Шахматный всеобуч. Понимания. Перевод парадигмы

Селективная или дисциплинирующая мышление?

Парадигмы ровно две.
Первая – простая и абсолютно всем понятная: селективная.
Она сводится к тому, что чем больше детей мы обучим игре в шахматы, тем больше у нас шансов найти нового шахматного гения.
Предположим, что один гениальный шахматист приходится на десять тысяч населения.
Какова вероятность обнаружить его, обучая в своём кружке двадцать детей?
Допустим вы преподаете пятьдесят лет и каждый год набираете двадцать новеньких.
Предположим невероятное.
Вы так прекрасно ведете занятия, что никто из детей вас не покидает.
Никогда.
Тогда через год к вам ходит уже сорок детей.
Через два года – шестьдесят.
Через пять лет – сто двадцать.
И к концу своего полувека вы точно найдёте «того самого», гения!
Но это если один на десять тысяч.
А если один на сто тысяч?
Тогда вам может не хватить своей жизни.
Однако реалии мира таковы, что один гениальный шахматист приходится на десятки миллионов населения.
И требуются жизни десятков и сотен гениальных педагогов.
Вот тогда и возникает идея рыбалки сетями.
И когда идею всеобуча рассматривают как именно рыболовецкую сеть, тогда мы и говорим о селективной парадигме, парадигме профессионального отбора талантов.
Вот две задачи: учить так, чтобы как можно быстрее выявлять шахматных чемпионов, или учить так, чтобы у ребенка появлялся внутренний мощный инструмент познания и самопознания.
Как выяснилось – это две принципиально различных задачи.
Две абсолютно несовместимых парадигмы.
Одна требует состязаний и разрушений личностей недостаточно одарённых, другая категорически запрещает соревнования и тщательно оберегает растущую и развивающуюся личность.
Возможна ли здесь аналогия?
Одна задача – научить ребенка плавать, уверенно держаться в воде, знать необходимое, чтобы справляться с проблемами в воде.
Совсем другая задача – готовить профессионального пловца-спортсмена.
Спортсмен и физкультурник – это разные парадигмы образования и воспитания.
Но аналогия с плаванием имеет свои пределы сопоставления.


Рецензии