Этта Блехман, ученый и человек

Сегодня многие жители Большой Балашихи заинтересовались историей своего родного края, стали изучать археологию, географию и топонимику места, где живут они сами или жили их родители, исследуют тайные места, прокладывают к ним туристические тропы. Но есть ещё одна мало изучаемая тема – это люди и их судьбы, тесно переплетенные с Балашихой. Одно из таких имен - Этта Абрамовна Блехман (1904-2000гг),  неизвестная большинству наших жителей в силу специфики своей работы, но знаменитая своим изобретением. 
Этта Абрамовна Блехман, родилась в Белорусском городе Чериков, прошла Леменскую коммуну, окончила химический факультет Ленинградского государственного университета, работала в химической лаборатории Егорьевской красильной фабрики (1930-1936 гг.), затем инженером-химиком ЦНИИ хлопчатобумажной промышленности (1937-1941 гг.), старшим инженером отдела изобретений Госплана при Совете народных комиссаров (1942-1943гг.).  Метод получения огнестойких и водоустойчивых тканей, полученный совместно с соавтором профессором Захаром Александровичем Роговиным, был высоко оценен государством. За это изобретение и другие разработки в области огнезащиты различных материалов коллектив авторов получил в 1942 году  Сталинскую премию 3  степени.
В 1943 году Э.А.Блехман была приглашена в Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ЦНИИПО НКВД СССР) в подмосковную Балашиху, где продолжила свои исследования в области огнезащитной пропитки самых разных материалов, сотрудничала с авиаконструкторами, разработала совместно с З.А.Роговиным ещё два уникальных, важных для обороны страны изобретения.
После войны Эдда Абрамовна на базе Московского химического института (1949-1951 гг.)  разработала метод перехода от производства взрывчатых веществ к изготовлению линолеума, что помогло многим оборонным предприятиям перейти на производство мирных материалов.
Но и это не самое главное изобретение талантливой женщины.
В 1951 году Эдда Абрамовна пришла в Большой театр заниматься вопросами противопожарной защиты костюмов и материалов театра.  В это время в театре ставили спектакль «Спящая красавица». Для костюмов понадобились блестки в большом количестве, а запас старых, немецких закончился. Выполненные из желатина  немецкие блестки не выдерживали стирки и высоких температур, их приходилось неоднократно заменять новыми. И тогда Брехман решила воспользоваться своим изобретением. Она взяла тонкую гибкую триацетатную пленку, на которую с помощью бесцветного или окрашенного лака стала прикреплять зеркальный слой из серебра, меди или алюминия. Блестки высекались на специальном станке и получались легкие, эластичные, влагоустойчивые, двусторонние, сверкающие всеми цветами радуги.
Сначала производство блесток было налажено в мастерских театра, затем передано на зеркальную фабрику № 2 Москвы. Все театры, все дворцы и клубы получили новое украшение. Только через четыре года по решению Московского городского суда автор получила вознаграждение за внедрение этого изобретения.
Долгие годы Эдда Абрамовна Блехман проработала  в художественно-производственных мастерских ГАБТ, занимаясь огнезащитой интерьера театра, декораций, бутафорий. Она же помогла осуществить противопожарную пропитку в кабинете-музее В.И.Ленина в Кремле, в мемориале Ленина в Ульяновске. Ее тонкий слоистый негорючий пластик был применен в качестве отделочного материала при строительстве телецентра в Останкино. Ее энергия и неугомонность всегда сопутствовала в  жизни. Как талантливый изобретатель Эдда Абрамовна Брехман оставила огромный след в химической промышленности, но создание блесток сделало ее труд бессмертным в мировой культуре.

Блестки (с итальянского блестка- золотое взвешивание монеты 986 пробы в республике Венеции с XIII века) или пайетки (с французского золотая песчинка от исполнения с итальянского слова zecchino - золотая монета Венеции) – маленькие цветные кружочки с металлическим блеском, пришли  Европу из Индии. Их делали из чешуи рыб, крылышек насекомых (индийские жуки златки), стекляруса и стразов. Стоили блестки дорого, и позволить иметь их могли только состоятельные женщины. В 1870 году изобретатели  братья Джон и Исаак Хайт  открыли целлулоид, из которого и делались европейские пайетки.
На Руси блестки вырезали из золота и меди, которая  быстро окислялась, да и большое количество блесток очень утяжеляло наряд. Позднее для украшения русских народных костюмов использовалась цветная фольга. Сегодня пайетки бывают матовые, голографические и перламутровые, выполняются из разнообразных новых современных материалов и самых разнообразных форм. 


Рецензии