Интерактивные технологии в школе

Е.Ю. Смотрицкий

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ:
внедрение инноваций или захват сегмента рынка


Прогресс остановить невозможно. Тем более если он приносит миллиардные прибыли. Введение интерактивных методов в образование – необратимый процесс. В чём смысл этого процесса? Какие силы его движут? Какие опасности он в себе таит?


СМЫСЛ

Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между человеко-машинными системами или между человеком и человеком. Современный средства телекоммуникации позволяют осуществлять такое взаимодействие в масштабах планеты. Телемосты, телефонные и интернет-конференции, сетевые компьютерные игры со многими участниками, чаты и форумы, дистанционное обучение уже стали частью нашей повседневной жизни. Электронные телекоммуникации как бы  уничтожают, аннигилируют пространство, а цифровые носители информации позволяют как бы консервировать и хранить информацию во времени и извлекать её в любой нужный момент. Техническая революция в способах хранения и транспорта информации привела к революционным изменениям практически во всех сферах жизни: банковское дело и электронные платёжные системы, электронная торговля, электронные библиотеки, виртуальные средства массовой информации, виртуальные брачные агентства и т.п. Благодаря таким техническим возможностям появляются новые педагогические технологии. Интерактивная доска в классе, дистанционное обучение, интерактивные олимпиады, заочные школы, компьютерные курсы по разным предметам, учебные методические игры... И это только дидактический аспект образования. Но открываются новые возможности и в менеджменте образования, и в воспитании, и в экономике образования. Например, что касается организации взаимодействия школы и родителей, то вполне реальна идея школьного он-лайн журнала и он-лайн дневника ребёнка, чтобы родители имели  прямой доступ к информации о состоянии дел у ребенка в школе (особенно с нынешней любовью к прогулам...).
 
Несколько слов следует сказать о средствах и формах интерактивных технологий в образовании. Просмотр литературы показал, что новая лексика уже активно эксплуатируется. Но вот новые смыслы, а часто и вообще просто смыслы, да простят нас коллеги-педагоги, улавливаются за этой лексикой не всегда. Существует разнобой в понимании самого термина «интерактивные технологии». Например, в интересной статье  Н. Коломійця [1] или Тараса Фасолі [2]. Вообще поражает отсутствие на сайте Министерства науки и образования нормативной базы и стратегии внедрения интерактивных технологий. Вообще отсутствуют отчёты о деятельности Министерства, невозможно найти данных о бюджете и его статьях расхода. Поэтому трудно сказать, есть ли у государства вообще стратегия развития в этом направлении.
 
Итак, проведение уроков с использованием интерактивных технологий предполагает наличие

• Интерактивной доски
• Проектора
• Компьютера
• Интерактивной указки (не обязательно, но таковые существуют)
• Программного обеспечения

Использование такого комплекса позволяет заменить традиционные наглядные пособия на уроках мультимедийными: на уроки истории и географии не нужно носить карты и глобусы, на уроках химии не обязательно доставать из шкафов запыленные модели молекул и кристаллических решеток, в кабинете биологии не обязательно хранить скелет, на уроки литературы и художественной культуры можно не носить толстенные и дорогие альбомы репродукций. Но кроме этого, поскольку доска интерактивная, то учитель и дети могут взаимодействовать с ней: задавать вопросы, давать ответы (тестировать себя), работать над ошибками, совершенствовать произношение и т.п.
Следующая сфера применения интерактивных технологий в образовании – дистанционное обучение. Для него требуется компьютер, подключенный к интернет и умение пользоваться электронной почтой и специальными программами по дистанционному обучению.
 
Пожалуй, больше не стоит останавливаться на этих вопросах. Для этого есть специальная литература.


ЧТО ДВИЖЕТ?

Внедрение интерактивных технологий – очень сложный и дорогостоящий процесс. Если отвлечься от экономической стороны, то главную трудность представляет подготовка кадров, владеющих интерактивными методиками преподавания, и подготовка программного обеспечения. Тем не менее процесс внедрения идёт. Потому что если раньше престижно было иметь компьютерные классы, то теперь – интерактивные комплексы. Это аргумент психологический, безусловно. Т.е. это разновидность моды. Частные школы заинтересованы привлечь новыми яркими педагогическими технологиями клиентов. Администрация школы и отделов образования заинтересована в том, чтобы «было что показать», т.е. также далеко не педагогический аргумент. Лет 10 назад на базе одной из школ проводили конференцию и иллюстрировали достижения открытыми уроками. На одном из таких уроков нас ошарашили использованием видеокамеры, видеомагнитофона, телевизора, кинопроектора и проигрывателя. Это за 45 минут! Понятно, что нормальные уроки так не проходят. И слава Богу! Но это, так  сказать, негативные движущие факторы. Позитивным же является то, что резко повышается эмоциональность изложения и восприятия материала, информационная ёмкость урока, а главное, как нам кажется, - возможность использования лучших отечественных и даже мировых дидактических средств в каждой школе.



ОПАСНОСТИ

За всеми реальными и мнимыми позитивными моментами внедрения интерактивных технологий кроются, на наш взгляд, две опасности. Первое – то что яркость, интенсивность, игровая форма урока могут превратится в простое развлечение, когда главное-то как раз и останется «за кадром», пройдёт мимо внимания и не останется в памяти ребёнка. Сейчас активно исследуется во всем мире психология интерактивного взаимодействия. И всё вроде бы говорит «за» новую технологию (см., например, http://personal.in.ua/article.php?ida=331). Но всё же не следует забывать, что всё зависит от учителя, от его умения увлечь и сконцентрировать внимание класса. А наличие программного обеспечения и хорошей техники может как раз расслабить учителя: что напрягаться, если есть доска, которая сама и покажет, и спросит, и выслушает, и исправит!
 
Вторая проблема – опасность коммерческой экспансии на школу фирмами – производителями интерактивных технологий. Ведь образование – это тысячи школ, многие тысячи класов. Это огромный сегмент рынка. И за него идёт борьба. Безусловно, чем больше товара выпускается, тем выше его окупаемость и тем дешевле будет розничная цена товара. Но прежде всего общество должно думать о школе, о качестве образования, а не об экономических интересчах производителей товара. А сайты производителей и дистрибюторов этой техники порой навязчиво рекламируют свою продукцию. Например, фирма Interactiv Kazakhstan (http://www.interactiv.kz/price/) вместо размещения прайс-листа предлагает связаться с ними для получения информации. Это называется – “пусть клиент придёт, а мы уж его раскрутим!”. А вот компания “ЛИТЕР” на своём сайте таки и пишет: «24 января в 15:00 в школе №291 прошла очередная презентация интерактивных досок SMART, в этом раз по Дарницкому району Киева» Заметьте! Прошел не открытый урок, а презентация! И дальше написано: «В президиуме находились заместитель Киевского городского мэра и начальник главного Управления образования и науки г. Киева Кирьян Валерий Андреевич, первый заместитель начальника главного Управления образования и науки г. Киева Горюнова Вера Зиновьевна, директор школы №291 Дударенко Лариса Валерьевна, начальник Управления Образования Дарницкого района Штангей Наталья Петровна, заместитель начальника Управления Образования Дарницкого района Тарнай Михаил Михайлович и генеральный директор компании «Литер» Шкула Олег Владимирович». Безусловно, что бизнес не пожалеет денег на презентации и даже на спонсорство для одной, а то и не одной школы, чтобы захватить потом – десятки и сотни! Повторяем: мы не против интерактивных технологий! Но нужно очень многое взвесить, чтобы решить, как расходовать бюджет государства (строить дороги и восстанавливать сельское хозяйство), и как расходовать бюджет на образование (дать учителю достойную зарплату), или вбухать миллионы гривен в интерактивные комплексы, на которых не умеют работать учителя и которые не обеспечены программным продуктом. Один комплекс стоит от 10000 до 20000 гривен, что соизмеримо с годовой зарплатой учителя. Мы уже проходили моду на телевизор в каждом классе, на компьютеризацию, а уровень образования от этого не повысился. Центральная фигура системы образования  - Учитель! И никакая техника его не заменит!


ЧЕГО ХОТЕЛОСЬ БЫ

Хотелось бы, чтобы государство системно подходило к введению инноваций в образовании, в том числе связанных с интерактивными технологиями.

Главные направления работы:

• Подготовка кадров, умеющих работать с новыми технологиями
• Создание национального (на государственном языке) программного обеспечения для интерактивных технологий
• Создание национального банка программного обеспечения для интерактивных технологий

Государство должно стимулировать создание программного продукта и должно обеспечить независимую экспертизу и отбор лучшего. Глядя на то, что у нас твориться с традиционными учебниками, возникают сомнения в способности нашего Министерства решить эту задачу. Но решить её надо!

Информация к размышлению (для Министерства науки и образования, Академии педагогических наук, Центрального института последипломного образования педагогов, пединститутам, университетам с педагогическими факультетами): из примерно 3700 диссертаций, представленных в каталоге Центральной научной библиотеки им. Вернадского, защищённых в период с 1994 по 2008, к интерактивному образованию можно отнести примерно … 5!..


1. Коломієць Н. Інтерактивні технології в особистісно зорієнтованій освіті // 2.


Kaiserslautern,
1-12.06.2008


Журнал "Відкритий урок: розробки, технології, досвід". –
Київ, ПЛЕЯДИ, №8/2008. http://osvita-ua.net/


Рецензии