Совсем-совсем классика

Фильм Станислава Ростоцкого "Доживем до понедельника"- это уже совсем-совсем классика
В сюжете нет ничего сногсшибательного . Просто три дня, которые помогли нескольким людям пересмотреть свои взгляды на жизнь.
О чем же этот фильм? На первый взгляд тут ответ прост, о трех днях обычной советской школы, даже известно конкретно какие это дни: четверг, пятница и суббота.
Четверг - завязка, завязка интриги, конфликта между героями, как бы начало. Хотя середина недели у нас ассоциируется с ожиданием, ожиданием конца, отдыха.
Пятница - развитие сюжета, часто неожиданное. Героев ждет разочарование, кажется, все закончится драматически. Впереди их ждет неизвестность.
Суббота - развязка, герои приходят, точнее, решаются на действие. все развивается довольно быстро и в конце концов разрешается хорошо. Герой Тихонова принимает решение-остаться в школе. Вот почему фильм так и называется "Доживем до понедельника".
Несмотря на то, что фильм из другого века, то, что говорится в этом фильме, будет актуально всегда. Что такое счастье? Счастье -это когда тебя понимают.
Изменилась ли современная школа? Наверное, да. Только не в лучшую сторону, как мне кажется.
Каждый из представленных учителей перед нами выглядит по-разному...
Светлана Михайловна – строгая учительница словесности, ни за что не желающая понять, что дети тоже могут чувствовать и мыслить самостоятельно, а не по шаблонам. У нее неудавшаяся личная жизнь, и она остро реагирует на счастье других.
В этом фильме Тихонов играет роль учителя, чья методика ведения уроков не вписывается в ту, которую диктовали идеологи марксизма-ленинизма. Он не загоняет учеников в жесткие рамки партийных установок, а стремится к тому, чтобы они прежде всего учились думать.

Диаметрально противоположным представляется система ведения уроков учителя литературы Светланы Михайловны, которая не допускает даже мысли о том, что ученики могут иметь свою точку зрения.
Бывают у каждого такие дни, когда кажется, что занимаешься не тем, находишься не там, общаешься не с теми. Вот и в жизни Ильи Семеновича настали три дня - четверг, пятница, суббота. Наступит, конечно, и понедельник. Но каким он будет?
И впрямь, интеллигентность и показная красивость Тихонова как бы нет места в этой обыденной учительской - где не "кладут, а ЛОЖАТ". Где идут бесконечные пересуды, где к ученикам относятся как к бездушным манекенам. И приходят в ужас от того, что в их сочинениях появились "живые мысли".
Зато как рыба в воде - Светлана Михайловна. Самая обычная, рядовая, тоже подуставшая от школы учительница...
Усталость у них с Мельниковым как бы общая. Но взгляды на жизнь и на методику преподавания - диаметрально противоположные. И им не сойтись никогда.
А что же сам Мельников? Душа загадочная. Не до любви ему сейчас. Все обрыдло. И в школе, и дома... Одни безличные предложения вокруг. "Моросит... За что я не люблю безличные предложения? И спросить-то НЕ С КОГО!".
А что значит, НЕ С КОГО? В первую очередь, надо-то С СЕБЯ... банальная истина.
Ученики Ильи Семеновича не чета нынешним. каждый из их имеет свое мнение, свою точку зрения. Плохое или хорошее, но свое.
Вот, например, Генка Шестопал вроде не блещет какими то сверхспособностями, но умеет выразить свою мысль коротко и ясно. Он пишет сочинение, состоящее из одного единственного предложения: "Счастье - это когда тебя понимают".
Понедельник - это не только начало очередной недели, но и начало
Навряд ли кто-то согласится со мной, но в фильме лишь два красивых (положительных) героя. Это мама историка и искренняя, наивная девочка, написавшая трогательное сочинение о счастье.
Везде человек учится познавать жизнь, познавать её смысл. Вот что главное в жизни- обучение. Сейчас школа превратила обучения в простое накопление знаний и фактов о том и другом, о математических и физических законах, о том, что пятью пять двадцать пять и так далее. И не более того. Но, по большому счету, школа должна не только давать научные знания, а более должна воспитывать детей, учить их смыслу жизни, глубинным понятиям этого смысла. Отнюдь такого в школе не происходит. По жизни никто из учителей своих воспитанников не учит. Да как им и учить-то жизни, если сами учителя ещё нуждаются в том, чтобы их самих учили. Ярчайшим примером является в фильме замечание главного героя фильма учительнице русского языка, которая рассказывает о том, что она говорит ученикам: "Не ложьте тетради, а они ложут". Наш герой, тоже учитель этой школы, не выдерживает и говорит этой учительнице: "Да нет в русском языке такого слова "ложьте", понимаете вы это или нет? Есть слово класть"!
Хотя и в сегодняшней школе нет места Илье Семеновичу Мельникову и его бывшей ученице, что пришла в свою школу "англичаночкой". А вот Светлан Михайловн хватает!
Нет сейчас таких учителей, которые всерьез считают себя ответственными за личность ученика
Историк, который цитирует Баратынского из поколения тех учителей, которые, как и директор этой школы, прошли Великую Отечественную. Отношение к жизни и мирному небу все равно иное. Сначала он показан во внеурочное время. У учителя оно тоже есть в промежутках написания планов, проверок контрольных работ, да у него есть внеурочное время. Что он будет делать: задержится на работе, потому что дождливо, поговорит в такси, а также дома с мамой, которой семьдесят лет. В другой день он будет играть на пианино. Но что эта песня для него про иволги — случайная слабость, как игра на скрипке невозмутимого Холмса, выдающая, раскрывающая его характер более, чем что либо. Миг искренности, когда он сумеет раскрыть свои сдавленные эмоции. Очень тонкие, скрытые под куполом невозмутимости, правильности, логичности, воли.
И вопрос о том, что такое счастье — тема школьного сочинения важен не только для девятиклассников, но и для каждого. И, возможно, написать некие личные рассуждения, а не об образе Евгения Базарова, который как раз сам мучился от неразрешимости для себя при ответе на этот вопрос.


Рецензии