История с размышлениями

Иногда мне кажется, что некоторые современные авторы сами не знают, для кого пишут. Если для менеджера, который будет неистово продавать их произведение на всех углах, то менеджер не читает, ему некогда. Если для читателей, так для них ведь надо трудиться, быть им другом, учителем, а иногда чуть ли не папой с мамой. Чтобы читатели поняли, почувствовали и задумались. Нет. Не получается у авторов. Они стараются выпятить сюжет так, чтобы линии, герои и ситуации торчали из него на манер противотанковых заграждений. Тогда даже самый тупой и дубовый читатель поймет и проникнется. А как же другой читатель, который любит думать и представлять все сам, сам рисует внутри себя картины сюжета? Автор не позаботился о нем. Читателю трудно продираться через линии, которые директивно заставляют его мыслить именно так, как считает автор. И он бросает такое произведение в мусор.
Всем сразу не угодить, это правильно. Но вот вам достаточно примитивная история, где я хочу продемонстрировать, как с помощью размышлений автора можно направить мысль читателя туда, где ему будет свободно и интересно. И даже простое и несколько пошлое повествование может превратиться в нечто вполне «читабельное».
Это грустная история. И я никак не могу понять, почему Фортуна столь безжалостно отнеслась к персонажам... Впрочем, вот в прологе я бы сказал, что все люди разные и это прекрасно, однако, быть может, им следовало бы примерно одинаково вести себя в сложных жизненных ситуациях? Ведь есть же инструкции по поведению при авариях, да? Людям предписывается вести себя вот так и не иначе. И если они ведут себя по инструкции, жертв аварии становится меньше. Почему нет хотя бы даже самых общих примерных инструкций для аварий в среде взаимоотношений людей? Нет, я имею в виду именно инструкции, а не пространные рассуждения в справочниках по психологии. Тогда было бы меньше грустных историй. Итак, на этом пролог заканчивается, и мы начинаем первую часть повествования...
Жил-был некий юноша. Этот юноша был не богат, не мажорист, попойкам и танцулькам предпочитал чтение книг и прогулки на свежем воздухе, любование красотой мира и даже стихи какие-то сочинял... Говорил всегда вежливо, в меру остроумно, чем-то увлекался, но не особо всерьез, в общем, всесторонне положительный юноша, занимающийся поисками себя в жизни. Друзей у него было немного, а девушки, стремящиеся в этом возрасте к развлечениям, обходили его своим вниманием. И никто-никто не знал, что наш герой, этот юноша, страдает. Он страдает от того, что рядом нет человека, способного всецело разделить с ним путь. Ведь человеческая душа - явление незамкнутое, ей требуется раствориться в другой душе и тогда это будет настоящее чудо! Но никто не проявлял явного желания объединить души и сердца с нашим героем. Наверное, потому, что путь у него был свой, отличный от большинства. Но он страдал.
И вот однажды судьба вдруг улыбнулась этому юноше. Он познакомился с очаровательной девушкой! Впрочем, можем ли мы сказать, что она действительно была очаровательной? По сути, не можем, поскольку у каждого человека свое понятие о красоте. И для других людей эта девушка вовсе не очаровательная, а, может быть, даже просто девушка. Но наш юноша был по-настоящему очарован! И девушка отвечала ему взаимностью. Они вместе ходили на прогулки, радовались красоте природы вокруг (которая, кстати, засияла новыми волшебными красками), разговаривали об устройстве мира и общества, о том, как интересна жизнь... Да и просто делились своими мыслями, самыми мелкими, это все равно очень приятно. Ведь как же здорово, когда у двух людей вроде бы одна душа и сердце!
Происходила эта идиллия достаточно долго, больше года. Собственно, процесс любви у современных молодых людей несколько видоизменился, хотя принцип остался прежним. Но ведь изменились (относительно предыдущего поколения) и сами молодые люди? В их стремлениях стали преобладать все более примитивные и легкие материи. Никто не скажет, хорошо это или плохо, когда рыцари и прекрасные дамы более не в цене... Все должно быть в соответствии с самим направлением жизни. Однако наши герои - юноша и его любимая - предпочитали наслаждаться тем, что они друг у друга есть. И расцветали, словно самые редкие и удивительные существа в этом мире. Им было хорошо вдвоем. Пока все однажды не закончилось.
Как сказать... Я думаю, что это вполне естественный финал, а другие говорят, что это трагедия. Однако времени для расцвета любовного огня было вполне достаточно даже для нашего героя, отвлеченного от примитивизма в сиянии высших этажей сознания. Да и кто занимался хронометражем? В молодости я в своей научной работе приводил некоторые весьма усредненные временные рамки, обязательно указывая, что опираться на эти данные ни в коем случае нельзя, они всего лишь косвенно указывают на нормальное либо патологическое развитие процесса... Но вернемся к нашей истории. Безусловно, в романтической любви обязательно должно быть место половому влечению. Недаром древние философы называли такую любовь "половая"! И ничуть не опошляя высокое чувство. Древние вообще не использовали понятия пошлости, это веяние последних веков. Но вот настало время встретиться в постели и нашим героям. Я бы сказал фигурально, что путь к этой встрече был выложен лепестками роз, хрустальными каплями росы и солнечными лучиками, настолько это было красиво. И красиво именно естественной красотой!
И вот тут мы вплотную подбираемся к тем странным и словно бы чуждым нашей истории событиям, но, однако же, именно эти события и явились основой рассказа... Все, что происходило ранее, не столь уникально, примеры можно найти в любой настоящей литературе. В том числе там можно отыскать и самые различные варианты финалов подобных историй. Но ведь мы знаем, что финал истории - явление конечное. И какой-нибудь внимательный книголюб может составить даже карту финальных вариантов, причем и его оппонент, писатель, не найдет в своей фантазии способа добавить в мир литературы новый финал - он все равно будет более-менее соответствовать одному из указанных. Поэтому наша история, разумеется, будет отличаться событиями, предшествовавшими финалу. Именно в этой области повествования Фортуна и создает для нас уникальные картины.
Современные люди в большинстве своем мыслят стереотипами. Мы не удивляемся этому, весь нынешний мир работает на модульных технологиях. Но я искренне надеюсь, что мои слушатели постараются понять и может быть даже представить себе ощущения юноши, когда в постели он наощупь обнаружил у любимой признаки мужского организма...
В общем-то, поворот как поворот, в бульварной литературе и не такое встречается, но это всего лишь поворот. Все равно, что лежащий на дороге камень. А вот взаимодействие человека и камня может быть самым различным и представлять собою красоту разнообразия... Подобрал и бросил в сторону, обошел, споткнулся, пнул на обочину. Наш юноша оторопел и испугался. Испугался не того, что обнаружил, нет. Он испугался окружающего мира. Мир! Он ведет себя страшно и непонятно. Юноша ни в коем случае не мог и представить того, что явилось в его действительность. И поначалу отказывался верить собственным рукам. Это даже стало напоминать зацикленную ошибку какого-то несчастного механизма... Потрогал, подумал, сказал «нет, этого не может быть!», опять потрогал, подумал, сказал. Пока девушка не прошептала ему "Я знала, что ты испугаешься, но я знаю, что ты поймешь и примешь меня, любимый... Вот так уж я устроена..."
Видимо, стереотипы заложены в человеке на множестве этажей... И чем глубже этаж, тем устойчивее стереотип. И если ломается глубинный стереотип, то, конечно же, остается только сочувствовать его несчастному владельцу! Несомненно, он заслуживает сострадания и помощи. Но что же произошло с нашими героями? Мы не будем оставлять их без внимания надолго. Мало того, нельзя обделять вниманием и читателя - таково ремесло рассказчика... Мы предложим зрителю самому представить себя на месте персонажей. Юноша, ранее страдавший от недостатка сердечного тепла, был обескуражен. Кто-то огромный и темный вышиб землю из-под его ног и, кажется, удовлетворенно захохотал... «Знай свое место, падаль!» - послышалось в голове нашего героя, - «Вот твоя любимая!». Страх, крушение самых сокровенных надежд и планов, отчаяние превратились в его груди в холодный сжимающий комок. И юноша закричал. И крик встряхнул его. Мысли, словно муравьи из горящего муравейника, обжигаясь и умирая, унеслись куда-то в туман, в темноту нор и укромных мест. А их место заняла ярость. Это ярость маленького, забитого и забытого зверька, который в последние мгновения своей жизни бросается на того черного и страшного, на подошву его сапога, на клинок его оружия... «О, да ты храбрый!» - рассмеется его палач, но в этом смехе будет растерянность!
Крича, скверно ругаясь и нанося удары, юноша жестоко изнасиловал любимую в единственное найденное отверстие, а когда она сказала "Милый, ты такой сильный и страстный!", он схватил ее и стал бить головой о спинку кровати, пока она не умерла. Полицейские, которых вызвали соседи, нашли его на кухне. Юноша сидел за столом и улыбался. Перед ним стояла бутылка шампанского и один бокал. Второй, вдребезги разбитый, валялся на полу...
Я не очень хороший рассказчик, ленивый... Здесь надо было бы подумать, не продлить ли сюжет, спуская героя по потрясениям, словно по ступенькам. Это вполне возможно! Однако герою уже никак не поможешь, а вот читателю нужно дать паузу, время разобраться в своих ощущениях. Впрочем, нам здесь не особо требуется длительное напряжение, серьезных сюжетных маневров больше не планируется, так что расслабившийся слушатель не запутается. И поэтому мы соглашаемся с финалом и приступаем к созданию эпилога... А в конце предложим читателю уже совсем самостоятельно рассмотреть позицию «девушки».
Итак, эпилог. Наш юноша некоторое время находился в прострации, но затем частично пришел в себя и заговорил. Вначале полицейским было сложно разбираться в ужасной сути происшествия, но позже, после вмешательства психиатров, юноша наконец-то смог составить более-менее последовательное объяснение. Эксперты выяснили, что "потерпевшее" было жестоко изнасиловано и убито, психиатры сошлись во мнении, что во время совершения противоправного деяния юноша вполне осознавал последствия своих действий, спорить с этим никто не стал, суд удалился на совещание, которое было недолгим. Зэки в камере спросили у юноши, какие же удивительные события привели его в эти стены? Юноша рассказал. Рассказ попросили повторить еще дважды. «Так зачем же ты ее (его) изнасиловал и убил?» - недоумевали зэки, - «Мог бы вышвырнуть ее (его) на улицу и все дела! Ай-ай-ай… Ты нехорошо поступил». «Вы ничего не понимаете в любви!» - ответил юноша. Зэки, однако же, оказались людьми, весьма неплохо разбирающимися в любви. В результате чего они любили юношу почти до утра, отвлекаясь только на перекуры и ожидание своей очереди. А утром юноша удавился на рукаве собственной рубашки. Теперь, возможно, он встретился со своей любимой на небесах, и та объяснила ему, почему она так поступила. И я почему-то уверен, что он ее простил...
Ого! А почему это он уверен? – скажет читатель. Наверное, автор об этом думал и чего-то придумал? А дай, я сам придумаю! И, поверьте, ржавый мозг, ограниченный бытовыми заботами и чтением литературы для домохозяек, вдруг оживет фантазией… Не это ли является целью литературы?


Рецензии