Токманцевы

(из публикации в газете)

     Валя Токманцева родилась в деревеньке в Белоярском районе. Отец работал в Свердловске кузнецом. Детей в семье было пятеро. Старший уже совсем взрослый. Как и отец, стал рабочим. В 31-м их раскулачили, так как мать не стала вступать в колхоз.
     Не знаю, как ты, мой читатель, но я, когда смотрю фильм или читаю книгу о Великой Отечественной войне, сопереживаю героям, понимаю, что они делали святое дело. Но когда речь идёт о раскулачивании или сталинских репрессиях, до того муторно на душе: за что? почему такая ужасная несправедливость?
     Вот и Токманцевы тоже… Посадили их на телеги вместе с другими семьями. Старшего из сыновей, который уже работал в Свердловске и приехал на выходные проведать родных – вместе с ними. И повезли. Потом были товарные вагоны. До Ирбита.
     Здесь разместили в бараках. Ирбитчане помнят их на месте нынешнего заводского посёлка. Маленькое помещение – на всю семью. Когда отец, Иван Васильевич Токманцев, узнал о ссылке семьи, тоже приехал в Ирбит, устроился на работу в школу-завод (автоагрегатный – в будущем) преподавателем. Только начали обживаться, привыкать к новой жизни, отца арестовали. Это был 1937 год. Всего один допрос и через десять дней – расстрел.
     Жили после ареста отца невыносимо трудно. Полуголодные, полураздетые дети «врага народа». Даже возникал вопрос о том, чтобы кого-то отдать бабушке. Но старший брат Николай не отдал. Он в то время работал на стекольном заводе. Устроилась работать  и сестра Лида  простой рабочей в цех обжига кирпичного завода. Ирбитчане представляют, что такое кирпичный завод тогда; да в общем-то и до последнего времени он почти не менялся: в чистом поле обжиговые печи, какие-то сараюшки и глиняные карьеры. Случилось, что в смену, когда работала Лида, начался пожар. И её осудили как дочь врага народа, вычеркнули из жизни 6 лет…

                Г. Мосунова.  «Знамя победы», 1998 год, 30 октября.

     Автор публикации, по всей видимости, не располагал достоверными данными. Хотя это не меняет сути дела, но факты – есть факты.
    Иван Васильевич Токманцев действительно расстрелян 22 августа 1937 года, но, согласно учётных карточек раскулаченных, числящихся работниками комбината, а также данных Книги Памяти жертв политических репрессий Свердловской области, на момент ареста работал кузнецом на диатомитовом комбинате,  там же, где и его сын Николай, с мая 1931 года в кузнечно-слесарном цехе.
     Все члены его семьи – работники  диатомитового комбината, а после – стекольного завода, вплоть до реабилитации в 1947 году.   
 
Токманцевы:
Глава семьи – Токманцев Иван Васильевич 1887 г.р.
жена – Елизавета Ивановна 1884 г.р.
сын – Николай Иванович 1907 г.р.
дочь – Лидия Ивановна 1918 г.р.
сын – Виктор Иванович 1921 г.р.
дочь – Ольга Ивановна 1924 г.р.
дочь – Валентина Ивановна 1926 г.р.


Рецензии