Я играю... 37. Чтобы не рассыпать пирамиды

        Каждому знакомо выражение «упрямый, как козел». Сразу приходит на ум и сказка о двух козликах, встретившихся на узком мостике над рекой и не хотевших друг другу уступать дорогу. Возможно, это просто выдумки? А вы задумывались над тем, почему так редко на цирковой арене выступают козы? Ну разве что в отдельных номерах или аттракционах появится их пара или тройка, вот и всё. Семнадцать же козликов и коз одновременно на арене — это одна из цирковых сенсаций. Почему? Потому что эти животные преимущественно обладают сложными характерами — в своем стаде постоянно выясняют взаимоотношения, легко обижаются, а способностью ревновать напоминают Отелло. Так что работа с ними требует невероятного терпения. Его иногда не хватает даже дрессировщице Ирине Левицкой, воспитывающей из четвероногих упрямцев умелых артистов. Да, она сдерживает себя. А вот её муж Геннадий Спиридонов, с которым она работает вместе, честно признается, что частенько испытывает желание поговорить сурово, по-мужски «с этими козлами». Но только Ирина не позволяет.

        Но сама дрессировщица хорошо знает, что одной лаской на этих животных не повлияешь — они должны ощущать еще и твёрдость характера человека. Иначе дисциплины в их стаде не достигнешь. Впервые она познакомилась с козами, когда ей было семнадцать лет. Она была родом из цирковой семьи, мечтала танцевать на проволоке. И когда её брата, ассистировавшего ей, забрали в армию, по совету директора Киевского цирка Бориса Зайца, начала готовить номер с козами. Когда животных приобрели, её суровый отец просто оставил дочь на определенное время в вагончике с козами, чтобы дочь присматривала за ними и ближе познакомилась. Когда же девушка прошла это испытание, много помогал ей в дрессуре этих капризных животных.

        Наблюдая за своими воспитанниками, Ирина рано научилась понимать их поступки. Вероятно, помогала ей сугубо женская интуиция. Оказалось, что в стаде, помимо сильного и старшего по возрасту козла-лидера, среди более молодых животных есть и те, кто претендует на его место. Они собирают свою компанию, свою «группу поддержки» из животных, которые не против быть приближёнными к возможному новому лидеру. Поэтому борьба за власть идет постоянно. В свое время в течение многих лет предводителем в стаде все признавали Яшу. Отстаивая свои права, он мог во время представления попробовать на прочность нервы дрессировщицы, доказать, что сильнее всех. Для этого он начинал её оттеснять, нажимая на нее боком. Идя по барьеру вокруг арены, Яша должен был перепрыгивать через Геннадия, опускавшегося на одно колено. И часто, то ли ради развлечения, то ли ради того, чтобы показать свое превосходство козел мог запрыгнуть на спину артисту и постоять на ней, с любопытством поглядывая вниз: дескать, как тебе там со мной стоится? Дрессировщику не позавидуешь, ведь Яша с возрастом начал уже весить семьдесят килограммов? Козёл был довольно своенравным, но, вместе с тем, надежным партнером. Выступал на арене до последних своих дней. И хотя уже был не способен выполнять сложные трюки, терпеливо выстаивал на одной из тумб на протяжении номера, украшая его просто своим величественным видом.

        Потеря такого лидера не очень хорошо повлияла на группу дрессированных коз. За право первенства начали бороться братья Паша и Максим. У последнего значительно меньше приверженцев в стаде, потому что он непредсказуем, резок и может больно ударить даже своего приятеля, который до сих пор чувствовал себя комфортно рядом с ним. Конечно, эта постоянная состязательность в стаде не добавляет стабильности партнерским отношениям между дрессировщиками и их воспитанниками. Ну и время от времени дрессировщикам приходится вводить в номер новых животных, а каждый из них имеет свою историю, свои привычки, характеры и вкусы.

        Ирина Левицкая считает, что ситуация с козами примерно такая же, как и с собачками: дворняги, простого происхождения более сообразительны и лучше поддаются дрессуре, чем породистые. Поэтому за пополнением артисты выезжают в пригородную зону и узнают, кто держит коз в частных усадьбах. Временами во время смотрин отбирают животных не тех, которых планировали, а тех, от которых хозяева собирались избавляться.

        Так появился в цирке Юраня, приобретённый недалеко от города Тольятти. Держали его в таком грязном хлеве, что непонятно было, как животные там вообще выживают. Хозяйка провела нежданных гостей в конец хлева, чтобы показать им маленьких козлят. Но Ирина Левицкая обратила внимание на молодого козлика, который в первую же минуту их появления поднялся на задние ноги и, опершись на изгородь, стоял, рассматривая их, и внимательно прислушивался к разговору. Козлята оказались комолыми, то есть безрогими, поэтому для номера не подошли, активный же козлик артистов заинтересовал. И они решили приобрести именно его, особенно когда хозяйка сказала, что готовится продать его на мясо. Но забрать козлика с собой оказалось очень сложно. Вероятно, кроме соломы, он прежде ничего не ел, поэтому его не удавалось выманить ни сушкой, ни конфетой, ни яблоком. Пришлось выталкивать силой.

        Когда новичка привезли в цирк, ассистентка дрессировщиков пришла в ужас — такой он был грязный, весь в репьях и колтунах. После того, как козлика помыли, она три дня гребешками и щётками осторожно вычесывала его шерсть. И именно тогда стало заметно, какой Юраня худой. Так что начали подкармливать его отрубями, геркулесом, приучать к моркови с капустой и другим овощам. Так что козлик вскоре стал упитанным и очень красивым. К тому же, Юраня оказался  предрасположенным к обучению и теперь охотно работает в разных трюках. Воспитанники Ирины Левицко умеют по команде играть в «чехарду», то есть перепрыгивать друг через друга, проходить по узенькой доске с тумбы на тумбу, выстраивать пирамиду, в которой каждое из животных помнит свое место. Умеют козы также выполнять «ажну», то есть ходить на коленях, и «монт»: задними ногами идут по арене, а передними — по барьеру вокруг нее. Способны они и прыгать через кольца, преодолевать другие препятствия.

        Но дрессировщики знают — успеха не будет, если неосторожным резким словом или наказанием обидеть четвероногого артиста. Ухудшить настроение одному означает рассыпать всю тщательно выстроенную «пирамиду» взаимотношений этих чутких, впечатлительных, но на самом деле смышлёных, хоть временами и упрямых артистов.
____________________

Фото: на одной из репетиций. Автор: Евгений Чесноков

Видео номера:

http://www.youtube.com/watch?v=t3AKXVLu6c8
 


Рецензии