Вот, почему парашют пишется через ю, а не у

Друзья, не могу собраться с мыслями, потому что со вчерашнего вечера я глубоко тронут личностью отца Русской авиации Николая Егоровича Жуковского. Я потрясен, ошеломлен, вдохновлен и счастлив, что хотя бы к своим неполным 41 годам успел прикоснуться к личности, о которой сегодня так незаслуженно мало говорят, вспоминают и отдают дань уважения и благодарности. Там, в России, недавно были выбраны знаковые личности 20-го века: Гагарин, Высоцкий и Жуков вошли в тройку лидеров по мнению россиян. Николай Егорович, я прошу у Вас прощения, что лишь накануне взял в библиотеке книгу М.Арлазорова "Человек на крыльях" 1958 года! И не сумел повлиять на голосование россиян. А то они, наверное, думают, что так было всегда и что самолеты растут на деревьях, черт возьми! :-)



   По причине несколько шокового состояния от того, что Н.Е.Жуковский не вошел в лидеры выдающихся личностей России 20-го века, я отказываюсь сегодня думать, а предлагаю историю про изобретения парашюта от товарища М.Арлазорова из его книги 1958 года "Человек на крыльях".

   Короче, первый парашют, от которого начали плясать современные парашюты, был сделан, как известно, русским - отставным поручиком артиллерии актером Глебом Евгеньевичем Котельниковым...



Начало цитаты. "...Наконец, с сыном и несколькими близкими людьми Глеб Евгеньевич выехал в глухое место под Новгородом, чтобы проверить результаты своих трудов. На огромном воздушном змее был поднят в воздух, а затем сброшен с парашютом манекен. Парашют действовал безотказно. Ликующий изобретатель возвратился в Петербург.

    Увы, радоваться было рано. В царской России, чиновники которой пресмыкались перед всем зарубежным и пренебрежительно относились ко всему отечественному, реализовать изобретение было,пожалуй, потруднее, чем сделать его. Но Котельников смело начал штурм бюрократической чиновничьей твердыни.

     "Длинный и скорбный синодик славных жертв в авиации, - писал он военному министру, - натолкнул меня на изобретение весьма простого, полезного прибора для предотвращения гибели авиаторов в случае аварии аэропланов в воздухе..."

     Ответа не последовало.

     Котельников добивался личного приема - тоже безуспешно. Наконец, после долгих мытарств, изобретателю удалось проникнуть в Главное военно-инженерное управление. И вот, в Инженерном замке, где некогда не получил поддержки изобретатель первого в мире самолета Александр Федорович Можайский, произошло заседание комиссии, назначенной главным инженером генералом фон Роопом. Во главе комиссии, которая должна была решить участь изобретения Котельникова, стоял генерал Кованько, имевший репутацию одного из самых сведущих в летном деле людей. Но вдруг этот "сведущий" человек заявил, что парашютом воспользоваться не удастся, так как при прыжке, когда раскроется купол, рывок окажется столь резким, что у летчика оторвутся ноги.

    Почему генерал пришел к этому неожиданному выводу, Котельников, разумеется, не знал. Кованько не счел нужным объяснить свое непонятное заявление, но именно оно определило собой выводы комиссии. Парашют забраковали "за ненадобностью". И это случилось в те дни, когда газеты были переполнены сообщениями о воздушных катастрофах.

    Но Котельников не захотел подчиниться неграмотному решению. Он взял патент на своё изобретение, решив провести его всесторонние испытания. Преодолев косность чиновников военного ведомства , опрокинув бюрократические рогатки, он добился официальных испытаний. Манекен, сброшенный на этот раз не со змея, а из гондолы аэростата, приземлился благополучно. Тормозная сила парашюта была велика. Его пробовали раскрывать с автомобиля, и тогда машина останавливалась, как вкопанная.

   В деревню Салюзи под Петербургом, где происходили испытания парашюта, съехалось много народа. Сюда собрались воздухоплаватели, военные летчики, корреспонденты газет и журналов. Не явился лишь ни один из членов комиссии, назначенной для проверки изобретения. Военное ведомство оставалось слепым и глухим.

   После того как кукла была успешно сброшена с аэростата и говорить о том, что у летчика при прыжке оторвутся ноги, стало неудобно, "авторитетные специалисты" пустили в ход новую версию, порочащую изобретение Котельникова. Использовать парашют все равно невозможно, утверждали они. Как только парашютист покинет аэроплан, он перевернется вниз головой и, потеряв равновесие, погибнет.

   Изобретатель добился испытания с самолета. Они прошли успешно, отпала и эта неуклюжая версия. В Гатчине, под Петроградом, куклу с парашютом сбросил летчик Г.Г.Горшков, в Севастополе - летчик М.Н.Ефимов.

   Казалось бы, что больше нет никаких сомнений. Но хода изобретению по-прежнему не давали. Запретив людям прыгать с парашютом, высокопоставленные сановники ссылались на то, что, мол, кукла не человек и неизвестно, как будут чувствовать себя люди, спускавшиеся под шелковым куполом. И пока Котельников блуждал в дебрях канцелярий, ловкий делец Вильгельм Ломач вывез его парашют во Францию. В Париже Ломач нашел человека, отважившегося совершить прыжок. Этим человеком оказался студент Петербургской консерватории В.Оссовский.

  Так появился парашют на руанском мосту. Так первый в мире ранцевый парашют русского изобретателя был испытан отважным русским человеком, хотя и за рубежом." Конец цитаты.



Я вам, друзья, на днях выскажу подозрение на открытие, основанное на слоге и душевности советских авторов 50-хх годов прошлого столетия. А сейчас я предлагаю еще на минутку заглянуть в книгу 1958 года. Это будет полезно знать россиянам и русским.



Начало цитаты:

    ""Россия является просто географическим понятием, и ничем больше она никогда не будет. Ее сила сплочения, организации и восстановления ушла навсегда. Нация не существует..." С таким заявлением выступил в июле 1918 года на страницах газеты "Нью-Йорк таймс" американский сенатор Поидекстер".

Конец цитаты.



После перелета двух групп русских летчиков в США через Северный полюс в 1937 году.

Начало цитаты:

""Второй раз в течение последних нескольких недель мы обнажаем головы перед русской авиацией. Следуя по пути, проложенному через Северный полюс их соотечественниками, Громов, Юмашев и Данилин установили новую веху, по которой придется равняться всему миру", - писала газета "Нью-Йорк таймс", та самая, которая опубликовала в 1918 году заявление сенатора Поидекстера, наполненное зловеще мрачными пророчествами".

Конец цитаты.



  Я не буду комментировать ни внутреннюю историю с парашютом в России, ни внешнюю историю, упомянутую только что. Я просто процитировал книгу 1958 года, которая, вряд ли, найдется у каждого на полке сегодня.



31 января 2018 года

ЛНР/LPR

Divine Excursator

   


Рецензии