Маяковский ошибся

 «Маяковский ошибся»
В июне следующего года мой средний внук закончит школу. И в том же июне исполнится пятьдесят лет с того момента, когда под знаменитый «Школьный вальс» мы с одноклассниками отправились в большую жизнь в большой стране.
  Мы с Даней решили посмотреть мои школьные фотографии. Их, к сожалению, не так много. Леша и Слава Кузнецовы, Коля Исаев и Леша Назаров,- эти мальчики и Люба Трушкина – серебряная медалистка, закончила МАИ, связали свою жизнь с авиацией; Сережа Никифоров –выпускник Рязанского радио - технического института, живет в Подмосковье; Тамара и Вера Илюшкины, Лида Скоробогатова – учительницы. Есть среди моих одноклассников врачи, классные рабочие, инженеры, химики, физики, лирики, агрономы, военные, даже дипломаты.  Вот фото, где мы на картошке, вот на заводе - у нас  была школа с производственным обучением. А это школьная спартакиада – ежегодный спортивный праздник, посвященный Дню Победы. На этот праздник приходили родители, дедушки и бабушки – почти все они выпускники нашей школы. А это наши учителя, дорогие добрые лица. Вспомнились прозвища, проделки учеников, учительский театр, где папа в кальсонах и с половинкой шляпы (вторую сделать не успел) играл Скалозуба в известном произведении Грибоедова. Тогда литературу изучали, а не проходили мимо.   
Вдруг как железом по стеклу. Сидят рядом два фронтовика, два приятеля Василий Николаевич и Михаил Степанович. И память вернула меня на полвека назад…
Учеба в школе давалась мне легко, и с первого по десятый класс в табеле были только пятерки. Я не зубрила с утра до вечера, а как все сельские дети, бегала на лыжах, даже занимала призовые места на районных и областных соревнованиях, гоняла на велосипеде, лазала с мальчишками в заводской сад за яблоками, убегала от объездчика с горохового поля. В моем детстве было много физического труда, много друзей и умных книг и, конечно, Зарница. Все мои друзья-приятели много читали, в поселке было три библиотеки: школьная, заводская и поселковая. Школа в те далекие времена была культурно - воспитательным центром. Одни тематические вечера по географии, истории, математике(!) чего стоили. Все ученики мечтали получить хорошее образование и служить Родине.
Как-то незаметно наступил 1967 год – год окончания школы. И вот первый экзамен: сочинение. Я выбрала свободную тему. Так как у меня и одноклассницы Любы были виды на медали, наши сочинения отправили в район для дополнительной проверки. Ничего особенного, обычная процедура. Правда, накануне отправки к нам домой пришла моя учительница по русской литературе и попросила книгу, цитатой из которой я воспользовалась. Это был тоненький потрепанный томик стихов В.В.Маяковского, изданный ДЕТГИЗом сразу после войны.
Экзамены закончились, а наши сочинения и классные журналы за шесть последних лет перекочевали в область. Пришлось на пару дней перенести выпускной бал.
И вот наступил день прощания со школой. Красиво украшенный спортзал, который мы пристраивали к школе своими руками под руководством нашего выпускника - настоящего строителя. Выпускники, учителя, родители- все нарядные, все взволнованные. Грянул духовой оркестр, и праздник начался!
При вручении мне аттестата и золотой медали директор школы после официальной речи, покраснев, шепнул мне: «Извини, что так получилось». Я не обратила на это внимания, вечер продолжался, все было прекрасно, впереди ждала новая взрослая жизнь.
На следующий день за семейным столом папа открыл давно припасенную бутылку шампанского, разлил по бокалам, даже сестре Иринке, озорной десятилетней девчонке, плеснул. Бабушка принесла свой знаменитый курник, и праздник начался. Где-то в середине застолья бабушка предложила выпить за, что все, слава Богу, справедливо закончилось. Родители переглянулись и ничего не сказали. И только тогда я вспомнила странную директорскую фразу.
Через несколько дней мы сидели с папой на крыльце. Оба читали. Я спросила, за что извинялся передо мной Филипп Павлович. Папа помолчав, ответил, что лучше бы мне не знать об этом. Но это жизненный урок, поэтому слушай.
И он рассказал, что экзаменационные сочинения перед отправкой в район проверяли все пять учителей русского языка и литературы нашей школы. Вопросов по раскрытию темы не возникло: однозначно пять. Ошибок тоже не нашли, но вдруг Михаил Степанович заявил, что в цитате из стихотворения Маяковского допущена ошибка: поставлена лишняя запятая. Так как источник отсутствовал, директор принял решение: оба сочинения положить в конверт, опечатать, спрятать в сейф и продолжить обсуждение завтра. Поэтому Лидия Петровна и попросила у меня книжку. На следующий день цитата была предъявлена, запятая оказалась на месте, но… Михаил Степанович сказал, что Маяковский ошибся, выпускник, претендующий на медаль, должен был его поправить. Все очень удивились, в протоколе поставили оценку пять и четыре подписи, Михаил Степанович написал особое мнение. Сочинения опять положили в конверт, опечатали, спрятали в сейф.
Лидия Петровна с Любиным и моим сочинениями отправилась РАЙОНО. Каково же было ее удивление, когда около кабинета заведующего она встретила Михаила Степановича. Он кивнул ей и отвернулся. Когда их пригласили в кабинет, заведующий РАЙОНО попросил предъявить сочинения. Он очень удивился, когда Лидия Петровна вынула из сумки опечатанный конверт. Удивились и учителя городских школ района – члены районной комиссии по русскому языку и литературе. Они проверяли все сочинения выпускников района, претендующих на медаль.  Но каково было их удивление, когда Михаил Степанович попросил приобщить к протоколу нашей школы его личное заявление о несогласии с оценкой моего сочинения.
Прочитав сочинение, члены комиссии поставили пятерку. Михаил Степанович повторил, что «Маяковский ошибся», и он дойдет до Министерства образования РСФСР в борьбе за правду. Все молчали. Вдруг заведующий РАЙОНО обратил внимание на фамилию автора сочинения. «Что-то фамилия знакомая. Учительница химии с этой фамилией делала интересный доклад на августовской  конференции, мать?», - спросила она. «Отец тоже учитель,- сказал Михаил Степанович.- Но это не главное, у учителя труда к выпускнице тоже есть вопросы».  Все молчали. Потом приняли решение, завтра утром привести классные журналы за последние шесть лет. Любино сочинение поехало домой, а мое с шестью журналами, двумя протоколами и заявлением  Михаила Степановича специальной связью отправилось в ОБЛОНО.
Сочинение не успело вернуться к дате, на которую был назначен выпускной, поэтому его вынуждены были перенести. Наконец, приехал представитель РАЙОНО, директор созвал педсовет. На педсовете рассматривали два вопроса: о заявлении Михаила Степановича и исправлении оценок по труду в журнале за десятый класс. Разговор был жесткий. Михаил Степанович многократно повторял, что «Маяковский ошибся». Когда же спросили учителя труда, почему в журнале против моей фамилии так много исправлений оценок, но, несмотря на исправления оценки за четверти и год пять с минусом, Василий Николаевич ответил, что его попросил Михаила Степанович, но в последний момент он вышел из игры. История эта закончилась замечанием директору школы и учителю труда, выговором Михаилу Степановичу, благодарностью  Лидии Петровне. За сочинение поставили пять.
Мое сочинение заняло первое место на каком-то конкурсе, за что мне выдали грамоту.
Я спросила у папы, что заставило почтенных мужей, прошедших войну, заняться такими кознями. Он сказал, что я тут не причем, это взрослые игры.
 А мне вспомнился Новый год, который мы встречали вместе с семьей Михаила Степановича, танцы, шутки.
В июне следующего года исполнится полвека этой истории. Я никогда не думала о ней. Просто старые фотографии напомнили. Мне бы очень хотелось, чтобы в судьбе моих внуков не было таких «взрослых игр».


Рецензии
Легко Вы отделались. Потешно, что у нас в языке прецедентное право: если великий признанный писатель позволит себе "авторскую пунктуацию" или новый неологизм (хи-хи) - слава ему! Остальным - сидеть и бояться :)

Владимир Остапенко   09.07.2019 01:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.