Мои прабабабушка и прадед

                на фото - Прасковья в пожилом возрасте.

 


               
   Моя прабабушка Митрофанова Прасковья по материнской линии, т.е. родная бабушка моей матери Ичанкиной ( Мешковой) Риммы Ивановны, жена Митрофанова Александра, русского казака, охранявшего в свое время царицу Александру, жену Николая второго, во время своей службы в армии в Царском селе.
Родилась ориентировочно в 1880 году в селе Чебаково Малокарачинской волости Ядринского уезда (село основано черемисским князем Сибакеем).Впоследствии она с родителями переехала жить в село Тяптяево*.
 
  Любопытна история замужества моей прабабушки.
 
 Конец ХIХ - начало ХХ веков.
 
 Летним вечером  молодой казак проезжал по своим делам в Чебоксары из Москвы. Остановившись на  постоялом дворе села Тяптяево, он вошел в дом, поужинал и улегся спать.
 Утром он решил еще попить чайку перед дорогой. Поскольку он встал очень рано, то в доме была тишина, все еще спали. Он умылся во дворе из рукомойника, вошедши в дом, решил заглянуть за шторку, отделявшую прихожую от кухни.
  И вдруг встал, пораженный. У зеркала стояла стройная красивая девушка и расчесывала свои роскошные густые волосы, которые струились у нее по спине до самых коленок...с огромными голубыми глазами, белоснежной кожей... Это была любовь с первого взгляда.**
 Вышла, поздоровавшись, поставила самовар, напоила чаем. При обратной дороге Александр уже знал, куда он встанет на постой.
 Прадед очень любил вспоминать этот момент, часто рассказывал эту историю моей маме.
  В 1903 году они с Прасковьей обвенчались. И стали жить в селе Тяптяево,  Александр продолжил службу  в Тептяево уже в качестве казака Тенякской сотни.**
 
(Я полагаю так, что многие жители этих сел, расположенных на Владимирском тракте, были казаками, служили. На такой большой дороге и разбойнички пошаливали...не без этого, ведь проходили и торговые караваны не только в Москву, а и шли дальше,на Уфу, в Сибирь, - за пушниной.)

 
 В 1904 году родился ребенок - первенец, моя бабушка... Дед, правда, ждал мальчика.
  Назвал он её Александрой в честь императрицы.
Потом были еще дети...мальчики, девочки...но мальчики почему-то умирали, выжили только девочки.
  Говорят, что Прасковья знала травы, лечила людей. К ней приезжали лечиться даже из дальних мест.
 А как же на постоялом дворе без скорой медицинской помощи? Никак. Приходилось даже и вывихи вправлять, и переломы к палкам привязывать, иногда принимать роды...




* Историческая справка по тем местам.
Ещё с давних времен через эти места купцы возили товары...
В рядом стоящем селе Малом Сундыре проходящую дорогу называли Владимирский тракт.
В 18 веке через него шли осужденные на каторгу в Сибирь. В это время в Малом Сундыре появились почтовая и ямская станции. Кроме того, на постоялом дворе останавливались такие знаменитые личности, как Александр Пушкин, Николай Карамзин, Федор Достоевский, Николай Чернышевский, Александр Радищев, Петр Первый, Екатерина Вторая.(Екатерина Вторая во время путешествия по стране, по приезде в Чебоксары, специально на карете поднялась в Малый ( тогда Старый) Сундырь и отобедала под Царским (Петровским) Дубом.Церемониал описан ее хронистами.(http://enc.cap.ru/?lnk=1893&t=world)

   Село Тяптяево обязано своим названием проживавшим там со времен древних татарам ( или чувашам) - тептярям.
  Кто такие тептяри. Самоназвание произошло от персидского слова "дэфтэр"( список, тетрадь). Татары, бежавшие во время завоевания Казани Иваном Грозным, на земли Волжской Булгарии, были взяты на учет  новой властью(в ревизскую сказку) и поселены в эту деревню.
  Потому и назвались тептярями. Со временем они ассимилировались с проживающими черемисами ( чувашами), стали говорить на чувашском языке, и писаться просто чувашами. Входили в состав Теняковой сотни, Кожважсигачинской волости Козьмодемьянского уезда в ХVIII веке.
  Расстояние от Тяптяево до столицы Чувашии Чебоксар - 63 километра.
  Жители до 1866 года -  крестьяне, занимающиеся земледелием, животноводством, сапожно-башмачным  промыслом.
  В селе есть действующий храм Святого Михаила Архангела, обоснованный в 1901.
В конце ХIХ века функционировала церковноприходская школа, в начале ХХ века -  земское училище.
  В 1920-х годах - школа 1-й ступени. В 1930 образован колхоз «1 май».
Деревня несколько раз переходила в подчинение разных районов ( Татаркасинский, Ядринский, Сундырский).*
  Примечательно то, что через Тяптяево проходила дорога из Москвы на Чебоксары.
Прадед и прабабушка жили именно на этой дороге, как и ряд других жителей. У них были постоялые дома ( гостиницы). Путешествующие могли свободно поменять уставших в дороге лошадей на свежих, могли перекусить и остаться ночевать.
(Полагаю, что эта дорога - часть знаменитого Владимирского тракта, либо придаток её, так как близлежащие деревни - Мижары, Сундырь точно принадлежали Владимирскому тракту. Я помню, приезжала в гости к родным в гости удивлялась - какая широченная дорога, на которой живут мои ).
** В те давние времена увидеть простоволосую( без платка) девушку считалось грехом среди исконно верующих христиан.( это как бы все равно, что увидеть её обнаженную целиком). Отсюда и термин - опростоволосилась.



                ( продолжение http://www.proza.ru/2018/03/10/575)
 


Рецензии