Непутевые заметки. Анапа. Автовокзал

Как-то получилось, что каждый раз Анапа пролетала стороной, и каждый раз я планировала хотя бы один денек посвятить городу, а еще лучше- два, чтобы успеть захватить еще и Тамань. Но с упорным постоянством у меня это не получалось. Отчего-то сразу с аэро или ж/д вокзала я направлялась на автовокзал, где всегда меня уже ждали билеты на автобус в Крым. Но в этот раз я решила, все. В этот раз выделяю на Анапу день. Для этого подобрала удобный рейс, чтобы рано утром прибыть в Анапу, забросить рюкзак в камеру хранения- и все, на целый день я в свободном полете. Набережные, музеи, древнее городище, по возможности, пляж, и легкие обзорные прогулки по городу.
Автобусы- вещь очень хорошая, паромы- тоже, но иногда они страшно непредсказуемы. Чаще всего они катастрофически опаздывают, и если на билете написано прибытие в 23.00, то это значит, что автобус может приехать и в час ночи, и даже в два. Это особенно неудобно, когда ты первый раз в городе. И даже вроде бы тебя должны ждать, но время ожиданий давно истекло, и тебя уже никто не ждет, потому что отчаялись. Но еще более неудобно, когда автобус вдруг, ни с того, ни с сего, приходит раньше, значительно раньше расписания, а в незнакомом городе ночь и очень темно, а автовокзал стоит с наглухо закрытыми дверями, которые откроются очень-очень нескоро. И сразу отодвигается в туманное невозможно и уютное кафе с замечательным утренним кофе, и процедуры по оздоровлению организма в виде легкой переброски брюк в рюкзак , а воздушного платья на плечи, да и сам рюкзак становится невыносимо тяжелым, который не бросишь просто так у дверей. Эх.. было время, когда и с рюкзаком можно было прогуляться по ночным улочкам Кеми, подойти к величественному храму и заворожено смотреть, как заря окрашивает его взвившиеся ввысь шатровые стрелы.. Но юг это совсем не что север, не очень нагуляешься в 30 градусную жару в джинсах и кроссовках, да и рюкзак в конце отпуска почему-то оказывается набит до предела Крымскими чудесами и сказками, самоцветами и поющими огромными раковинами. Время возвращения- это совсем не время начала путешествия.. Но однако, назад пути нет. Вот город, вот я, темная ночь и закрытый вокзал. Надо ждать. Полтора-два часа горячей южной ночи в звездах- это совсем не так много. Это время подумать, почитать, взять ручку, блокнот, и в задумчивости очутиться среди сказок.. Ведь весь этот город с совершенно пустыми улицами принадлежит только тебе.
Южная ночь морского города- она совершенно особая. Она до такой глубины темная, что редкие фонари кажутся огромными солнцами, а звезд на небе так много, что они все не умещаются на небосводе, и гроздьями падают вниз, и скользят, и катятся, по пустынным улицам и переулкам, сверкая и смеясь друг с другом. А море.. В каждом морском городе оно везде. Оно заполняет собой все улицы, скверы, площади и аллеи. Вот, слышите, накатила волна, вот она с плеском ударилась о стену здания и с легким шипением откатила прочь, оставляя лишь тонкую полоску песка и гравия. Дышит город, и дышит море, и твое дыхание наполняется песнями морской волны. В этом притихшем ночном городе никогда не бывает тихо.
Где-то далеко послышался тонкий детский смех и два коротких тявка собачки. Но как наваждение, они так же быстро растаяли среди звезд. Подошел еще один автобус. Из него бодрым шагом вышли два молодых парня с рюкзаками, и очень скоро скрылись в темноте улиц. Как потом оказалось, эти ребята были из Донбасса. Они приезжали в Крым на заработки, и будучи проездом в Анапе, как и я, решили осмотреть городские достопримечательности. Потом из автобуса вышла женщина с ребенком, тут же подъехало такси, и они уехали в теплый ждущий их дом. Автобус постоял еще секунду, и тоже скрылся в ночи. А я осталась. Одна. Хотя, почему же одна? Я, ночь, рюкзак, вокзал , город и море, и еще огромное-огромное небо.
Итак. Картина маслом. Вокзал. Анапа . Ночь и куча времени. Пожалуй, первый делом надо бы немного подкрепиться, пока тихо, пока народ гурьбой не повалил на море, чтобы успеть отхватить кусочек ласкового пляжа, пока не проснулся город. Бутерброды у меня есть, немного кофе в термосе- тоже. И я от предвкушения таких приятностей, улыбнулась. Мой рюкзачок очень уютненько вписался рядом с закрытыми дверьми, там царил легкий полумрак, что создавало иллюзию защищенности и укрытости, заодно он так удачно прятал мою незадачливость, что вряд ли одинокий прохожий, случайно приблудившийся в городской тишине, заметил бы меня. И меня, это естественно, очень устраивало. И вот, у закрытых врат вокзала на рюкзачке расположилась молодая особа ( конечно же, молодая, во –первых, потому что в темноте мы все молоды и красивы, а во-вторых, ну разве взрослый человек может додуматься коротать ночь у закрытых дверей, да еще с бутербродом, книгой и термосом?).
Это романтика южной ночи. Тебе уютно, хорошо и тепло. Ветер ласкает волосы, звезды заглядывают в книгу, а ты расстилаешь на коленях скатерть- самобранку, и начинаешь самую вкусную трапезу за столетие. Вот и кофе уже дымится в стаканчике, и будербродик ласково подмигивает, пора начинать. Эти блаженные секунды предвкушения. Когда мысленно ты уже откусываешь лакомный кус, и на языке уже чувствуешь терпкий привкус горячего кофе. И вот, только-только первый, самый главный кус должен свершиться, как на мой замечательный бутерброд вдруг подает чья-то черная тень. Вы можете себе представить, вот вы стоите у самых врат блаженства, и вдруг эта дверь с шумом захлопывается , и все райские чудеса и блаженства оказываются там, за порогом закрытой двери? Это когда твой бутерброд в смертельной опасности. Я подняла глаза. Прямо передо мной стоял молодой человек. Он очень широко и радушно улыбался:
- Здравствуйте! А что вы здесь делаете?
- Бутерброд ем. А , вообще, жду пока откроется вокзал.
- А давайте с вами познакомимся! Меня зовут (так-то и так-то.. за временем , к сожалению, имя куда-то убежало. Это , наверно, потому , что я не захотела знакомиться).
- Я кабардинец.
И он протянул руку для знакомства прямо к моего бутерброду. Я не знаю, какая должна быть реакция у нормального человека на такое резвое приглашение к знакомству, мне в этот момент думалось только о бутерброде. И естественно, я ответила, стараясь по мере возможности сохранять крайнее дружелюбие:
- Извините, но на улицах с незнакомцами не знакомлюсь.
Но мужчина не обращал внимания на мои слова. Он бойко продолжал:
- А давайте я вас кофе угощу? У меня здесь совсем рядом собственный ресторан. Я хозяин! И кофе у меня самый лучший в Анапе! Давайте ваш рюкзак, я его сам понесу. Здесь совсем рядом.
От такой бурной прыти и мощного словопотока само собою отпала необходимость знакомиться, говорить имя или отмалчиваться, обращать внимание или нет на протянутую руку, и даже откусывать бутерброд. Нелепость происходящей ситуации даже не раздражала, она была комически смешна. И потому я просто сказала:
- Кофе у меня есть. Рюкзак мой ни в какой ресторан не пойдет. А мне и здесь хорошо, и достаточно комфортно.
При этом я наивно предполагала, что разговор закончен, и можно , наконец, приступить к трапезе. Ан, нет. Молодой человек оказался неугомонным. Он дотошно стал выспрашивать откуда я и почему одна. Я лениво ответила, что одна , потому люблю одна путешествовать. Что сама я из Ленинграда, и надеюсь , что он слышал что-нибудь об этом городе. Но он разбуянился еще сильнее, неведомо с какой радости вдруг начал восхвалять мои , наверно, особенно заметные в темноте достоинства.
- Какие у вас замечательные глаза! как звезды на небе! а какие красивые губы, щеки! Какие красивые зубы , как белоснежные вершины Казбека.. .
А мне в это время померещилась красная шапочка, и захотелось вдруг щелкнуть зубами, и добавить: « а можно я вас съем?». А потом он вдруг добавил:
- А давайте я к вам в Ленинград поеду, буду за вами ухаживать, подарки дарить.
..Наглость наглостью, но это уж явный перебор. Я удивленно спросила:
- Вы хотите, чтобы я вас усыновила? И, вообще, молодой человек, вы думаете это прилично приставать к женщине, вдвое старше вас по возрасту ? Вы бы позвонили так приставать к вашей матери?
Он засмеялся, и совершенно искренне и гордо ответил:
- У нас кабардинцев так нельзя, это у вас , русских, все можно. Там на возраст не смотрят, там и бабушки с внуками женятся.
Он был похож на десятилетного ребенка с таких же интеллектом, соображением и бесстыдством, и он был совершенно, до глубины его маленькой души, уверен в своей правдивости. Это было как шок. Как оплеуха всем русским людям, женщинам, мужчинам, всей нашей культуре, нашим матерям и нашей совести.
Мне вдруг отчаянно захотелось отвесить ему увесистую затрещину, как нашкодившему глупому ребенку. Но я сказала:
- Вы не знаете Русских. Вы смотрите дом-2, собчак и пугачеву, общаетесь с курортными незнамо какой национальности и извращениями дамочками, и думаете, что это Русская культура. Но на самом деле, вы копаетесь в своей грязи, которые сами и выбираете. Вы приезжаете в Россию, даже не зная ее культуру, людей и истории, вы смеете говорить про русских гадости? Это мерзко. А когда был Советский Союз, когда все народы жили дружно, вы тоже так думали про Русских?
Он вдруг стал серьезным, изменился в лице, и задумался.
- Советский Союз… Тогда все было по-другому. Но вы правы. Мы тогда уважали друг друга. Хорошо было тогда. Люди были добрее и чище.
Но тут открылась дверь , и на улицу вышел охранник. Кабардинец с широкой лживо-сладкой улыбкой направился к нему, на ходу выкрикивая:
- Хотите я вас угощу кофе? Я сейчас принесу наивкуснейшего кофе.
На что охранник ответил:
- Мы ,казаки, на службе не пьем. Не положено. И в подачках мы не нуждаемся.
Потом подошел ко мне и спросил:
-К вам не пристают?
-Нет,- ответила я.
- Но если будут приставать, то я рядом. Стучите.
- Спасибо,- ответила я. И он очень тихо с раздражением сказал мне: какие же наглые и глупые эти нацмены.
Когда охранник ушел, кабардинец сказал:
- Какие все эти казаки глупые, неумные , высокомерные и противные люди.
Мне было смешно, и одновременно очень грустно. Они оскорбляли друг друга, за глаза, подло и гадко, оскорбляли почти одинаковыми словами, и не знали друг друга , вообще. И тогда я рассказала ему притчу про Мухаммеда. Он спросил:
- Вы верующая?
Я ответила:
- Да.
- А в церковь вы ходите?
-Да.
И тут он не то с сожалением, не то обреченно махнул рукой. И бросив издалека «Извините», скрылся в туманном рассвете утра.
Но тут дверь открылась снова, вышел охранник и сказал:
- Заходите, открою сегодня специально для вас вокзал пораньше, сколько ж можно сидеть так под дверьми?
Поблагодарив его, я зашла в зал ожидания. А на станции, в уютном зале , минуты ожидания длятся совсем быстро. Через некоторое время стали подходить люди, по чуть-чуть, каплями, но зал сразу стал веселей и светлее. Рядом со мной устроилась женщина, тоже надолго в глубоком ожидании. Мы разговорились. Сначала о сиеминутном, о погоде, когда откроется кафе, а можно я ненадолго отлучусь, а вы покараулите мои вещи? Когда, наконец, мы завершили все свои дела-побегушки, а чудесный кофе уже дымился в чашках, мы разговорились основательно. Она вдруг спросила меня: а вы верите, что человек произошел от обезьяны? О! Вопрос попал на благодатную почву. Я будто всю жизнь ждала этого вопроса, и меня понесло по истории, вехам, эволюционным столбам, австралопитекам, бушменам, намечая четкую дорогу к кроманьольцам. При этом я умудрялась в общеизвестные описания добавлять свои размышления, гипотезы, факты. Разговор был потрясающий, вернее, монолог был сногсшибательный. Женщина оказалась великолепным слушателем, она старалась не пропустить ни одного слова из моей лекции, переспрашивала незнакомые названия, задавала грамотные вопросы, и сетовала, что в свое время не научилась знать так много. И казалось, что она старательно стремится наверстать пробелы хотя бы таким странным образом в зале ожидания автобусного вокзала. Незаметно мы приблизились к временам освоения Крыма, и соответственно, плавно перешли на историю близких народов. Естественно, вопрос коснулся , ( а как же без этого? ) государства Урарту. Как только в воздухе завибрировало это волшебное слово, пассажир , сидящей позади нас на соседней скамейке, встрепенулся, встал, и учтиво обратился к нам.
-Извините, можно присоединиться к вашему диалогу? Вы сказали Урарту? Неужели вы знаете про это государство?
- Конечно,- ответила я,- Мы же в школе проходили, по истории Древнего мира. Правда , давно это было. Еще в СССР. Но это была хорошая школа, и основы многих знаний несомненно идут оттуда, из детства. Ну, и потом кое-что еще самостоятельно читала. История разных народов- это очень интересная тема.
Пожилой седовласлый мужчина был до глубины души тронут, у него на глазах выступили слезы благодарности. И он ответил:
- Спасибо вам большое. Это огромная радость, когда историю твоего народа знают люди. Я арменин, и мы с внуком путешествовали по Крыму, а теперь возвращаемся домой. Потом мы вспомнили времена Советского Союза, с благодарностью и ностальгией, поговорили о прошлой дружбе народов, о человечности и доброте, а потом он мне рассказывал про обычаи своей древней страны, ее легенды и историю . Сколько было душевной чистоты и искренности в этих коротких, и таких огромных минутах встречи. Но вскоре мужчина с внуком засобирались, объявили посадку на их автобус. Было видно, что им очень не хотелось заканчивать этот живительный разговор. Мужчина очень торжественно и радушно распрощался со мной. Его внук восхищенно смотрел на нас. И тогда мне вдруг подумалось, что вот за такими молодыми ребятами будущее, и они сумеют сделать его прекрасным.
Но и мне уже надо было идти. Открылась камера хранения. А впереди меня ждало путешествие по Анапе, новые находки, истории, встречи и удивительные приключения.
В этом бегущем , заполненном ароматами цветов городе, было очень много удивительных встреч, с добрыми, отзывчивыми, капризными, бегущими, и самыми разными людьми. Но неизменно , каждый из них был особенный, неповторимый, и дружелюбный. С одной девушкой мы познакомились в автобусе, оказалось, что она администратор в аэропорту. Она меня очень и очень выручила. Честно, если бы не она, то я даже не знаю, как бы я смогла улететь, не пожертвовав частью своего драгоценного груза. До самого отлета самолета, она была со мной, и мы много разговаривали, подружились и обменялись адресами.
И с другой девушкой я познакомилась в Анапе, и мы тоже вместе ехали в автобусе, и тоже подружились, обменялись адресами, и иногда общаемся В Контакте.
И еще были встречи с замечательными, хорошими, добрыми людьми. Этот мир удивителен. Тем больше встречаешь хороших людей, тем в мире их становится больше и больше.
И даже та встреча, у дверей закрытого вокзала уже не кажется такой ужасной. А незнакомый человек таким глупым и испорченным. Просто он не умеет видеть мир. Он искал мир с высоты своего мелкого тщеславия, и не разглядел его в высоте сияющих звезд. Он думал телевизорами, слухами и сплетнями. А мир нужно уметь слушать сердцем. Но он все еще трепетно любит свою мать и свой народ. Значит, и для в этом мире еще не все потеряно. Нужно только понять, что когда встречаешь Мир с уважением , добротой и дружбой, то оказывается, что он намного-много больше и лучше.
PS// Но купаться на городском пляже Анапы я бы категорически не посоветовала, а прислушалась к рекомендациям самих жителей Анапы: ехать на дикие пляжи.
Горгиппия, это, конечно, очень интересно, но я категорически влюблена в Херсонес и Пантикапей. Я очарована этими древнейшими городами. А ведь любовь не знает измен.


Рецензии