Шли дружинники по городу

Чем старше становишься, тем чаще всплывают воспоминания о безвозвратно ушедшем. О том, что тогда, в те далекие годы, казалось обыденным и вовсе неинтересным, а сегодня эти воспоминания – самые дорогие. Помните, были в советское время так называемые «народные дружины». И вот вспомнилось мне одно дежурство….
Сразу же, в самом начале дежурства, получаем задание: посетить квартиру гражданина П., длительное время нигде не работающего, злоупотребляющего алкоголем, устраивающего дома скандалы. Идем по указанному адресу втроем: врачи Виктор Григорьевич Ивон, Чернов Петр Петрович, Красовская Татьяна Александровна, и я – командир больничной дружины.
Заходим в квартиру. Виновника нашего визита дома нет – на работе. Это уже хорошо. Но, со слов жены, алкоголь употреблять продолжает, не кончились и домашние скандалы. Обо всем этом завтра мной будет доложено по инстанции.
Поступает сигнал: на тротуаре по улице Мухина лежит пьяный мужчина. В том же составе едем на место происшествия и видим следующую картину: действительно, прямо на снегу лежит мужчина в невменяемом состоянии, а другой – несколько потрезвее, делает попытки его поднять, но тщетно. Не удается это сделать и нам: уж очень большую дозу, очевидно, принял бедолага, и ноги стали как плети – не держат. Но и на снегу спать негоже – недалеко до греха: можно и обморозиться, и даже замерзнуть совсем. С трудом грузим его в машину и отвозим домой. Проспится, быть может сделает для себя нужные выводы.
Спрашиваем его собутыльника, который с трудом, но все же в состоянии отвечать на вопросы:
– Где же это вы так умудрились напиться?
– На поминках были, – отвечает.
Поминать, конечно, умерших надо, но не до такой же степени. Эдак ведь недалеко и еще до одних поминок.
После этого посещаем две семьи молодоженов. Причина вызова все та же – семейные скандалы. В обеих семьях имеются маленькие дети. Мужчины пьяные – сегодня день аванса. И, как результат – семейные драмы. Объясняем молодым людям, как можем, что разрушить семью – пара пустяков. Сохранить семью гораздо труднее, но почетно и очень необходимо, ибо детям нужны и отец, и мать, причем – трезвые. Вроде поняли. По крайней мере заверили нас, что все будет хорошо.
Уже в конце дежурства к нам в опорный пункт зашла пожилая женщина с просьбой пойти к ней домой и успокоить разбушевавшуюся пьяную дочь.
Ветхий маленький домик в переулке Грекова. Заходим в дом. Воздух тяжелый, густо скреплен водочным перегаром и табачным дымом. На койке – плачущая девочка лет четырех. Время позднее. По – хорошему ребенку давно уже пора спать. Но скандалят пьяные бабушка с матерью. Здесь уж не до сна. Да и дышать воздухом, наполненным алкоголем и дымом, ребенку очень вредно. В таких условиях попробуй вырасти и здоровой, и умной.
Член дружины Красовская Татьяна Александровна задаёт матери ребенка, молодой пьяной женщине, несколько вопросов:
– Где работаете?
– Я не работаю!
– Почему?
– Больная.
В доказательство этого она показывает справку, выданную туберкулезным диспансером, в которой черным по белому написано, что она по состоянию здоровья может выполнять любую работу.
– Если не работаете, тогда на какие средства пьете?
Порывшись в комоде, пьяная женщина находит и показывает нам несколько переводных бланков на 120–140 и более рублей.
– Алименты получаю, – поясняет она заплетающимся языком.
– Так это же не ваши деньги, – возмущенно говорим мы, – они ведь предназначены вот этому существу, чтобы оно хорошо питалось, было всегда прилично одето, чтобы оно росло здоровым и счастливым.
– По какой причине скандал? – спрашиваем.
– Она бьёт дочку, – объясняет бабушка.
Горько и тяжело видеть подобные семейные трагедии. Об этой семье также будет завтра сообщено в необходимые службы. Эта семья, к сожалению, не исключение.
Вспоминая те времена, справедливости ради надо отметить, что быть дружинником тогда было и почетно, и ответственно. Конечно, в этом деле имелись и недостатки. Были случаи, когда дружины некоторых предприятий не выходили на дежурства совсем или выходили в малом составе и без машины, некоторые дружинники любили отсидеться во время дежурства на опорном пункте, а не патрулировать по улицам вечернего города. Всякое бывало. И тем более приятно сегодня сказать, что наша больничная дружина срывов дежурств не имела, выходили на дежурство в составе не менее трех человек – и всегда с машиной.
…Окончено очередное дежурство. С чувством сознания, что сделано что-то полезное, мы расходимся по домам. Тихо и спокойно на улицах города. И чтобы эти покой и тишина не были омрачены и нарушены, мы знали, что завтра по вечерним улицам города снова будут патрулировать дружинники.
Сегодня на улицах наших городов не встретишь дружинников с красной повязкой на руке. А жаль.


Рецензии