3. Село Погорельское

3. Село Погорельское

    14 марта 1902г о.Александр  по прошению был перемещён на вакантное священническое место к Николаевской церкви села Погорельского Красноярского уезда [9].  Семья из Иркутского переезжает в волостное село Погорельское.

    Село Погорельское было большим и богатым. Оно стояло на Енисейском тракте, ведущем на север от Красноярска.

    Чуть дальше по тракту было село Сухобузим, откуда родом художник В.Суриков. Бабушка знала, что Суриков - её земляк, и говорила об этом.
 
    В своих записках В. Суриков пишет: «...Когда меня из Бузима ещё учиться посылали, раз я с дьячком ехал... Въезжаем мы в село Погорелое... Большое село сибирское, у реки, внизу. Спуск крутой...Степь немереная. На север – горы, на юг – лес до китайской  границы. Не так уж далеко – Барабинская степь… Места в этом районе Восточной Сибири степные и лесостепные с горами – сопками из розово - красной глины. В берёзовых и хвойных лесах много грибов и ягод. В реках много рыбы. Местные жители – переселенцы из центральной и Малой России и потомки казаков, пришедших с Ермаком... Дома крепкие, дворы замощены тёсаными брёвнами… Жестокая жизнь в Сибири. Прямо не 19-й, а 17-й век. Кулачные бои зимой на Енисее… Недалеко, через Енисей, - Торгашинская станица…[36]»

    Население занималось хлебопашеством. Многие крестьяне были зажиточными.
    Погорельское – первый станок (ямщицкая станция) на Енисейском тракте после Красноярска. Погорельское было волостным селом. Волость граничила с юга – с Покровской и Зеледеевской волостями, с севера – с Сухобузимской волостью. В селе действовала старейшая сельская школа. Николаевская Погорельская церковь построена в 1817г. Она каменная и по архитектуре схожа с уральскими храмами. Прежняя деревянная церковь сгорела.

    В Погорельском (бабушка говорила Погорелка) у Мальцевых родились Елена и Алфей. Детей называли строго по святцам. В семье было семеро детей. В доме жил безродный дедушка Осей.

    Обстановка в доме Мальцевых была городская. Хозяйство вела матушка Надежда. На ней же было дошкольное образование детей. Гувернанток, кухарок в семье священника держать не было принято. Дом был казённым, церковным. У семьи в хозяйстве были лошадь, корова, птица.

    Прадед очень любил детей, много с ними занимался. Рассказывал сказки, которые сам сочинял. Читал стихи любимых народных поэтов И.Никитина, А.Кольцова, И.Сурикова.

    Об отце бабушка рассказывала, что он был шутником, по-доброму подсмеивался над женой и детьми.  Детям он всегда делал послабления во время постов.

    В проповедях прадед, по бабушкиным словам, мог позволить вольности, допуская некоторые отступления от канонов. За это прабабушка Надежда очень сердилась и ругала мужа. Она была особо религиозной.

    Прадед хорошо пел тенором. У него были светлые голубые глаза, рыжеватые волосы, высокий лоб, открытая и добрая улыбка. Он умел общаться глазами. В них проглядывалась чистая, умеющая любить душа. Этот образ, переданный мне бабушкой, я храню в своей памяти. Я вижу его отчётливо, хотя никогда с прадедом не встречался.

    Прабабушка в Погорелке была сельской повивальной бабкой – женщиной, принимав-шей роды, акушеркой. Это занятие она переняла от вологодской родственницы Павлы Лысковой. Знания по медицине и акушерству Надежда получила в Вологодских епархи-альном женском училище и Повивальной школе при Вологодском женском благотвори-тельном обществе. Бабушка называла её повитухой. К Надежде часто обращались за медицинскими советами и  помощью.
 
   Сыновья о.Александра учились в Красноярских духовном училище и семинарии.
 
   Когда бабушка Александра подросла, отец отправил её учиться в Красноярск в епархиальное женское училище [19]. Женские епархиальные училища были созданы для дочерей православного духовенства. Дочери Александра Мальцева, Александра, и Елена  окончили епархиальное женское училище.

   Курс преподаваемых предметов в светских гимназиях, духовных и епархиальных женских училищах был, примерно один и тот же. Обучение было шестилетним, но был и седьмой «учительский» класс. В училище Александра и Елена поступали в 12 лет. До этого они проходили обучение домашнее и в начальной школе. Епархиалок воспитывали в духе православия и народности, высокого достоинства и нравст-венности.
 
   Выпускницы могли служить домашними учителями и учителями начальной школы. Службу в начальной школе и выбрала моя бабушка Саня.

   Учась в Красноярске, бабушка  познакомилась с семинаристом Николаем Осиповым, будущим мужем. Он учился вместе с её братом Петром  и бывал в доме о.Александра.  В 1910г бабушка выходит замуж за приятеля брата по семинарии, Николая Александровича Осипова.

   Окончив семинарию, Николай поступает в 1910г. на службу учителем начальной школы в селе Талое. Александра и Николай вместе работали в сельской начальной народной школе. Вскоре молодая семья переезжает из с.Талое в город Канск.

    Детей Александр Мальцев воспитал очень дружными. Братья и сёстры всегда стараются быть и жить вместе или близко друг от друга. Всегда приходят на выручку, всегда помогают морально, материально и физически. Родственные связи в семье были крепкими. Когда умерла Надежда Мальцева, старшая дочь Александра, как мать, опекала  младших братьев и сестру.  Окончив учёбу, они приезжали к Александре в Канск. Именно здесь начиналась их взрослая жизнь.

    Старший сын прадеда, Пётр, был приверженцем  социалистических идей. Он принимал участие в революционных выступлениях красноярских рабочих, студентов и семинаристов, во Всероссийской стачке слушателей духовных семинарий и академий в 1906-07гг.

    На знаменитых «Красноярских столбах» в это время появилось написанное краской воззвание против царизма. Пётр Мальцев, участвовал в революционном движении в Красноярске и был членом кружка революционера Чернышёва [38]. Участвовал он и в создании надписи "Свобода" на отвесной скале третьего столба. За это в 1906г Пётр  был арестован по обвинению в антиправительственной деятельности [20]. А прадед, священник Александр Мальцев, был вызван к архиерею  Евфимию для "беседы".

    В погорельском доме о.Александра часто собирались представители местной сельской интеллигенции. Пили чай, играли в лото, обсуждали волнующие проблемы, вместе читали вслух. В дом иногда заходил урядник. Он беседовал, выяснял настроения, интересовался Петром.

    О.Александр хорошо знал своих прихожан. Он беседовал с ними, наблюдал за исполнением правил христианской нравственности, делал, при необходимости, внушения. О.Александр часто советом помогал прихожанам, а матушка Надежда оказывала медицинскую помощь.

    В главные моменты жизни именно к о.Александру - крещение, венчание, смерть и к Надежде - рождение обращались прихожане, жители Погорелки. Приходский священник о.Александр был наставником и блюстителем нравственности, сдерживая сельчан от пьянства, азартных игр, сквернословия, безнравственности, воровства.

     За период  до 1913г, Енисейскую и Красноярскую епархию возглавляли достойные, преданные православному делу епископы. Церковные историки  отмечают Епископа Евфимия, который служил с 1899 по 1913гг и сделал много полезного для Енисейской и Красноярской епархии, пользовался большим уважением духовенства [29]. Владыкой Евфимием о.Александр был награждён  в 1912г. за службу  камилавкой [10].

    После смерти Епископа Евфимия в  январе 1913г. епархию возглавил Епископ Никон. У прадеда отношения с Епископом Никоном не сложились с их первой встречи в мае 1913г. Встреча произошла во время ознакомительной поездки Епископа по епархии. Первая остановка и ночлег были в селе Погорельском [11].

    Прадеда отличали независимый характер, высокое чувство чести, достоинства и справедливости, он не допускал чинопочитания и выслуживания перед начальством. Новый епископ выискивал недостатки, недоработки, «не решённые дела» и  допустил резкие и обидные замечания.

    Церковные историки отмечают [27], что владыка Никон, «обладая деспотичным характером, ... терроризировал местное духовенство». В епархии происходят большие перемещения и отстранения священников от службы [11-14].  Епархиальный съезд 1917г. обвинил Епископа Никона в  издевательстве над духовенством,  пренебрежительном отношении к личности, небрежном отношении к  простому народу,  официальной лжи, в том, что он  поддерживал в епархии доносительство, допускал грубую брань в адрес служителей церкви [28].

    Верховная церковная власть по результатам Енисейского епархиального съезда приняла решение отрешить Никона от управления епархией. В ответ, лишенный епископского сана, Никон отрёкся от Русской православной церкви [29]. Судьба не пощадила Никона за вероотступничество. В разгар гражданской войны он погибает.


Рецензии