1. 2 Цикл развития сознания

   По словам Вернера, «Всякое развитие всегда идёт от состояния относительной всеобщности и отсутствия различий к состоянию возрастания изменчивости, выраженности и иерархической интеграции».

 Например, зерна вначале  имеют общие черты, немного различаясь размером и формой. Потом из них вырастают различные растения. У животных начало идёт от яйца или плода (единой клетки), а затем возникают различия в организмах.

 "Мы можем заключить, что психика, как и весь космос, имеет много уровней (многомерна) и состоит из последовательности целостностей, единства и совокупностей все более высокого порядка". ...
 
   Развитие человека от детства до зрелости является просто миниатюрной версией космической эволюции. Во многом подобно геологическому формированию земной коры, психологическое развитие происходит слой за слоем, уровень за уровень, стадия за стадией так, что каждый последующий уровень накладывается на предыдущий таким образом, что он включает его в себя, но превосходит его.

 Получается, что в психологическом развитии целое каждого уровня становиться просто частью целого  следующего уровня, которое, в свою очередь, становится частью  следующего целого и так далее на протяжении всей эволюции сознания. Например, развитие речи:  ребёнок сначала осваивает лепет, затем гласные и согласные, простые слова, небольшие фразы и предложения, и лишь потом развёрнутые предложения".
      
   Весь цикл развития сознания можно разделить на две половины: внешнюю дугу, то есть движение от подсознания (инстинктивного и импульсного) к самосознанию (эгоистическое, концептуальное, синтактическое), и внутреннюю дугу, - движение от самосознания к сверхсознанию (трансцендентному, трансперсональному, надвременному).
 
   Во внешней дуге развитие сознания человека идёт за счёт его  жизни в физическом внешнем мире. Во внутренней дуге – за счёт познания  внутреннего мира человека. 

Имеем полный цикл жизни.

Внешняя дуга: Плерома, Уроборос, «Тело-эго» (осевое, праническое, образное), Членская причастность и познавательность,  Ранняя и средняя стадии формирования «эго»/ Личность, Поздняя стадия формирования «эго»/ Личность.

Внутренняя дуга: Зрелое «эго», Биосоциальные слои, Кентавр/ экзистенциальный уровень, Тонкий уровень, Причинный уровень, Атман.

   Кроме этого существуют различные линии развития – такие, как познавательное, моральное, волевое, мотивационное, эмоциональное или интеллектуальное развитие. Изучение их связано с трудностями. Пока ещё невозможно во всех случаях решить, являются какие-либо из них, или они все, параллельными, независимыми или эквивалентными, а так же  имеют ли они один общий или несколько разных источников.   

Источник информации книга  «Проект Атман»  Кена Уилбера (стр.18)

Пояснение. (Стр.13) «Я (Кен Уилбер) употребляю термин «урборос» для доличностного состояния инфантильного материального слияния (наряду с понятием «плерома»); термин «кентавр» теперь относится строго к зрелой интеграции тела и «эго»-ума, а термин «тифон» вводится для обозначения инфантильного периода. Предшествующего дефференциации и «эго» (фрейдовские стадии «тела-эго»); «трансперсональными» названы зрелые, взрослые формы трансценденции «эго»-ума и тела; употребление терминов «эволюция» и «инволюция» приведено в соответствие с принятым в индуизме, например, У Шри Ауробиндо, а взамен их прежнего использования (по примеру Кумарасвами) в водятся термины «внешняя дуга» и «внутренняя дуга». Понятие «проекта Атман» не изменилось; …»

«… конечная цель трансценденции – Атман, то есть предельное Сознание Единства в едином Боге. Все возможные влечения сводятся к этому одному Влечению, все желания являются разновидностями этого Желания, все усилия и порывы подчинены этой Тяге – и всё это движение в совокупности представляет собой то, что мы называем «Проект Атман», - влечение Бога к Богу, Будды к Будде, Брахмана к Брахману, которое, однако, первоначально реализуется через посредство человеческой психики и с самыми разными результатами – от экстатических до катастрофических».

Примечание редактора:

  Атман, так же как и Брахман – одно из ключевых понятий традиции индуизма. Атман – это запредельный Абсолют (брахман) в человеке. При этом важно отметить, что Атман представляет собой не «часть» Брахмана, но неким парадоксальным образом тождественен целому Брахману.

«Урборос»  - мифический змей, свёрнутый в кольцо и пожирающий свой собственный хвост, образуя замкнутый круг, в котором нет дефференциации. Широко распространённый эзотерический символ.

«Плерома» (греч.) – «полнота, «цельность».

Кентавр – мифологический персонаж, представляющий собой соединение человека и лошади. Здесь единство тела и ума.

Тифон – по Уилберу, мифологическое существо, получеловек – полузмей.


Рецензии