Ямал - порт Сабетта

               
           Родился и вырос Андрей в Сормово - большом заводском районе города Горького. Самым большим предприятием этого района был судостроительный
завод  «Красное Сормово». На нем строились разные суда для внутренних вод-
ных путей России и корабли для Военно-морского флота, даже подводные лодки.
Многие родственники и соседи работали на этом заводе. Поэтому с самого детства Андрей знал, что тоже свяжет свою судьбу с этим заводом.
         После окончания средней школы долго не раздумывал, куда поступать учить-
ся дальше – конечно, в ГИИВТ (Горьковский Институт Инженеров Водного Транспорта) на электромеханический факультет.  Время учебы пролетело быстро. Окончил Андрей институт и начал работать электромехаником на теплоходе
«Волго-Дон».
       Проработал две навигации. Посмотрел, как работают на теплоходе другие специалисты – командиры и захотел сам стать судоводителем. Поступает в Речное Училище на специальность: «Судовождение на внутренних водных путях» и успешно заканчивает его. На первой должности третьего помощника капитана, проработал недолго. Капитан отметил его умение и желание работать, дал отличную характеристику – рекомендацию. Продипломировался Андрей на должность второго помощника. А через  навигацию начал работать уже старшим помощником капитана (на реке эта должность называется – первый помощник).
       В 90-х годах в СССР начал интенсивно развиваться новый вид флотской деятельности –перевозка грузов на судах смешанного река – море района плавания. До этого были такие суда, но их было относительно немного. А тут началось строительство новых судов такого типа, и начали переоборудовать некоторые, уже находящиеся в эксплуатации.  Для работы на этих теплоходах нужны были специалисты с дипломами  для внутреннего плавания и морского. При институтах и училищах организовали курсы для обучения речных специ-алистов для получения морских дипломов. Окончил Андрей эти курсы и начал работать на теплоходе смешанного река-море плавания третьим помощником капитана. Через три года уже стал на этом судне старпомом и поступил учиться в Волжскую Академию Водного Транспорта на факультет «Судовождение на морских путях». Спрашивают Андрея товарищи:
       - Зачем тебе еще учиться? У тебя же есть все необходимые для работы дипло-
мы, а образование у тебя и так высшее.
       - Судоводительские дипломы  у меня только на основании окончания
Речного Училища, а это среднетехническое образование. Буду я работать капи-
таном с такими дипломами, а помощники у меня будут с высшим судоводи-
тельским образованием. Как – то ненормально это. Еще коситься на меня будут
и за спиной всякое говорить. Люди у нас работают разные.
         Окончил он эту Академию и вместе с дипломом инженера  - судоводителя получил еще и в конторе Капитана порта Санкт-Петербург рабочий диплом
капитана.
        Начал работать Андрей Викторович капитаном в ООО «Волга-Флот», управ-ление которого находилось в г. Нижнем Новгороде, на судне смешанного река-море плавания. Сначала работал на Каспии на линии Астрахань-Северные порты Ирана. Возили в Иран лес, металл, а из Ирана в Россию фрукты, овощи, соки, растительное масло. Потом работал в районе Черное – Средиземное моря. Интересная была работа, во многих портах в этом районе пришлось побывать с различными грузами. Работал на разных судах: «Волжский», «Сибирский»,
«Сормовский», «Капитан Белодворцев».  В 2003-5 годах, в связи с реорганиза-цией, почти все суда занранплавания из ООО «Волга-Флот» передали в Северо-
Западное Пароходство г.Санкт-Петербург. Т/х «Капитан Белодворцев» остался
в ООО «Волга-Флот»  г. Нижний Новгород. Андрей Викторович остался на этом судне капитаном.
         В июле 2006 г. теплоход начал работать на линии Архангельск – западные
портопункты полуострова Ямал. Возили нефтяникам и газовикам строительные материалы и генеральные грузы для строительства и освоения нефтегазовых месторождений.
        В арктическую навигацию 2012 г.  т/х «К.Белодворцев» начал доставлять для  строительства  порта Сабетта стройматериалы и генгруз. Ранее теплоход  работал только на западном побережье этого полуострова, а сейчас предстояло обойти его с севера и по Обской Губе дойти до поселка Сабетта по каналу, который только начали строить. Длина этого канала около двух километров, ширина 80-150 метров. Но основная опасность на нем - это мелководный «бар» на входе, на  котором глубины до 2,5 м. Хотя у т/х «К.Белодворцев» небольшая осадка, все равно приходилось его  через этот «бар»  протаскивать буксирами. Далее на реке Сабетта-Яхве глубины уже 4- 5м. Около самого порта ширину подходного канала  увеличили до 200м и глубину около причала до 15метров. Строительство порта и завода по переработке добываемого природного газа в сжиженный, для того чтобы можно было его перевозить на танкерах-газовозах, велось ударными
темпами. Т/х «Капитан Белодворцев» внес в это строительство весомый вклад. Рейсы были трудные, мороз, а в конце октября уже начинается полярная ночь. Сложная ледовая обстановка, тут надежда только на  капитанский опыт, который капитан этого теплохода ранее приобрел, доставляя грузы на западное побережья полуострова Ямал.
       Строительство порта и поселка Сабетта велось очень интенсивно. По плану причал должны  были построить  к концу 2013 года, а ввести порт в эксплуатацию
в 2014 году. Грузы для порта Сабетта доставлялись морскими судами по Север-ному морскому пути и речными по реке Обь.
       В 2014 г.т/х «Капитан Белодворцев» передали сначала в ООО «Север» г.Санкт-Петербург, а потом  Омским речникам. Командовать этим теплоходом стал капитан В.Пономарев. До октября 2016 года теплоход исправно перевозил грузы на Ямал. Кроме Сабетты были рейсы в Варандей и в другие Ямальские порты.
        Т/х «Капитан Белодворцев» был построен в Югославии в 1986 году. За годы работы теплохода в различных климатических зонах, в том числе в Арктике, корпус судна и механизмы уже работали на «износ».  Летом в 2015 году на теплоход  была  направлена ремонтная бригада для ремонта судовых меха-низмов,  в том числе двух главных двигателей. Но качественно выполнить ремонт было уже невозможно.   
         В августе этого же года  теплоход с грузом на порт Сабетта в Обской Губе потерял ход, остановились оба главных двигателя.  Экипаж пытался отремонтировать своими силами, но безуспешно. Теплоход довели до причала буксиры. В порту грузополучатель получил свой груз, но  оплатить этот груз и его доставку отказался. Судно поставили на прикол до решения финансовых вопросов судовладельцем.
       Почти два месяца бегал капитан по судам, добиваясь отмены ареста теплохода. От судовладельца только и слышал:
     - Продержитесь еще немножко. Ищем деньги для оплаты судовых расходов
за аренду, за топливо, за причалы и т.д.
       На судно приезжали разные комиссии для разборки этой ситуации. Капитан
пытался у них что-нибудь выпросить:
      - Вы же знаете, что на судне нет ни топлива, ни продуктов. Хотя бы макароны,крупу или муку привезли. 
        Наконец, судовладелец принял решение отбуксировать судно в Лабытнанги и там поставить на отстой до решения своих финансовых проблем. Подошли буксиры и потащили теплоход к этому поселку. Но к причалу не подойти, на входе в речушку, где находится этот порт малая глубина. Нормальная глубина, достаточная для прохода судна, ожидается  только через неделю-полторы. Теплоход поставили на рейде в 3 километрах от берега. Стоит т/х «Капитан Белодворцев», рядом Салехард, Лабытнанги, но на судне нет ни топлива, ни продуктов. Температура воздуха минусовая, все-таки Север.
        На судне шесть членов экипажа, в каютах температура +4 градуса. Топлива на судне около 100 литров солярки.  Судовой генератор включают только на пару часов в сутки для приготовления обеда. Спят моряки в ватниках и на головах шапки. Сверху на себя накидывают одеяла, матрасы.
        О бедственном положении судна известно многим должностным лицам.
  К судну на катере подошли сотрудники МЧС и предложили снять экипаж. Но бросить судно, которое еще не тонет, не позволяет с одной стороны совесть, а с другой стороны, что делать дальше? Четыре месяца экипаж не получал зарплату. Как уехать отсюда без денег? Как жить в Лабытнанги в ожидании зарплаты?     Через неделю теплоход поставили к причалу в Лабытнанги и экипаж смог поки-нуть судно.
         Судно выставили на продажу. Стартовая цена около 26 миллионов рублей. Возможно, кто-то из новых «русских» судовладельцев его купит, произведет небольшой ремонт, наберет команду и теплоход еще какое-то время прорабо-тает. Дай Бог, чтобы не было серьезных аварий и не гибли члены экипажа.
         В 2014 году причал в Сабетте был сдан в эксплуатацию. Первую линию завода  «Ямал СПГ» построили в 2017 году. В декабре этого года  Первый канал ТВ показал церемонию начала погрузки сжиженного газа в порту Сабетта на Ямале.              Открыл это торжественное мероприятие Президент РФ Путин В.В.
       Погрузка производилась на мощный танкер-газовоз «Кристоф де Маржери».  Габариты судна внушительные: длина почти 300м, ширина корпуса – 50м. Построен танкер на южнокорейской верфи специально для перевозки сжижен-ного газа из Арктических портов  по Северному морскому пути. Название свое он получил в честь Президента  французской нефтяной кампании «Тотал», который прилетел в 2014 году в Москву для заключения договоров с нашими нефтяника-ми. После визита, при взлете  на своем самолете в аэропорту Внуково, на взлет-ную полосу выехала снегоуборочная автомашина. В результате столкновения самолет разбился и сгорел. Кристоф де Маржери трагически погиб. 
       Стоимость постройки этого танкера не называют – коммерческая тайна.   
       После погрузки этого танкера на очереди уже стоял следующий танкер-газовоз «Борис Вилькицкий».
       По плану следующие очереди завода «Ямал СПГ» войдут в строй: вторая в 2018 г. и третья в 2019г.
       Точно не знаю, но надеюсь, что шесть моряков т/х «Капитан Белодворцев»
все-таки получили заработанную в Арктическом рейсе зарплату за несколько
проработанных месяцев. 

               


Рецензии