Льюис Кэролл - фотограф

27 января родился знаменитый Льюис Кэрролл, написавший любимую детьми и взрослыми «Алису в стране чудес» и много других книг. В этот день писателю исполняется 186 лет со дня рождения (1832). Но сегодня будем говорить не о его писательском амплуа, а о том, что он называл своей страстью и призванием, своим увлечением и единственным, что приносило ему настоящее наслаждение.


Речь идет о фотографии, с которой писатель познакомился в 23 года, а по-настоящему увлекся ею, когда через год купил фотоаппарат и оборудование для съемок. Фотография занимала его без малого четверть века. Поначалу у Льюиса Кэрролла даже была идея начать зарабатывать на хлеб фотографией, но преподавательская деятельность, хоть и была малоинтересной и даже скучной, а его студенты отнюдь не стремились к высокому и взаимности не получалось, но всё-таки она давала желаемый  стабильный доход.


За 24 года писатель сделал около трёх тысяч снимков, но до нас дошла только треть. Две трети исчезли и, скорее всего, были уничтожены. По какой причине – неизвестно. Есть только догадки и предположения, что, фотографируя свои модели, а это были в основном девочки, он оговаривал условия, в соответствие с которыми после его смерти все изображения будут переданы тем, кого он фотографировал или их родственникам.


Если таковых не найдется, фотографии должны быть уничтожены. Этим многие объясняют отсутствие в числе сохранившихся портретов, в частности, обнаженной детской натуры, которой он увлекался. Нашлось всего только шесть таких фотографий. Современные моралисты, активно обвиняющие Дэвида Гамильтона и Бальтюса в порнографии и прочих преступлениях, должны были бы с такой же яростью, если бы нашлись такие фотографии,  заклеймить и Льюиса Кэрролла.


Но оказалось достаточно самого факта фотографирования почти исключительно девочек, чтобы обвинить писателя в педофилии, хотя среди его фотографий есть много женщин брачного возраста. Кроме того, согласно завещанию писателя, все письма и документы, свидетельствовавшие о его связях с женщинами, были уничтожены.


Так что то, что осталось и дошло до нас, вовсе не повод обвинять писателя в любви к маленьким девочкам, просто это тот сухой остаток, который мы можем лицезреть. Но на каждый роток не накинешь платок. Почему же фотография оказалась такой притягательной для Кэрролла, сильнее его привязанности к математике и писательству?


Льюис Кэрролл, как известно, был человеком набожным, а его вера в Божественность красоты - безграничной. Под словом «красота» он имел в виду любое совершенство: моральное, физическое, эстетическое. Божественную красоту он видел во всем: в математической формуле, в магии театре, в поэзии слова, но высшим ее проявлением он считал Человека и человеческое тело.


Занимаясь фотографией, он искал тот потерянный рай, в котором первые люди были чисты и невинны, не стыдясь своей наготы и свободно вступая в контакт с друг другом. Такое отношение к Божественной красоте стало его личной философией.


С помощью фотоаппарата Льюис Кэрролл хотел запечатлеть утраченную невинность и состояние благодати, в котором находились Адам и Ева в Божественном Эдеме. К такому пониманию фотографии он  пришел не сразу. Начинал молодой Кэрролл со съемок статуй, архитектурных сооружений, садов, натюрмортов. И только потом начал делать фотопортреты.


Для своих съемок он оборудовал в Оксфорде специальную полностью застеклённую студию, которая находилась на крыше здания деканата. Его моделями стали дети оксфордской профессуры, обожавшие проводить время в его студии. Для них она была настоящим раем и чудом, в котором жили куклы, медведи, лягушки, кролики, мыши, которые прыгали, летали, хлопали крыльями. А еще здесь были музыкальные шкатулки, кривое зеркало, шарманки, издававшие странные звуки. Словом это была комната чудес.


Здесь разыгрывались бесконечные трюки, а каждый визит сопровождался неожиданными сюрпризами. Льюис Кэрролл обожал сказку и сказочную атмосферу, она вдохновляла его на импровизацию. Фотографией он перестает заниматься, когда из нее ушла магия сказки, когда фотографирование превратилось в нечто механическое, когда из нее ушли неподвижность, молчание и остановка времени, ушла магия процесса.


Этот фотограф-джентльмен называл себя только любителем и не стремился к выставкам, ограничиваясь составлением фотоальбомов. Специализируется он исключительно на детях, которых обожал. Особенно он наслаждался красотой девочек. Мальчиков не любил, считая, что их тело нуждается в сокрытии одеждой, в отличие от девических прелестных форм, которые не нуждались ни в каком прикрытии.


Приводя детей в мастерскую, Кэрролл не спешил их фотографировать. Сначала он должен был убедиться, что ребенок действительно этого захотел и захотел вернуться снова. Всякое насилие исключалось. Желающих фотографироваться было много: в  его дневниках за 1863-й год перечисляются имена ста трёх девочек, которых он хотел бы сфотографировать.


Фотографировал он своих прелестниц в сказочных нарядах и национальных костюмах, иногда и без них, но если девочка начинала смущаться хотя бы чуть-чуть, он тут же прекращал съемки. Поэтому все спекуляции и домыслы о педофилии - плод воображения и абсолютно беспочвенны. Возникли эти обвинения много позднее смерти автора фотографий и черным пятном легли на семью писателя.


На самом деле Льюис Кэрролл видел в детях, особенно в девочках, близкое ему мироощущение. Сам писатель не раз говорил, что когда дети, которые приходили к нему, вырастали и превращались просто в знакомых, они теряли искренность и непосредственность, становясь скучными и добропорядочными гражданами. Как сказала бы Мэри Поппинс, они переставали понимать, язык птиц.


Льюис Кэрролл умел общаться с детьми, умел уговорить их сидеть неподвижно достаточно долгое время, что, правда, не всегда удавалось. Необходимость долго сидеть неподвижно перед камерой объясняет то, что все персонажи фотографа очень серьёзны и нигде не улыбаются.


Кэрролл-фотограф уделял особенно много внимания композиции. Никакой случайности, никакой импровизации, всё продумывалось до мелочей, особенно расположение рук. Его фотографии больше похожи на иконы, где тоже нет ничего лишнего и всё продумано. По этой же причине Кэрролл предпочитает фотографировать свою модель в полный рост: так она казалась ему более выразительной.


С 1880-го года Кэрролл перестает фотографировать, ему интереснее стало писать, чем фотографировать, тем более, что доход от продаж обеспечивал ему безбедную жизнь и известность. По этой же причине он отказывается и от преподавания математики. Последние тринадцать лет жизни он посвящает только писательству. В 1893 году в возрасте 61 года Льюис Кэрролл умрёт от пневмонии...


Авторский блог с фотографиями
http://sotvori-sebia-sam.ru/lyuis-kerroll/


Рецензии
Какое взвешенное, деликатное и сочувственное изложение предмета, извращаемого теми, кто сам склонен к извращению! Кэрролл был математик и художник, метод которого располагался в области для того времени новаторской - фотография. "...он искал тот потерянный рай, в котором первые люди были чисты и невинны, не стыдясь своей наготы и свободно вступая в контакт друг с другом".
Так ли, нет ли, можно спорить и можно исследовать ситуацию, но подход, основанный на доверии к таланту, к лучшему в человеке, мне представляется предпочтительным.
Каждый выбирает по себе...

Владимир Каев   01.02.2018 21:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за добрые слова и глубокие комментарии к моим текстам. Давно убедилась в том, что люди судят о других по себе: грязь в помыслах сразу видна, как только они начинают говорить. Слова выдают дух. Хоть и говорят, что слова скрывают мысли, но думаю, что чаще они всё-таки предательски выдают своих хозяев. Абсолютно согласна с Вашим выводом: каждый выбирает и оценивает другого по себе.

Тина Гай 2   02.02.2018 13:23   Заявить о нарушении