Это страшное слово - школа

                ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО -   ШКОЛА               
               
                Если бы небо услышало молитвы детей,
                на свете не осталось бы ни одного живого               
                учителя.    
                Персидское изречение               
               
                Учитель должен иметь максимум          
                авторитета и минимум власти.
                Томас Шаш               
                (американский психиатр) 

             Название статьи отнюдь не случайно, как бы ни пытались сегодняшние преподаватели его оспорить. Лицо школы изменилось до неузнаваемости в самую худшую сторону, и если когда-то она что-то давала, то сегодня отнимает всё и даже надежду.  Дети, как правило, потеряли интерес к учебе уже в начальной школе и это не странно, потому что лучшим учителем ребёнка является он сам. Он научит себя гораздо быстрее, чем сегодняшние педагоги, с пеной у рта и грозной линейкой в руке, пугающие детей на протяжение 12-ти лет экзаменами, которые треть страны сдать не может, за редким исключением тех, кто готовился с репетиторами. Зачем тогда она нужна эта школа, с дивизией педагогов, где ученье не клеится? Кому они нужны, эти горе- «наставники?» Посудите сами… Общая сумма способностей почти всякого класса колеблется около некоторого среднего уровня, при котором можно достигнуть приличных результатов, и если успехи класса ниже, то виной тому не плохой состав учеников, а плохие качества господина педагога. Как правило, можно принять, что последний знает свой предмет и владеет соответствующим материалом, но не всегда он умеет сделать его интересным. Вот где корень зла, потому что если преподаватель распространяет вокруг себя дыханье скуки, то в такой атмосфере всё захиреет. Умеет учить тот, кто учит интересно, кто излагает свой предмет, хотя бы и самый отвлечённый, так, чтобы в душе ученика зазвучали ответные струны и ни на минуту не засыпала его любознательность. Умеет учить тот, кто ведёт урок интересно, занимательно и порождает внимание учащихся, окунает их этим в сферу интереса, но об этом все начисто забыли. Или никогда не помнили.  Чего же не хватает учебному процессу? Давайте разберёмся.               
           Что такое любовь? Это всего лишь химическая реакция в мозге.  А что такое интерес? А это то же самое. Это химическая реакция, свершающаяся во время эмоционального всплеска и открывающая путь ко множеству нужных нейромедиаторов, которые, направляемые особой энергией,    поступают в кровь и стимулируют появление особых гормонов, последние же широкой волной влияют на обмен веществ и другие физиологические функции, вызывая быструю и долгую смену функционального состояния организма. Затем появляется волна эмоций, вслед за ней - удивление.  Это эмоциональная реакция на внезапные обстоятельства, что порождается резким увеличением нервной стимуляции, оно напоминает ощущение от слабого электрического удара, что рождает…   интерес!  Да! Именно интерес, которому необходимо уделить особое место в учебном процессе, т.к. именно от степени заинтересованности зависит эффективность познавательной деятельности. Не случайно латинский термин interest переводится, как «иметь значение».  Он - основа мотивации достижения, мотивации "к", - к успеху, к цели, к реализации желаний и идей.  Он стимулирует действия, приобретение новых навыков и знаний, лежит в основе открытий, развития мышления. Вот почему, когда в классе царит интерес, то в головах учеников рождается прозрение. У некоторых это вызывает рождение креативного начала, у других требует более глубокого анализа, потому что из неврологического взгляда интерес активизируется нарастанием градиента - возбуждения нейронов. После   интерес вместе с познавательными структурами и ориентациями направит познания и действия, и ученик будет уже учить себя сам.  Только дайте ему точку опоры, остальное он проделает самостоятельно.  А что происходит с учащимися школ сегодня, когда время изменило ход событий и связанные с ними задачи, а педагоги сами стали нуждаться в помощи и оказались более беззащитными, чем их ученики, но только стыдятся   признаться в этом. Сегодняшней школе уже не нужен просто педагог-наставник, а необходим учитель-соперник.  Посудите сами.  Раньше мы с вами толпились в библиотеках, копались в книгах до седьмого пота, отыскивая нужную информацию для презентации материала. А сейчас этого не нужно. В настоящее время   этой информации столько, что она просто мешает своим обилием и сегодня важно понять, что учеба в современной школе должна выглядеть по-другому, иначе чем вчера.  Сейчас обучение — это, по сути, поток ненужной,  и бесполезной информации   и, если   ученик сегодня имеет реальную возможность выбрать откуда черпать знания, увы, он часто совершает выбор не в пользу учителя, а последний на фоне современных технологий выглядит скучным ретроградом, и шансов быть интересным у него все меньше. Наверное, именно поэтому элитные школы оснащены мультимедийными досками, смарт-телевизорами и компьютерами. И даже в окружении этих технологий учитель теряет конкурентоспособность. Ведь не секрет, что с ролью накопителя и транслятора информации компьютер и интернет справляются лучше и школе надо это принять и перестроить свои кадры на то, чтобы стать скорее путеводителем, гидом, сопровождающим ребенка в мире информации. Иначе "перекормленный" информационным потоком ученик всегда сыт по горло и познавать новое не захочет, точно так же, как ребенок, наевшийся конфет, не будет кушать суп. И это первая причина отсутствия мотивации к обучению. Настало время не просто для учителя, а учителя-соперника. Не надо давить на ученика, заставляя зубрить 200-300 дат по истории, он легко сможет их найти, имея в кармане телефон с интернетом. А сегодняшние педагоги никак не могут смириться с этим и, если     начинают с учеником словесные баталии, то очень часто в них проигрывают. Представьте себе такую картину. В классе N учеников, которые научились самостоятельно мыслить и принимать решения, и один из них   выражает вслух свое несогласие. В ответ обязательно услышит: «Ты как со мной разговариваешь, хам?» А в таком вопросе скрыт и сам ответ: «Так, как Вы этого заслуживаете.» Вывод один – нет в сегодняшней школе учителя, умеющего     направить     мысли учащихся к анализу, к открытию в себе самом творческих начал и научить его не УЧИТЬ, а УЧИТЬСЯ и чей   высокий авторитет приведёт к желаемым результатам. Об этом говорилось не раз и не только мной, но отсутствие малейшего изменения к лучшему - налицо.
             Сейчас считаю нужным, просто необходимым перейти к другому, не менее важному вопросу в образовательной сфере, и если я – никакой не авторитет для множества кабинетов Министерства просвещения, то может быть мнение гения Эйнштейна поможет поколебать их неприступные стены.
             В одной из бесед об общей системе мира гений-теоретик Альберт Эйнштейн, чей дух и сегодня парит на всех высотах, обнаруживая космические черты, касался и вопросов образования, и я не могу не привести некоторые из них, в надежде, что это поможет пролить свет на сегодняшний мрак, царящий в современной школе, нуждающуюся срочно в   комплексной реанимации.  Касаясь необходимых школьных реформ, он отметил угнетённое состояние на уроках математики. «Действительно, - сказал учёный,- есть много вполне интеллигентных людей, которые в математике словно поражены каким-то тупоумием и которым эти уроки прямо отравили школьную жизнь. Есть множество врачей, юристов, историков, литераторов, которые до самой старости видят во сне математические ужасы. Их страх вполне понятен. Плохой латинист имеет всё-таки некоторое понятие о латыни, невежда истории знает хоть о чём идёт речь, но для нематематика уроки математики – это настоящая пытка, борьба с какими-то непостижимыми тайнами, которые преподносятся ему на совершенно непонятном языке. Он должен отвечать на вопросы, самого смысла которых он не понимает, решать задачи, в которых каждое слово и каждая цифра смотрят на него какими-то зловещими загадками. А кругом сидят ученики, для которых всё это игра, и из которых иные могли бы даже одолеть всю школьную математику в два-три месяца.  А это   создаёт такой контраст между воспитанниками, который для некоторых может стать прямо трагическим. Поэтому я приветствовал бы реформу, которая разъединила бы то, что не должно быть вместе, и привела бы учебные планы в возможно большее соответствие со способностями учащихся.  Такое разделение уже проведено во многих странах Европы».            Неужели надо быть обязательно гением, чтобы это понимать??? Ведь существуют же специальные математические школы?!  Я часто вспоминаю тех ребят, которые, сделав выбор, шли в музыкальный техникум, где свою мечту уже не возводили в квадрат и не извлекали из своего будущего квадратный корень. Они были счастливы, потому что занимались только своим любимым делом и, с глазами полными надежд, смотрели в сторону консерватории.    А кого это сейчас интересует?  Сегодняшние преподаватели, для которых ученики всегда – знак Х, думают иначе. Они в один голос доказывают, что доминантсептаккорд будет звучать куда лучше, если будущие музыканты усиленно    будут заниматься математикой. Вот родители и начинают метаться от мыслей: как оплатить репетиторам за физику, химию и математику, сдувая пыль с нот и книг по музыкальной гармонии. И ещё, Бог знает, сколько учеников по каждому предмету, следуя специальной программе, должен пропустить компьютер, а скольким испортить жизнь…  А разве не это имел в виду Альберт Эйнштейн, когда говорил: «Конечно, нельзя оставить без внимания и особые наклонности ученика, тем более, что они обыкновенно проявляются очень рано – под влиянием собственных способностей, примеров в семье и других обстоятельств, определяющих выбор будущей специальности. Поэтому я стою за то, чтобы в учебных заведениях, особенно в гимназиях была введена «вилочная система», так чтобы примерно после третьего класса молодой человек мог выбирать между двумя путями. Если учащийся замечает в себе особый интерес к тому, что называется humaniera, то пусть ему будет предоставлена возможность углубиться дальше в гуманитарные дисциплины, при этом он должен быть освобождён от других работ, которые при его особом складе, могли бы его только угнетать и мучить.»  Разве это не   правильно?
            «Укажу ещё, но на самое главное, - продолжил учёный, -  нужно экономить время; всё излишнее, изнуряющее, всякая дрессировка должны быть искоренены. До сих пор всё ещё целью всего обучения являются выпускные экзамены. Они должны быть уничтожены. Непременно!! Эти экзамены стоят в конце школьной жизни, как какой-то страшный турнир, бросая перед собой длинную тень и заставляя учеников и учителей всё время готовиться словно к какому-то трудному параду. Экзаменационные требования стоят на искусственно взвинченном уровне, на котором испытуемые могут продержаться только несколько часов с тем, чтобы потом навсегда с ним расстаться. Уничтожьте экзамены, и дети избавятся от несносной зубрёжки, им не придётся годами забивать себе голову тем, что через несколько месяцев после окончания они радикально забудут и что только забвения и заслуживает.»
               Очень трудно не согласиться с гением в этих вопросах. Сколько несчастий случалось перед этим ЕГЭ?! Сколько самоубийств?! Сколько подорвано на всю жизнь здоровья?!  Неужели именно на детях нужно отыгрываться, чтобы достичь «золотого миллиарда» на планете? (кстати, Грузия не входит в этот миллиард). А если кого будет терзать вопрос о том, как судить: кто созрел для поступления в ВУЗ, то ответом будет доказательство учеником своих способностей не случайными ответами на уроках, а всем своим духовным укладом. На это и направлены семинарские занятия. Пусть потратят преподаватели все свои силы без остатка и потом выдадут выпускникам     аттестат, а они потом сами выберут себе путь, и если на собеседовании в университете перед поступлением    докажут своё право быть студентами, то флаг им в руки и всех благ, а если нет, то виноват педагог. И очень виноват. С него пусть и спрашивают. За потерянное, жестоко убитое    время. И очень строго пусть спрашивают.  Но, если ЕГЭ – это тоже бизнес для власть имущих, то тогда давайте навеки свернём все дебаты на эту тему,   
они уже не будут тоскливо висеть в воздухе, а напротив -      намного ускорят приход апокалипсиса, который уже у порога, а трагедия в 51-ой школе и Кутаиси – это, далеко, не робкий стук его в дверь.
                Да!!! Работа с детьми подросткового возраста - очень сложная задача для учителя, это тяжелейший труд, но когда их любишь, когда трепетно относишься к их личностному становлению и видишь в этом свой вклад, то высшего счастья нет для учителя, но таковые в сегодняшней школе не работают, есть рядовые серые преподаватели с чрезвычайно малым исключением, но оно не замечаемо на фоне теперешней огромной   заурядной   массы.  И ещё…    введение в школу начатков политики – это большая ошибка и не только потому, что в этой области невозможно освободить преподавание от официальных влияний, но прежде всего потому, что занятие политикой считаю преждевременным для ещё неокрепших умов. Ознакомление юношей с требованием современной жизни они осмысливают иначе, вне всякой теории, как и вообще они повсюду стремятся к освобождению молодого интеллекта от одностороннего обременения. И когда в классе с учительского стола звучит, а потом записывается в тетрадь кто       сидел на дереве, а кто в это время   переводил Евангелие, я считаю это уголовным преступлением. И почему классные руководители винят родителей учеников в том, что у   детей двойки по тем или иным предметам? Родители доверили будущее своих детей школе, почему же эта школа, признаваясь в своём бессилии, упрекает родителей?  За двойку в каждом классе и за каждого ученика это завуч должен очень строго спрашивать и не с родителей, а с педагогов.   
                Юный ум всегда в постоянном напряжении, потому что ему приходится вбирать в себя целый мир восприятий, поэтому необходимо выбросить за борт всё лишнее, что сводится к тупому зазубриванию. И почему прочно в моду вошло на уроках нелестно отзываться о родителях и родственниках учеников? Ведь некоторые затаят жгучую обиду, а в других будет расти Бог знает, что… И какое они имеют право на это? Никакого!!! Но это делается. И весь кошмар в том, что это проходит безнаказанно.
                А где олимпиады, конкурсы, встречи с известными людьми? Где   соревнования в интеллектуальных играх в классе, а не сегодняшние тупые открытые уроки для галочки?    Где творческие вечера? Где награждения учеников за каждую победу в общешкольных презентациях по предметам и других разных интересных мероприятиях? Почему дети не заняты в школе полезным и нужным?   Почему сегодня, как из рога изобилия, сыплются двойки, за что они никогда не ставились и не должны ставиться? Почему оценки выставляются не за анализ произведения, не за свою точку зрения в характеристике того или иного героя, а за то, в какой цвет халата был он одет и в каком действии сказал ту или иную фразу? «Да! У нас только такие тесты», - такой был мне дан ответ. Значит, если знания не нужны, а дать правильный ответ на вопрос: как звали собаку героя или где сидела кошка за вечерним чаем, этого достаточно, то не надо удивляться почему в школах дети одиноки, почему никому до их душевного равновесия дела нет и почему происходят порой очень неприятные вещи. 
              Почему мальчики устраивают разборки? Почему кто-то угрожает кому-то? Почему? Почему?..  Да потому, что учителя и классные руководители совсем не знают детей, чем они дышат, что их трогает, что обижает, что заставляет их иногда принимать неверные решения, не знают какая атмосфера царит в классах и очень многого другого не знают, потому что после звонка спешат в учительскую болтать о ерунде, а в конце уроков, абсолютно не зная, чем для детей закончился учебный день, спешат к домашнему уюту.
      Никакая церковь и никакие отряды полиции и дирекция не помогут. Первая служит интересам государства и никак не любви, поэтому будут только пугать, последние же -  доведут до крайности.      Никто не поможет, если в корне не изменить систему образования и не привлечь к этому настоящих профессионалов, безмерно любящих детей, хорошо знающих школу, чувствующих   её сегодняшнее, еле слышимые дыхание и глухой шум, давно уставшего сердца.     То, что случилось в 51-ой школе и Кутаиси – это всего лишь маленькая волна, процесс превращения которой в цунами обещает стать необратимым. А это более, чем страшно. Спасите детей!  Сегодня, в так называемой школе, из-за   ненависти к ученикам куются   сердца, не для будущего созидания и света, а для статей уголовного кодекса и путёвок в исправительные колонии. 
 
                Мераб Догонадзе,
                докт. педагогических наук



 
 
               


Рецензии