Дом на Дубровинской

  (Фото автора.)

 Тематический Конкурс - Ко Дню победы
Международный Фонд Всм               

   Обычный весенний день в провинциальном городе Борисоглебске, Воронежской области. Уже вовсю капает с крыш-это плачут последними зимними слезами редкие сосульки. Но под ногами еще держится, не желая сдаваться солнечным лучам, тяжелый пласт гололёда. По  этому "катку" осторожно, то и дело  останавливаясь, передвигается пожилая женщина.
 Вот она останавливается перед разлившимся ручейком и в растерянности оглядывается. Её обходит молодой человек в заячьей шапке, и я слышу её голос:
  -Парень, помоги мне, милый, выбраться на дорогу!
 Нет, не милым оказался этот парень: он, что называется, и ухом не повёл.
Я сначала подумала: может быть, не расслышал, и тоже крикнула:
  -Парень, помогите!
Но молодой человек спокойно открыл дверь в общежитие и исчез.
Я подошла к женщине, вывела на дорогу и предложила проводить до дома.
  -Да что же он такой недобрый?- грустно и удивленно спросила она, а потом продолжила: -Я вот давеча тоже недалеко от дома упала да лежу, бултыхаюсь, никак подняться не могу, пришлось на всю улицу кричать:"Люди добрые, помогите!" Спасибо, помогли. А вот сегодня опять выбралась. Недалеко здесь, в аптеку, за лекарствами, мне ведь бесплатно дают-Участник я...Всю войну прошла.

Вскоре мы остановились перед калиткой обычного деревянного дома.
  -Ну всё, милая, вот и пришли. Как твоё имя? Я буду молиться за тебя. Дай тебе Бог, дай тебе Бог!..

  Я возвратилась домой, а в голове невольно звучало:"Дай тебе Бог"...И подумала я:"Помолись за моих сыновей, незнакомая мне женщина, чтобы выросли они неравнодушными людьми".

 Так бы и забылся этот эпизод в моей жизни, но почему- то вновь возникал в памяти полный обиды и боли женский голос:"А я ведь всю войну прошла". И захотелось снова встретиться с той женщиной.

  Честно говоря, шла в гости с опаской :вспомнит ли, примет ли, поймет ли? Зря боялась: встретили приветливо. В незнакомом доме было тепло и уютно. Витал запах апельсинов и горячей печки.Знакомлюсь со своей недавней спутницей-Антониной Степановной и её дочерью Галиной Александровной.
  Слово за слово и вот уже передо мной на столе пожелтевшие фотографии, заслуженные награды и бережно сохраненная трудовая книжка, с первой записи в которой и начался  отсчет трудовой деятельности Антонины Степановны. Тихо и неторопливо вспоминала она прожитые годы. 

Родилась в 1919 в г. Саратове. Перед войной закончила в г. Ступино (Московской области), двухгодичную школу медсестёр, а в начале войны тем же Ступинским военкоматом была отправлена в Наманган, что в Узбекистане, на борьбу с тифом. Выполняла не только свою основную работу медсестры, но и успевала помогать парикмахерам брить эвакуированных раненых.
  Не убереглась-заразилась тифом сама, еле выжила. А позже была отправлена на 3-й Украинский фронт, где действовали два полевых госпиталя. В одном из них и пробыла до конца войны.
  -Мы на "сортировке" были, -вспоминает Антонина Степановна,-шли за танковой бригадой и подбирали раненых. Иногда, бывало, такой здоровяк сибирский попадется, что еле вытащишь.
 Прошла медсестра вместе со своими боевыми подругами, под запах крови и пороха, под крики и стоны раненых и Румынию, и Болгарию, и Венгрию.
  -Что в памяти сохранилось?..Кроме страха-ничего, радоваться было нечему, большая нагрузка была, уставали сильно.

  -Это потом ступинские рассказывали,- вступает в разговор дочь Галя,- что была мама красивая, весёлая и самая боевая. Главврач не раз им говорил:"Берите пример со Спициной". Но и поозорничать любила девушка Тоня.
  -Назначит мама сразу несколько свиданий и ни на одно не придет-с улыбкой добавляет Галя.

 И всё-таки нашелся в конце войны такой, кому она отдала своё сердце, а он ей свою любовь и красивую фамилию-Лебединский.
И родилась от этой любви дочка, которую Антонина Степановна назвала в честь своей фронтовой подруги-Галей. После войны купили дом, в котором живут и сейчас.
Пять лет еще пришлось ходить в сапогах и в шинели. Понемногу обустраивались. Антонина Степановна стала работать в тубдиспансере.Тридцать лет пролетели, как один день...

  Я вновь беру в руки  трудовую книжку, листаю.1959г...1967,1975...1980г. "Объявлена благодарность за хорошие показатели в работе". Но разве могут эти сухие строчки передать сколько было тяжелых дней и бессоных ночей? Лежит на столе горсть медалей-военных и трудовых, значок "Отличник медицинской службы" и рядом с ним тяжелый орден, который я беру с особым трепетом-орден Отечественной войны.

  -Наград много было -говорит Галя,-я ими, помню, в детстве всё играла. Жаль, растерялись.
  -Вот девочки мои фронтовые, ступинские.-Перебирает фотографии Антонина Степановна. После войны чуть было не растеряли друг друга. Спасибо, они сами нашли меня. Часто после этого в Москве встречались. Вот только лет 5 как не езжу. Обижаются, а что делать? Тяжело стало. Да и мало нас осталось. А это мой брат Александр,-хозяйка протягивает другую фотографию,-тоже воевал, до Берлина дошел, сейчас в Самаре живет. А вот это другой брат-военный инженер!

 Проходят чередой незнакомые лица...С особым интересом рассматриваю чудом сохранившиеся старинные семейные фотографии, на которых навечно осталась в уголке фамилия фотографа с забытой буквой "ять"-как символом  тех давних времён, забытых чувств и невосполнимых утрат.

 Я вдруг задаю неожиданный вопрос:
  -А какая ваша любимая песня?"
  -Песня?-Антонина Степановна на минутку задумывается.- Да, пожалуй, что эта-негромко напевает: Этот День Победы порохом пропах...-и замолкает -Без слез не вспомнишь...
Я вижу, как, действительно, увлажнились её глаза и срочно меняю тему:
 -А любимые цветы?
 Она оживляется:
 -Ой! Конечно пионы. Бордовые! Я их все время выращиваю!

 Незаметно наступает вечер. На улице темно, сыро, и мне не хочется покидать этот гостеприимный дом, где потрескивают в печке дрова и чуть слышно мурлыкает кошка  Лизка. Но пора, и, прощаясь, я напоследок спрашиваю:
  -Антонина Степановна, а что бы вы еще хотели в жизни?..
  -Чтобы люди жили мирно.

В этих словах она вся, моя  новая знакомая-Антонина Степановна Лебединская.
   И теперь дом № 85, что на Дубровинской, в котором любят людей, животных и
 цветы, уже не будет мне чужим.


Рецензии
Всё меньше и меньше становится ветиранов. Долголетия живым, и светлая память умершим.

Серёга Дмитриев   28.01.2022 23:22     Заявить о нарушении
Конечно жаль, исчезают живые участники событий.
А сейчас столько любителей перекроить историю...
Спасибо за отзыв, Сергей).

Любовь Витт   29.01.2022 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.