Русская волшебная сказка

По материалам сборника "Народные русские сказки", А.Н. Афанасьев

Эпиграф:
"Имя у меня за грехи. И твоё у тебя тоже."
В. Пелевин "Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре"

 За древностью происшедшего многое в этой статье звучит гипотетически, тем не менее, оно более вероятно, на мой взгляд, чем иное, тоже гипотетическое.

1. Елена – античное и византийское наследство России.
По белорусским  исследованиям  (под  рук. Яцук Ирины Анатольевны, 2013 г) Елена Прекрасная встречается наиболее часто (48%) среди всего сонма прекрасных героинь волшебных русских сказок, отстают по этому показателю Настасьи, Василисы, и Анны с Марьями. Та же тенденция прослеживается и в сборнике Афанасьева. Елена почти всегда богата, высокородна, а все прочие могут быть и купеческими  дочерьми, и простыми девушками. Принцесса она заморская в большинстве случаев, но бывает и местная, иногда Премудрая, но чаще Прекрасная, титул Премудрой уступая Василисе. Добавлю, штудируя полное собрание в обработке А.Н. Афанасьева, понимаешь, что мы в нашем детстве читали сказки несколько иные, в  большей степени, видимо, рассчитанные на детей, пересказанные и гуманизированный обоими Толстыми, Ушинским и другими великими писателями и просто писателями. Знакомясь с истинно народными сказочными персонажами, вдруг обнаруживаешь жёсткий, взрослый, почти реальный мир.

Вернёмся к нашим Еленам. Этот магический ярлык, чудесное клеймо, не имя, а обязательство -  Елена Прекрасная - восходит к древнегреческой героине, и у греков женщина эта безупречно красивая, мягкая и нежная, при том свободная и богатая (вместе с её рукой супруг получает титул правителя Спарты, младшие царевичи, как правило, без трона и победнее, толпятся вокруг неё не только из-за безусловной красоты, счастливец получает  всё, что сопутствует титулу). Помня и сегодня древнегреческий миф, можно предположить, что в наши волшебные сказки Елена Прекрасная как героиня небезымянная  вошла самой первой. И к тому же первая княгиня-христианка Древней Руси Ольга наречена была в момент крещения в Византии Еленой в честь Святой Елены, матери Константина Великого, при котором Рим стал христианским. И, возможно, внешние данные вдобавок ко прочему послужили причиной выбора имени, во-первых, известно, что Елена Прекрасная была светлоликой и светловолосой, во-вторых, признанной красавицей. Признанной красавицей слыла и мать Константина, Елена Равноапостольная, поскольку её выбрал знатный римлянин, ещё до того, как стать императором, себе в конкубины, т.е. в неофициальные жёны, другой быть она ему не могла  в силу своего происхождения - в молодости Елена как служанка помогала своему отцу в трактире, и возвысилась уже при сыне-императоре Константине, а удостоилась считаться святой после паломничества в Иерусалим, когда нашла животворящий крест, на котором был распят Иисус Христос. Всё главное сделала Елена, будучи в преклонном возрасте: совершила археологические раскопки, основала множество христианских храмов и памятников. Чем и заслужила ореол святости.

Первая Елена Древней Руси, Ольга Равноапостольная, прибыла в Константинополь в конце 10 века, когда разрозненные племена восточных славян, финно-угров и других этносов, проживающих на территории, названной Киевской Русью, объединились, организовали государство и вышли на международную арену. Ольга, видимо, как и предшественницы, отличалась светловласой красой, свойственной Елене Прекрасной. Бытует легенда, что руки Ольги добивался византийский император, кстати сказать, во время того же визита было отказано в руке византийской принцессы юному сыну Ольги Святославу, крайне возмутившемуся этим обстоятельством. Пишут, что, когда византийский император сделал предложение Ольге ещё до её крещения, то она сказала, что не может выйти за него замуж, поскольку не крещена. А когда император её окрестил, то она ответила на его предложение словами, что теперь она его крестница, и такой брак не одобряется церковью. Возможно, этот  рассказ является легендой. Но что означало бы это замужество? Сейчас, задним числом, трудно об этом судить. Видимо, Руси грозило поглощение, а детям и внукам Ольги неясное будущее. Святослав, сын Ольги, великий воин и амбициозный, самобытный лидер вряд ли смог бы встроиться  в чужеродную структуру. Одно лишь  ясно: этот великий византийский дар государства греков-ромеев,  дар имени - подразумевал и древнегреческую героиню. (Кстати, от Ольги-Елены, наверное, появился средний между Еленой и Ольгой вариант имени Олёна через Олена, позже  преобразованный вследствие фонетических особенностей русского языка в Алёну. Вот что пишет Иван Калита в своём завещании о золоте умершей жены Елены: «А что золото княгини моее Оленине, а то есмь дал дочери своей Феотиньи, 14 обручи и ожерелье матери ее, монисто новое, что есмь сковал…») В конце 13 - начале 14 века, через 350 лет после Ольги,  на Руси существовала Олена, без Ё, которая как звук, возможно, имела место быть, но как литера была введена позже.

Героиня Елена встречается в сказках многих народов мира, учитывая древность греческого мифа, общность европейской культуры и  пересечение с культурами других регионов: к примеру, существует грузинская «Сказка об оленёнке и Елене Прекрасной», где косвенно подтверждается светловолосость последней, ибо ребёнок у царевича и Елены Прекрасной родился златовласым. Но в других странах и народах Елена Прекрасная редка, её образ лишь иногда отражает далёкий свет Древней Греции, а, может быть, и близкий - средневековой Руси.

Отчего же в России стала Елена Прекрасная столь частой сказочной гостьей? Мало ли у нас было красавиц? Вот Улита, к примеру, дочь боярина московского Кучки, отданная в жёны Юрием Долгоруким своему сыну Андрею Боголюбскому. Но почему-то тёмная эта история никому не понравилась, и имя Улиты  не прижилось. А история греческой Елены Прекрасной не полна ужаса, крови и предательства? Сколько угодно. Но не было, видимо, у Улиты своего Гомера  и не было такого фарта, чтобы изо всех передряг выйти невредимой и невинной, любимой и желанной,  никогда и никем не осуждаемой, и не было ещё одной предшественницы – Святой Елены, в миру женщины, хотя и много претерпевшей, но всё же торжествующей и невероятно счастливой в отличие от Улиты. И не дала судьба Улите такого везения, как княгине Ольге, первой русской Елене, которая и немало страдала, и немало совершила, но долго властвовала, приняла много почёта  и которой также многое было прощено и никогда не поставлено в вину. Итак, имя Елена для русских - во-первых,  дар византийского императора, во-вторых, Россия считает себя и наследницей Третьего Рима, поклоняется Древней Греции, и эту связь всегда старается подчеркнуть, посредством имён в том числе, а, в-третьих, Елена  – имя героини сказочно удачливой, интересной не только в молодости, но и в среднем возрасте и в старости, а в двух приведённых в пример случаях из трёх -  имя долгожительницы, чья красота не вянет с годами.  Елена, мать Константина, умерла в возрасте 86 лет, по легенде Ольга прожила примерно 75-80 лет, рекордные по тем временам. В реальности могло произойти слияние персонажей  из-за одинаковых имён, и тогда первая христианка княгиня Ольга прожила примерно 50 лет, а встретилась с византийским императором после тридцати. Но ведь легенда верит в Елену-долгожительницу, и тогда при чём тут реальность! А что касается древнегреческой Елены, сколько она прожила – неизвестно, но, когда её похитил Парис, было ей, по мнению исследователей, лет сорок, потом минуло десять лет осады Трои, и когда она, выйдя обнажённой, поразила красотой своего мужа Менелая, который собирался её убить, но передумал, вновь увидев, простил и принял, Елене Прекрасной соответственно исполнилось пятьдесят. Чем же ещё так прекрасна Елена? Будучи  часто легкомысленной и своенравной, Елена греческая нигде не жестока, не гневлива, как и Елена Равноапостольная, которая считалась женщиной благороднейшей. Ольге приписывается расправа над древлянами, но указывается, что была княгиня милосердной, а древлянам не могла простить смерти своего мужа.

2.Иван Царевич и Елена Прекрасная
На наших просторах Елена явилась другой, и не одна, а в паре, чаще с Иваном-царевичем. (Как пример сказка "Царевна-лягушка", под номером 267 в сборнике Афанасьева.) Рукодельница русская Елена, деловита, настоящая волшебница, не смотрите, что царевна, и помощниц у неё пруд-пруди, и это вполне соответствует реальности: русские царицы оставили исторические памятники своего времени - портреты художественного шитья, деланные в мастерских, наверное, курировали царицы и царский стол, нередко руководили строительством церквей и зданий, да ещё 10-12 детей в семье считались нормой, при том, что продолжительность жизни была не велика. И всегда героиня русской сказки стремится мужу угодить.  Помните присказку «и жили они долго, и счастливо, и умерли в один день»?  Оттого, наверное, появился сакральный смысл для  русских у этой пары, что приходилось выживать среди дикости, жадности и жестокости монголо-татар, и без семейных ценностей, упорядоченности, трудолюбия, самодисциплины было не обойтись, первые прототипы этих сказочных героев становятся очевидны: государство Московское начало свой рост и могущество от Ивана Калиты и княгини Елены, его любимой жены, родившей ему восьмерых детей. Можно предположить, судя по сказкам, что была она не простой девушкой, и историки это подтверждают: Елена, видимо, княжна из соседнего Смоленского «царства», в то время ещё не  присоединённого к Московскому. От этой удачи, как от заклинания, рассказывались сказки из уст в уста, предавалось любование возрождением родной страны, ворожилась удача. Иван был четвёртым сыном у князя Даниила, но один из сыновей умер, видимо, ещё в детстве или отрочестве, выпав из поля зрения сказочника со своей несостоявшейся биографией. Помните, что сказочный Иван - третий сын, да ещё и ничем особым не блистал? И вдруг он пережил старших братьев, встал на трон, и передал трон потомкам, поскольку старшие братья не смогли оставить наследников, вот что такое – повезло Ивану с женитьбой, с женой Еленой! Воистину: «Я б для батюшки-царя родила богатыря». И удача Московского царства, выделившегося среди прочих других, – тоже сказочная и таинственная. Ничем не блистала Москва в Гардарике среди других жемчужин – городов земли русской, а вот – поди ж ты, откуда что взялось!  Захудалый маленький городок на глазах современников волшебно превратился в фактическую  столицу как раз при Иване Калите. «Сказка – ложь, да в ней намёк».

Но третий сын пришёл в русские сказки, судя по всему, не только оттуда. Постоянная ирония и насмешка устного сказания словно сопровождается подавляемым вздохом. Третьим сыном в семье был Есугей, отец Чингис-хана, и Удэгей, сын его, которого Чингис-хан назначил преемником, тот самый, который завоевал Русь (время завоевания 1236-1242 гг). По некоторым данным, третьего сына из каждой семьи угоняли в рабство монголо-татары. Приходилось, видимо, третьему сыну мозгами пошевелить, как выжить, да и утешить его хотелось, может быть, сказочнику-рассказчику. А потом так и повелось.

После Ивана Первого на трон взошёл его старший сын Симеон Гордый, несчастный в детях, потом ненадолго пришёл на княженье добрый и красивый третий сын Иван Второй, позже правили державный Иван Третий, при котором Москва стала столицей, а Русь окончательно освободилась от монголо-татар, долго царствовал, как известно, многоженец Иван Четвёртый Грозный с его грандиозными реформами и адскими казнями. В общем, в России было шесть царей Иванов, но когда стало понятно, что везенье  больше не сопутствует претендентам по имени Иван, то именем этим  перестали  называть царских отпрысков. Остался царствующий счастливчик Иван навеки связанным с Москвой. Ни один из правящих Иванов больше не был женат на Елене.  Царевич Иван Молодой, сын Ивана Третьего, муж Елены Волошанки, попал под каток репрессий и погиб, не дождавшись царствования, и всё его семейство погибло. Патологичной завистью преследовал Грозный своего сына Ивана, женатого третьим браком на Елене Шеметовой, а впоследствии и вовсе убил – ставил на трон сына Фёдора с женой Ириной, и такими методами избегал междоусобицы.  И что же?  Заплатили Рюриковичи за это и прочие преступления Ивана Грозного! Заплатила и Россия, без вины виноватая. Слабый царь Фёдор не оставил наследников, родила его жена Ирина Годунова лишь одну дочь, но и та вскоре умерла, последовали за этим беды, смута и смена династии Рюриковичей на династию Романовых.

К слову сказать, третьего сына Ивана уже не было у русских царей, и, значит, все сказки с удачливым третьим сыном должны отсылаться к Ивану Калите и Ивану Красному. Но Иван Красный женился на Александре Вельяминовой, от которой  у него был сын Дмитрий Донской, и особенно удачливым не считался, умер молодым, и хотя был добр к своим соотечественникам, многое сделав для объединения русских, выглядит Иван Красный в истории страдальцем, слегка потерявшим во власти и ослабившим Москву среди других русских царств, и правил он всего шесть лет, не сказка это, а схима и служение. А сказок больше всего про Ивана и Елену! Вот какое впечатление произвело неожиданное возвышение  Москвы при Иване Калите! Пользовалась Москва в те времена славой земли, где каждый притесняемый русский мог найти себе защиту,и не только русский - принимали и литовцев, и даже беглых татар, выкупали пленных.  Но много и нареканий снискала Москва за вынужденное сотрудничество с татарами и финансовые манипуляции, благодаря чему смогла стать и спокойной и защищённой. Иван Калита скупал города и деревеньки по соседним княжествам, хитростью приумножая могущество своего. Хитростью, а не жёстким насилием, как было позже. Во времена правления Ивана Калиты установилось спокойное для Москвы время – 40 лет без войн и набегов, длилось оно в дни его княжения, и позже, во времена сыновей Симеона Гордого и  Ивана Второго, и закончилось со смертью последнего, когда власть перешла к малолетнему Дмитрию Донскому, и враги активизировались, пользуясь временной слабостью княжеской власти.  Ремарка: Отчего Дмитрий Донской с женой Евдокией, столь значимые, настоящие святые земли русской, не стали сказочными героями? Ответ может быть прост: так тяжелы были времена потерь, завоеваний, эпидемий, междоусобиц, что народу было не до сказок про любовь, а о князе пишут как о человеке стеснительномом и целомудренном в личных отношениях. Как редкие цветы, наверное, вырастают сказки о любви только в благоприятных условиях. При Дмитрии Донском было создано описание битв, позже лёгших в основу двух важных исторических документов - "Сказания о мамаевом побоище" и "Задонщины". И даже сказка у Афанасьева под номером 317 присутствует, называется "Про Мамая безбожного".

По поводу того, что Иван в сказке часто дурак, вспомните, как реагирует наш народ на неоправданную жестокость и опасную хитрость: «Вот дурак!» Наверное, князья и цари с этим именем, так же, как и со всеми другими именами, случалось, притесняли людей русских, подставляли под иноземные нашествия и сами устраивали расправы, заставляли участвовать в военных походах и междоусобицах, касалось это, в основном, Ивана Третьего и Ивана Четвёртого Грозного, грандиозную победу даровали России два этих правителя, но каково было каждому индивидууму добывать победы? Иван же в сказках часто простой, хитрый, изворотливый, похож на Ивана Калиту, в общем. Но был князь Иван Первый и добр к обиженным, гостеприимен к гонимым, щедр к бедным, как Иван из сказки.  А Елена, о которой мало что известно, наверняка слыла соратницей в делах своего мужа, оттого вынес в сказках народ свой вердикт: Прекрасная! И соединились герои в русской народной сказке, как и в реальности, в любящую пару: самый главный, умный и удачливый Иван и самая красивая, умная и везучая Елена. Елена на самом деле умерла примерно в 30-летнем возрасте, родив восьмерых детей, а Иван Калита, пережив её лет на десять, успел жениться, но новая жена, про которую известно, что было у неё двое детей, а, может, и не было,  не сыграла в его жизни такой роли, как первая, поэтому на смертном одре он вспоминает в завещании о «княгине моея», которой сам когда-то сковал драгоценное ожерелье. Умер Иван Калита нестарым, в те тяжёлые годы на Руси, видимо, долго никто не жил.

3. Иван-царевич и Серый Волк
Но есть и другие русские сказки про Елену Прекрасную.
«Иван Царевич и Серый Волк» (Номер 168 у Афанасьева), опираясь на более древний каркас, как и многие другие волшебные рассказы, берёт ту же основу про трёх сыновей, но рассказывает иную историю, про Ивана Молодого и Елену Волошанку. Иван Молодой – герой стояния на Угре, победитель монголо-татар, оттого и запомнился народу. Бесспорно,  и в этой сказке в разные времена и в разных регионах вероятны более поздние наслоения. Ещё один интересный персонаж этого сюжета: Серый Волк. Это друг и враг одномоментно. Психологически  волк-помощник из сказки очень напоминает ранних союзников славян, например, Аварский каганат(6-9 века н.э), вместе с которым славяне атаковали Европу при аварском кагане Баяне.  (Баян отличался красноречием, некоторые его высказывания дошли до нас, и оттуда  могло взять начало слово Боян – сказитель). Остатки европейских аваров слились с венграми, столица аваров располагалась на территории нынешней Тимишоары, что в Румынии. Известен и половецкий хан Боняк (11-12 век), который в войне с венграми  «гадал», выл по-волчьи, волк ему ответил, тем предвестив победу. Волк-оборотень? Половцы являлись тюркским народом, и волк - их тотемное животное. Хан Боняк также выступал то союзником славян по битвам, то их противником. Половцы вошли в состав многих европейских этносов на Балканах, Венгрии, Румынии. В период  создания сказки «Иван-царевич и Серый Волк» волк, скорее всего, ассоциировался с волком-оборотнем из Европы, берущим начало ещё от даков, слово "даки" значением восходит к слову "волк", славяне - опять-таки союзники - вместе с даками воевали против римлян. Европа во времена создания сказки вела борьбу с турецким нашествием.  Возможно, сказка наложилась на более ранний рассказ из времён даков, кагана Баяна или хана Боняка. Но кто же из реальных персонажей способствовал браку царевича с царевной-молдаванкой, на какого реального помощника намекает сказка? О браке договаривался боярин Фёдор Курицын, дипломат и путешественник, бывавший  в Молдавии и близлежащих странах, первый русский светский, недуховный писатель, не мастер исторической хроники как автор «Слова о полку Игореве» или «Повести временных лет», к примеру, а человек, в конце 15 века основавший русскую беллетристику.  В своей книге «Сказание о Дракуле» он пересказал популярную в то время в Европе историю о графе-злодее из  Трансильвании и Валахии, причём считая его борцом с несправедливостью, врагом мусульман (а Россия только-только окончательно освободилась от монголо-татарского ига), во многом его оправдывал, разделял его взгляды по поводу неправедной наживы и часто был на его стороне. Граф Дракула ассоциировался с волком-оборотнем, и ассоциация, видимо, была перенесена на дьяка Курицына, в сказках персонажи повторяют друг друга, и волк, скорее всего, оказался самым близким из всех знакомых образов. Помимо этого, брат и соратник Фёдора, Иван Курицын, имел прозвище «Волк». Оправдание Дракулы  вполне вписывалось в атмосферу времён  Ивана Третьего, кровавого со своей расправой над Новгородом и соответствовало временам Ивана Грозного, развернувшего страшные репрессии,  по жестокости превзойдя европейского кровопийцу во много раз. Кстати, Елена Волошанка - родственница Влада Цепеша Дракулы, её отец Стефан Третий считался союзником Валашского государя. Но вернёмся во времена Ивана Третьего: сын его Иван Молодой умер рано, от отравления, невестка Елена Волошанка, а также внук Дмитрий  и Курицыны впоследствии были заподозрены в европейских ересях, называемых ересями жидовствующих, ещё московско-новгородскими (репрессирован до этого был не только Новгород, но и Москва, что послужило дополнительным поводом для еретического религиозного течения), и уничтожены, только судьба Фёдора Курицына остаётся неизвестной. Елена столь прекрасна ещё и оттого, что при власти воспринималась народом  репрессированным как заступница и спасительница?  Поэтому, наверное, слагались о ней и о её муже сказки. В реальности, скорее, причина опалы - династическая борьба, когда не поладили две иностранки: Софья Палеолог и Елена Волошанка. Но после страшного геноцида надеялся, видно, народ на иного царя, на добрую царицу, ждал их.

4. Василий-царевич и другие
Есть в русских сказках странный женский персонаж Сонька-богатырка (" Сказка о молодце-удальце, молодильныых яблоках иживой воде", Номер 177, Афанасьев), где, видимо, фигурируют обе Софьи русского трона – и Софья Витовтовна, и Софья Палеолог, без  особой любви упоминает о них народ в сказках. Софья Витовтовна прожила долгую жизнь, полную борьбы и испытаний, под знаком внутрисемейной междоусобицы, выйдя из неё победительницей. Софье Палеолог приходилось переживать и опалу, и царский гнев, но натура её была крайне действенной и боевитой, так что прозвище понятно. В царе, страдающем плохим зрением, в сказке про молодильные  яблоки легко угадывается ослеплённый Василий Тёмный, сын Софьи Витовтовны. Но ведь и у Софьи Палеолог был сын царь Василий. Последний, женившись на юной Елене Глинской, сам будучи уже в возрасте, очень молодился, жаждал понравиться молодой красавице, грезил, наверное, о молодильных яблоках. Так из века в век одна сказка налагалась на другую, и истоки их часто теряются в очень далёком прошлом. После смерти царя Елена, став регентшей, взяла себе в любовники боярина Ивана Овчину Телепнева-Оболенского. Елена Глинская, образованная красавица, любимая народом несмотря ни на что и успевшая провести ряд реформ, родила от царя Василия Ивана Грозного.

В сказке «Василий-царевич и Елена Прекрасная» (Номер 314, Афанасьев), наверное, мы наблюдаем тех же персонажей. Василий отчего-то несчастен, мешает ему брат Иван, намёк на Ивана Молодого (сказку сочинила противоборствующая партия?), который был убит и так никогда и не стал царём, отчего-то внезапно вошёл в сюжет Алёша Попович, а Елена Прекрасная вопреки историчности смолоду стала женой  Василию, а в конце их врагов расстреляли, в том  числе Алёшу Поповича. В общем, несуразица. Расстрел в России начал применяться лишь во времена Петра Первого. Поэтому сказка эта поздняя, и, видимо, наложена на более  древнюю былину об Алёше Поповиче и Даниле Бессчастном, восходящую ещё ко времени Киевской Руси, чей сюжет  она почти в точности и повторяет (А.Н.Веселовский «Южно-русские былины»). Есть у Афанасьева сказка с ещё более близким к былине сюжетом, записана под номером 313. Эти различные варианты одной и той же истории свидетельствуют о подлинности, историчности фольклорного материала. Алёша Попович – негативный персонаж в сказке "Василий-царевия и Елена Прекрасная",  непонятно кто из Алексеев вызвал такое раздражение в народе, возможно, Алексей Михайлович, отец  Петра Первого,  с  его никоновской  реформой и полным закрепощением крестьян (но лишать крестьян жизни или земельного удела было запрещено всегда!), отсюда и вспомнили про Поповича, и пожелали ему всего плохого. А, может быть, нежеланным стал сын Петра от первого брака с нелюбимой Лопухиной,  Алексей вынужден был бежать за границу, а позже в России умер в заточении. И какое наказание для Петра I: его другой сын Пётр II умер в возрасте 14 лет, процарствовав 3 года, и династия Романовых по прямой мужской линии прервалась, как и Иван Грозный, Пётр поплатился за своё преступление против своих детей. Из этого следует,  что сказка сложена во времена Петра I или позже, отсыл к царю Василию понятен, он был женат на европеянке Елене Глинской из Литвы, как и все русские цари из рода Романовых позже женились на европеянках, начиная с Петра I. А, может быть, казнили в сказке и Стеньку Разина, поднявшего восстание от имени царевича Алексея, якобы не умершего. Потому и пригодилась древняя былина киевского цикла о Даниле Бессчастном и Алёше Поповиче и прекрасной Лыбеди, где Алёша не слишком положительный персонаж. И кроме того, сказки разносились по городам и весям чаще всего скоморохами, а они никогда не благоволили к священникам, а те отвечали им взаимностью.
И ещё. Если вы думаете, что сказка преувеличивает, называя Елену Прекрасной, посмотрите на реконструкцию внешности Елены Глинской и на пелену Елены Волошанки, где она собственной персоной, слева, за спиной у сына царевича Дмитрия. Сказочная красота!

Изображения жены Ивана Калиты, к сожалению, не сохранилось.
 
5. Василиса
История с Василисой намного загадочнее. Василиса – вторая по упоминаемости  героиня русских волшебных сказок после Елены Прекрасной. Иногда они заменяют друг друга в сказках с аналогичным сюжетом. Василиса – не всегда высокого происхождения, и чаще Премудрая, чем Прекрасная. Почему же это не самое распространённое в России имя, не имеющее ни одной царской особы себе заслугой, в сказках получило необычную популярность?
Можно предположить, что появление Василисы в сказках связано с именем Василисы Мелентьевой, предполагаемая дата появления которой в жизни Ивана Грозного совпадает с датой прекращения репрессий в тогдашнем государстве, отсюда восхищение, почёт и уважение. Ещё и потому, что была она простой женщиной, купчихой, и не девицей, а вдовой, настоящая волшебница, сумевшая завоевать и смягчить сердце царя. Василиса - москвичка, кость от кости, плоть от плоти своего города. На самом деле исторически её существование не доказано, но народ, видимо, ей приписал чудесное избавление.

Мотивы Морского царя и прочая морская тематика, связанные ещё с новгородскими былинами, в более поздние времена намекают, возможно, на строительство Санкт-Петербурга, поскольку мы знаем, как в сказках один сюжет накладывается на другой. Сказки о Василисе, надо полагать, более поздние, и сюжеты в них гуманнее, человечнее, а язык мягче, вежливее.

Что же  такое волшебная русская сказка? Легко доказуема её историчность: сюжеты  сказки часто похожи, но варьируют в деталях, которые зависят от времени и региона её сложения, почти всегда прототипами волшебных сказок являлись реальные царствующие особы, и складывались они неким близким кругом или оппозицией. В сказке часто выражалось отношение к реальному историческому персонажу, а также вера в то, что любимцы будут процветать, а злодеи будут наказаны. Враги и чужаки в русских сказках  представлены в зверином или нереальном обличьи.  Истоки сказки, по большей части, теряются в далёком прошлом,  последующие времена  вносят в сюжет свои штрихи, но персонажи сказок узнаваемы.

Когда вышли на авансцену волшебные сказки? Надо полагать, пришли они на смену былинам, когда при монголо-татарах нельзя было  рассказать в открытую про своих богатырей и царей, а лучше, безопаснее замаскироваться, да и после монголо-татар приходилось язык держать за зубами. Наличие героя – третьего сына также является отсылом к татарам. Большинство сказок было связано с Москвой и её главенствующей ролью, поздние былины московского цикла рассказывают всё больше о заезжих героях - Чурило Пленковиче, Дюке, Хотене Блудовиче, персонажах ещё новгородских и киевских былин, а сказки в замаскированном виде – о своих царях и царицах. И по времени совпадает появление Елены Прекрасной и Ивана Царевича с некоторым воскрешением после шока монголо-татарского завоевания, и горечь, жёсткость, беда, борьба, победа, присутствующие в русской сказке, - оттуда. Превалирование сказок имело место в этот период и в Европе, и тоже, наверное, было связано с мусульманским нашествием. Сказки всегда любили в арабском мире. Может быть, просто мода?

«Было то при царе Горохе», кто такой Горох? Бог Сварог? Похоже. Недаром «Крестил Добрыня огнём, а Путята – мечом» Т.е. в дохристианскую эпоху. Но, скорее всего, сказочный царь Горох, по мнению рассказчиков, жил позже, в Древней Руси, той, что существовала до монголо-татарского нашествия, в счастливые времена свободы, равенства, благоденствия, женского равноправия, крестьянской независимости, когда Садко торговал по миру, Василий Буслаев купался в Иордани в славном городе Иерусалиме (вряд ли эти события могли произойти в иные времена, кроме как в период существования в тех местах государства крестоносцев), князь Владимир закатывал свои грандиозные пиры, а рядом с ним за столом сидела княгиня и шутила с его дружиной. А сходство имени с богом Сварогом отражает более ранние представления, как часто бывало в русских сказках.

Источники:

А.Н. Афанасьев "Народные русские сказки",
"Русская народная сказка", под  рук. Яцук Ирины Анатольевны, 2013 г
Н.М.Карамзин "История государства Российского"
А.Г. Бахтин "Плен и рабство в период монгольского завоевания и в Золотой орде по восточным источникам"
А.Н.Веселовский «Южно-русские былины»
"Википедия": статьи "Ольга (княгиня Киевская)", "Елена Равноапостольная", "Елена Прекрасная" и десятки других.


Рецензии