Впервые в школу

               

   " Учиться, учиться и учиться" (В.И.Ленин) ; ( самый известный лозунг советской школы). Подходит время и ребенок переходит свой первый Рубикон - наступает школьная пора. А вы помните как пошли первый раз, в первый класс, а? Давно это было или очень давно, так давно, что последующие события напрочь заслонили этот день. Из памяти человека не исчезает ничего, только некоторые вещи слишком тяжело извлекаются, но может посредством сих строк вы и вспомните.
   
   Своё 1 сентября 1979 года я помню смутно, была линейка, отец и мать меня провожали с большим букетом и всё, гораздо больше запомнились события связанные с начальной школой вообще, так как потом мы переехали на новую квартиру и началась другая жизнь и была другая школа. Знакомство со школой начинается раньше начала учебного года, когда подают твои документы, а с тобой общаются кто-то из педагогов. Моя первая школа ( всего их было 3) стояла сразу за детским садом, от дома недалеко. Документы мы ходили подавать со старшей сестрой ( она старше меня на 13 лет) и сравнительно недавно закончила эту же школу. Помню день был жаркий, а я в каких-то коричневых шерстяных шортах, неприятно колющих ноги, сижу и рисую зайчика, который бежит с букетом цветов. На вопрос тётеньки, проводящей собеседование ( наверное это была педагог-психолог или типа того), кому зайка несёт цветы, я честно ответил - вам ;. Я наивно полагал, что моей учительницей будет эта приятная женщина, но оказалось...Жизнь сразу стала вносить свои жёсткие коррективы. Ну, а пока, были приятные хлопоты по собиранию всяких принадлежностей и, по моим наблюдениям, этот процесс вызывает чувственный энтузиазм у всех детей. Я, как и многие, приходил в восторг от моего новенького школьного ранца, глянцевого с желтокоричневым оттенком, от пенала, на внутренней стороне крышке которого, открывающейся как шкатулка, были вмонтированы циферблат со стрелками и маленькие счёты и от самой обыкновенной шариковой ручки ( но почему-то мне она очень нравилась). Мне нравились ученические тетради в полиэтиленовых обложках, прописи, счётные палочки и дневник, а еще мне купили какую-то, открывающуюся как двойная открытка,  штуковину ( по-моему она называлась кассой), с прозрачными кармашками внутри, которые использовались для букв и составления из них слов ( впоследствии я стал хранить в ней свои марки), кстати, кроме вышеупомянутый кассы, до сего дня сохранился и пенал и ремешки от ранца. Накануне, облачив меня в новенькую школьную форму, всучив ранец и цветы, меня повели фотографироваться. На фото я сияю, как начищенный самовар, а рука еле удерживает, в заданном фотографом положении, огромный букет гладиолусов ( ну тяжело мне было, а букет большой).
   
   В день оный я узрел свою учительницу - немолодая, но и не старая, среднего роста толстая женщина, с неприветливым веснушчатым лицом и большими очками. Она, по имени Тамара Ивановна, мне сразу не понравилась, и я ей скорее тоже, так как когда спустя 2 года, меня забирали из одной школы в другую во след себе я услышал, что теперь одной грязнулей будет меньше ( наверное она  имела в виду мой антикаллиграфический почерк - а ля, курица-лапой ( хотя в ВУЗе все кто брал у меня конспект, заявляли, что всё прекрасно можно разобрать, а конспекты пишут вообще в быстром темпе, только успевай). И потекли школьные будни... Я не помню ни одного урока в 1 и 2 классе, кроме урока по ритмике ( что-то вроде обучения азам танцев, типа народных, если не ошибаюсь). За эти уроки была небольшая плата и все должны были быть в чешках ( это такие мягкие тапочки, как для балета), нас обучали разным движениям под музыку. Также запомнился один единственный урок физкультуры, проходящий на школьном стадионе, и всё - больше ничего, даже не помню как нас водили на обед ( не знаю почему), но зато помню продленку.
   
   Как правило после уроков и обеда каждый класс превращался в группу продленного дня, то есть до вечера, часов до 5-6, дети оставались в школе под присмотром воспитательницы. Наша воспитательница, Мария Михайловна, была пожилая женщина, бывшая педагог, строгая и мягкая одновременно и, в отличии от учительницы, мне она пришлась по душе. Она заботилась о нас по-доброму, с душой, не ругала понапрасну, а если сердилась на кого-нибудь, то говаривала одну и туже фразу:" Паразиты, право слово, паразиты!". После обеда все выходили на прогулку и рассредотачивались по школьному двору, кучковались, играли в какие-то игры или просто бесились, а воспитательница, как клуша, следила за порядком, вот тут и доставалось каждому по заслугам, но справедливо. Спустя часа полтора все возвращались в класс и шли в столовую пить молоко. Помню там работал буфет и можно было купить коржик или крендель, а может и пирожное продавали, корзиночки, эклеры или кексы - уже точно не скажу, но тарелочку винегрета купить было можно. А если денег не было, то с молоком употребляли бесплатный ржаной хлеб, который я любил посыпать слегка солью. Именно с той поры нам постоянно внушали, что нужно тщательно пережёвывать пищу, что для насыщения лучше кусок хлеба, хорошо пережёванный, чем целый обед проглоченный впустую. Вот мы и жевали хлеб с молоком и на своем опыте могу сказать, что всё вышеозвученное справедливо. А после полдника все отправлялись в класс и делали домашнее задание, до тех пор пока за нами не придут родители, львиную долю домашнего задания занимали упражнения в прописи, когда приходилось многократно выводить одни и те же буквы, добиваясь правильного их написания на автомате.  Уроков дома мы почти не делали, всё в продлёнке, а воспитательница сидела за учительским столом и надзирала за процессом, в накинутом на плечи пуховом платке, из которого она время от времени выщипывала катышки свалявшейся шерсти. Вечером за мной приходил отец, садился рядом за парту и помогал закончить уроки и собраться. Я только сейчас задаюсь вопросом, как он втискивался за парту, ту самую, классическую, с откидной крышкой ( когда встаешь, крышку поднимаешь, а садишься - опускаешь), за которыми учились еще при Сталине и даже до революции. Внутри парты была полка для учебников и тетрадей, но можно было туда и портфель целиком засунуть, в самом низу парты была предусмотрена подставка для ног. Сама столешница парты была под наклоном, а на самом верху узкий прямой участок с выдолбленными углублениями для ручек и карандашей. Сидение было подобно скамейке со спинкой, расположенной под прямым углом, так что спина всегда в напряжении, не расслабишься. Вся парта является цельной, довольно тяжелой конструкцией, и во многих школах в то время, от них уже избавлялись. Покинув класс мы с отцом спускались в подвал, в раздевалку, где висели куртки и мешки по сменной обувью. Не для кого не секрет, что в те времена без сменки в школу не пускали - забыл, так иди домой и без заветного мешочка не возвращайся ;, кстати сей мешок иногда выступал в качестве грозного оружия во время различных потасовок, но я был человек сугубо мирный и никогда ни в чём серьёзном не участвовал. Придя домой переодевался, вешая школьную форму на небольшие плечики за ручку двери, ужинал и выполнял единственное домашнее задание действительно дома - заполнял дневник наблюдений за природой ( температура воздуха, направление ветра, осадки, атмосферное давление и т.д.) по природоведению. 
   
   Период начальных классов связан у меня с некоторыми событиями жизни, не имеющими к учёбе непосредственного отношения. На нашем первом этаже был кабинет военного дела и комната, для хранения оружия, из которой мы помогали военруку, ветерану войны, перетаскивать настоящие автоматы Калашникова и имели с ним прекрасные отношения. А однажды он меня предал... Я принёс в школу маленькую иконку, которую подарила бабушка ( об этом написано здесь https://vk.com/wall389303649_287 ), и наивно полагаясь на наши доверительные отношения, спросил его мнение о существовании Бога и иконку показал. Он ничего не ответил, но сообщил об этом моей учительнице, которая отобрала иконку и потребовала вызвать родителей. Раньше факт вызова родителей к учителю или директору, не сулил ничего хорошего и расценивался, как если бы ребенок что-либо натворил. А в чем была моя вина?! Учительница что-то наговорила моей матери и я запомнил, как горько рыдал ( горько от того, что не понимал, что плохого я сделал?!) и подходя к своему подъезду, в сердцах сказал чтобы мать выкинула иконку в урну. Но этот случай из разряда негативных, запомнившихся мне, другие были более светлые. Кроме регулярных походов в детский кинозал, расположенный в соседнем с моим домом, нас всем классом записали в детскую библиотеку имени М.Пришвина, расположенную недалеко от школы, куда мы ходили организованно, меняли книжки и приобщались к чтению. Данное обстоятельство плюс пример отца, который любил читать ( дома была маленькая библиотека), принесло свои плоды - всю жизнь я с книгами в обнимку. А еще запомнилось, как нас водили в цирк, то ли в выходные, то ли на буднях вечером, в сопровождении кого-то из родителей, кроме воспитательницы. Программа называлась "Человек-невидимка", гвоздем программы было исчезновение иллюзиониста, которое произвело на нас сильное впечатление. Кстати это была последняя цирковая программа в нашем Горьковском цирке, а потом он закрылся на реконструкцию и открылся уже в городе с другим именем и в совершенно другой стране - какие интересные метаморфозы преподносит порой Её Величество Жизнь.
   
   Именно в период начальной школы среди просто моих друзей появляется человек в новом статусе - лучший друг, мой одноклассник. До того, друзья были и в детсаде и во дворе, но ко всем было одинаковое отношение и никто не был особо выделяем. Теперь предпочтение отдавалось одному и большая часть досуга проводилась с ним. Ходили к друг другу в гости, угощались обедами, вместе гуляли и имели общее хобби. Тогда было очень распространено коллекционирование марок, их продавали наборами на почте или в киосках "Союзпечати"( дешевые от 50 копеек, дорогие по 3 или 5 рублей), особо ценились блоки ( когда марка находится внутри картинки). Под них продавались специальные альбомы, где каждая страница была проложена, вклеенным листом белой тонкой бумаги, типа кальки, но они были дорогие. Я под марки завел освободившуюся после 1 класса вышеупомянутую кассу, а первый альбом с целой коллекцией марок у меня появился в 3 классе от будущего мужа моей сестры в качестве подарка или выкупа невесты у брата. Собирали марки по темам, среди моих были посвященные космосу, живописи, технике, животным, портретами, Ленину и т.д. Среди иностранных марок доминировали кубинские, но у меня были марки и других соцстран благодаря переписке сестры. В то время можно было переписываться со своими сверстниками из социалистических стран, вот моя сестра и общалась с подругами из Чехословакии, Польши, ГДР и др., а марки с конвертов я забирал себе ( да, тогда об интернете даже и не мечтали).
   
   В памяти от того времени остались и просто моменты откровенной бесшабашности и веселья. Помню как, длинными зимними вечерами, мы с одноклассниками любили, накинув на плечи школьный пиджак ( типа это плащ средневекового рыцаря или русского богатыря), скакать( вроде как верхом на коне) по длинным полутемным коридорам, рассекая воздух правой рукой с воображаемым мечом. Или, насмотревшись заграничного ужастика ( по-моему это была"Пятница 13", когда героям приходила смерть посредством карты пиковый туз), мы с дикими визгами бегали в потемках коридоров, выкрикивая одно слово - туз пик.
   
   Время от времени учебный процесс прекращался и наступали каникулы и, если летом детей отправляли в лагерь или в деревню ( об этом я написал здесь           https://vk.com/wall389303649_197 , https://vk.com/wall389303649_245 ),
то в другое время создавалась некоторая проблема. Родители на работе, одного дома оставлять побаивались и ключей не доверяли, оставалось одно - оставить у надежных соседей. В нашем подъезде все друг друга хорошо знали и варианты моего устройства были. Утром матушка передавала в соответствующую квартиру обед для меня и я отправлялся в "командировку" до вечера.
   
   Заканчивал начальное обучение, в связи с переездом, я уже в другой школе, где, с точностью до наоборот, была очень доброжелательная учительница и противная воспитательница в продленке, которая впоследствии у нас еще и историю преподавала. Кстати, началось обучение в новой школе с забавного казуса. Меня должны были определить в третий класс, а привели во второй и я стал показывать ребятам тетрадь по математике, а они стали дружно удивляться слишком большим числам в примерах, не соответствующих программе второго класса - настал момент истины и я пошел в свой третий.
   
   Вот такие были первые школьные годы у меня и у моих сверстников, во времена апогея развитого социализма. Согласитесь, ведь не плохое было время, доброе, а жизнь вокруг, хоть и со своими трудностями, но спокойная и размеренная, и нам было хорошо, потому что мы были детьми.
©                ( А.В.Чурсин)
   P.S. Надеюсь этот рассказ тронул Вас за живое, если это так, то не забудьте оставить комментарий.


Рецензии
"Вот такие были первые школьные годы у меня и у моих сверстников, во времена апогея развитого социализма. Согласитесь, ведь не плохое было время, доброе, а жизнь вокруг, хоть и со своими трудностями, но спокойная и размеренная, и нам было хорошо, потому что мы были детьми."

Здравствуйте Александр! Школа, Вы верно заметили, что школьная жизнь была спокойная и размеренная, но не потому, что Вы были детьми, а потому, что в СССР
школа была совершенно другой. Основное назначение было не только обучение грамоте, но и воспитание достойного человека.
Дополнительные были занятие, если помните, всевозможные кружки. Дети были всегда заняты. Большинство учились с удовольствием.
Учителя не торопились после уроков.
В настоящее время на учителей такую отчётность повесили, что им не до воспитание учеников, к сожалению.
В СССР я сама окончила школу, трое моих детей, а в ностояшее время пришлось и внуков учить, так что есть что с чем сравнивать.
Ваш рассказ мне понравился, живой и интересный!
СПАСИБО! Счастливого Вам творческого долголетия!

Валентина Банарь   01.02.2018 16:20     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валентина, спасибо за добрый отзыв! Если позволите, хочу несколько пояснить концовку моего рассказа. Там я имел в виду спокойную и размеренную жизнь вообще, а не в стенах школы. Всю ту действительность: в школе, в семье, во дворе,- которая окружала ребенка. Сознание защищенности, радости и любви, которое испытывали дети, и которое , к сожалению, пропало потом, потому-что,детство кончилось, а детство-самая лучшая пора в жизни человека. С уважением, Александр Чурсин.

Александр Чурсин 2   01.02.2018 16:50   Заявить о нарушении