От защиты ребёнка к евросумасбродию,
Между двойными наклонными прямыми скобками мои тексты, вот так: // абвгдеж //. Без скобок текст Чернышевского.
// В России 1849 год. Николаю Чернышевскому 18 лет.
Любопытны тут мне мыслительные спирали с вихрями, которые выписывает будущий философ, писатель, публицист, демократ, политический ссыльный. А также та спираль, называемая общественным развитием, когда всё в мире со временем повторяется. Повторяется даже мораль. Но с учётом уровня развития цивилизации, или вопреки ему. Всё равно это повтор, всё равно по спирали. Другое дело - с каким знаком, с какой силой, с каким окрасом.
Природа будто другого развития не знает.
Всё уже разнюхали и расписали наперёд вредные греки, риторики, гуманисты, философы, психологи, буддисты.
Грабли разложены равномерно, и все о них теоретически будто знают.
Но практически... тут полная труба. Люди на протяжении веков, с мазохистским наслаждением, испытывают эти завлекательные грабли ещё и ещё. - прескр. Pol_Ektofа. //
...Теперь уж нечего спорить о том, что романы можно давать читать детям, спорить должно бы только о том, какие романы можно, какие нельзя, или о том, все ли можно или не все. Люди, которые не думали много, не учились сами много, только и считают книгами, которые нельзя давать в руки детям, романы, только романы и преследуют их воображение,...
// понятно дело: речь не о крестьянах и их детях, которые в те времена разогнуться не могли от крепостного гнёта, не то чтобы книжки читать. Для крестьян были ЛУБКИ. Речь тут, само собой, о людях из дворянства, буржуазии, поповства...//
...как страшная некая зараза, <которая> может в мгновение ока испортить благонравное дитя, которое с таким старанием закупоривали они от "преждевременного" знакомства с жизнью. Но люди, у которых ум несколько развился, да только, к сожалению, развился как-то навыворот, что бывает весьма часто, не могут не заметить, что, ограничиваясь одним этим отделом, они будут непоследовательны, и присоединяют к книгам, которые опасны для нравственности детей, кроме романов еще и другие разряды книг. Во-первых, по их понятиям чтение большей части исторических книг должно быть также вредно для детей, потому что известно, что в истории является чрезвычайно много людей низких, подлых, безнравственных, злодеев таких, каких не найдешь и в раздирательных романах; еще более является в ней людей ограниченных, глупых, пошлых - как же знакомить ребенка с такими характерами? Ведь нужно, чтоб он уважал старших, чтоб считал взрослых людьми почтенными, умными и добрыми. А еще хуже того - сколько в ней соблазнительных эпизодов,- ведь нечего и говорить, что разврат- одна из главнейших причин событий исторических, одна из самых частых причин падения царей и народов, как часто там говорится о любовницах, о их влиянии, о любовных интригах при дворе, около какого-нибудь государя вроде Людовика XIV или XV, - как же можно все это давать читать детям? То же самое должно сказать и о большей части путешествий - сколько там бывает соблазнительных анекдотов; и кроме того, если путешественник человек наблюдательный и дельно описывает народы, к которым он ездил, а не фасады дворцов и прелестные или ужасные виды по дороге, всегда много говорит о той грязи, в которой живут до сих пор везде низшие классы, много у него должно быть картин, писанных диккенсовыми красками,- как же знакомить преждевременно детей с этой грязью? Мы со своей стороны прибавим, что если так, то, если смотреть с этой точки зрения, нужно прибавить сюда уже и все до одной книги, в которых говорится о естественной истории животных - ведь там то и дело, что говорится "самец", "самка приносит по нескольку детенышей" и т. д. еще гораздо выразительнее; да нужно прибавить также и все ботанические книги - ведь и там первое слово, которое попадается под глаза, будет растения явнобрачные и тайнобрачные, пестик и тычинка, мужской и женский цветок и т. д. - все равно, это может возбудить весьма нехорошие мысли в голове ребенка, и мы даже могли бы рассказать один анекдот в доказательство. Но если мы захотим быть совершенно последовательными, то нам не мешает остерегаться произносить перед ребенком слов отец и мать, муж и жена, у него родился или у нее родился, и т. д. - к скольким нескромным вопросам подают повод эти слова.
//Но вот и дождались. Молодой Чернышевский и в текстах до этой вставки будто «переосторожничал» и закрылся от «естественных проблем пола, грязи среди низшего сословия – то-то бы средневековые дамы с рыцарями бы ухмыльнулись – а ниже он заговорил так, будто является буревестником новаторской пидорасни 20-21 века, он будто опустился (с нашей славянской стороны) и поднялся (с точки зрения Европы) до «высот официальной евротолерантности» 21 века.
Вот же: парню 18 лет, а ум с логикой будто оставил на потом, довольствуясь тем, чему его учили папан и маман... с колыбельки. Будто в капусте Коленьку нашли. И об этом Коленька пишет ниже. – вставка Pol_Ektofа. Итак… //
...Недурно также постараться о том, чтобы ребенок не слышал слов "мужчина и женщина" и не знал о том, что есть на <свете> люди, которые называются мужчинами, "другие, которые называются женщинами, и что эти люди даже отличаются друг от друга,- ведь ему нельзя будет не захотеть узнать, чем же эти два класса людей отличаются друг от друга; мы поэтому полагали бы полезным для нравственности детей, чтобы их держали в особых крепко запертых комнатах, чтоб они не могли ни видеть, ни слышать ничего такого, что могло бы навести их на мысль о различии полов; те люди, которые бы входили к ним, должны быть одеты все в одинаковое платье, мужское или женское, это все равно, только в одинаковое, по нашему мнению лучше в женское, потому что при мужском можно заметить - ведь чего дети не замечают, когда им не следует замечать - разницу в образовании груди. Говоря с ними, нужно не употреблять слов "он" и "она", а всех людей называть или "он" или "она"...
// Тут я вообще не въехал. Прим. Pol-Ektof //
... - для этого недурно говорить с ними по-татарски: там нет различия родов даже в третьем лице личного местоимения, не только что в именах существительных, - весьма хороший язык для нашей цели; разумеется, в именах также не делать такого различия: "Иван Петрович", "Марья Петровна" - уж или Ивана Петровича следует называть тоже Анною Петровною, или Марью Петровну - Марьем Петровичем...
//Зашибись! Вот она Европа 21 века!- прим. P.E//
...Ах, да: мы и позабыли, что мерзкая борода и усы выдадут мужчину, да и гадкая привычка стричь волосы тоже. Последнему можно помочь: заботящийся о нравственности питомца воспитатель может отпустить себе волосы или во всяком случае купить женский парик и косу, а подбородок можно подвязывать платком и говорить, что у него болят зубы. Нам кажется, что если к этим главным предосторожностям прибавить еще несколько дополнительных, то мы можем надеяться достигнуть почти вполне своей цели...
// Шутник, однако, этот малолетний филозоф 19 века. Чем-то он неуловимо напоминает наших тинейджеров, острых на язычок. Но наши-то точно знают как делаются дети. //
Свидетельство о публикации №218013101850
Нашим школам есть чему позавидовать.
Общественное самосознание (личное обществоведение) у гимназистов было достаточно высоко развито и по-нешуточному муштровалось.
Это говорит о "классе" - уровне образования и уровне преподавания в гражданских, филологических дисциплинах того времени.
Вероятно, в школах для простого люда образование отличалось. А, может, и нет. Я тут совсем не знаток.
Ярослав Полуэктов 18.03.2018 09:59 Заявить о нарушении