Кази-Кумухцами или Цахурами.Каждый уважающий себя горец имел кунака-брата в соседних аулах и далеко за пределами общества часто они становились близкими родственниками. Обычно любой горец мог свободно говорить на всех наречиях гор или хотя-бы на двух-трех наречиях обществ населяющих соседние горы и общества. В то времена в горах был святой обычай введенный в статус закона – расселять провинившихся горцев в соседних обществах и принимать таких –же от других обществ у себя.все это привело к тому что в каждом ауле жили представители разных обществ и джамаатов- что исключало междуусобные распри  среди обществ.
     В городе через определенное время созывали ижлас-общий сход всех жителей для решения назревших и злободневных вопросов. Таким образом горцы решали самые разные вопросы экономического и политического характера. Духовенство тогда не имело диктата, но все прислушивались мнения алимов, которые знали как и когда  решали подобные запутанные вопросы  в прошлом и привязывали такие решения ко времени.В зависимости от того какой вопрос стоял на повестке дня – соответственно и вступали те кто имел отношение к подобному вопросу, при регулировании цен на товары овцеводства слово держали крупные барановоды и торговцы,регулировании цен на товары полеводства вступали собственники пахотных земель и торговцы – таким образом регулировали цены на товары повседневного спроса –вводя фиксированные цены на все. Что особенно бросалось в глаза-в горах никто не жил чужим трудом,презирали ложь и обман. Все было на виду. Особым статусом пользовались ученики и студенты всевозможных школ при мечетях и факихи медресе.Горцы презирали невежество и старались избавиться от этого порока.Каждый ремесленник считал своим престижем иметь при себе несколько учеников – подмастерьев. Обычно в подмастерья отдавали отроков с 9-10 летнего возраста. Условия обучения были очень интересными и забавными, до настоящего времени я знаю людей которые  проходили обучение у лудильщиков, гончаров,пешекаров, плотников и войлочников. Труднее всего приходилось ученикам лудильщиков и войлочников. Ученикам лудильшиков приходилось целыми днями драеть медную посуду тем самым при помоши обычного речного песка скаблили с посуды ранее нанесенное олово- одним словом он был типа ручной пескоструйкой. Ученикам войлочников приходилось  целыми днями катать войлок при этом приговаривая в такт разные словосочетания. Родители же учеников никогда не вмешивались в дело учебного процесса. Интересными были условия договора на обучение той или иной профессии. Примерно –столярному делу обучали десять лет.Первые два года ученик должен был выполнять все работы по хозяйству мастерской, за что получал бесплатное питание и одне пару одежды – рабочей. Следующие два года ученик получал одну десятую часть выручки мастерской,бесплатное питание и одежду, таким образом каждые два года прибавляли по десятой части. Часто после пяти лет учебы мастер мог не работать в полную отдачу – работали его подмастерья. Одним словом через пять лет учебы подмастерья могли сами зарабатывать и себе и мастеру при этом получая от лично заработанного не более половины. Мастер у которого было несколько подмастерьев мог и не работать, в свою очередь он брал других учеников чтобы  всегда мог иметь под рукой помощников. Припеваючи жили подмастерья  у златокузнецов и ювелиров, там через пол года обучения мастер мог исключить ученика как не  имеющего таланта с последующим переводом к меднику или лудильщику. Талантливые ученики сперва делали не мудрую работу и по мере накопления опыта получали более сложную работу под присмотром мастера. Что интересно серебро и золото для работы подмастерья  в первые годы обучения представляли родители ученика. В горах особо ценилась работа оружейника и чтобы попасть  в ученики к оружейнику сперва надо было обучиться кузнечному делу и поэтому у оружейников были и кузнечные мастерские где изготавливались всевозможные изделия – гвозди, подковы ,серпы и прочие необходимые в хозяйстве изделия. Часто многие ученики становились хорошими кузнецами и оставались ими до конца. Тяжела была доля тех учеников которых отдавали грызть гранит науки.Сперва они попадали к обыкновенному мулле в квартальную мечеть, там их обучали  чтению корана. На этом их учеба заканчивалась и на это уходило не более двух-трех лет. Особо одаренные отроки обучались  этому за год с лишним – им открывалась дорога в медресе к серьезным знаниям. После медресе если ученик осваивает материал с отличием то его на этот раз уже община или джамаат отправлял  дальше на арабский Восток ,в индию или среднюю Азию на учебу к светочам  науки того времени. Обычно такие молодые люди пропадали на многие годы и возвращались на Родину уже известными учеными и богословами. Многие и многие сыновья гор не возвращались после скитаний по просторам мусульманского Востока,часто попадали в плен к разбойникам и оказывались на невольничьих рынках Индии,Турции и Сирии. Или просто становились суффийскими бродячими монахами – дервишами ,при этом, иногда посещая свою родину. В таких случаях они приносили с собой ценные фолианты редких книг,рецепты лекарств или секреты алхимиков или секреты других областей производств. Таким образом библиотека знаменитого медресе «Низамия» в Цахуре пополнялась редкими книгами не имеющих аналогов в других библиотеках мусульманского мира..Часто среди рукописей обнаруживались манускрипты тибетских ученых,письмена  и рукописи на неведомых языках написанные неизвестными  алфавитами.Библиотека учебного заведения насчитывала несколько сот тысяч единиц книг и рукописей.
        Ишаки дервишей остановились у коновязи Ханаки, их встречать вышли прислужники , притом они знали клички нескольких животных, ибо не редко приходилось кормить их сеном и ячменем. Среди дервишей было принято обмениваться транспортом – в пустыне верблюдами, в горах лошадьми и ишаками. Во все времена дервиши пользовались исключительно ишаками ибо ишаки были неприхотливыми к корму, выносливыми и редко болели.Особый статус ишаков –упрямство давало дервишам шанс что их не угонят как лошадей и при нападении на караваны разбойников они не трогали и не уводили ишаков зная их упрямый норов , ибо на ишаке далеко не ускачешь. Часто разбойники уводили лошадей и верблюдов с их вьюками а ишаков не трогали. Получалось так что дервиши оставались при своем и не ограбленными. Обычно разбойники боялись трогать дервишей зная что дервиши были способны одним движением руки наслать на них проклятие и всевозможные напасти.Бывало что дервиши спасали целые караваны от разбойников.Многие из дервишей оказывались при необходимости сильными воинами,отменными стрелками из лука и были знакомы с секретами бесконтактного боя,пользовались бумерангом с особой ловкостью и метали ножи как циркачи. Дервиши знали все караванные дороги,места привалов с колодцами для воды, близкие к караванной дороге оазисы. Они могли  точно предсказать погоду, при большой необходимости найти скрытую под песками воду, добыть огонь  оказывать первую помощь раненным и больным. Самое главное они гонялись за знаниями обычными и изотерическими. Они были мистиками и волшебниками.

Во след за ишаками подоспели к Ханаке и дервиши.Они став в один ряд подняли руки к небесам и прочли дуа обращенную к усопшим шейхам и к тем кто был погребен на кладбище рядом с мавзолеями. После умылись и вошли внутрь.Ханака – своего рода постоялый двор для странников, со всем условиями, но в отличии от караван сараев тут все было бесплатно-ибо все Ханаки мусульманского мира принадлежали их ордену –ордену Ханака.Почти при всех постоялых дворах Ханака служили шейхи-управляющие хозяйством и бюджетом двора. Средства поступали от населения в виде пожертвований и от членов ордена, часто членами ордена становились влиятельнейшие члены семей правящих династий мусульманского востока. Под латанными и перелатанными халатами  многих дервишей оказывались шелковые наряды вельмож сшитые золотом , перстень простого дервиша иногда мог стоить целого состояния.Состояние ордена не уступала казне небольшого государства но, дервиши жили очень скромно и готовы были делиться с каждым тем, кто нуждался в помощи и покровительстве.
На самом краю города чуть отдаленно от других строений стоял домик , лишь стена обращенная к югу была рукотворной. Остальная часть дома была вырублена в скале и никто не знал сколько комнат в доме. Дом принадлежал знахарям из покон веков и служил для горцев больницей. В доме жили теперь знахарки – Махтум-ага ади с дочерью Бегим-султан. Они имели лицензию на лечебную деятельность от самого джамаата. Им помогали  управляться  небольшим хозяйством  весь джамаат. Их хозяйство ограничивалась– клочком пашни и небольшой отарой овец с ишаком. Если в Ханаке оказывались дервиши то первый визит они делали в этот дом, притом дервиши приходили не с пустыми руками-приносили  с собой снадобия и всевозможные микстуры в затейливых колбах и мензурках. Часто дервиши привозили рукописи и лечебники от разных болезней и недугов. Уносили с собой дервиши рецепты лекарств,настои и отвары всевозможных целебных трав и минералов.Одним словом происходил обмен опытом.
И на этот раз,после обеденной молитвы дервиши направились к Махтум-ага ади. На плечах одного из дервишей находился увесистая переметная сума – хьбга.


Рецензии
Интересное начало. Хорошо написали об ученичестве. Учеба всегда нелегка, но без нее не обретешь профессию, не станешь самостоятельным.
Приятен Ваш стиль, неторопливый, обстоятельный, сродни восточной жизни. С уважением, Александр

Александр Инграбен   24.05.2018 01:47     Заявить о нарушении