Откуда произошло название Балашиха

К 50-летию Хомутова Виталия Леонидовича
Пьеса

На сцену выходят Сафронов и Бобыкина.
Сафронов держится солидно, как будто он депутат первого созыва. Бобыкина прыгает на одной ножке, норовит залезть в лужу. На голове у нее болтается косичка, как будто это мышиный хвостик.
Сафронов. - Ты кто?
Бобыкина – Я маленький и хорошенький подмосковный город Балашиха! Сегодня 21 марта 1957 года. Мне в этом году  исполнится (считает на пальцах) 18 лет. Я стану большой и совершеннолетней! И по такому случаю мне мама разрешила надеть каблуки. Ну, я имею в виду, что мама Москва разрешила мне строить многоэтажки. Теперь я стану совсем большой! А в вот косметикой она мне разрешит пользоваться только в 2004 году. Я тогда раскрашу свои многоэтажки в разные цвета! Какую в зелененький, какую в синенький, а один из южных микрорайонов пущу разноцветными волнами, как будто это фантастическое море.
Сафронов. – А что у тебя случилось в этот день, 21 марта 1957 года?
Бобыкина – Я как обычно гуляла по улице и увидела, как в моем роддоме на 2 Балашихе родился маленький мальчик Виталик. Вон, посмотри, у окна вопит карапузик и пускает из попки пузыри! Нет это не Виталик! От этого крикуна нужно отсчитать две кровати влево. Вот Виталик! Он спит и во сне улыбается. Он еще не знает, что я присмотрела его среди многих таких родившихся сегодня мальчиков для того, чтобы он со временем стал хранителем моего времени – то есть директором историко-краеведческого музея. Мы с его отцом договорились, что пусть он пока погуляет, космос поисследует, карты порисует.
Сафронов – А что? Картографы – это тоже хранители истории! Они тоже городу нужны. А без космического пространства нам совсем не обойтись. Послушай, а расскажи мне по секрету, откуда пошло твое имя – Балашиха.
Бобыкина. – Ну, кто же у женщин самую заветную тайну выведывает? Я вот тебе расскажу свою тайну, а потом тебя убить придется, чтобы ты никому не рассказал. Вон уже сколько лет краеведы спорят об этом, о чем они потом спорить будут? О рыбе что ли, которая была в наших озерах, да куда-то сгинула, даже память о себе не оставила.
Сафронов – Ну расскажи, а я тебя вином угощу.
Бобыкина – Ты что, сдурел, детей винищем спаивать?
Сафронов – Какой ты ребенок, ты уже совершеннолетняя! Тебя за сокрытие правды уже могут в тюрьму посадить.
Бобыкина – Ну вот, теперь угрозы пошли! А вино сладкое? Вкусное? Сейчас как выпью – так все скажу (пьет).
Сафронов – Ну что?
Бобыкина – Ну что, что? Ты забыл, что я город Балашиха, а население этого города собрано со всех ближайших деревень да многих уголков Советского Союза. Чтобы его споить, не одна бочка вина уйдет.
Сафронов – Ну вот, а сама говорила, что маленькая! Чтобы тебя споить, мне зарплаты депутата не хватит.
Бобыкина – Маленькая то я маленькая, но меня ни вином, ни подкупом не возьмешь.
Сафронов – Ну расскажи! Правда, ведь, всем нужна!
Бобыкина – Конечно, правда всем нужна, только не всем она по нраву. Она же на вкус кислей твоего вина, горше самого горького грейпфрута.
Сафронов – Ну скажи, ты ведь врать не умеешь!
Бобыкина – Врать я не умею – фантазировать люблю. Ну, представь себе начало XIX века. У плотины, где стоит здание хлопкопрядильной фабрики, крутит свое вечное колесо старая мельница, стоявшая здесь до 1925 года. Рядом с мельницей сидит и горько плачет мельничиха.
Сафронов – А что она плачет?
Бобыкина – У нее только что умер муж Балаш. Ну и злющий был мужик, все время бил Балашиху, работать все время заставлял.
Сафронов – Ну и что она плачет, дура?
Бобыкина – Это ты дурак! Балаш как и все мужики – обманщик! Пообещал шубу купить, а сам умер. Теперь у нее ни мужа, ни шубы. Только старая прохудившаяся мельница.
Сафронов – Да, это горе. А давай выпьем, друзей позовем, снова выпьем, так легче будет.
Бобыкина – Вот. Вы хоть мужики и дураки, а иногда умную мысль выдаете.
Сафронов – А что я такого умного сказал?
Бобыкина – Как что? Испокон веков русские не только выпить любят, они еще умеют делать это красиво! Открою-ка я в старой мельнице трактир, - подумала мельничиха. - Чтобы споить вином всю округу сколько бочек вина нужно? А сколько прибыли у меня будет? Авось и доживу свой век!
Сафронов – Вот так из-за банальной любви к вину на земном шарике появился город Балашиха. Трактир «Балашиха» стал известен не только своей хозяйкой – прекрасной мельничихой Балашихой, но и своей кухней. Отведать ее вина и стряпни приезжали в старую мельницу люди за многие километры. Где ты был? У Балашихи. Где ты обедал? У Балашихи. Трактир простоял у плотины очень долго и в 1913 году уже не было сомнений, как назвать новую железнодорожную станцию. Чтобы нормальные люди не заблудились и ничего не напутали, назвали станцию Балашиха. Вот так и началась история нашего города – с обычной чарки вина. Так выпьем же за наш город, ну и заодно за директора музея – Хомутова Виталия Леонидовича.
2007 год
PS. Конечно, город назван не по имени мельничихи и трактира. На месте старой мельницы у запруды на реке Пехорке стояло когда-то славянское селение БлОшино. Название оно получило от больших мезотрофных болот, раскинувшихся недалеко от этих мест. Бл - древнеславянское слово, обозначающее светлый, белый. Блато, так называлось в старину болото, имело растительность более светлую, чем остальные деревья и травы. Болотистый луг так и назывался "балашиха". Балашихой и блошняком называли травы, вырастающие на пустырях. На месте селения Блошино, на реке Пехорке на землях села Никольское построил князь Иван Николаевич Трубецкой суконную фабрику, которую долгое время называли Блошинской мельницей. Новый хозяин фабрики Петр Трифонович Молошников на этом месте отстроил каменные здания для новой фабрики  - хлопкопрядильной, дав начало Балашинскому производству пряжи и тканей. Менялись хозяева фабрики, расстраивался поселок для рабочих, приезжали на производство люди из разных областей и даже стран. А в 1939 году дал рабочий поселок Балашиха свое название новому городу. Так началась его новая большая  история!


Рецензии