Землю - кентаврам! Ч. 1. День третий. Кадастр а-ля

   День третий. Кадастр а-ля Кентаврихора


   Утром Настуриарий ждал меня у архива.

   - Администратор не подходил? – спросил я.

   - Был, но узнал про вчерашнюю нашу беседу и уехал. Сказал, что как раз хотел посоветовать меня в помощники. Врет же, как пить дать, у него заготовка кормов перед сезоном дождей горит, и дома сейчас не поймаешь, ему только предлог подавай, чтоб смыться.

   - Нехорошо. Ладно, обойдемся пока без него.

   Работа закипела. Молодчики Лостеданата резво таскали мне дела, Настуриарий детально описывал историю объекта, я выбирал то, что конкретно укладывалось в рамки Кодекса недвижимости, и вносил стилусом записи в технические дела. На всякий случай я дублировал записи в отдельный файл в своем стереолисте, так как особого доверия к бумажным носителям я не питаю, а в кентавридском архиве это была даже не резистентная сверхстойкая бумага(15), а самая обычная натуральная целлюлоза. Тут же разложенные стереокарты с пометками администратора и свежими результатами работы дроидов позволяли привязать материал к местности. Мало-помалу начала вырисовываться общая картина, хотя белых пятен оставалось еще предостаточно. Поначалу я опасался, что Настуриарию быстро надоест непрерывное изложение похожих одна на другую историй, но напрасно – это был его конек, старик был счастлив, что нашел такого покорного слушателя. По его рассказам можно было писать летопись чуть ли не всего народа кентавридов; его осведомленность распространялась от столицы до самых до окраин, но я старательно, хоть и не без труда, удерживал полет его мысли в рамках нашего района, который в данный момент интересовал меня больше всего. Поползновения в таком духе, как «позже он переехал в другую область, и вот там начал…» или «а началось все в столице, три поколения назад, когда предок их был министром…», пресекались тут же и приземлялись поблизости от города за стенами архива. В таких случаях поначалу вошедший в раж Настуриарий таращил на меня глаза, всем видом показывая, что я упускаю самую занимательную часть повествования, но вскоре привык и без видимых усилий переносился с уровня высокой политики и международных отношений до местной обозримой обстановки.

   Перерыв на обед – кентавриды в этом отношении щепетильны не меньше людей – мы решили провести в известной таверне, по словам Настуриария там готовили не хуже, чем в столице. В этом я сомневался, но тащиться в мою резиденцию было неохота, дальше и времени больше, так проще уж было в таверну. Дорогу на перекрестке перегородила авиабаржа, в метре от земли перед нами проплыли ее борта, над которыми возвышались груды синих корнеплодов, похожих на свеклу. За ней следовала вторая, за которой прогудел вездеход Аскальдазда. В кабине маячило его растерянное лицо, красноречиво говорящее о том, что встреча со мной не входила в его ближайшие планы. Через секунду он уже приветливо улыбался, вездеход отстал от барж и вернулся к нам.

   - Дела! – администратор резво выбрался из кабины, его копыта приплясывали от нетерпения, а глаза косили в сторону уходящих барж. – Утром фермеры вызвали. Урожай гниет… - я окинул взглядом последнюю баржу, мне показалось, корнеплоды имели вполне свежий, здоровый вид, гнили не было в помине, - …сезон дождей близко. Как архив? Бездари справляются? Помощь нужна? Рад помочь. Вечером зайду, – его копыта цокнули по подножке вездехода.

   - Стой! – скомандовал я. – Больше некому заняться урожаем? По улицам слоняются толпы бездельников, кроме того, у тебя есть заместители.

   Администратор застыл, лихорадочно выискивая в голове аргументы в пользу своих планов. Хорош напарник, прилежен ученик, нечего сказать. Я не дал ему опомниться:

   - Мне безотлагательно нужно твое участие в работе, ты должен был быть в архиве еще с утра.

   С каким удовольствием он послал бы меня ко всем кентавридским чертям! Я хотел было намекнуть ему на недовольство министра, но Аскальдазд, видимо, догадался сам, тяжело вздохнул, отдал несколько распоряжений по видеофону и отослал вездеход домой на автопилоте.

   - В архив?

   - Нет, не сразу, мы обедать хотим.

   - Правильно! Здоровье всего дороже. А я прослежу за вездеходом. Не доверяю автопилотам. – Оживился Аскальдазд.

   - Доберется сам, не переживай, - категорично заявил я, - а тебе тоже надо перекусить, не мучай организм. Видишь, как я о тебе забочусь.

   Ну-ну, отпусти его проследить за вездеходом, нашел дурака. Потом лови администратора по всему району.

   Остаток дня прошел в оживленной и продуктивной работе. Как уже было сказано, старичок знал всю подноготную местных владельцев, а администратор оказался живой картой, он мог пальцем указать на плане место и приблизительные границы любого участка и владения, о котором заходила речь. К концу долгого двадцатичасового рабочего дня администратор совсем приуныл, с тоской озираясь по сторонам, словно хотел сквозь стены и дома увидеть, что происходит в округе, чем заняты фермеры, его личные заместители и доверенные кентавриды в городе, на полях и усадьбах. Он использовал каждую свободную минуту, чтобы вытащить из кармана видеофон и провести короткое совещание по тому или иному вопросу, словно без него абсолютно ничего не могло решиться. Настуриарий являл собой явную противоположность суетливому Аскальдазду: он чувствовал себя совершенно в своей тарелке, его язык не ведал усталости, а историям не было конца.

   День закончился знаменательным событием: к вечеру из столицы специальным рейсом прислали мотолет для моих передвижений по району. Как трогательно - Гуйявальг, оказывается, обо мне не забыл. Мотолет был новенький, модный, но вот беда: он больше подходил для прогулок по большому городу, чем для излишне увлажненных и продуваемых ветрами местных ландшафтов. Практичнее было найти немодный, но мощный и работящий мотолет здесь, на месте. Кроме того, под рукой был вездеход администратора, так что мотолет такого типа оказался явным бесполезным излишеством. С большим удовольствием я пересел бы в компактную рубку моего универсального «Урала-600», но, судя по срокам прибытия мотолета, мой шестисотый был обречен на долгую парковку в ремонтных боксах.
В первый момент меня одолевало желание набрать номер министра и от души «поблагодарить» его за все накопившееся. Но моя голова все же больше была занята тем, что дела проекта потихоньку пошли в гору, и потому я постарался выбросить из головы свои соображения по поводу мотолета и всего прочего, связанного с министром, и вернуться к труду в великолепно сработавшейся команде с Аскальдаздом, Настуриарием и Лостеданатом. Разумеется, я оставил за собой право реванша, мысленно пообещав на досуге выложить на страницы дневника все нелестные для министра отзывы и конструктивную критику его подхода к производству, возможно даже нецензурно.


Рецензии