Книга Игра Гол Предисловие

Здесь на сайте proza.ru впервые будет опубликована моя книга "Тактическая игровая модель европейского футбола игра ГОЛ"
Вы можете мне писать
мой эл. адрес uvfabox@gmail.com
 
Буду признателен за оказание помощи проекту

в издании книги
в изготовлении выставочного образца игры
в создании нового сайта
в организации соревнований по игре гол

Аннотация к книге"Тактическая игровая модель европейского футбола игра ГОЛ"
Большинство книг о футбольной тактике являют собой бесчестную порчу леса,
пишущие о футбольной тактике люди в большинстве своем с предметом тактика современного футбола знакомы плохо и вовсе ни, потому что у них нет игрового или тренерского опыта, а потому что они никогда не играли в игру Гол.
Именно модель европейского футбола игра Гол дает те знания и понимание игры футбол, которые так необходимые и тренеру и игроку и журналисту и комментатору, что бы понимать эту Великую игру футбол.
Перед вами самоучитель игры ГОЛ. Его автор, Борис Макаров, предлагает  совершить увлекательное путешествие в мир тактики, алгебры и геометрии футбола . Вам предстоит пройти путь от знакомства с правилами игры до умения пользоваться типичными приёмами и проводить красивые комбинации. Все темы иллюстрированы тщательно продуманными примерами.
В книге с иллюстрациями более ста страниц которые будут выкладываться в течении года на этом сайте

Предисловие

Восьмой чемпион мира по шахматам Михаил Таль не раз отмечал что футбол как игра на порядок выше по интеллекту, чем шахматы.
В 1978 году прочитав высказывание Михаила Таля возникла идея создания игры футбол подобной шахматам пошаговый футбол
Игра создавалась долго и всё время уступала шахматам по многим компонентам и только начиная с 2001 года созданная мною игра "Гол" по многим игровым параметрам стала как говорил Михаил Таль на порядок выше по интеллекту, чем шахматы.

Игра "GOAL" это игровая модель футбола по своим стратегическим, тактическим характеристикам
превосходит все существующие подобного рода игры, и шахматы, в том числе

Игра в " GOAL" является одной из лучших интеллектуальных игр, лишена фактора везения и случайностей, всё полностью зависит от игрока. Оба соперника изначально находятся в равном положении, и только продуманные ходы выводят одного из них в победители.

Игра "GOAL" - это отображение логических действий, которые по характеру напоминают шахматы, а по испытываемым эмоциям во время игры, - футбол. Существуют два варианта этой игры, виртуальный(компьютерный, телевизионный) и настольный (как шахматы).


В основе игры "GOAL" лежат футбольные правила, это настоящий футбольный менеджер, где двое играющих (выполняющих роль тренеров команд) соревнуются между собой. У каждого тренера имеется 10 фигур полевых игроков,один вратарь и помимо этого еще еще 8 запасных игроков и один запасной вратарь.

"GOAL" - уникальная стратегическая игра.
Игра основана на принципах моделирования тактики, стратегии всех игровых ситуаций большого
футбола. Соблюдены пропорциональные особенности футбольного поля, физическая динамика
игровых действий игроков и противника, все правила и философия Настоящего Спорта. Факторы
вероятности отскока мяча, ошибок и везение являются неотъемлемыми элементами игры.  дает
уникальную возможность для профессиональных футболистов, тренеров и всех любителей футбола
тестировать результативность тех или иных игровых действий.


В данной игре возможно осуществление абсолютно всех действий, которые используются в большом
футболе: короткие и длинные пасы, отбор мяча, офсайд, пенальти и многие другие.
Неотъемлемыми составляющими игры являются интуиция, концентрация, обдуманный риск, а также
спортивный дух. Игра способствует формированию социально благоприятной среды проведения
досуга и прививает любовь к спорту


"GOAL" - это футбольная стратегическая игра для многочисленной армии почитателей Футбола и
интеллектуальных игр.
"GOAL" - дает возможность моделировать футбольную тактику и стратегию.
"GOAL" - - это игра в которой каждый человек становится творцом, является Игроком и
Тренером искусным Защитником и стремительным Нападающим, , в режиме реальных ощущений,
познает многие тонкости Великой Игры.
"GOAL" - это игра, в которой Футбол, во всем его невероятном многообразии становится
доступным для каждого человек.

--- Автор игры GOAL Борис Макаров рассказывает о созданной им тактической модели европейского футбола, поделился своими взглядами на футбол. В общем, в беседе с журналистом было еще много чего интересного. Впрочем, судите сами.
   
--- Автор игры Борис Макаров назвал игру "GOAL"
но получить патент на такое название не было возможности
и по настоянию спонсоров игру назвали "GoGOAL"
 
--- Шахматный футбол, футбольный менеджер, виртуальный футбол, футбол по переписке,
какое из этих названий ближе к игре "GOAL"?

Б.М. Игра "GOAL" - это модель европейского футбола,
где учтены все тонкости этой игры, от размеров поля до
силы удара по мячу футболиста. В игре "GOAL"
приемлемы все тактические схемы и технические приемы
реального футбола.
Динамика игры максимально приближена к действиям реальных
футболистов на поле. Основная эстетическая идея игры -
разрешение конфликта в пользу логики, и справедливости.
Борьба начинается в равных условиях и ведется соблюдением
правил, одинаковых для всех участников.
Эта игра - не на удачу (это не бросание кубиков как в
нардах, не карты и не домино), а на равную борьбу умов
(как в шахматах).
Правила игры наполнены внутренним смыслом и логикой.
Успех в игре "GOAL" основан на правильной
оценке позиций, на интуиции, на способность к
нестандартному мышлению, мгновенному подсознательному
перебору и оценке различных вариантов. Игра учит с
уважением относиться к сопернику, проникать в его замыслы,
предвидеть его действия и готовиться к ответу на них.

--- И все же в игре присутствует кубик, что отодвигает ее
от игры логической, и приближает к нардам, рулеткам,
итд

Б.М. Нет это не так, если игроки разного уровня никакой
кубик не поможет не только забить гол но даже ударить
по воротам, я например играя с более слабым противником
специально делаю удаление двух игроков и забиваю голы
только вратарем, а противник не может ударить по пустым
воротам или   просто отнять мяч,
когда я разрабатывал игру даже и не помышлял о кубике,
более того игры в которых есть кубик, те элемент везения
мне неинтересны, люблю игры где есть стратегия и логика,
а кубик попал в игру случайно, с начало чтобы более
реально игра походила на футбол, кубик применил для
пробития пенальти и только но позже пришел к выводу
что использовать кубик, для дальнего удара не вредит игре,
так как возможную траекторию полета мяча можно просчитать,
но а если вы не хотите рисковать,
то применяйте только короткие передачи и обходитесь без
применения кубика,
правда путь к воротам противника будет более тернистым
и долгим, конечно кубик отталкивает многих любителей
интеллектуальных игр, которые увидев кубик даже не
вникая в правила игры теряют к ней интерес, да я сам
ярый противник кубика просто футбол без элемента
случайности
это уже не футбол, а моя игра очень на него похожа


--- И все таки трудно понять как игру на макете перенести на реальное футбольное поле


Б.М. Да к сожалению вы правы большинство тренеров бывшие футболисты далекие от математики и геометрии люди у которых большой профессиональный опыт игры футбол свои укоренившиеся взгляды на футбол но этого не хватает если нет понимания тактики современного футбола и чтобы там не говорили о техническом мастерстве и физической подготовке игроков в футболе главным является тренер а игроки это вспомогательные инструменты для достижения целей и выполнения задач поставленных тренером другое дело что инструмент может быть плохим и тогда воплотить в жизнь даже самый лучший тактический план будет очень проблематично.

--- Вашей игре присутствуют такие
технические приемы как удары через себя, толчки,
подкаты, прыжки вратарей?
 

Б.М. Да, все эти приемы присутствуют в игре "GOAL",
как и штрафные удары, пенальти, замены и др. только все это
выглядит условно, так как техника владения и удар по мячу,
толчки, подножки в моей игре иная, подобно тому, как
виртуальных играх вы принимаете условия джойстика или
клавиатуры, вы же не бьете по мячу а нажимаете на нужную
кнопку
В игре "GOAL" фигуры футболистов
передвигаются руками, но ходы фигур записываются,
и запись этих ходов преобразуется в сценарий для
компьютерной программы, которая потом выводит на
экран монитора готовый футбольный матч.

--- И что, нет никакой разницы между реальным футболом ?


Б.М. Нет, разница конечно есть, но не значительная.
Правило о положении "вне игры",  более точно сформулированы и не так "размыты"
как в реальном футболе
И еще одно отличие,короткий пас всегда точный, а точность дальнего удара зависит не от технического мастерства футболиста а от показания кубика(впрочем в реальном футболе при нервном напряжении и отсутствия времени удары с дальней дистанции и длинные передачи тоже чаще всего лотерея).

--- Судя по вашим словам, можно сделать вывод, что ваша
игра может служить пособием для футболистов и тренеров?

Б.М. Да, все, что происходит на поле в игре "GOAL",
вполне осуществимо и в реальном футболе, я имею ввиду
разыгрывание комбинаций, выбор места и др. Отличие составляет
лишь то, что в реальном футболе исполнение технических
приемов у всех игроков разное, а в игре "GOAL"
одинаковое и зависит только от мышления тренера (игрока
который передвигает фигурки). Вообще, эти две игры могут
взаимно дополнять друг друга. Какую-то комбинации из
реального футбола можно применить в игре "GOAL"
и наоборот.многие тренеры и футболисты профессионалы могут
повысить свои знания в тактике и стратегии футбола
 
--- Исходя из ваших слов хороший игрок в игру "GOAL" будет разбираться в игре футбол не хуже профессиональных тренеров с лицензией UEFA?

В тактическом плане даже получше них потому что опытный игрок это минимум более ста игр  проведенных с сильными соперниками и это тактическое понимание игры не дадут вам ни курсы ни школы тренеров ни значительный игровой опыт на высшем уровне.

--- А вы хороший игрок в игру которую создали?

Б.М. Человек создающий игру и хорошо играющий это не совсем одно и тоже создатель снайперской винтовки это не снайпер хотя стрелок наверно хороший ну по  шахматным квалификационным  меркам чуть выше первого разряда КМС где-то так
 а если сравнивать с футбольными тренерами то моё тактическое понимание футбола намного превосходит всех без исключения элитных тренеров России это не бахвальство а вывод после многочисленных просмотров игр с участием их подопечных и в клубах и сборных команд.
У них нет построение вертикалей и диагоналей нет выстраивания и сопровождения траектории мяча нет коллективного отбора умения выходить из высокого прессинга и много другого.

--- Ну если вы такой специалист может поделитесь взглядами на современный  тактический футбол

Б.М. Ну могу если только не вдаваться в детали а такой  краткий обзор.

В осовремененном футболе сейчас исходя из существующих правил и размеров поля и ворот можно выделить два направления.
Тотальный футбол план "А"  игра первым номером маневрирование короткий пас контроль мяча яркий пример Пеп Гвардиола и второй футбол Лобановского план "Б" игра вторым номером крепкая защита и разящая атака яркий пример Мауриньо Симеоне.
А также различные вариации и совмещения плана "А" (атакующего) и плана "Б" (безопасного)
- Должна ли команда доминировать во владении мячом по ходу игры для того, чтобы выиграть матч?
Сильнейшие команды стараются строить свою игру на тотальном контроле, когда мяч передается от игрока к игроку без существенного риска потери владения, с целью постепенно прижать противника к его воротам.
 - Но все же команда, которая долгое время контролирует мяч, в конечном итоге должна извлекать из этого пользу. Длительное владение мячом имеет смысл только тогда, когда оно приводит к созданию голевых ситуаций. Существуют команды, которые контролируют мяч 60% от игрового времени матча, при этом взамен не получая абсолютно ничего  не найдя путей к воротам противника. Многие полагают, что на поле остается все меньше игрового пространства для творчества. На самом деле это не так. Даже если соперник выстраивает массивный защитный блок перед своей штрафной площадью, то вы сразу получаете большую часть поля в свое распоряжение. После чего полузащитники атакующей команды могут своими перемещениями и действиями с мячом спровоцировать соперника выйти вперед или же сместиться в сторону, что в конечном итоге приведет к открытию игрового пространства, которое атакующая команда сможет использовать в своих целях. К большому сожалению, большинство команд не обладают необходимым пониманием игры, как нужно двигаться на поле как открываться для того, чтобы спровоцировать соперника открыть игровое пространство.
Но  возможно контролировать игру без длительного владения мячом на половине поля обороняющейся команды. Они играют в более скоростной и вертикальный футбол,
можно контролировать игру, атакуя или защищаясь. Но вы всегда должны стараться держать игру под контролем во время оборонительных действий, так как вы заранее можете определить, на каком участке поля позволить противнику атаковать.
Контролируя игру, вы всегда должны иметь главную цель, которая заключается в забитых мячах.
На сегодняшний день многие тренеры стремятся к тому, чтобы свести к минимуму применение вертикальных проникающих передач, которые следуют из линии полузащиты. Они пытаются расставить своих игроков по горизонтали, а затем за счет активного движения вингеров стараются создавать голевые моменты.
Вы как тренер должны точно знать, какие игроки есть у вас в наличии. Нужно постараться определить, какой группой игроков вы собираетесь строить свои атакующие действия, затем вы должны выделить ключевые позиции в своем построении.
- движение нескольких полузащитников вперед, в то время как остальные остаются на своих позициях;
- один из крайних полузащитников при атаках смещается в центр, в то время как второй остается на фланге;
- если один из крайних защитников активно идет вперед, то второй остается в обороне для оказания поддержки центральным защитникам.
Если же вы используете построение  в виде ромба, где один из центральных полузащитников уделяет больше внимание обороне, а второй в свою очередь играет с акцентом на атаку, то такая схема, на мой взгляд, может создать больше проблем для соперника. Один из недостатков такой формации является то, что смещая своих игроков ближе к центру, вы оголяете фланги, что может привести к потере ширины. Так что вы должны придумать механизм, чтобы исключить этот недостаток или получить от этого какую-либо компенсацию.
Я думаю, любая команда должна стремиться к тому, чтобы качественно контролировать мяч по ходу игры. Главный вопрос, как этого добиться? Центральные защитники перемещаются с мячом, они готовят атаки. Они стараются располагаться, как можно шире для приема мяча, после чего крайние защитники выдвигаются в линию полузащиты. контролируя мяч, центральные защитники должны спровоцировать противника выдвинуться вперед для оказания прессинга. Если это происходит, то центральный защитник, владеющий мячом, должен быстро отдать передачу на своего партнера в центре защиты, после чего должна последовать вертикальная передача. Но не на полузащитников, которые могут располагаться спиной к мячу, а в зоны расположенные между линией защиты и полузащиты соперника, куда часто перемещаются  или же передача может последовать сразу в направлении форварда. Затем следует скидка мяча в центр или на фланг.
- Как вы будете строить свою атаку, если ваш противник будит выстраивать массивный защитный блок перед своей штрафной площадью?
Ювентус, например, в большинстве случаев выстраивает оборону на своей половине поля. Они практически не применяют активный прессинг на чужой половине поля. Главная идея заключается в том, чтобы закрыть пространство перед своей штрафной площадью, позади линии защиты и стараться поймать соперника в офсайдную ловушку за счет синхронных действий в обороне. Сегодня большинство команд защищаются подобным образом.
Нейтрализация ваших вертикальных передач не является для них сложной задачей, потому что они очень компактно выстраиваются всей командой перед мячом, где расстояние между линией защиты и нападения составляет 30-40 м.
Таким образом, вы вынуждены строить свою атаку с применением коротких передач. Центральные и крайние защитники начинают атаку серией подготовительных передач на своей половине поля. И вот уже все готово для продвижения вперед, но вы просто не знаете, как доставить мяч в линию полузащиты или нападения. Соперник за счет плотного расположения игроков в обороне лишил вас игрового пространства на своей половине поля, перекрывая вам все вертикальные магистрали для атаки.
  Вы должны спровоцировать противника открыть игровое пространство для себя. К сожалению, большинство команд не умеют этого делать, а это является одним и важнейших факторов в футболе.
Как бы соперник не закрывался, его игроки всегда думают о том, чтобы отобрать у вас мяч. Вы всегда должны помнить об этом. Нужно использовать мяч, как приманку.
 для создания игрового пространства в атаке. Главная идея заключается в следующем: серией коротких передач вы переводите мяч с одного фланга на другой. Для сохранения компактности, ваш противник вынужден постоянно следовать за мячом для того, чтобы выстроить массивный защитный блок на фланге, куда движется мяч. Это приводит к тому, что открывается некоторое пространство на фланге, из которого мяч начал перемещаться в горизонтальном направлении на противоположную сторону поля. И вот это пространство вы должны всегда использовать в своих целях, за счет быстрой доставки мяча в открытую зону, назад на противоположный фланг.
Вы должны стараться постоянно перемещать мяч в горизонтальном направлении с одного фланга на другой в подходящем ритме. В конечном итоге это может вывести вашего противника из себя. Один игрок из обороняющейся команды может  начать атаковать вашего игрока с мячом, тем самым открыв игровое пространство за своей спиной, которое вы всегда должны стремиться использовать для продвижения атаки. Вы также можете спровоцировать одного из игроков противника открыть свою зону, начав двигаться с мячом прямо на него, таким образом бросая ему вызов вступить в единоборство с целью отбора мяча.  считает, что умение провоцировать соперника с мячом для создания игрового пространства в атаке является важнейшим фактором в футболе.

--- В игре  "GOAL"довольно сложные правила
и трудно научиться сразу играть в нее.

Б.М. Характер у игры шахматный и правила игры не сложнее шахматных при желании и упорстве можно выучить правила и применять их в игре в течениии недели при условии что вы знаете футбольные правила
Сергей Галицкий в краснодарской академии футбола использует шахматы  для развития игрового мышления у юных футболистов.
Почему не используется ваша игра ведь она больше приближена к футболу
или комбинаторика шахмат более эффективна?
Можно сравнить шахматы и гол, какая из этих игр лучше? Естественно, "по-настоящему" сравнить может только тот, кто разбирается и в Гол и в шахматах, только он может достаточно объективно подойти к данному вопросу, а тот кто играет или разбирается только в чем-то одном, конечно, выскажется субъективно;
Давайте сравним эти игры.
По количеству возможных сыгранных партий, игра гол
превосходит шахматы. Для сравнения в шахматах 20 начальных
ходов, а в игре "GOAL" более 20000, кроме того начальное
положение
фигур известно заранее и составляет всего один вариант,
а в "GOAL" более 2000 приемлемых вариантов начальной
расстановки фигур.
В шахматах пешки не имеют право ходить назад, фигуры ходят по разному с разными ограничениями, в игре Гол нет никаких ограничений любая фигура может делать ход на любое поле в радиусе 4 клеток, а траектория мяча в радиусе 5-15 клеток,
что делает невозможным просчитывать игру дальше 1-2 ходов да и то весьма приблизительно в то время как в шахматах можно просчитывать 5-10 ходов вперед.

В шахматах один ход это один темп(передвижение фигуры) одного игрока и один темп другого игрока.
в игре Гол  один ход это 14 темпов (передвижение 14 фигур)одного игрока и один темп  14(передвижение 14 фигур)темпов другого игрока т.е. один ход в Гол это четырнадцать ходов в шахматах.
Преимущество первого хода, несоизмеримо мало, по сравнению
с шахматами, где черные с первых ходов в не завидном
положении,
и только заученные книжные ходы, спасают от шахматной
программы
игра по многим параметрам превосходит шахматы, включая
тактику и стратегию,
а по эмоциональному воздействию и красоте, не уступает им.
если и дальше проводить аналогию с шахматами
то в игре  присутствуют  тактические и
технические приемы

• Ловушки
• Отвлечение
• Игра в защите
• Игра в нападении
• Игра на флангах
• Борьба за центр
• Овладения пространством
• Неожиданные тактические удары

Основные тактические и технические приемы в игре:
• Система игры
• Отвлечение
• Отрыв
• Игра на выходе
• Игра в защите
• Игра в нападении
• Обводка
• Длинный пас
• Дриблинг
• Прессинг
• Игра в стенку
• Угловой удар
• Аут
• Удар от ворот
• Отвлечение
• Выбор места
• Игра на фланге
• Игра в центре
• Офсайдная ловушка
• Стандартные положения

И нет таких элементов как повторение ходов,
вечный шах, патовых позиций, отсутствует цейтнот,
зато присутствует соотношение сил, разница в счете.
Вариантов позиций в гол - больше на несколько порядков. Почему в гол больше вариантов? Очень просто из-за размера доски. В шахматы играют на доске в 64 поля, а полная доска для гол 24х19 = 456.
игра по многим параметрам превосходит шахматы, включая
тактику и стратегию,
а по эмоциональному воздействию и красоте, это просто
настоящий футбол
А Сергей Галицкий как и многие другие просто не знает о существовании игры
Я неоднократно пытался связаться со всеми футбольными академиями по электронной почте выступал на футбольных конференциях посылал издательствам чтобы выпускали игру но нашим замечательным тренерам и чиновникам иновации не нужны.
В компьютерную игру  ФИФА играют миллионы её включили в реестр многих национальных федераций футбола только умение управлять джойстиком мало что дает футболисту и тренеру.
Недостаток знаний в области тактики игры, мешает росту мастерства футболиста.
Если мы хотим быть лучшими в мире футбола в ближайшие десятилетия то назрела
необходимость изучения игры Гол в школах подготовки спортивного резерва
Только тактически грамотные футболисты профессионалы могут приводить к победам во всех футбольных турнирах и на долгие годы быть лидерами мирового футбола и создать гегемонию российских футболистов на международной арене


--- В вашу игру можно играть также как и реальный футбол,
я имею в виду разыгрывать кубки, проводить чемпионаты?

Б.М. Да, только это все намного проще осуществить чем в реальном
футболе. Не нужны стадионы, большие затраты средств,
чемпионаты можно проводить по интернет. Футбол - это
коллективная игра, а виртуальный футбол - индивидуальная,
и по этому многие проблемы, связанные с отношением с
коллективом, отпадают. Если человек захотел играть в
в игру "GOAL", ему не нужно ничего кроме желания
играть. Нет ограничений в возрасте, в физических данных,
игра более демократична и справедлива чем реальный футбол.
Так в реальном футболе выдающийся игрок не всегда
"завоевывает" те титулы, которые он заслуживает,
если играет за слабую сборную или за слабый клуб,
потому что, многое зависит от коллектива в котором
он играет. В "GOAL",  все зависит
только от самого игрока.
Игра "GOAL" -  это новый вид спорта,
который может сделать «игру миллионов» еще более
интересной и захватывающей для болельщиков всего мира.
В игре "GOAL" приемлемы почти все тактические схемы и технические приемы реального футбола. Динамика игры максимально приближена к действиям реальных футболистов на поле, что дает возможность, записанные с помощью нотаций партии, преобразовывать компьютером и выводить на экран телевизора как теле-трансляцию реального футбольного матча.
Внешне теле-трансляция игры "GOAL" будет намного зрелищней, чем реальный футбол, потому что это заранее спланированное телевизионное шоу. При виртуальном воспроизведении игры все игроки, зрители двигаются на экране по заранее написанному сценарию (по записи сыгранной игры), который полностью соответствует реальному воспроизведению теле-трансляции футбольного матча, где учитываются малейшие подробности игры (выстраивание стенки, выкрики тренеров и т.д.). На телевизионном экране можно будет сделать театрализованное шоу, так любой человек сможет купить лицо футболиста судьи или зрителя, то есть надеть фотографическую текстуру своего лица на футболиста, зрителя или судью, присвоив ему свое имя и фамилию, что безусловно будет вызывать дополнительный интерес к игре. В этом мероприятии могут принимать участие все, без ограничения в возрасте и независимо от пола.
Игра "GoGOAL" - это новый вид спорта. Возможность проводить турниры подобные реальному футболу (Лига чемпионов, чемпионаты Мира и Европы и т.д.) через интернет, открывает для игры большие перспективы.

--- Чтобы вы хотели сказать в заключении

Б.М. Игра "GOAL" это своего рода футбольный sorting который отберет игроков или тренеров с хорошим комбинационным зрением которые быстротой мышления на футбольном поле будут опережать соперника в правильности действий и скорости и принятие решений.
При правильном преподавании тактики футбола с помощью игровой тактической футбольной модели игры GOAL успехи на молодежных и юношеских турнирах придут в ближайшие пятилетия как это было с испанскими футболистами наши воспитанники будут превосходить всех соперников в тактическом умении даже тех же испанцев которые сегодня бьют всех тактикой игры.
Поэтому вопрос о необходимости внедрения в школы подготовки спортивного резерва в футболе игровой тактической футбольной модели игры GOAL это вопрос быть или не быть нам на дороге, ведущей к футбольному Олимпу!
Если мы хотим при нашей жизни видеть Россию лидером мирового футбола то нужно действовать незамедлительно.

Однако вернемся на несколько десятилетий назад, когда взаимный интерес футболистов и шахматистов друг к другу был еще ярче. Легендарный вратарь Лев Яшин интересовался баскетболом, шахматами и фехтованием. Любовь к шахматам проявилась в раннем возрасте. Будучи поклонником Михаила Ботвинника, юный Яшин хотел даже стать его преемником. Позже шахматы помогли ему лучше просчитывать действия соперника на футбольном поле. 

Известно, что 9-й чемпион мира Тигран Петросян был страстным болельщиком «Спартака» и в целом большим знатоком футбола. Говорят, даже мог партию быстрее закончить вничью, чтобы успеть посмотреть матч любимой команды.


-го чемпиона мира Гарри Каспарова на футбольном поле наверняка известны любому начинающему шахматисту.

Всегда оригинальный Давид Бронштейн считал, что «футбол как игра на порядок выше по интеллекту, чем шахматы».

Любовь к футболу не угасает у прославленной Ноны Гаприндашвили, которая смотрит почти все крупные матчи и готова обсуждать их в любой компании и в любое время. Говоря о грузинских спортсменах, отметим, что игрок тбилисского «Динамо» и сборной СССР Манучар Мачаидзе в молодости играл в шахматы и даже участвовал в чемпионате столицы.



Знаменитый футболист, заслуженный тренер СССР Анатолий Бышовец регулярно приходил на матч Ананд – Гельфанд, проходивший в Третьяковской галерее в Москве.


Борис Гельфанд – известный любитель футбола, болельщик «Барселоны». Известно, что после победы на матчах претендентов 2011 года в Казани израильскому гроссмейстеру подарили билеты на матч его любимой команды!

А вот Магнус Карлсен болеет за вечного соперника «Барсы» – мадридский «Реал». Чемпион мира пошел еще дальше Бориса: он не только порой присутствует на матчах, но однажды даже сделал символический первый удар за свою любимую команду.

Норвежец и сам обожает поиграть в футбол, а иногда даже пинает мяч между партиями. Фотографии босоногого гроссмейстера на этапе Grand Chess Tour в Калькутте облетели сеть в считанные минуты. Не случайно одним из первых тренеров Магнуса был гроссмейстер Симен Агдестейн, который выступал не только за шахматную сборную Норвегии, но и за футбольную!

Карлсен – постоянный участник футбольных баталий на супертурнире в Шамкире. Компанию чемпиону любят составить Петер Хайне Нильсен, Денис Хисматуллин, Шахрияр Мамедьяров, Александр Грищук, Веселин Топалов и другие. Даже деликатный Дин Лижэнь был замечен на футбольном поле.

 
Если за шахматной доской свои эмоции выразить не так легко, то на футболе наш брутальный чемпион себя обычно не сдерживает и, конечно, всегда хочет победить.

 
Известно, что Магнус Карлсен играл выставочные партии не только с Биллом Гейтсом и Марком Цукербергом, но и с защитником «Ливерпуля» Трентом Александром-Арнольдом.

 
Ярые футбольные болельщики в России – Ян Непомнящий, Евгений Томашевский, Сергей Карякин и, конечно же, Никита Витюгов. Без комментариев питерского гроссмейстера в Твиттере не обходится практически ни один крупный футбольный матч. А вот как Никита ответил на один из вопросов немецкого журнала Schach:

- С кем вы с удовольствием поменялись бы судьбами на один день, и почему?

- Любопытно было бы выйти на футбольное поле в качестве игрока в ответном матче плей-офф Лиги чемпионов.

Играют в футбол и девушки. Любители шахмат не могли пропустить фотосессию Эльмиры Скрипченко в футбольной форме для рекламы шахматной Бундеслиги.


Футбольные тренеры также считают не лишним применять шахматные навыки. Так, Пеп Гвардиола утверждает, что шахматы помогают формулировать новые стратегии и тактику. Испанский журналист Марти Перарнау писал в одной из своих книг, что тренеру «Сити» интересен, например, подход Магнуса Карлсена к дебютам.


Бывший тренер сборной России Фабио Капелло также считает, что футбол и шахматы в чем-то похожи. «В футболе и шахматах многое зависит от качества имеющихся в твоем распоряжении игрока или фигуры, правильной расстановки. И для того чтобы выиграть матч, всегда нужно придумать, подготовить для соперника что-то неожиданное», - сказал он в одном из интервью.


Не случайно менеджеры «Зенита» обратили свой взор в сторону шахмат. Клуб сотрудничает со Спортивной федерацией шахмат Санкт-Петербурга: они совместными усилиями проводят турниры, сеансы и встречи гроссмейстеров с воспитанниками «Газпром-Академии». Юные футболисты пытаются через шахматные принципы раскрыть логику происходящего на зеленом газоне, учатся анализировать ситуацию и стратегически мыслить.

1 декабря впервые в истории РПЛ на «Газпром Арене» прошёл товарищеский матч по шахматам между командами болельщиков «Зенита» и «Спартака». Команду хозяев возглавляли Максим Матлаков и Кирилл Алексеенко, а москвичей – Ян Непомнящий и Евгений Томашевский. За доску сели также первый заместитель председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Александр Жуков, президент Федерации шахмат Москвы Сергей Лазарев, гроссмейстер и журналист Эльмира Мирзоева и другие.

Шахматный поединок завершился победой москвичей, а вот на футбольном поле победу отпраздновали хозяева. Но, как мы знаем, в тот вечер в Питере было очень жарко.

Предприниматель Сергей Галицкий любит и футбол, и шахматы. Российский миллиардер – кандидат в мастера по шахматам, он регулярно проводит сеансы одновременной игры с воспитанниками футбольной академии своего футбольного клуба «Краснодар».

При внимательном изучении темы становится очевидно, что у шахмат с футболом немало общего, а новые технологии и социальные сети способствуют их большему сближению.


Рецензии