третий подход
* * *
В любом соревновании дается три подхода.
* * *
Силен тот, кто победил самого себя.
1.Вставай на лыжи.
Завершив комплекс намеченных мероприятий группа возвращалась в город. Кто-то уже спал на заднем сидении, моментально погрузившись в сон. Кто-то обдумывал шаг за шагом каждый элемент экшена, который остался позади. Вместо запланированных пятнадцать часов понадобилось почти сутки без сна. Мышцы от сверхнагрузок болезненно ныли, словно жалуясь на жесткое обращение. За что, мол, хозяин? За какие такие косяки, подобные передряги?
Идея соединить несколько элементов экстрима в зимнем варианте появилась не просто так на ровном месте. Все уже было опробовано и отработано многократно летом и осенью. В том числе и ночное исполнение. Объем движухи предстоял нешуточный. Тросовая горка через зимнюю Суру - потом ночной роупджамп с 20 метрового моста - потом окунание в купель под тем же мостом. Полтора-два часа поездки на авто между контрольными точками. Два объекта на территории республики. Все под боком. Только дерзай. Причем через Суру летом катались люди и с неснятым гипсом на руке и с не снятыми после операции швами...То есть разного опыта хватало. Были даже две неудачные попытки в ноябре-декабре. В двенадцатом году. Когда покатушки только начинались. И вот сейчас третий зимний заход. Солнечно. Почти без ветра. Даже минус пятнадцать градусов - не останавливающий фактор.
Выгрузились на шоссе. Двое мужчин и одна изнеженная городская дамочка. Которую в мероприятие занесло чисто случайно. Потом она скажет, что если бы имела более детальное представление, то очень сильно бы задумалась. Вплоть до отказа от участия.
Едва заметная под снегом грунтовка петляющая по лесу - отличный ориентир для неугомонных любителей адреналина.
Лыжная прогулка налегке в парке по накатанной лыжне и движение по пересеченной местности с рюкзаком набитым альпинистским "железом" и веревками - отличаются так же как эротические фантазии пятиклассника от реального секса. Пушистого снега в полях и в лесу намело изрядно.Центр тяжести груженного лыжника сдвинут ближе к пяткам. Другая динамика ходьбы. Если нет отработанного навыка - регулярно кувыркаешься в снег с рюкзаком. По уши. Вначале смешно, но по мере накопления усталости - весь багаж собранных в городе эмоций начинает проявлятся в виде чертыханий после каждого очередного падения...Запланированный на переход час растягивается в полтора.
Давно, в ноябре 1941 здесь строили оборонительный рубеж. Зигзаги окопов вдоль дороги исподволь попадают в поле зрения. Военная нотка фоново присутствует и вносит свои корректировки.
Двое моих спутников морально - просто на прогулке. А у меня другие картинки перед глазами.
" Вашей группе поручено выйти к реке и в кратчайший срок обеспечить переправу воинских сил и средств на противоположный берег. Выполняйте!"
Как-будто на несколько минут я оказался в другом времени и получил задачу оттуда.
Накатанная в одну сторону лыжня вселяет надежду на легкий обратный путь. Однако...
С высоты седьмого-восьмого этажа замерзшая река напоминает сцены из книг Джека Лондона. Вот они - взрослые реализации детских грез о путешествиях и открытиях. Еще один смысловой слой.
Посередине, там где река делает резкий поворот и течение максимально ускоряется, - две промоины, в одной из которых тусят дикие утки. Перемычка льда между двумя участками открытой воды сверху выглядит не особо надежно. Надо спустится проверить, потому что именно здесь, вернее над этим местом и делать навеску веревок...
2. Зима вносит корректировки.
Одеваем страховочные обвязки. Спасжилеты поверх. Укладываю в рюкзак снарягу которая понадобится на низком берегу. Лыжи в руки и вперед - на лед...
Первоначальный замысел был обойти на лыжах промоины вверх по течению - сделать крюк - проверяя прочность льда. Метров двести триста. Потом натоптать тропинку и ходить только кругаля - из соображений безопасности. Но это дополнительное затраченное время. Пока спускаемся к реке, интуиция подсказывает проверить прямой путь - по перемычке между промоинами. Смущает полоска в пару метров - толи льда, толи снежной каши лежащей в воде. Приблизимся, рассмотрим.
На льду тот кто легче - идет впереди. На лыжах, сцепившись веревкой. В сегодняшнем составе легче я. Мандражирую. Боюсь значит. Хотя вроде все учтено.
В приближении перемычка чистого льда оказывается достаточно крепкой. Крещенские морозы отлично поработали. Товарищ пробует постучать по прозрачной поверхности кулаком. Вот ведь а!
Детский сад! Аккуратно и осторожно переходим на другой берег...
Навесная переправа состоит из трех звеньев. Одно звено закрепляется на системе роликов к дереву на высоком берегу. Второе на низком. Основная рабочая веревка, по которой перемещаются люди или грузы, встегивается посередине. И создается напряжение, натяжение системы. Минимально 300 кг на метр. Похоже на натягивание тетивы лука. Усилий двух людей обычно достаточно. Но не в этот раз...
За год деревья на которых закрепляются веревки подросли в высоту и в диаметре. В дополнение , на морозе синтетика веревок тянется хуже. Условия задачи поменялись. Тут нужно технически, как говаривал персонаж одного мультфильма.
У нас же есть резерв! Изнеженная городская дамочка. Которая занята фотосъемкой природных красот. И которую подключаем к натягиванию "трассы", когда веса двух человек оказывается недостаточно. И работа медленно, но верно продвигается...
Летом навеска выполняется за 3 часа, у нас процедура занимает четыре с половиной. Фотоснимков и видео переправ в этот раз не получится. Потому что когда система готова уже темно.
Загодя, днем собранный костер дает возможность отогреть зябнущие руки. Размышляю. Полиспаст - система роликов - дает выигрыш в силе в 4 раза. Так...тянули втроем. Значит напряжение в системе 240x4= 960 кг на метр. Значит веревка в точке финиша будет очень высоко над землей и надо продумать как участники будут спускаться вниз. Летом был момент - доставали экстремальщиков длинной жердью с крючком. Цепляешь за веревку и подтягиваешь, приближаешь человека к земле, чтобы мог отстегнуться. Зимой надо упрощать уменьшать энергозатраты. Значит сделаем по-другому...
3. Любители адреналина.
Прыгать с берега в ночь жутко. Хоть и место знакомое. Тело двигается по привычным траекториям. Ночью работа инстинктов усиливается. Страх темноты, высоты, скорости выползают из дальних уголков сознания и разворачиваются во всей красе. Особенно страх жесткой остановки на противоположном берегу. Человек движется под углом - тросовая горка же - на блоке-роликов со скоростью 10м/с или 36 км/ч. И можно конечно слегка притормаживать, есть такая опция в подвесной перемычке. Но о ней обычно забывают. Кричи не кричи. Поэтому встреча с остановочным узлом - всегда неожиданность. Особенно ночью.
Ну а дальше, ответственная самая часть - отцепка. Плюс страховка на отцепке.
Сколько не переправляйся - страшно всегда. И в преодолении этого чувства и есть смысл всего выхода. В способности преодолевать тормозящий эффект рефлекса и превращать его в ресурс силы.
На мое предложение десантироваться первым напарник резонно уточнил способ благополучного возвращения на землю. Я молча навязал на одной из вспомогательных веревок 7 петель с шагом в 70 см остаток забухтовал и загрузил в рюкзачек, прищелкнул полученную систему к обвязке "испытателя" и прокомментировал.
- Прыгаешь, доезжаешь до той стороны, вытягиваешь из рюкзака веревочную лестницу, которую я тебе связал и пристегиваешь ее в точке стыковки двух звеньев переправы, чтобы по ней спуститься. Если необходимо, криканешь - я перейду, чтобы подстраховать. Хотя думаю справишься самостоятельно.
Приведенные доводы убедили напарника и он бодро двинулся к точке старта. Изнеженная городская дамочка с ужасом смотрела за приготовлениями.
Фигурка стоящая на краю раскинув руки прыгнула в темноту. Веревка резко просела принимая вес. Характерное свистящее жужание блока-роликов и быстро удаляющийся огонек налобного фонаря держали внимание в напряжении, пока инерция остановочного рывка не прокатились возвратной волной по тугой струне трассы.
- Жив!?
- Да!
Свет налобника показывал, что девяносто пяти килограммовый товарищ находится на высоте метров семь-восемь. Следом предполагалось отправить дамочку. Но товарищ замешкался с отцепкой. Как потом оказалось он спустился только до середины лестницы. И это было точным действием, верным решением, чтобы сложился общий пазл - переправится всем троим. Поодиночке никак. Только вместе.Полностью спускаться первому участнику было никак нельзя. Но он об этом еще не знал. Следующая петля для ног оказалась ниже чем надо. И вроде случилась заминка. Но очень правильная заминка.
Я на ходу поменял порядок действий. Понимая, что сил и самостоятельных навыков отцепится у дамочки нет, я прыгнул вторым, чтобы встретить и отцепить с трассы женщину в четыре руки.
Вжжжжжжух! Группировка! Рывок! Даже через зимнюю шапку приложится об узлы в момент остановки чувствительно. Так бывает. Не часто, но бывает.
Использую лестницу, встаю в петлю ногой, переношу вес. Соединительная перемычка провисает и теперь можно отстегнуть блок-роликов и тормозное приспособление. Переползаю за стыковочное звено. На полтора метра. Теперь меня отделяет от следующей участницы остановочный узел. Пристегиваюсь, фиксируя свое положение. Кричу.
- Можно!
Слышу характерный свистяще-жужжащий звук. Вижу стремительно приближающийся из темноты силуэт. Рывок! Дудух!
Глухой удар в бок! И меня отбрасывает по веревке метров на пять. Отползти надо было бы подальше...
Товарищ, наблюдавший за ""теплым приемом" дамочки в ракурсе - снизу и на фоне неба, потом заметил, что это было похоже на столкновение двух шаров в билиарде.
Дамочка цела, но очень испугана. Перехватывась руками, потягиваюсь к ней, помогаю встать ногой на лестницу, отцепляю и подстраховываю на спуске. Напарник встречает ее снизу. Все, тетка стоит на земле. Бедро у тетки побаливает, но опираться на ногу может. А значит идти тоже. Просто ушиб.
Теперь сам. Отстегиваюсь и вниз -петля за петлей. Перед самой землей, в тот момент, когда остается одно движение - высвободить ботинок из крайней петельки- уже стоя другой ногой на земле, происходит еще один форс-мажор - напарник устает держать лестницу силой рук и отпускает веревку. А теперь....Почувствуйте себя висящим правой ногой в петле вниз головой в двух метрах над землей. Как бледнолицый попавший в индейскую ловушку из книг Фенимора Купера и Майна Рида. Оба ножа и оба топора на высоком берегу. Это десять минут туда и десять минут обратно. А еще инструмент надо найти среди снаряжения, лежащего островками по всей стартовой поляне...
Шевелю пальцами в ботинке. Вроде норм. Повезло, что это лыжный ботинок и он на размер больше и то что петля захватила только треть ступни. Удивительно, но паники нет. Есть четкий подчет возможных вариантов. Тем более йогу вниз головой располагаться не привыкать. Напарник делает несколько попыток дать мне возможность встать, отпереться хотя бы на одну ногу. Подтягиваясь силой рук. Тщетно.
Из рук то веревку он выпустил, но одна из петель к его обвязке осталась пристегнута. Это несколько смягчает драматизм ситуации.
Вот так. Ночь. Цейтнот. Времени на обдумывание нет. Рефлексировать будем потом. Надо делать ход.
Веревочная лестница возле лица. Делаю пару дополнительных петель - узлом австрийский проводник или "бабочкой". Дамочка стоит рядом. Вот он ресурс! Выпутаться из ситуации можно только втроем. Командой. Предлагаю дамочке задействовать ее вес. Нагрузить веревку. Опираясь на дополнительные петли. А заодно дотянуться и развязать шнурки на ботинке...
Когда все отцепились и отстегнулись веревка словно катапульта швырнула ботинок в небо. Я стоял в одном носке на снегу и прикидывал сколько времени надо будет идти до шоссе в обычной обуви, по паре которой было у каждого с собой.
Обшарили периметр, подсвечивая налобниками. Удивительно, но нашли пропажу. В густом кустарнике и в глубоком снегу, ночью. Прыжков хватило всем. По разу за глаза. Дамочку колотило крупной дрожью минут двадцать. Теперь предстояло снять навеску, упаковаться и выйти к автодороге. ..
4. Мы из лесу вышли, был сильный мороз.
При разборке системы веревки срезали в трех точках. Натяжение получилось таким, что фиксатор "стопера-десантера" заклинило. Просто нажать на рычаг и расслабить веревку не получалось. И в ход пошли режущие предметы.
Не смотря на исключение двух элементов крепления, тросовая горка продолжала сохранять целостность и натяжение "трассы" позволяло выполнять переправы. Военная нотка четко звучала и здесь. Так, даже получив повреждения самолет-штурмовик продолжает лететь. Потому что боевое задание. Потому что для этого предназначен. И только с третьего раза - фууух! -наклоненные с обеих берегов к середине реки деревья выпрямились.
На автомате разъединив и отсортировав снарягу, мы быстренько разтасовали амуницию по рюкзакам. Дамочке досталась самая легкая поклажа. Заслужила.
Что может быть вкуснее холодной банки шпрот на троих, запитой чаем из растопленного снега? После испытанных передряг о предстоящем ночном переходе по лесу на лыжах не думалось. Озябшие руки впитывали запас тепла от еще вполне рабочего костра. Срезанные и собранные после демонтажа узлы полетели в огонь и оконцовки уже забухтованных веревок заплавили тут же, чтобы не растрепались.
При планировании, еще до поездки, высказывались опасения насчет кабанов и волков. Все-таки ночь. Все-таки дикий лес. После полученной встряски вопросы насчет мира животных не возникали. Даже в виде намеков.
Поле группы, в его состоянии на момент обратного перехода, отпугнуло бы и стадо мамонтов.
Начали движение. Разогрелись. Только лодыжка правой ноги, на которую пришелся вес тела при висении вниз головой, болезненно реагировала на кочках. И фоново по всему офигевающему от нагрузок организму- особенно по ногам, по бедрам и голеням, словно методично весь день били безжалостные инструктора-рукопашники. Чтобы запомнил науку.
Нас выводило из леса стремление в тепло и... вторая часть задачи - ночной джамп с моста и купание в холодной водичке, для закрепления произведенных изменений энергетического статуса на клеточном уровне.
Когда среди деревьев показались габаритные огни ожидающей тачки, вновь нахлынули армейские картинки....группа с задачи выходит в пункт эвакуации и грузится в вертушку.
Четыре кружки горячего бульона, приготовленного загодя, одна за другой дали теплую волну в тело и необходимые калории для подзарядки. Трехлитровый термос ополовинился махом. За окном замелькали заснеженные пейзажи. В темноте мерцали циферблаты приборов на панельной доске. Сброс на нейтралку. Первый обмен впечатлениями и оговаривание, что и в каком эпизоде следует учесть и исправить в дальнейшем. Дамочку в тепле вырубило сразу, от джампа с моста она отказалась по понятной причине. Жизнерадостный напарник, напротив, был готов продолжать по намеченному плану. Иномарка, мягко урча мотором и влегкую делая сотку, резво преодолевала пространство. Направление - на мост!
5. Ночные джамперы.
Мост - это продолжение альпинистской темы. Роупджамп - прыжки с высотных объектов, прицепившись веревками. Это не тарзанка. Похоже, но есть особенности. Роупджамп придумал человек который занимался скалолазанием и очень боялся падений. Даже на страховке. И тогда, чтобы преодолеть страх падения во время лазания, он решил прыгнуть сознательно. Прожить свой страх. Так и повелось с тех пор...
Мост давно отработал свое по прямому назначению. Поезда здесь теперь не ходят. Зато команды джамперов-экстремальщиков наведываются регулярно. В основном в теплую, комфортную погоду. А с нами другой случай. У нас принцип другой: в любую погоду, в любой сезон, в любое время суток.
Поэтому этот элемент программы был отработан заранее. В дождь с порывистым ветром, в туман, ну и ночью неоднократно. И даже на сам Новый год 2017/2018 в 00.00 тоже прыгали. Таким образом самое сложное заключалось в том, чтобы не расслабляться раньше времени, думая, что трудная часть задачи уже сделана.
Четко, почти без слов, выполнили закрепление веревок и настройку системы. Одели, подогнали подвесные. Проверили защиту на веревках в местах контакта с бетоном и железом моста. Контрольное время начала 01.45 ночи. Ну, поехали!
Почти дежавю. Напарник молча, без восторженных криков улетает под мост. Оно понятно, вымотались. Маятник, корректная страховка на спуске, отцепка. Через десять минут я циклично повторяю весь алгоритм. С одной разницей - по запаре так и не сняв налобный фонарь. И в темноте издалека какое-то время было видно маячащий под аркой моста огонек. По одному прыжку - достаточно. Есть результат. А теперь - купаться!
Освященная купалка под мостом сделана на месте артезианской скважины, оставшейся после военных, когда-то стороживших мост. Купалка имени княгини Ольги. Иконки по углам, тексты молитв на стенах - для тех кто не помнит наизусть, иней-изморозь всюду. Но зато не на ветру. И то хлеб.
Пока ехали к мосту от мысли об окунании после 15 часов на морозе передергивало. Сейчас после прыжка состояние поменялось. Я могу- я делаю. С учетом моржевского опыта с 2007 года. Главное не тормозить. Разделся - трижды окунулся- вышел-вытерся - оделся! Назвался груздем так сказать...
Пока раздеваюсь читаю мантру -Махамритьюнджаю и христианскую молитву. Быстро-быстро так. На раз-два-три с головой окунаюсь. Выхожу и начинаю орать! Накопленное напряжение, сдерживаемое суровыми запретами внутренних контролеров, обходит защиты и выплескивается наружу! Ды, ды, ды...клацают зубы. Вот оно. Момент истины...
Внутренняя дрожь растворяется по мере спада напряжения после крика и быстрого возвращения в тепло одежды...
Через час обратной дороги и повторного, более подробного, разбора ключевых эпизодов меня начинает уносить в сон. Двадцать один час бодрствования и нагрузок требуют компенсаторной паузы. Разбудите меня когда доедем. Третий разбор полетов завтра.
Машину даже не стали разгружать. Все утром. Хотя уже утро. Тогда днем. Взяли только то, что лежало под рукой. А теперь спать, спать, спать...
6. Год под знаком Пси. Трансформация.
Хочешь или нет, а вся жизнь заточена под сбор и обобщение опыта. У каждого. Обкатка отдельных навыков-фрагментов, шлифовка и соединение в единую конструкцию. Сборка пазла. И разница лишь в масштабах. Поле понимания собственной сути. Для кого-то смысл жизни разворачивается под микроскопом. А для кого-то и космоса мало. У каждого свой полигон....
У меня таких три. Вместе они образуют треугольник. Треугольник - символ Огня, действия. Вытянутый острым углом в направлении север. Все точки расположены на территории республики, где я живу. Какие это точки? Сура с ее Красным Яром - река, это текущая Вода, динамика. Заволжье, Когуяр в переводе "Черное озеро" - это Вода в покое, статика. Деревня откуда родом моя мама - Мокры и тамошний мост - это Воздух, прыжки, маятник - то что двигает всю систему из трех точек изнутри...
Что это дает мне? А?
"И зачем ты подвергаешь риску себя и людей?" - иногда осторожно спрашивают люди. Или молча зачисляют в категорию - "неНормальные". Иногда вслух. Да, ребятушки, я - неНормальный! Потому что в Норме нет развития! И это главное! Это некие определенные кем-то, когда-то в лохматые годы рамки. Жизнь меняется, течет и основное правило - меняться вместе с ней! А вот способы развития у каждого свои. И это дело вкуса. О которых не спорят. У меня например такие вот предпочтения. Экстремально-альпинистско-йоговские.
Есть прием в психотерапии - психодрамы. Когда человек под присмотром спеца отигрывает вытесненные эмоциональные блокировки и двигательные акты. Это обычно происходит в комфортных условиях квартир и залов. Путем создания психологического дискомфорта. Мои психодрамы происходят вовне - в обозначенном уже "Пси -треугольнике".
Я пишу эти строчки, и пазлы встают на свои места...
Я словно выползаю сам из себя. Как бывшая гусеница из кокона чтобы стать бабочкой. Любое движение дается ценой неимоверных усилий. Как последнее. Крупные группы мышц болезненно откликаются на каждую команду мозга. " Нужно залезть на дерево, резануть веревку третий раз. Те, двое и так выложились по максимуму. Это могу сделать сейчас только я. Я могу - я делаю! Вперед! Главное не ронять нож...
Веревка как пуповина. То обвивает за ногу, то не хочет отделятся от системы. Как сейчас. Система - это Дерево и его мать-Земля. Мы словно помогаем друг друг родиться заново. Все трое участников. Здесь на этом месте. Главное не ронять нож...."
С момента старта из города до момента выхода из леса на дорогу прошло 15 часов. Почти обычное, плановое время для повторных родов в условиях стационара...
Из воспоминаний участницы:
...Коллега по работе подошёл со стаканом горячего чая к дамочке, как ты меня называешь, стоящей на верхней ступеньке стремянки, "раздевающей" ёлки в холле после новогодних праздников: "Прямо сейчас решай, едешь или нет, прямо на лестнице". Помнится, это было утро пятницы.
" Не люблю, когда давят!!" - подумалось и с новогодним шариком в руке вслух озвучив "Еду!" дамочка быстро спрыгнула с лестницы.
1 декабря 2017 года (утро пятницы опять же). Смс-вопрос "Ты возьмёшь меня когда-нибудь на Суру? Очень хочется".
Вопрос оставленный без ответа сохранился в памяти телефона.
"Ну и не отвечай. Все равно возьмёшь".
27 января. Суббота. 8 часов утра. - Перекладывай вещи в рюкзак прямо сейчас!
- Не дави на меня!
Ты умеешь настоять на своем. Остановка возле рынка. Скотч. Спички. Анекдот про медработников. " Доктор, меня все раздражает!" Обмен номерами телефонов с участниками. Теплые носки. Вкусные пирожки. Лыжи. Рюкзаки. Санки. Дорога. Нет. Бездорожье. Но вокруг красота. Хочется фоткать и фоткать...слова инструктажа перед стартом от шоссе.
"Дорога по полю - примерно треть всего пути".
Почему эта треть такая длинная!?
...Сура. То самое место, которое я видела на фото. Только там был сентябрь. Сейчас январь... Влюбляюсь в каждое место, куда я приезжаю с ним... Снова пытаюсь найти связь, пытаюсь вспомнить, что нас связывает... Что-то как-будто обрывается в груди...два тяжёлых громких удара сердца...
Основано на реальных событиях.
Чебоксары -Новочебоксарск -Красный Яр- Мокры- Когуяры
январь 2018.
Свидетельство о публикации №218020101819