Лето в полярке

Снабжение Чукотки необходимыми запасами угля и продовольствия в советское время начиналось как только тронется лед в Анадырском заливе. Поход в подобный рейс торговые моряки называли просто «поляркой». Время «полярки» начиналось приблизительно в июле и заканчивалось в сентябре. За короткий срок в 2-3 месяца полярного лета надо было успеть выполнить программу обеспечения Чукотки необходимыми товарами народного потребления , главным из которых был уголь.

Разумеется мука и сухие овощи, консервы и теплые вещи, да и другие товары первой необходимости тоже входили в каталог перевозимых грузов на сухогрузах большой судоходной компании «ДВ пароходства».
«Полярка» мне нравилась и было очень интересно увидеть своими глазами наш север. Неброскую красоту природы из лишайников, мха и небольших карликовых деревьев более напоминающих кудрявые кустики. Было интересно познакомиться с суровыми климатическими условиями проживания чукчей , с небольшой частью их нравов и обычаев.
Позже мне доводилось не раз бывать в тропиках , но разве могут яркие , колоритные краски тропиков конкурировать с размытыми , пастельными тонами нашего севера.

Мне посчастливилось побывать почти во всех населенных пунктах, а вернее портах Чукотки, начиная с Анадыря ( Берингово море) и заканчивая Тикси (море Лаптевых).
Первый раз по прибытии на Чукотку в Анадырь и затем в Провидение, меня удивило присутствие там научных сотрудников из Ленинграда, ныне Санкт- Петербурга . Они часто путешествовали с нами в качестве пассажиров из одного населенного пункта в другой. Контраст был ошеломляющий : с одной стороны ученые из Ленинграда и с другой чукчи.

Так в «полярке» нежданно- негаданно мы познакомились с учеными -ленинградцами, которые всем морякам единодушно понравились своей добропорядочностью и простотой. Вечерами мы собирались за чашкой чая для познавательных бесед на интересные темы и не только о Чукотке.
Итак , мы грузились углем в Магадане и , огибая Камчатку, перевозили уголь на Чукотку. Один рейс мне особенно запомнился своим необычным событием.

Пришли мы в порт Эгвекинот и встали на рейде. Уголь с судна на берег перевозили на большой самоходной барже. Сделав один рейс с углем , моряки по прибытии на судно сообщили, что на берегу они видели большого кита.
Все, кто не был с ними на берегу, загорелись желанием посмотреть на кита. Мне тоже очень захотелось увидеть живого кита. Желающие , в том числе и я , быстренько устроились на барже и начали вглядываться в прибрежную полосу, где лежал кит.
Когда баржа уже почти подходила к берегу, все увидели со стороны чукотского поселка, бегущих к киту чукчей : взрослых и детей.
В руках у них поблескивали большие остро заточенные ножи.

Однако причалив к берегу, мы обнаружили только останки от лежавшего "здесь и сейчас" большого кита. Чукчи за мгновение ока обработали кита так, как и не снилось ни одному виртуозному повару. Счастливые они «пировали» с сырым мясом и кожей кита , не отходя от его скелета.
Нам предложили кусочки кожи , и мы решились попробовать, что же это за «лакомство», которое с удовольствием грызли чукотские детишки.
Кожа напомнила мне вкус кокосового ореха. У него такой вкус, не перепутаешь ни с каким другим.

Не привлекательная , серо-черная с внешней стороны кожа, с внутренней оказалась на удивление приятной. Ах ! вот почему чукотские детишки такие розовощекие! Все витамины тропиков есть у кита !
В те времена массовая добыча китов была уже запрещена, но для чукчей китобойный промысел разрешался и обеспечивал их традиционными продуктами питания. Охотились чукчи на китов, моржей и тюленей.
Надо заметить, что чукчи основное население Чукотки. Есть еще малочисленные эвенки и коряки, но для нас они так же не различимы ,как китайцы от японцев.

Пока наши матросы выгружали с баржи уголь и отбивались от молоденьких чукоточек, которые приставали к ним с поцелуями, нисколько не стесняясь своих собратьев по разуму. Мы решили прогуляться до населенного пункта. Его картина выглядела удручающе.
Первое, что запомнилось , невыносимый запах от развешанной для вяления рыбы. Проще назвать это вонью. Пришлось прикладывать носовые платки, чтобы хоть как-то перебить вонючий запах и все же посмотреть как живут чукчи. Бытовало мнение, что перед вялением рыбы, чукчи закапывали ее в яму, чтобы она слегка протухла. Называли такую рыбу «копалькой», что в какой –то степени объясняло «ароматный» запах развешанной рыбы.

А чукчи, тем временем , сидели возле своих яранг или чумов и каждый занимался чем-то своим , не обращая никакого внимания на нас. Будто никто и не зашел на их территорию. Видимо они уже привыкли к «бледнолицым пришельцам». Только одна старушка- чукча , дымящая папироской, пускала в нашу сторону кольца дыма. Наверное окуривала нас от злых духов (улыб).
Рядом с чумами стояли деревянные домики, навязанные чукчам для жилья, но в них никто не жил. Скорее даже они использовались совсем не по назначению.
Все это мне напомнило североамериканских индейцев, которым пытались изменить образ жизни в надежде , что они забудут свои традиции и усвоят обычаи белых людей.

И тех красивых, традиционных чукотских костюмов , которые можно было увидеть на концертах или в кино, здесь ,увы, не было.
Серо- коричневая , засаленная одежда напоминала скорее неопрятное тряпье нищих оборванцев.
Мы срочно заторопились на баржу, чтобы не дожидаться следующего рейса.

Еще в «полярке» мне понравилась стоянка возле мыса « Зеленый нос». Мы там охотились на диких уток и ловили рыбу с белым мясом , по вкусу не отличающуюся от красной , а может и вкуснее ее. Никто не знал название рыбы , но этот факт не помешал нам засолить «белорыбицы» несколько бочек и с удовольствием лакомиться вместе с родными по возвращении в любимый порт.
Дикие утки пришлись мне не по душе. Трудно общипывались и пахли рыбой ,хоть с картошкой готовь, хоть без. Выражение «уха из петуха» имеет наверно корни отсюда.

 Многие из нас впервые увидели там гору- мираж и решили подойти к ней поближе. Гора казалась рядом, но сколько мы к ней не шли , она не приближалась, все была рядом. Контур горы виделся четким и ясным и совсем не был похож на мираж в нашем понимании, как нечто расплывчатое в туманной дымке.
А когда нам стали встречаться скелеты то ли собак, то ли других животных , мы сразу повернули назад. Стоит ли рисковать жизнью из-за призрачной горы- миража ?!

Возможно, сейчас на Чукотке многое изменилось, ведь я описала «полярку» далеких, советских 70-80 х годов.

Спасибо за внимание !


Рецензии
Очень интересно и познавательно! Пишите еще!

Людмила Захарова   10.02.2018 21:42     Заявить о нарушении
Моя любимая тема о море ) Благодарю, Людмила )

Марта Дорофеева   15.02.2018 15:48   Заявить о нарушении